Темы статей
Выбрать темы

Вопросы применения ПЦМ

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
В нашем регионе в 2015 году была принята программа «Образование» на 5 лет. С этого года мы должны применять программно-целевой метод. Главным распорядителем бюджетных средств является отдел образования, которому подчинено семь детских садов, шесть школ и одна школа-интернат. Какие программы должен принять отдел образования? Кого определить ответственными исполнителями? Как определить коды программной классификации?

Прежде всего напомним, что п. 18 Заключительных и переходных положений Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) предусмотрено, что местные бюджеты, которые имеют взаимоотношения с государственным бюджетом (областные, городские, городов областного значения, районные бюджеты и бюджеты объединенных территориальных громад), начиная с составления проектов местных бюджетов на 2017 год применяют программно-целевой метод (ПЦМ) в бюджетном процессе.

В соответствии со ст. 2 БКУ ПЦМ в бюджетном процессе — это метод управления бюджетными средствами для достижения конкретных результатов за счет средств бюджета с применением оценки эффективности использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса.

Применение ПЦМ и его особенности нормированы ст. 20 БКУ.

Особыми составляющими ПЦМ в бюджетном процессе являются:

— бюджетные программы;

— ответственные исполнители бюджетных программ;

— паспорта бюджетных программ;

— результативные показатели бюджетных программ.

В свою очередь, бюджетная программа — это совокупность мероприятий, направленных на достижение единой цели, задач и ожидаемого результата, определение и реализацию которых осуществляет распорядитель бюджетных средств в соответствии с возложенными на него функциями.

Бюджетные программы определяются главными распорядителями бюджетных средств с учетом положений ч. 2 ст. 21 и п. 2 ч. 5 ст. 22 БКУ.

Основа для планирования и формирования бюджетной программы — определение главной цели деятельности распорядителя средств. Это является необходимым критерием для предотвращения повторения деятельности нескольких учреждений главных распорядителей.

Цель бюджетной программы — это конечный результат, который достигается при выполнении бюджетной программы, отвечает приоритетам государственной и региональной политики и способствует достижению стратегической цели развития государства и/или административно-территориальной единицы в среднесрочном периоде.

Цель должна быть реальной и достижимой и существенно не изменяться из года в год, за исключением случаев, когда бюджетная программа имеет периодический характер, заканчивается срок ее выполнения или принятие новых законодательных актов предусматривает внесение в нее изменений.

Задачи бюджетной программы (подпрограммы) — конкретный, направленный на достижение цели бюджетной программы комплекс мероприятий, который отражает основные этапы достижения поставленной цели, определяет пути выполнения программы (подпрограммы), подлежит проверке и должен содержать результативные показатели бюджетной программы (подпрограммы).

Теперь давайте разберемся, какие именно бюджетные программы следует принять в описанной в вопросе ситуации.

Кстати, Типовые перечни бюджетных программ и результативные показатели их выполнения для местных бюджетов в отрасли «Образование» утверждены совместным приказом Минфина и МОН от 01.06.2010 г. № 298/519.

Пользуясь этими Типовыми перечнями, в вашем случае необходимо составлять такие программы:

1) «Дошкольное образование»;

2) «Предоставление общего среднего образования общеобразовательными учебными заведениями»;

3) «Предоставление общего среднего образования общеобразовательными школами-интернатами».

Осуществление расходов на основе бюджетных программ предусматривает определение их конкретных ответственных исполнителей, т. е. тех, кто непосредственно отвечает за выполнение программы.

Ответственный исполнитель бюджетных программ определяется главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с местным финансовым органом.

Ответственным исполнителем бюджетных программ может быть главный распорядитель бюджетных средств по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом, и/или распорядитель бюджетных средств низшего уровня, который выполняет бюджетные программы в системе главного распорядителя.

Ответственный исполнитель бюджетной программы обеспечивает выполнение одной или ряда бюджетных программ и несет ответственность за их выполнение.

Именно ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их выполнения обеспечивает целевое и эффективное использование бюджетных средств в течение всего срока реализации соответствующих бюджетных программ в пределах определенных бюджетных назначений.

Ответственными исполнителями могут быть:

1) главный распорядитель — по бюджетным программам, выполнение которых обеспечивается его аппаратом;

2) распорядители средств местного бюджета низшего уровня, которые отвечают за выполнение бюджетных программ в системе главного распорядителя.

В вашем случае ответственным исполнителем по программам «Дошкольное образование» и «Предоставление общего среднего образования общеобразовательными учебными заведениями» однозначно будет сам главный распорядитель бюджетных средств, т. е. отдел образования, поскольку одна бюджетная программа может иметь только одного ответственного исполнителя.

Что касается школы-интерната, то если эта школа ведет бухгалтерский учет самостоятельно и в бюджете предусмотрены средства на финансирование одного такого учреждения, то ответственным исполнителем по этой бюджетной программе может быть определена сама школа-интернат как распорядитель бюджетных средств низшего уровня.

Относительно определения кодов программной классификации смотрите консультацию «Программная классификация расходов: как определить код» («Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 48, с. 12).

Что касается кодов программной классификации именно этих программ, то в случае, если по каждой программе ответственным исполнителем будет главный распорядитель средств, коды будут следующими:

1) «Дошкольное образование» — КПКРК 1011010;

2) «Предоставление общего среднего образования общеобразовательными учебными заведениями» — КПКРК 1011020;

3) «Предоставление общего среднего образования общеобразовательными школами-интернатами» — КПКРК 1011040.

В случае, если ответственным исполнителем последней программы будет непосредственно сама школа-интернат, то третьим знаком будет цифра от 2 до 9, которая предусмотрена для этого распорядителя бюджетных средств низшего уровня в сети главного распорядителя.

Следует также обратить внимание на сроки разработки и утверждения программ.

Главные распорядители разрабатывают проекты паспортов бюджетных программ и подают их на утверждение местному финансовому органу в течение 30 дней после вступления в силу решения о местном бюджете.

Паспорта бюджетных программ главного распорядителя утверждаются совместным приказом главного распорядителя и местного финансового органа в трех экземплярах в течение 45 дней со дня вступления в силу решения о местном бюджете.

Главный распорядитель средств в трехдневный срок со дня утверждения приказа о паспорте бюджетной программы подает его и паспорт бюджетной программы в электронном виде в местный финансовый орган.

Далее в недельный срок со дня утверждения приказа о паспортах бюджетных программ главный распорядитель обеспечивает доведение до ответственных исполнителей, распорядителей низшего уровня и получателей бюджетных средств его копий и копий утвержденных паспортов бюджетных программ.

Ответственные исполнители, распорядители низшего уровня и получатели бюджетных средств информируют соответствующие территориальные органы Казначейства путем предоставления им копий приказа об утверждении паспортов бюджетных программ и копий самих паспортов.

Казначейство осуществляет платежи по поручению распорядителей и получателей бюджетных средств только в случае наличия утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы.

Кроме того, следует отметить, что паспорта бюджетных программ подлежат обнародованию.

Так, главные распорядители средств местных бюджетов в случае применения ПЦМ в бюджетном процессе осуществляют публичное представление и публикацию информации о бюджете по бюджетным программам и показателям, бюджетные назначения относительно которых определены решением о местном бюджете.

Обнародование осуществляется путем размещения на своих официальных сайтах паспортов бюджетных программ и отчетов о выполнении паспортов бюджетных программ ( абз. 5 ч. 5 ст. 28 БКУ).

В отношении принятой в 2015 году программы «Образование» на 5 лет стоит отметить, что бюджетные программы и программы социально-экономического развития не являются одним и тем же.

Так, согласно ч. 22 п. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) утверждение программ социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления относится к исключительной компетенции сельских, поселковых, городских советов и решается на пленарных заседаниях соответствующих советов.

Исходя из норм БКУ, бюджетные программы — это одна из особенных составляющих ПЦМ.

Параметры бюджетной программы (цель, задачи, результативные показатели и т. п.) утверждаются в установленном порядке паспортом бюджетной программы.

Программы же социально-экономического и культурного развития, которые утверждаются в соответствии со ст. 26 и 43 Закона № 280 отдельным решением соответствующего совета, могут выполняться в течение нескольких лет. В случае необходимости средства на их реализацию предусматриваются за счет бюджетных ассигнований, установленных для соответствующих бюджетных программ.

Для вашего удобства приведем отличия программ социально-экономического развития от бюджетных программ в таблице.

Бюджетные программы

Программы социально-экономического развития

Являются особой составляющей ПЦМ

Не являются составляющей ПЦМ

Их параметры (цель, задачи, результативные показатели и т. п.) утверждаются в установленном порядке паспортом бюджетной программы

Утверждаются в соответствии со ст. 26 и 43 Закона № 280 отдельным решением соответствующего совета

Выполняются в течение бюджетного периода — одного года

Могут выполняться в течение как одного года, так и нескольких лет

Выполняются за счет средств местного бюджета, выделенных по соответствующим кодам программной классификации

Мероприятия программы финансируются за счет местных бюджетов, госбюджета и других не запрещенных законодательством источников; в случае необходимости средства на их реализацию предусматриваются за счет бюджетных ассигнований, установленных для соответствующих бюджетных программ

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше