Начнем с того, что правовые и организационные принципы государственного финансового контроля в нашем государстве определяет Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-ХІІ. В соответствии с его нормами Госаудитслужба имеет право проверять документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей. Также ревизор может исследовать на предмет достоверности документы относительно проведения госзакупок. Кроме того, органу государственного финкотроля предоставлено право требовать от руководителя подконтрольного учреждения проведения инвентаризации расчетов. И это еще не все... Для выяснения реальности и полноты отражения в учете операций подконтрольных учреждений органы финконтроля могут проводить встречные проверки. Для реализации этого права они могут получать от других предприятий справки и копии документов об операциях и расчетах с подконтрольными учреждениями. При этом указанное касается и субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности при условии, что они имели правоотношения с объектом проверки. Поэтому госаудитор вполне правомерно может поинтересоваться документами, которые удостоверяют такие отношения. Тогда как себестоимость, рентабельность и цена ТМЦ и услуг, поставленных подконтрольному учреждению, — все это выходит за пределы полномочий государственных аудиторов.
Учитывая это, установить факт завышения стоимости работ, услуг или цен на товары возможно лишь, если подрядчик (поставщик) добровольно предоставит соответствующую информацию органам финконтроля. Но даже после выявления таких фактов не каждый контрагент поторопится возвращать деньги. Поэтому стоит быть готовым отстоять свои интересы в суде.
Помните: Госаудитслужба в пределах возложенных на нее полномочий требует от руководителей подконтрольных учреждений устранения выявленных нарушений законодательства.
К тому же Госаудитслужба контролирует выполнение таких требований. А в случае необеспечения выполнения ее предписаний, обращается в суд в интересах государства. На это указывает п.п. 9 п. 4 Положения о Государственной аудиторской службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 03.02.2016 г. № 43. Но до этого доводить дело точно не стоит.
В описанной же выше ситуации подрядчик добровольно вернул средства на счет бюджетного учреждения. И это чудесно. Одной заботой уже меньше. Но остается открытым вопрос относительно дальнейшей судьбы таких средств.
И нам есть чем вас порадовать: эти средства бюджетное учреждение оставляет в своем распоряжении. То есть перечислять их в бюджет не нужно. В пользу этого свидетельствует прежде всего норма ч. 2 ст. 57 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). В частности, она четко указывает на сохранение остатков средств на счетах спецфонда.
Кроме того, эту точку зрения подтвердила и Госказначейская служба в письме от 17.07.2015 г. № 14-09/562-19082.
Внимание! Если расходы были осуществлены за счет средств общего фонда, то суммы возмещения (возврата) подлежат зачислению на счета общего фонда. В то же время эти суммы следует отнести на уменьшение расходов общего фонда.
В случае же проведения расходов за счет средств спецфонда суммы возмещения (возврата) должны быть зачислены на счета специального фонда. При этом также показываем уменьшение расходов специального фонда.
В случае погашения (возмещения расходов, возврата излишне перечисленных средств) в текущем году дебиторской задолженности, которая возникла в прошлых годах, необходимо обязательно откорректировать результат выполнения сметы. Именно на этом моменте акцентировало внимание и Казначейство в вышеупомянутом письме.
Вместе с тем в случае возврата излишне перечисленных средств об увеличении доходов речь не идет. Ведь в данной ситуации фактически имеет место восстановление расходов учреждения.
Имейте в виду: такие неожиданные поступления в первую очередь направляют на погашение задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, за потребленные коммунальные услуги и энергоносители ( ч. 9 ст. 51 БКУ).
Теперь о порядке отражения операций по возврату средств на счетах бухучета.
Учитывая необходимость корректировки расчетов с подрядчиком за 2015 год, придется затрагивать финрезультат выполнения сметы прошлых лет.
Напомним, что для учета финансовых результатов выполнения сметы за предыдущие отчетные периоды предназначен субсчет 5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы». И если коротко, то по кредиту этого субсчета показываем увеличение финрезультата. Здесь же должны найти свое отражение и суммы доходов государственного (местного) бюджета, которые поступили в текущем году, и суммы проведенных корректировок. А вот по дебету следует отражать суммы, которые уменьшают финансовый результат.
Чтобы окончательно разобраться с порядком учета таких операций, мы рассмотрим всю цепочку событий от получения финансирования (поступления средств) для оплаты работ до возврата излишне (ошибочно) перечисленных средств.
Пример. В начале 2015 года учебное заведение получило 15000 грн. за аренду помещения. Руководство учреждения приняло решение о направлении указанных средств на ремонт помещения. Для выполнения работ по текущему ремонту учебное заведение заключило договор с подрядной организацией. Фактическая стоимость работ составляла 9000 грн. В то же время на основании акта выполненных работ подрядчик выставил счет на сумму 10500 грн. Оплата работ произведена согласно предоставленным подрядчиком документам за счет средств спецфонда (плата за аренду имущества). В 2017 году по результатам проверки Госаудитслужбы в учебном заведении выявлен факт завышения стоимости ремонтных работ и, как следствие, переплата в сумме 1500 грн. Копию акта с заключениями Госаудитслужбы и письмо с просьбой вернуть излишне перечисленные средства бюджетное учреждение направило подрядной организации. Последняя перечислила средства в сумме 1500 грн. на специальный регистрационный счет учебного заведения.
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
2015 год | ||||
1 | Начислена арендная плата | 364 | 711 | 15000 |
2 | Получены денежные средства от арендатора | 323 | 364 | 15000 |
3 | Выполнены работы по текущему ремонту помещения (согласно акту выполненных работ) | 811 | 675 | 10500 |
4 | Перечислены средства подрядчику в счет оплаты выполненных работ | 675 | 323 | 10500 |
5 | В конце года отнесены доходы, полученные как арендная плата, на результат выполнения сметы | 711 | 432 | 15000 |
6 | Отнесены на результат выполнения сметы расходы отчетного года, проведенные за счет доходов специального фонда | 432 | 811 | 10500 |
2017 год | ||||
1 | Перенесены накопленные результаты выполнения сметы на 01.01.2017 г. | 432 | 5512 | 4500 |
2 | Произведена корректировка расчетов с подрядной организацией на сумму переплаты прошлых лет | 2117 | 5512* | 1500 |
3 | Возвращены средства подрядной организацией в связи с переплатой прошлых лет | 2313 | 2117 | 1500 |
* В данном случае доходы не возникают, поскольку происходит восстановление расходов учреждения за предыдущие бюджетные периоды. |
Для отражения этих операций в учетных регистрах сделаны следующие записи:
И в завершение несколько слов об отражении этой операции в отчетности. Так, в Пояснительной записке к бюджетной отчетности обязательно приводят объяснение причин отклонения ряда важных показателей. Такое требование предусмотрено п. 2 разд. IV Порядка составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.
Учитывая это, факт изменения финансового результата выполнения сметы прошлых лет следует обосновать в Пояснительной записке к квартальному отчету (приложение 10 к указанному Порядку).
Уверены, теперь порядок учета возврата средств от контрагентов стал для вас более понятным. И пусть ваши отношения с поставщиками и подрядчиками будут четко урегулированы условиями договоров и не доставляют вам лишних хлопот.