Темы статей
Выбрать темы

Предоставление платных услуг по проведению медосмотров

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Распоряжением КМУ от 08.07.2015 г. № 718-р пять целостных имущественных комплексов государственных заведений здравоохранения были переданы в совместную собственность территориальным громадам. Один из таких комплексов расположен на территории нашего района. В 2015 году органом местного самоуправления принято решение о принятии в совместную собственность громады целостного имущественного комплекса Государственного заведения «Узловая больница станции». В прошлом году бюджет района не был способен содержать два однотипных заведения: центральную районную больницу (ЦРБ) и Узловую больницу. Поэтому последнюю реорганизовали во Врачебную амбулаторию общей практики — семейной медицины.
На сегодняшний день работники железной дороги столкнулись с проблемой прохождения медицинских осмотров, которые не могут проводиться в ЦРБ в связи с тем, что нет Единой методики расчета стоимости предоставления медицинских услуг в этой больнице. Однако районная власть заинтересована в том, чтобы ЦРБ получала дополнительный доход для своего функционирования из источников предоставления платных услуг по проведению медосмотров работников железной дороги. Как в правовом поле можно решить эту проблему?

Начнем с того, что постановлением КМУ «Об утверждении перечня профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам, порядка проведения этих осмотров и выдачи личных медицинских книжек» от 23.05.2001 г. № 559 (далее — постановление № 559) утвержден Перечень профессий, производств и организаций, работники которых подлежат обязательным профилактическим медицинским осмотрам.

Пунктом 26 этого Перечня предусмотрены должности работников транспортно-дорожного комплекса:

а) автомобильные, железнодорожные, морские и речные вокзалы, аэропорты, аэродромы, морские и речные порты, кемпинги, мотели:

— работники мест отдыха локомотивных бригад, водителей автобусов, членов экипажей воздушных, морских и речных судов;

— уборщики помещений вокзалов, портов и автостанций;

— работники комнат отдыха пассажиров на вокзалах, в портах и на автостанциях;

— работники комнат матери и ребенка вокзалов, портов и автостанций;

— мойщики летательных аппаратов;

— работники по принятию и выдаче груза;

б) подвижной состав авиационного, автомобильного, железнодорожного, морского и речного транспорта:

— начальники пассажирских поездов, проводники, другие работники поездных бригад;

— бортпроводники всех видов транспорта;

— работники пунктов, которые непосредственно связаны с подготовкой пассажирских составов к рейсу;

— работники рефрижераторных поездов и секций;

— кассиры, контролеры всех видов пассажирского транспорта;

— работники, занятые транспортировкой пищевой продукции (на всех видах транспорта — авиационном, автомобильном, железнодорожном, морском и речном), в том числе грузчики.

В соответствии с п. 2 постановления № 559 обязательные медицинские осмотры проводятся за счет работодателей (предприятие, учреждение, организация или физическое лицо — субъект предпринимательской деятельности, использующее труд наемных работников).

Действительно, в ст. 169 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. и ст. 17 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.92 г. № 2694-XII указано, что владелец или уполномоченный им орган обязан за свои средства организовать проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, а также ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц в возрасте до 21 года.

При этом данная норма не распространяется на обязательные медицинские осмотры работников бюджетных учреждений, которые предусмотрены вышеупомянутым Перечнем.

Так, согласно п. 2 постановления № 559 расходы заведений и учреждений здравоохранения, связанные с проведением обязательных медицинских осмотров работников бюджетных учреждений и организаций, покрываются за счет средств, предусмотренных сметой на содержание соответствующего заведения и учреждения здравоохранения.

Если на работника соответствующей бюджетной организации распространяется действие этого Перечня, то обязательный медосмотр такого работника проводится за счет средств лечебно-профилактического учреждения, которое непосредственно осуществляет медосмотр.

Но ПАО «Укрзалізниця» не является бюджетной организацией, а является публичным акционерным обществом, поэтому услуги по проведению медосмотров в таком случае больница должна предоставлять за плату.

Следует также отметить, что в соответствии с п. 2 постановления № 559 работники предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности возмещают стоимость бланка личной медицинской книжки заведениям и учреждениям здравоохранения, которые будут проводить обязательные медицинские осмотры при прохождении предварительного профилактического медицинского осмотра до принятия на работу, и в случае необходимости получения нового бланка этой книжки в связи с его потерей, порчей или невозможностью дальнейшего использования приобретают указанный бланк за собственные средства в организациях, уполномоченных реализовывать бланки строгой отчетности.

Следовательно, для работников небюджетных организаций медицинское заведение предоставляет платную услугу.

Согласно п. 8 Перечня платных услуг, которые предоставляются в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения и высших медицинских учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138, заведения здравоохранения предоставляют за плату такие услуги, как медицинские осмотры:

— для получения выездной визы (кроме служебных командировок государственных служащих и при выезде на лечение при наличии соответствующих медицинских документов);

— предварительные профилактические медицинские осмотры при принятии на работу и для получения удостоверения водителя транспортных средств (кроме случаев, когда медицинские осмотры проводятся по направлениям органов государственной службы занятости), медицинские осмотры для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, а также соответствующие периодические профилактические медицинские осмотры.

На сегодня единого порядка определения стоимости платных услуг для сферы медицины нет, хотя объем платных услуг в медицинских учреждениях, наверное, наибольший среди бюджетных учреждений всех сфер деятельности.

Цены на платные услуги бюджетные учреждения устанавливают самостоятельно.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования самостоятельно с согласия сторон на все товары, кроме тех, относительно которых осуществляется государственное регулирование цен.

При формировании стоимости платных медицинских услуг целесообразно руководствоваться общими принципами формирования стоимости услуг.

Базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным ее предоставлением.

Более детальная информация на эту тему и конкретный пример расчета платной медицинской услуги приведены в консультации «Предоставление платных услуг медицинскими учреждениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 36, с. 22).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше