Темы статей
Выбрать темы

Корректировка отпускных-2017: разбираем нюансы

Будз Владимир, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бесспорно, повышение оклада — это радостное событие для любого работника. Но для бухгалтеров бюджетных учреждений в отпускной сезон оно оборачивается дополнительными хлопотами. Почему? Потому что необходимо провести корректировку выплат при расчете отпускных. Из этой статьи вы узнаете об особенностях исчисления суммы оплаты за время отпуска в случае повышения заработной платы для разных категорий работников-бюджетников.

При исчислении средней заработной платы для оплаты времени отпусков применяются положения Порядка № 100.

Расчет выплат за время отпуска осуществляется путем деления суммарного заработка за последние перед его предоставлением 12 календарных месяцев ( п. 2 Порядка № 100) или за меньший фактически отработанный период на соответствующее количество календарных дней года или меньшего отработанного периода, за исключением праздничных и нерабочих дней, установленных законодательством ( ст. 73 КЗоТ). Полученный результат перемножается на количество календарных дней отпуска.

При исчислении средней заработной платы для оплаты ежегодного и любого другого отпуска учитываются ( п. 3 Порядка № 100):

— основная заработная плата (оплата по окладу, тарифной ставке);

— доплаты и надбавки (за сверхурочную работу, за работу в ночное, вечернее время, совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания, классность водителям, высокие достижения в труде и т. п.);

— премии, не имеющие разового характера;

— вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет;

— индексация;

— выплаты за время, в течение которого за работником сохранялся средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, служебной командировки и т. п.), и пособие в связи с временной нетрудоспособностью (больничные и декретные)*.

* Подробнее о расчете отпускных см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 20, с. 25.

С целью недопущения снижения средней заработной платы за время отпусков, если в течение расчетного периода или периода, когда работник находится в отпуске, состоялось повышение окладов (тарифных ставок), п. 10 Порядка № 100 предусмотрена необходимость осуществления корректировки.

Когда корректируем?

Корректировка осуществляется, если в расчетном периоде или периоде, когда за работником сохраняется средний заработок, состоялось повышение окладов (тарифных ставок) и это повышение связано с положениями актов законодательства, а также решениями, предусмотренными в коллективных договорах (соглашениях).

Важно! Увеличение таких составляющих зарплаты работника, как надбавки, доплаты, премии, не является основанием для проведения корректировки.

Как корректируем?

В целом весь процесс корректировки отпускных можно разделить на 4 этапа (см. рис. 1).

Корректировку осуществляют путем умножения зарплаты, начисленной за месяц расчетного периода, на соответствующий коэффициент.

Коэффициент корректировки (повышения) определяется путем деления оклада (тарифной ставки), установленного работнику после повышения, на его оклад (тарифную ставку) до повышения (см. письма Минсоцполитики от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13, от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16 и от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416).

img 1

Рис. 1. Этапы корректировки отпускных

Для каждого работника необходимо рассчитывать свои коэффициенты корректировки. Причем такие коэффициенты исчисляют отдельно за каждый период, когда происходило повышение должностных окладов (тарифных ставок). То есть если в расчетном периоде зарплата повышалась несколько раз, то нужно рассчитывать несколько коэффициентов (расчетный период делим на периоды и для каждого рассчитываем свой коэффициент).

Внимание! Если повышение окладов коснулось только одного работника или отдельной категории работников, корректировка «средним» не проводится (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Как уже отмечалась выше, корректировка предусмотрена ( п. 10 Порядка № 100) для случаев, когда повышение должностных окладов состоялось:

— в расчетном периоде;

— в периоде, когда за работником сохранялся средний заработок.

Если оклад повышен в расчетном периоде, то зарплату корректируют за промежуток времени до повышения на коэффициент повышения ( абз. 1 п. 10 Порядка № 100). Зарплату в месяце расчетного периода, в котором было повышение зарплаты, не корректируют.

В случае, если средний заработок начисляют в месяце повышения должностных окладов, то на коэффициент повышения корректируют зарплату всего расчетного периода (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Если в месяце повышения должностного оклада за работником сохранялся средний заработок, то он также корректируется. Причем корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада. Это правило применяется к «переходным» выплатам, рассчитанным исходя из средней зарплаты (например, отпускные), начисленным до повышения окладов.

Что корректируем?

Корректируются все выплаты, которые включаются при исчислении средней заработной платы для оплаты времени отпусков, в частности выплаты за время, в течение которого за работником сохраняется средний заработок (за время предыдущего ежегодного отпуска, выполнения государственных и общественных обязанностей, служебной командировки и т. п.), и пособие в связи с временной нетрудоспособностью (см. письма Минсоцполитики от 04.05.2017 г. № 1344/0/101-17/282 «О выплатах, корректируемых на коэффициент повышения окладов (тарифных ставок) при расчете средней зарплаты для отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск» и от 11.06.2007 г. № 371/13/155-07).

Также корректировке подлежит сумма доплаты до минимальной зарплаты (далее — МЗП). Хотя она и не указана в п. 3 Порядка № 100, однако такая выплата включается в «средний» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 15). Но при расчете отпускных (в мае 2017 года) это будет актуально только для должностных лиц и служащих органов местного самоуправления (далее — ОМС), которым повысили оклады с 26.05.2017 г. (о них мы поговорим далее).

Всем прочим категориям работников-бюджетников при уходе в отпуск в 2017 году доплата до МЗП не будет подлежать корректировке, ведь она имеет место с 01.01.2017 г., а после этой даты законодательного повышения окладов у работников бюджетных учреждений не было (корректировке подлежит зарплата в расчетном периоде по декабрь 2016 года включительно).

Не забывайте: при повышении должностных окладов корректируют не только отпускные, но и прочие выплаты, которые рассчитываются в соответствии с Порядком № 100.

Следовательно, повышение должностных окладов следует учитывать во время исчисления сумм отпускных, оплаты времени командировки, сохранения среднего заработка за работниками, которые призваны (поступили) на военную службу, и т. п.

Далее рассмотрим особенности корректировки отпускных для отдельных категорий работников бюджетных учреждений.

Работники по ЕТС

Напомним, что с 1 января 2017 года в соответствии с постановлением № 1037 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 6) всем работникам отдельных отраслей бюджетной сферы с оплатой труда по ЕТС (медицинские работники, работники учреждений соцзащиты, заведений культуры и т. п.) повышены размеры должностных окладов (повышение коснулось всех работников с тарифными разрядами от 2-го до 25-го, для 1-го тарифного разряда должностной оклад остался на уровне декабря 2016 года — 1600 грн.).

К тому же должностные оклады упомянутых работников были также повышены и в декабре 2016 года (с 01.12.2016 г.) согласно постановлению № 840 (повышение коснулось всех работников с тарифными разрядами от 1-го до 25-го) (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 45, с. 3).

Таким образом, увеличение должностных окладов для такой категории работников состоялось на законных основаниях. Поэтому для них смело проводим корректировку средней зарплаты.

Поскольку должностные оклады работников по ЕТС повышены сначала с 01.12.2016 г., а потом с 01.01.2017 г., то при расчете майских отпускных (расчетный период: май 2016 года — апрель 2017 года) их зарплату, которая учитывается при исчислении отпускных:

— за май — ноябрь 2016 года, — корректируют на коэффициент повышения должностных окладов в декабре 2016 года и январе 2017 года;

— за декабрь 2016 года, — корректируют на коэффициент повышения должностных окладов в январе 2017 года;

— за январь — апрель 2017 года, — не корректируют.

Таблица с коэффициентами для корректировки зарплаты (оклады по ЕТС) при уходе в отпуск в мае 2017 года приведена в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 19, с. 32, при уходе в отпуск в июне 2017 года — в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 21, с. 32.

Пользоваться этими коэффициентами нужно следующим образом:

1) сначала в соответствии с тарифным разрядом работника нужно найти необходимую строку таблицы;

2) потом умножить зарплату, которая включается в расчет «средней», на свой корректирующий коэффициент;

3) далее, исходя из откорректированного заработка, определить сумму отпускных.

Подчеркнем: в этой таблице не учтены педагогические работники, которым с 01.01.2017 г. тарифные разряды повышены на 2 позиции. Для них коэффициенты корректировки следует рассчитывать самостоятельно (см. следующий раздел статьи).

Рассмотрим пример.

Пример 1. Работник бюджетного учреждения (8-й тарифный разряд по ЕТС) с 22.05.2017 г. идет в ежегодный отпуск на 24 календарных дня (далее — к. дн.). Расчетный период для исчисления отпускных: май 2016 года — апрель 2017 года. Допустим, что его зарплата за май — ноябрь 2016 года составляет 16321,20 грн., за декабрь 2016 года — 2626,80 грн., а за январь — апрель 2017 года — 12800,00 грн.

Сначала определим откорректированный заработок за май — ноябрь 2016 года:

16321,20 х 1,3505 = 22041,78 (грн.);

где, 1,3505 — коэффициент повышения должностных окладов в декабре 2016 года и январе 2017 года, рассчитанный следующим образом:

(2189 : 1943) х (2624 : 2189),

где 1943 — оклад, который был в мае — ноябре 2016 года;

2189 — оклад, который был в декабре 2016 года;

2624 — оклад, установленный с 1 января 2017 года.

Далее определим откорректированный заработок за декабрь 2016 года:

2626,80 х 1,1987 = 3148,75 (грн.),

где 1,1987 — коэффициент повышения должностных окладов в январе 2017 года (2624 : 2189).

Как отмечалось выше, зарплату за январь апрель 2017 года не корректируют.

Количество календарных дней, которые участвуют в расчете средней зарплаты, составляет:

365 - 11 = 354 (к. дн.),

де 365 — количество календарных дней в расчетном периоде;

11 — количество праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, которые приходятся на расчетный период.

Среднедневная зарплата равна:

(22041,78 + 3148,75 + 12800,00) : 354 = 107,32 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

107,32 х 24 = 2575,68 (грн.).

Педработники

Двойное повышение

Прежде всего напомним, что для некоторых педагогических работников с 1 января 2017 года размеры должностных окладов были повышены одновременно на двух основаниях:

1) общее повышение окладов по ЕТС, предусмотренное постановлением № 1037;

2) повышение на 2 тарифных разряда в зависимости от источника финансирования и типа учебного заведения (с 01.01.2017 г. или с 01.09.2017 г.) согласно постановлению № 974 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 3).

Заметим, что с 01.01.2017 г. повысились должностные оклады (путем увеличения тарифных разрядов на две позиции) педработников учебных заведений, которые финансируются за счет образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам. Типы учебных заведений, которым направляется образовательная субвенция на оплату труда с начислениями педработников, приведены в ст. 1032 БКУ. К таким учебным заведениям относят общеобразовательные учебные заведения и ПТУЗ в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования;

При этом в соответствии с абз. 3 п. 10 Порядка № 100 в случае изменения тарифной ставки (должностного оклада) работнику в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую, вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п. такая корректировка средней заработной платы не проводится. В связи с этим вполне логично возникает вопрос: учитываются ли при корректировке отпускных педработникам оба «январских» повышения, или только то, которое касается повышения размера тарифного разряда по ЕТС?

Ответ на этот вопрос дали специалисты Минсоцполитики в письме от 10.04.2017 г. № 1099/0/101-17/282 (см. «Оплата труда», 2017, № 10, с. 3). В частности, ими было отмечено, что повышение с 01.01.2017 г. должностных окладов для педагогических работников в результате повышения тарифных разрядов на две позиции по ЕТС состоялось в соответствии с актами законодательства, поэтому нормы абз. 1 и 2 п. 10 Порядка № 100 применяются при расчете средней зарплаты, в частности при оплате отпускных.

Аналогичное мнение по этому поводу высказали и специалисты Профсоюза работников образования и науки в письме от 07.04.2017 г. № 02-8/189 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 16, с. 7). Согласно их разъяснениям, повышение педработникам окладов согласно постановлению № 974 (+ 2 тарифных разряда) не считается изменением оклада в связи с присвоением более высокого разряда, переводом на другую, вышеоплачиваемую работу (должность) и т. п., поэтому норма, приведенная в абз. 3 п. 10 Порядка № 100, в этом случае не работает.

Следовательно, для педработников при расчете коэффициента корректировки учитываем как общее повышение окладов по ЕТС, так и повышение окладов на две позиции (см. рис. 2).

img 2

Рис. 2. Формирование корректирующего коэффициента для педработников с учетом двойного повышения окладов с 01.01.2017 г.

Сам коэффициент корректировки определяется путем деления последнего нового оклада, установленного после двух повышений (оклад с 01.01.2017 г.), на оклад (тарифную ставку), который был у работника до таких повышений. Подтверждает это и специалист Минсоцполитики (см. консультацию в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 16, с. 27).

Рассмотрим ситуацию с определением корректирующих коэффициентов для педработников на примере.

Пример 2. Учителю первой категории ОУЗ предоставлен ежегодный отпуск с 10.05.2017 г. на 14 к. дн. С 01.01.2017 г. его тарифный разряд повышен с 11-го до 13-го. Расчетный период (май 2016 года — апрель 2017 года) отработан полностью. Зарплата за май — ноябрь 2016 года составляет 22873,20 грн., за декабрь 2016 года — 3682,00 грн., а за январь — апрель 2017 года — 20339,20 грн. Определим коэффициенты корректировки заработка за май 2016 года — апрель 2017 года и рассчитаем сумму отпускных.

Должностной оклад по 11-му тарифному разряду по ЕТС в 2016 году составлял: с 1 мая — 2334 грн.; с 1 декабря — 2630 грн.; с 1 января 2017 года — 3152 грн.

Должностной оклад по 13-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2017 года — 3632 грн.

Принимаем во внимание и повышение окладов по ЕТС, и повышение «+ 2 тарифных разряда». Поэтому заработок за апрель — декабрь 2016 года (который учитывают при расчете отпускных) должен быть откорректирован на такие коэффициенты:

— заработок за май — ноябрь 2016 года — на 1,5561 (3632 : 2334);

— заработок за декабрь 2016 года — на 1,3810 (3632 : 2630).

Далее определим откорректированный заработок за май — ноябрь 2016 года:

22873,20 х 1,5561 = 35592,99 (грн.).

Откорректированный заработок за декабрь 2016 года составляет:

3682,00 х 1,3810 = 5084,84 (грн.).

Зарплату за январь апрель 2017 года не корректируют.

Количество календарных дней, которые участвуют в расчете:

365 - 11 = 354 (к. дн.).

Среднедневная зарплата составляет:

(35592,99 + 5084,84 + 20339,20) : 354 = 172,36 (грн.).

Наконец, считаем сумму отпускных:

172,36 х 14 = 2413,04 (грн.).

Дополнительная педработа без совместительства

Также отметим особенности корректировки «отпускного» заработка для педработников, которые в одном учебном заведении выполняют дополнительную работу по другой должности.

Действующее законодательство позволяет педагогическим работникам одновременно с основной работой выполнять дополнительную учебную (педагогическую) работу. Например, учителя ОУЗ могут вести занятия с кружковцами в этом же заведении. При этом такая дополнительная работа не является совместительством ( п. 8 Перечня № 43). Осуществляется она без занятия штатной должности в этом заведении и может выполняться как в основное рабочее время, так и за его пределами ( п. 12 Перечня № 43).

Это значит, что ее выполнение не требует заключения отдельного трудового договора (см. письмо Минтруда от 08.04.2010 г. № 347/13/84-10). Возложение на работника дополнительных обязанностей оформляется приказом (распоряжением) руководителя. В соответствии с этим в трудовой договор по основной работе вносится условие о том, что работник берет на себя обязанности выполнять вместе с трудовой функцией, обусловленной трудовым договором, еще и дополнительную работу.

Оплата за часы преподавательской работы (руководство кружком) осуществляется сверх основного должностного оклада (ставки) в порядке, предусмотренном соответственно для педагогических работников, по тарификации ( п. 91 Инструкции № 102). Такую дополнительную оплату за педагогическую работу (которая не является совместительством) учитывают при исчислении среднего заработка для оплаты времени отпуска педработникам ( абз. 4 п. 10 Положения № 43).

Таким образом, при расчете отпускных учителю ОУЗ учитывают также оплату за работу руководителем кружка. При этом суммарный заработок в расчетном периоде (с учетом зарплаты по должности руководителя кружка) корректируют на коэффициент повышения оклада по основной должности, то есть учителя. Об этом, в частности, шла речь в письме Минсоцполитики от 04.11.2013 г. № 976/13/155-13 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 10, с. 6).

Рассмотрим вышесказанное на примере.

Пример 3. Учитель + руководитель кружка (без совместительства)

Учитель ОУЗ имеет квалификационную категорию «специалист высшей категории» и педагогическую нагрузку в размере 18 часов в неделю. В этом же учебном заведении он руководит кружком (2 часа в неделю). С 01.01.2017 г. в соответствии с постановлением № 974 его тарифный разряд повышен на две позиции по ЕТС:

— с 12-го до 14-го — по должности учителя;

— с 8-го до 10-го — по должности руководителя кружка.

Также с 01.01.2017 г. должностные оклады повышены в соответствии с постановлением № 1037.

С 29.05.2017 г. работнику предоставлен ежегодный отпуск. Расчетный период (май 2016 года — апрель 2017 года) отработан полностью.

Как определить коэффициенты корректировки заработка за май — декабрь 2016 года для расчета отпускных?

Должностной оклад по 12-му тарифному разряду по ЕТС в 2016 году составлял: с 1 января — 2360 грн., с 1 мая — 2512 грн., с 1 декабря — 2830 грн.; с 1 января 2017 года — 3392 грн.

Должностной оклад по 14-му тарифному разряду по ЕТС с 1 января 2017 года — 3872 грн.

Поэтому суммарный заработок за май — декабрь 2016 года (который учитывают при расчете отпускных, с учетом зарплаты по должности руководителя кружка) должен быть откорректирован на следующие коэффициенты:

— заработок за май — ноябрь 2016 года — на 1,5414 (3872 : 2512);

— заработок за декабрь 2016 года — на 1,3682 (3872 : 2830).

Зарплату за январь — апрель 2017 года не корректируют.

Госслужащие

Напомним, что у госслужащих с 1 мая 2016 года состоялось изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностного оклада. Связано это со вступлением в силу нового Закона о госслужбе. Поэтому для них применяем особый порядок расчета средней зарплаты, предусмотренный абз. 7 п. 2 Порядка № 100.

А именно: период до изменения структуры заработной платы исключают из расчетного периода. То есть для таких работников в расчете среднедневной зарплаты будут участвовать месяцы расчетного периода, начиная с мая 2016 года.

Кроме того, с 1 января 2017 года госслужащим согласно постановлению № 15 были повышены должностные оклады. Следовательно, у таких работников состоялось законодательное повышение, поэтому при расчете отпускных им в мае 2017 года нужно провести корректировку среднего заработка за период: май — декабрь 2016 года.

Пример 4. Госслужащий с 15.05.2017 г. идет в ежегодный отпуск на 14 к. дн. Должностной оклад этого работника с 01.05.2016 г. составлял 3274 грн., после повышения с 1 января 2017 года — 3801 грн. Расчетный период (май 2016 года — апрель 2017 года) отработан полностью. Сумма зарплаты, которая включается в расчет отпускных, за период с мая по декабрь 2016 года составляет 39288,00 грн. Зарплата за январь — апрель 2017 года — 22806,00 грн.

Как рассчитать коэффициент повышения зарплаты и сумму отпускных?

Сначала определим откорректированный заработок за май декабрь 2016 года:

39288,00 х 1,1610 = 45613,37 (грн.),

где 1,1610коэффициент корректировки зарплаты за период май декабрь 2016 года, который рассчитан так: 3801 : 3274 = 1,1610.

Зарплату за январь апрель 2017 года не корректируем.

Количество календарных дней, которые участвуют в расчете средней зарплаты, составляет:

365 - 11 = 354 (к. дн.).

Среднедневная зарплата равна:

(45613,37 + 22806,00) : 354 = 193,28 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

193,28 х 14 = 2705,92 (грн.).

ОМС: должностные лица и служащие

Наконец и эта категория работников дождалась повышения должностных окладов. Так, постановлением № 353 (вступило в силу с 26.05.2017 г.) изложены в новой редакции приложения 48 — 55 к постановлению № 268 (см. постановление и комментарий специалиста Минсоцполитики к нему в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 21, с. 3). Следовательно, с 26 мая 2017 года должностные оклады этой категории работников повышены на законодательном уровне.

А это значит, что для должностных лиц и служащих ОМС можно смело проводить корректировку отпускных. Однако, осуществляя ее, следует помнить о правилах, указанных в п. 10 Порядка № 100, а именно:

— если повышение окладов состоялось в расчетном периоде, то корректировке подлежит заработок, который участвует в расчете «средней», за промежуток времени до повышения;

— если повышение окладов случилось в период сохранения за работником среднего заработка (например, в период отпуска, командировки, военной службы и т. п.), то корректируем уже рассчитанный среднедневной заработок.

В связи с этим для такой категории работников в сложившейся ситуации существует несколько вариантов возможной корректировки отпускных (в зависимости от того, когда работник идет в отпуск). Рассмотрим их в хронологическом порядке предоставления отпуска.

Вариант 1. Если начало и окончание отпуска приходятся на дату до 26.05.2017 г.

В этом случае корректировки проводить не нужно, ведь законодательного повышения окладов еще не было.

Вариант 2. Отпуск начался до 26.05.2017 г., но длится и после этой даты.

В таком случае корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада, то есть с 26.05.2017 г. и по дату окончания отпуска.

Вариант 3. Начало отпуска пришлось на период с 26 по 31 мая 2017 года.

В этом случае на майский коэффициент повышения окладов корректируют выплаты, которые включаются в расчет отпускных, за весь расчетный период (май 2016 года апрель 2017 года).

Вариант 4. Отпуск предоставляют с 1 июня и позже.

Тогда в расчетном периоде (июнь 2016 года май 2017 года):

— зарплату за июнь 2016 года по 25.05.2017 г. (включительно) корректируют на майский коэффициент повышения;

— зарплату с 26.05.2017 г. по 31.05.2017 г. не корректируют.

Также отметим: корректировать на коэффициент повышения окладов необходимо и прочие выплаты, которые рассчитывают согласно Порядку № 100. Это значит, что корректировать нужно средний заработок для оплаты дней командировки, матпомощи в размере среднего заработка, срока службы на особый период (срочной и контрактной службы) и т. п.

При этом заметим: если, например, материальную помощь на оздоровление (в размере среднего заработка) вы начисляли и выплачивали в мае (к отпуску, который начался до 1 июня), — то зарплату не корректируют.

Объясняется это тем, что, во-первых, такая выплата не является сохранением среднего заработка за работником (в отличие от отпуска или командировки). А во-вторых, май 2017 года для расчета этой выплаты не войдет в расчетный период. Это же касается и суммы начисленной и выплаченной в мае 2017 года компенсации за неиспользованный отпуск.

Если же такие выплаты будут начисляться в июне 2017 года (или привязаны к событиям июня, например, матпомощь на оздоровление к отпуску с 1 июня, начисленная в мае), тогда май-2017 попадет в расчетный период, в котором произошло повышение окладов. Соответственно, в таком случае необходимо использовать общий подход и в расчетном периоде зарплату до 26.05.2017 г. следует откорректировать на майский коэффициент повышения окладов.

Рассмотрим пример.

Пример 5. Главный бухгалтер сельского совета с 29.05.2017 г. идет в ежегодный отпуск продолжительностью 14 к. дн. Должностной оклад этого работника с 01.12.2015 г. составлял 1723 грн. (согласно постановлению № 1013), после повышения с 26.05.2017 г. (согласно постановлению № 353) — 3200 грн. Расчетный период (май 2016 года — апрель 2017 года) отработан полностью. Сумма зарплаты, которая включается в расчет отпускных, составляет 33426 грн.

Как рассчитать коэффициент повышения зарплаты и сумму отпускных?

Сначала определим откорректированный заработок за расчетный период:

33426,00 х 1,8572 = 62078,77 (грн.),

где 1,8572коэффициент корректировки зарплаты за расчетный период (май 2016 года — апрель 2017 года), который рассчитан так: 3200 : 1723 = 1,8572.

Количество календарных дней, которые участвуют в расчете средней зарплаты, составляет:

365 - 11 = 354 (к. дн.).

Среднедневная зарплата равна:

62078,77 : 354 = 175,36 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

175,36 х 14 = 2455,04 (грн.).

Если такому работнику при уходе в отпуск с 29.05.2017 г. предоставлялась материальная помощь на оздоровление в размере среднемесячного заработка, то для ее расчета зарплату за расчетный период (март — апрель 2017 года) не корректируем (учитываем в фактически начисленном размере).

«Обслуживающие» рабочие органов госвласти и ОМС

Как уже было указано выше, для работников с оплатой труда по ЕТС оклады были повышены с 01.12.2016 г. и с 01.01.2017 г. В связи с таким повышением была увеличена «базовая» тарифная ставка работника 1-го тарифного разряда по ЕТС. А это значит, что с 01.12.2016 г. и с 01.01.2017 г. «автоматом» увеличились «штатные» должностные оклады рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, ОМС и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, оплата труда которых осуществляется согласно приказу №77.

Что касается самих размеров месячных тарифных ставок (должностных окладов), установленных приложением 1 к приказу № 77, то здесь следует учитывать требование абз. 2 п. 1 этого приказа. Оно предусматривает, что размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанных в приложениях 1 — 3 к приказу № 77, изменяются в установленном порядке пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к постановлению КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Для выполнения указанного требования нужно было размеры месячных тарифных ставок, которые определены в приложении 1 к приказу № 77 (последняя редакция, с учетом изменений, внесенных приказом Минсоцполитики от 16.05.2016 г. № 515) по состоянию на 01.05.2016 г., умножить на соответствующий коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда*.

* Более подробно о расчете коэффициента повышения и новых размерах должностных окладов «обслуживающих» рабочих с 01.01.2017 г. шла речь в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 1-2, с. 24.

Следовательно, увеличение должностных окладов для такой категории работников состоялось на законодательных основаниях. Поэтому для них также проводим корректировку среднего заработка.

Поскольку должностные оклады «обслуживающих» рабочих повышены сначала с 01.12.2016 г., а потом с 01.01.2017 г., то при расчете майских отпускных (расчетный период: май 2016 года — апрель 2017 года) их зарплату, которая учитывается при исчислении отпускных:

— за май — ноябрь 2016 года, корректируют на коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда в декабре 2016 года и январе 2017 года — 1,35021 (1600 грн. : 1185 грн.);

— за декабрь 2016 года, — корректируют на коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда в январе 2017 года — 1,1985 (1600 грн. : 1335 грн.);

— за январь — апрель 2017 года — не корректируют.

Перевод на другую должность: когда и как корректировать «среднюю»

Как было указано выше, существует правило, когда средний заработок для оплаты отпуска не корректируют, а именно: «если повышение должностного оклада происходило в результате присвоения работнику более высокого разряда или перевода на другую, вышеоплачиваемую должность».

Относительно педработников и их повышения «+2 тарифных разряда» мы выяснили, — вышеупомянутое правило здесь не действует. А что же в других случаях? Есть ли здесь какие-то нюансы, в частности в случае перевода работника на выше/нижеоплачиваемую должность?

Ответим: если в периоде до или после повышения/снижения должностного оклада в связи с переводом на другую должность было законодательное повышение должностного оклада, то корректировку зарплаты в связи с законодательным повышением проводить нужно.

При этом само собой «персональное» повышение/снижение оклада в результате перевода на другую вышеоплачиваемую/нижеоплачиваемую должность, присвоения высшего/низшего разряда не является основанием для проведения корректировки. То есть если в результате «индивидуальных» причин состоялось изменение оклада, то именно по этому поводу корректировки зарплаты не проводим. Это следует из абз. 3 п. 10 Порядка № 100.

Также свои разъяснения относительно порядка корректировки среднего заработка (при законодательном повышении должностных окладов) за время отпуска в случае перевода работника на нижеоплачиваемую работу предоставили специалисты Минсоцполитики в письме от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282 (см. «Оплата труда», 2017, № 11, с. 4).

Согласно этим разъяснениям, при законодательном повышении окладов корректировка осуществляется по той должности, которую работник занимал на время повышения должностных окладов. Именно так специалисты «трудооплатного» ведомства трактуют для использования сочетания норм абз. 1 — 3 п. 10 Порядка № 100 (см. комментарий специалиста Минсоцполитики «Перевод на нижеоплачиваемую должность и законодательное повышение окладов в одном месяце: учитываем особенности корректировки «средней» в газете «Оплата труда», 2017, № 11, с. 6).

Давайте рассмотрим сказанное на примерах.

Пример 6. ЕТС: бухгалтер I категории → ведущий бухгалтер с 1 октября 2016 года.

Бухгалтера лицея I категории (9-й тарифный разряд по ЕТС) с 1 октября 2016 года повысили до ведущего бухгалтера (10-й тарифный разряд по ЕТС). С 29.05.2017 г. этот работник идет в ежегодный отпуск. Расчетный период: май 2016 года — апрель 2017 года отработан полностью.

Как определить коэффициенты корректировки заработка для расчета отпускных?

В этом случае в расчетном периоде корректировке будет подлежать только зарплата по новой должности (ведущий бухгалтер), поскольку именно в период работы на этой должности (с 01.12.2016 г. и с 01.01.2017 г.) у работника состоялось законодательное повышение оклада.

Должностной оклад по 10-му тарифному разряду по ЕТС с 1 мая 2016 года составлял 2157 грн., с 1 декабря 2016 года — 2430 грн., а с 1 января 2017 года — 2912 грн.

Заработок в расчетном периоде нужно корректировать таким образом:

— за месяцы с мая по сентябрь 2016 года по должности бухгалтера I категории — не корректируют (в период до даты перевода не происходило законодательного повышения окладов);

— за октябрь и ноябрь 2016 года по должности ведущего бухгалтера — корректируют на коэффициент 1,35 — коэффициент повышения оклада с 1 декабря 2016 года и с 1 января 2017 года (2912 грн. : 2157 грн.);

— за декабрь 2016 года по должности ведущего бухгалтера — корректируют на коэффициент 1,1984 коэффициент повышения оклада с 1 января 2017 года (2912 грн. : 2430 грн.);

— за месяцы с января по апрель 2017 года — заработок по должности ведущего бухгалтера не корректируют, поскольку в этот период законодательного повышения должностных окладов не было.

Пример 7. Госслужба: ведущий специалист → специалист с 13 февраля 2017 года.

Государственный служащий работал в 2016 году в должности ведущего специалиста с должностным окладом 2240 грн. С 01.01.2017 г. должностные оклады госслужащим были повышены согласно постановлению № 15, и размер должностного оклада госслужащего, который занимал должность ведущего специалиста, составил 2649 грн. С 13 февраля 2017 года этого работника перевели на должность специалиста в том же госоргане с должностным окладом 2000 грн. С 15 мая 2017 года госслужащий идет в ежегодный основной отпуск.

На какой коэффициент повышения должностного оклада следует откорректировать зарплату за май — декабрь 2016 года?

По состоянию на 01.01.2017 г. (дату законодательного повышения окладов согласно постановлению № 15) работник занимал должность ведущего специалиста. Такую же должность он занимал и до 01.01.2017 г. Поэтому в расчетном периоде зарплату за май — декабрь 2016 года корректируют на коэффициент повышения по той должности, на которой находился работник в соответствующих местах, то есть по должности ведущего специалиста.

Найдем коэффициент корректировки:

2649 грн. : 2240 грн. = 1,1826,

где 2649 — должностной оклад ведущего специалиста с 1 января 2017 года в соответствии с постановлением № 15;

2240 — должностной оклад ведущего специалиста с 1 мая по 31 декабря 2016 года согласно постановлению № 292.

Непроведение корректировки: какова ответственность

Помните: неприменение корректирующих коэффициентов при определении среднего заработка — это нарушение трудового законодательства (см. письмо Минсоцполитики от 16.08.2016 г. № 1143/13/84-16). За такое нарушение учреждению грозит штраф в размере МЗП (в 2017 году — 3200 грн.), установленной законом на момент выявления нарушения ( ст. 265 КЗоТ).

Также непроведение корректировки грозит штрафом и должностным лицам «виновного» учреждения в размере от 510 до 1700 грн. А за повторное в течение года нарушение или за нарушение, совершенное по отношению к несовершеннолетнему, беременной женщине, одинокому отцу, матери или лицу, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, — от 1700 до 5100 гpн. согласно ч. 1 и 2 ст. 41 КоАП.

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

БКУ Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Постановление № 1013 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы, особенностях проведения индексации и внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты» от 09.12.2015 г. № 1013.

Постановление № 840 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 23.11.2016 г. № 840.

Постановление № 1037 — постановление КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.

Постановление № 974 — постановление КМУ «О внесении изменения в приложение 2 к постановлению Кабинета Министров Украины от 30 августа 2002 г. № 1298» от 14.12.2016 г. № 974.

Постановление № 15 — постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

Постановление № 292 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Постановление № 353 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 09.03.2006 г. № 353.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и прочих органов» от 02.10.96 г. № 77.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Положение № 43 — Положение об условиях работы по совместительству работников государственных предприятий, учреждений, организаций, утвержденное совместным приказом Минтруда, Минфина и Минюста от 28.06.93 г. № 43.

Перечень № 43 — Перечень работ, которые не являются совместительством, утвержденный совместным приказом Минтруда, Минфина и Минюста от 28.06.93 г. № 43.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше