Темы статей
Выбрать темы

О повторном применении меры влияния в виде остановки операций с бюджетными средствами

Письмо от 24.04.2017 г. № 04310-09-10/11126

Министерство финансов Украины рассмотрело письмо Государственной казначейской службы Украины от 30.03.2017 г. № 16-05/327-5279 о предоставлении разъяснения относительно повторного применения меры влияния в виде остановки операций с бюджетными средствами и сообщает.

Отношения, которые возникают в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства регулируются Бюджетным кодексом Украины (далее — Кодекс).

Положениями главы 18 Кодекса определены понятие и виды нарушений бюджетного законодательства, порядок применения мер влияния за совершенные нарушения, а также органы, уполномоченные на принятие решения о применении мер влияния. В частности, в соответствии с пунктом 22 части первой статьи 116 Кодекса одним из нарушений бюджетного законодательства являются нарушение требований Кодекса при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты.

Пунктами 2 и 3 части первой статьи 117 Кодекса за вышеупомянутое нарушение бюджетного законодательства предусмотрено применение остановки операций с бюджетными средствами (статья 120 Кодекса, Порядок остановки операций с бюджетными средствами, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 19.01.2011 г. № 21) или приостановки бюджетных ассигнований (Порядок приостановки бюджетных ассигнований, утвержденный приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319).

Частью второй статьи 118 Кодекса определено, что решение о применении указанных мер влияния за нарушение бюджетного законодательства принимается уполномоченными органами, в частности органами Казначейства Украины, в пределах установленных им полномочий на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства или акта ревизии и прилагающихся к ним материалов.

В соответствии с пунктом 3 Порядка остановки операций с бюджетными средствами, остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счетов распорядителей и/или получателей бюджетных средств, за исключением: уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование; выполнение решений органов, которым в соответствии с законом дано право взыскания средств; осуществление защищенных расходов.

При этом согласно пункту 14 указанного Порядка возобновление операций с бюджетными средствами не лишает уполномоченные органы права повторного применения такой меры влияния за нарушение требований бюджетного законодательства, как остановка операций с бюджетными средствами, к тем же распорядителям и/или получателям в случае неустранения или совершения указанных нарушений в дальнейшем.

Учитывая вышеуказанное, при принятии органами Казначейства решения о применении мер влияния за нарушение бюджетного законодательства следует руководствоваться нормами действующего законодательства.

Комментарий редакции

Остановка операций с бюджетными средствами: возможно ли повторное применение

В комментируемом письме Минфин разъясняет аспекты повторного применения такой меры влияния за нарушение требований бюджетного законодательства, как остановка операций с бюджетными средствами.

Остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счетов распорядителей и/или получателей бюджетных средств, за исключением: уплаты налогов, сборов (обязательных платежей) и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование; выполнение решений органов, которым в соответствии с законом дано право взыскания средств; осуществления защищенных расходов.

Давайте для начала вспомним вообще, за какие нарушения применяется эта мера влияния.

Для этого обратимся к Порядку остановки операций с бюджетными средствами, утвержденному постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21 (далее — Порядок № 21).

Так, согласно п. 2 этого Порядка остановка операций с бюджетными средствами применяется в случае выявления факта нарушения требований бюджетного законодательства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 117 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Такими нарушениями являются:

1) включение недостоверных данных в бюджетные запросы;

2) нарушение установленных сроков подачи бюджетных запросов или их неподача;

3) определение недостоверных объемов бюджетных средств при планировании бюджетных показателей;

4) зачисление доходов бюджета на любые счета, кроме единого казначейского счета (за исключением средств, которые получают учреждения Украины, функционирующие за рубежом, собственных поступлений государственных и коммунальных высших учебных заведений, научных учреждений и заведений культуры, полученных как плата за услуги, которые предоставляются ими согласно основной деятельности, благотворительные взносы и гранты, и в случаях, предусмотренных абз. 3 и 4 ч. 2 ст. 78 БКУ), а также аккумулирования их на счетах органов, которые контролируют взыскание поступлений бюджета;

5) зачисление доходов бюджета в иной, чем определенно БКУ или законом о Госбюджете, бюджет, в том числе в результате осуществления разделения налогов и сборов и прочих доходов между бюджетами с нарушением определенных размеров;

6) размещение временно свободных средств бюджета с нарушением требований БКУ;

7) создание небюджетных фондов, нарушение требований БКУ относительно открытия небюджетных счетов для размещения бюджетных средств;

8) нарушение порядка или сроков подачи, рассмотрения и утверждения смет и иных документов, которые применяются в процессе выполнения бюджета, утверждения в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями;

9) нарушение требований БКУ относительно утверждения главными распорядителями бюджетных средств порядков использования бюджетных средств;

10) нарушение порядка или сроков подачи и утверждения паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);

11) нарушение установленных сроков доведения документов об объемах бюджетных ассигнований до распорядителей бюджетных средств низшего уровня или получателей бюджетных средств;

12) нарушение порядка и сроков открытия (закрытия) счетов в органах Казначейства;

13) взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете;

14) нарушение порядка регистрации и учета бюджетных обязательств, включая необоснованный отказ в регистрации или несвоевременную регистрацию бюджетных обязательств;

15) нарушение требований БКУ при осуществлении предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушения порядка и сроков осуществления такой оплаты;

16) осуществление платежей за счет бюджетных средств без регистрации бюджетных обязательств, при отсутствии подтверждающих документов или при включении в платежные документы недостоверной информации, а также безосновательный отказ в проведении платежа органами Казначейства;

17) нецелевое использование бюджетных средств;

18) нарушение требований БКУ при осуществлении расходов государственного бюджета (местного бюджета) в случае несвоевременного вступления в силу закона о Госбюджете (несвоевременного принятия решения о местном бюджете);

19) предоставление кредитов из бюджета или возврата кредитов в бюджет с нарушением требований БКУ и/или установленных условий кредитования бюджета;

20) осуществление бюджетными учреждениями заимствований в любой форме или предоставление бюджетными учреждениями юридическим или физическим лицам кредитов из бюджета вопреки БКУ;

21) осуществление расходов, кредитования местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны проводиться из другого бюджета;

22) осуществление расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета без установленных бюджетных назначений или с их превышением вопреки БКУ или закону о Госбюджете;

23) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении государственного бюджета (местного бюджета), годового отчета о выполнении закона о Госбюджете (решении о местном бюджете), а также нарушении порядка и сроков подачи таких отчетов;

24) нарушение установленных требований относительно ведения бухгалтерского учета и составления отчетности о выполнении бюджетов;

25) нарушение установленных порядка или сроков подачи финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, а также подача такой отчетности в неполном объеме;

26) несоответствие данных, приведенных в финансовой и бюджетной отчетности бюджетных учреждений, данным бухгалтерского учета;

27) включение недостоверных данных в отчеты о выполнении паспортов бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), а также нарушение порядка и сроков подачи таких отчетов;

28) осуществление расходов на содержание бюджетного учреждения одновременно из разных бюджетов вопреки БКУ или закону о Госбюджете;

29) другие случаи нарушения бюджетного законодательства участником бюджетного процесса.

Как видим, видов нарушений, за которые применяется такая мера влияния, как остановка операций с бюджетными средствами, достаточно много, хотя это вовсе не полный перечень нарушений бюджетного законодательства. Полный перечень нарушений бюджетного законодательства вы можете посмотреть в ст. 116 БКУ.

Особое внимание Минфин обращает на нарушения относительно осуществления предварительной оплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушения порядка и сроков осуществления такой оплаты.

Напомним: требования к проведению предварительной оплаты определены постановлением КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее — постановление № 117).

При выявлении нарушения бюджетного законодательства составляется протокол о нарушении бюджетного законодательства.

В случае если факт нарушения требований бюджетного законодательства зафиксирован в акте ревизии контролирующего органа, то протокол о нарушении требований бюджетного законодательства не составляется.

На основании указанного протокола или акта ревизии уполномоченный орган принимает в течение трех рабочих дней со дня его поступления распоряжение об остановке операций с бюджетными средствами по форме согласно приложению 1 к Порядку № 21.

При этом уполномоченными органами являются Минфин, органы Государственной казначейской службы, Госаудитслужбы, местные финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств.

В комментируемом письме Минфин обращает особое внимание на то, что такая мера влияния, как остановка операций с бюджетными средствами, может быть применена повторно.

Так, в соответствии с п. 14 Порядка № 21 возобновление операций с бюджетными средствами не лишает уполномоченные органы права повторного применения такой меры влияния за нарушение требований бюджетного законодательства, как остановка операций с бюджетными средствами, к тем же распорядителям и/или получателям в случае неустранения или совершения отмеченных нарушений в дальнейшем.

Поэтому будьте внимательны. Если, например, бюджетное учреждение проведет предварительную оплату за товар стоимостью 200 тыс. грн. сроком на три месяца, чем нарушит условия п.п. 1 п. 1 постановления № 117, к такому бюджетному учреждению будет применена остановка операций с бюджетными средствами. Если же это же бюджетное учреждение в дальнейшем еще раз допустит нарушение и «проавансирует» товары, работы или услуги с нарушением сроков и условий, предусмотренных постановлением № 117, то уполномоченный орган повторно остановит операции с бюджетными средствами на счетах такого бюджетного учреждения — нарушителя.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше