Темы статей
Выбрать темы

Обслуживание бюджетных организаций на территории ОТГ

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Может ли бухгалтерия сельского совета объединенной территориальной громады обслуживать все бюджетные организации на территории громады? Если нет, то как создать централизованную бухгалтерию?

В письме «О деятельности централизованных бухгалтерий» от 08.11.2013 г. № 1006/13/155-13 Минсоцполитики отметило, что централизованные бухгалтерии создаются по решению сельских, поселковых, городских советов для ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и организациях (учреждениях образования, здравоохранения и т. п.).

Эти бухгалтерии являются самостоятельными бюджетными учреждениями, к органам местного самоуправления не относятся.

Давайте немного вспомним историю функционирования централизованных бухгалтерий.

Централизованные бухгалтерии являются самостоятельными бюджетными учреждениями, которые ведут бухгалтерский учет нескольких бюджетных организаций и учреждений на соответствующей территории (учреждений образования, здравоохранения, культуры и т. п.).

Раньше централизованные бухгалтерии действовали, как правило, при сельских, поселковых или городских советах, но в состав советов не входили, т. е. к органам местного самоуправления не относились.

Со вступлением в силу Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III руководящие работники и специалисты органов местного самоуправления приобрели статус должностных лиц. При этом в п. 1 постановления КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 было определено, что условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления исходя из условий оплаты труда, установленных для государственных служащих соответствующих категорий.

Но для того чтобы бухгалтеры централизованных бухгалтерий имели право на получение заработной платы на уровне государственных служащих, им нужно было стать должностными лицами местного самоуправления.

Ради этого большинство централизованных бухгалтерий было ликвидировано, а бухгалтеры этих бухгалтерий приняты на вакантные должности специалистов в сельские или другие соответствующие советы. Кроме того, в случае необходимости в штатное расписание сельских, поселковых, городских советов в установленном порядке можно было ввести должности специалистов по бухгалтерскому учету (главный специалист, специалист и т. п.). Об этом шла речь в вышеуказанном письме Минсоцполитики.

Отметим, что ответственность за организацию бухгалтерского учета и обеспечение фиксирования фактов осуществления всех хозяйственных операций несет владелец или уполномоченный орган, который осуществляет руководство предприятием. Об этом сказано в п. 4 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV (ср. ).

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета предприятие самостоятельно выбирает формы его организации:

— введение в штат предприятия должности бухгалтера или создание бухгалтерской службы во главе с главным бухгалтером;

— пользование услугами специалиста по бухгалтерскому учету, зарегистрированного как предприниматель, который осуществляет предпринимательскую деятельность без создания юридического лица;

— ведение на договорных основах бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией или аудиторской фирмой;

— самостоятельное ведение бухгалтерского учета и составление отчетности непосредственно владельцем или руководителем предприятия. Эта форма организации бухгалтерского учета не может применяться на предприятиях, отчетность которых должна обнародоваться, и в бюджетных учреждениях.

В свою очередь, в соответствии с п. 2 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, бухгалтерская служба бюджетного учреждения создается как самостоятельное структурное подразделение бюджетного учреждения, вид которого зависит от объема, характера и сложности бухгалтерской работы, — департамент, управление, отдел, сектор, или в бюджетном учреждении вводится должность специалиста, на которого возлагается выполнение обязанностей бухгалтерской службы.

Обязанности бухгалтерской службы может выполнять централизованная бухгалтерия бюджетного учреждения, которой подчинены другие бюджетные учреждения.

Таким образом, можно сделать вывод: если централизованная бухгалтерия отсутствует, то бухгалтеры соответствующего местного совета имеют право вести бухгалтерский учет только операций, связанных с деятельностью самого совета.

То есть бухгалтерия местного совета вести бухгалтерский учет других бюджетных учреждений не может.

В таком случае если централизованной бухгалтерии нет, то в штат соответствующих бюджетных учреждений нужно ввести должности бухгалтера (главного бухгалтера) в соответствии с действующими штатными нормативами.

Если все же решено создать централизованную бухгалтерию, то решение о ее создании должен принять соответствующий сельский, поселковый или городской совет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше