Темы статей
Выбрать темы

Учреждение имеет счетчик: как взять на учет, осуществить поверку и списать

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Каждое бюджетное учреждение является потребителем разных коммунальных услуг (холодной и горячей воды, тепла) и энергоносителей (газ, электроэнергия). Поэтому с целью обеспечения надлежащего учета и контроля объема потребленных услуг используют средства измерительной техники — счетчики. За чей счет устанавливают такие средства учета? Кто несет ответственность за их техническое состояние и эксплуатацию? Как часто необходимо осуществлять поверку средств учета и необходимо ли дополнительно оплачивать такие услуги? Каковы основания для списания таких средств и может ли учреждение самостоятельно принять решение относительно их списания? Если нет, то кто уполномочен принимать такое решение и какими документами оформить эти операции? Вот такие вопросы приходят в нашу редакцию. Ответы на них вы найдете в этом материале.

Отношения между бюджетными учреждениями (потребителями коммунальных услуг) и предприятиями — поставщиками коммунальных услуг (холодной и горячей воды, газо- и электроснабжения, централизованного отопления) урегулированы рядом законодательных и нормативно-правовых актов. Основными документами по этим вопросам, в частности, являются:

Закон № 1875;

Правила № 630;

Правила № 190;

Правила № 28;

Правила № 1198;

Кодекс ГС.

Для учета предоставленных услуг по централизованной поставке отопления, холодной и горячей воды, газо- и электроснабжения применяют средства измерительной техники, которые занесены в Государственный реестр средств измерительной техники или прошли государственную метрологическую аттестацию. Механизм формирования и ведения Реестра утвержденных типов средств измерительной техники определен в Порядке ведения Реестра утвержденных типов средств измерительной техники, утвержденном приказом Минэкономразвития от 13.07.2016 г. № 1161 (ср. ). Такой Реестр является электронной базой данных, содержащей сведения об утвержденных типах средств измерительной техники. Формирует и ведет его научный метрологический центр — государственное предприятие «Всеукраинский государственный научно-производственный центр стандартизации, метрологии, сертификации и защиты прав потребителей» (ГП «Укрметртестстандарт»). С этим Реестром можно ознакомиться на сайте ГП «Укрметртестстандарт» (www.ukrcsm.kiev.ua).

Обновлены требования к счетчикам

Отметим, что в настоящее время основным документом, который устанавливает требования к средствам измерительной техники, является Технический регламент, вступивший в силу 15.09.2016 г. Главная ценность этого документа заключается в том, что в нем установлены существенные требования к средствам измерительной техники (приложение 1) и процедуры оценки соответствия таких средств (приложение 2).

Стоит знать, что действие этого Технического регламента распространяется на средства измерительной техники, указанные в приложениях 3 — 12, а именно на:

счетчики воды — средства измерительной техники, предназначенные для измерения, запоминания и отражения при соответствующих условиях измерения объема воды, проходящей через измерительный преобразователь;

счетчики газа и устройства преобразования объема — средства измерительной техники, предназначенные для измерения, запоминания и отражения количества газа (в единицах объема или массы), проходящего через них;

счетчики активной электрической энергии — устройства, которые измеряют активную электрическую энергию, потребляемую в цепи;

теплосчетчики — средства измерительной техники, предназначенные для измерения количества теплоты, которая в теплообменных контурах выделяется жидкостью, называемой теплоносителем, а также на измерительные системы для непрерывного и динамического измерения количества жидкостей, кроме воды, автоматические взвешивающие приборы, таксометры, материальные меры, приборы для измерения размеров и анализаторы выхлопных газов.

Учитывая это, установка и эксплуатация средств измерительной техники — дело достаточно непростое и ответственное. Поэтому и занимаются такой деятельностью специализированные организации или непосредственно предприятия — поставщики коммунальных услуг.

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона № 1314 поверкой законодательно регулируемых средств измерительной техники, которые находятся в эксплуатации, занимаются:

— научные метрологические центры, имеющие международно признанные калибровочные и измерительные возможности по соответствующим видам и подвидам измерений, и/или с применением национальных эталонов;

— научные метрологические центры, метрологические центры и поверочные лаборатории, уполномоченные на проведение поверки соответствующих средств.

Как правило, для установки счетчика бюджетное учреждение действует таким образом:

1) обращается с соответствующим заявлением к предприятию — поставщику коммунальных услуг для обследования и получения технических условий на обустройство узла или средства измерительной техники;

2) на основании полученных технических условий организация, имеющая соответствующую лицензию на выполнение проектных работ, разрабатывает проектно-сметную документацию и согласовывает ее с предприятием — поставщиком коммунальных услуг;

3) после согласования проектно-сметной документации специализированная монтажная организация проводит установку узла учета в соответствии с проектными решениями;

4) после проведения проектных, монтажных и пусконаладочных работ в присутствии представителей потребителя и территориального органа центрального органа исполнительной власти в сфере метрологии узел или средство измерительной техники вводят в эксплуатацию, в подтверждение чего составляют соответствующий акт;

5) принятие в эксплуатацию узла учета и регистрацию средств учета осуществляют при участии представителя предприятия — поставщика коммунальных услуг;

6) средства измерительной техники должны быть опломбированы представителем предприятия — поставщика коммунальных услуг и защищены от несанкционированного вмешательства в их работу, которое может нарушить достоверный учет количества полученных коммунальных услуг. Имейте в виду: неопломбированные средства измерительной техники к эксплуатации не допускаются.

Вроде бы процедура и несложная, однако порядок установки и обслуживания счетчиков для каждого вида коммунальных услуг имеет свои нюансы. Особенности установки и обслуживания счетчиков на разные виды коммунальных услуг и энергоносителей определены целым рядом нормативно-правовых актов.

Для наглядности приведем полезную информацию по этому вопросу далее в таблице.

Этапы работы со счетчиком

Источники финансирования

Примечания

Средства учета воды

Оборудование узла

Осуществляется за счет потребителей. Узлы учета должны располагаться на сети потребителя, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей производителя и потребителя, или при согласии производителя в помещениях, расположенных непосредственно за внешней стеной здания в месте входа водопроводного ввода

Правила № 190 (п. 5.3)

Проводится специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя

постановление № 630 (п. 9)

Приборы коммерческого учета тепловой энергии

Приобретение, установка

В действующей системе теплоснабжения приборы, которые используются для расчетов за тепловую энергию между теплоснабжающей организацией и потребителем, должна приобрести и установить теплоснабжающая организация при условии, что такие расходы предусмотрены в договоре. Если используются другие источники финансирования приобретения и установки приборов коммерческого учета, то отношения между теплоснабжающей организацией и потребителем определяются отдельным соглашением в соответствии с законодательством

Правила № 1198 (п. 18)

Средство учета электрической энергии

Установка, настройка, замена, модернизация и выведение из эксплуатации расчетных средств учета электрической энергии и/или локального оборудования сбора и обработки данных

Выполняются за счет владельца соответствующего оборудования (если такие действия плановые или требуются нормативно-правовыми актами) либо за счет организации, по требованию (по инициативе) которой осуществляется установка (замена) расчетных средств учета

Правила № 28 (п. 3.8)

Установка (замена) средств расчетного учета без изменения электрической схемы учета

Осуществляется за счет потребителя электропередаточной организацией или другой организацией, которая имеет право на выполнение таких работ, по согласованию с электропередаточной организацией. Рабочий проект на установку (замену) средств расчетного учета с изменением электрической схемы учета и/или локального оборудования сбора и обработки данных выполняется проектной организацией по договору, заключенному с организацией, на балансе которой находятся расчетные средства учета

Газ

Оснащение узлами учета природного газа

Финансирование работ осуществляется за счет средств юридических лиц, которые в соответствии с договором пользуются услугами по газоснабжению

Закон Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» от 16.06.2011 г. № 3533-VI (ст. 3)

Планирование расходов на приобретение и установку счетчиков и отражение таких операций в бухучете

На практике приобретение счетчиков и работы по их установке осуществляют путем заключения одного или разных договоров со специализированными организациями, а именно:

1) или заключают договор со специализированной организацией на установку счетчика, в стоимость которого включена стоимость счетчика и работы по установке, монтажу, опломбированию такого средства измерительной техники;

2) или учреждения самостоятельно приобретают счетчики и заключают отдельный договор на их установку (монтаж) со специализированной организацией.

В зависимости от условий таких договоров порядок планирования и осуществления этих расходов будет разным, в частности:

1) если в договоре на установку (монтаж) указано, что в его стоимость включены расходы на приобретение счетчика и его монтаж (установку), но в таком договоре не выделены отдельными суммами каждая из этих составляющих, то расходы на оплату таких услуг осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»;

2) если счетчик приобретен отдельно, без установки, то:

— если стоимость счетчика не превышает 6000 грн. включительно (без НДС), то расходы на его приобретение следует осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь», а расходы на монтаж — по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»;

— если стоимость оборудования превышает 6000 грн. (без НДС), то приобретение нужно проводить по КЭКР 3110, а оплату услуг по монтажу — по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на приобретение и установку счетчиков зависит от стоимости средства измерительной техники.

Напомним, какие расходы учреждения включают в первоначальную стоимость необоротных активов. Так, в соответствии с п. 5 разд. ІІ НП(С)БУ 121 первоначальная стоимость объекта основных средств, приобретенного за плату, состоит из таких расходов:

— суммы, которые платят поставщикам активов и подрядчикам (без непрямых налогов);

— регистрационные сборы, государственная пошлина и аналогичные платежи, которые осуществляются в связи с приобретением;

— суммы ввозной пошлины;

— суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) основных средств (если они не возмещаются);

— расходы по страхованию рисков доставки;

расходы на транспортировку, установку, монтаж, наладку основных средств;

— прочие расходы, непосредственно связанные с доведением основных средств до состояния, в котором они пригодны для использования с запланированной целью.

Следовательно, в первоначальную стоимость счетчика будет входить как стоимость его приобретения (сумма средств, оплаченная поставщику), так и стоимость услуг по его монтажу и установке.

На каком субсчете следует учитывать счетчик? Предметы стоимостью до 6000 грн. включительно (без НДС), срок использования которых превышает один год, относят к малоценным необоротным материальным активам и учитывают на субсчете 1113 «Малоценные необоротные материальные активы».

Что касается материальных активов, стоимость которых (без НДС) превышает 6000 грн., а срок использования более года, то такие объекты относятся к основным средствам. Счетчики, которые отвечают этим критериям, учитывают на субсчете 1014 «Машины и оборудование».

Пример 1. Бюджетное учреждение заключило с Киевэнерго договор на предоставление комплексной услуги*, в состав которой включены:

* Более детально с информацией о предоставлении такой услуги можно ознакомиться на сайте Киевэнерго: http://kyivenergo.ua.

— приобретение нового счетчика;

— параметризация (только для многотарифного электросчетчика);

— доставка счетчика по адресу учреждения;

— распломбирование и демонтаж старого счетчика;

— установка нового счетчика, его опломбирование квалифицированными работниками Киевэнерго;

— предоставление полностью оформленной сопроводительной документации.

Стоимость договора на предоставление комплексной услуги — 3456,84 грн. (в том числе НДС — 576,14 грн.).

В свою очередь, заказчик обязан оплатить стоимость комплексной услуги, в состав которой включена не только стоимость услуг по установке счетчика, но и стоимость самого счетчика. Факт предоставления таких услуг подтвержден актом выполненных работ, предоставленных услуг.

Поскольку услуга по установке счетчика оформлена одним договором о предоставлении услуг, то бюджетное учреждение имеет основания отнести стоимость таких услуг (т. е. общую стоимость по договору) на фактические расходы отчетного периода. Оплата за такие услуги осуществлена по КЭКР 2240.

Учитывая это, учреждение не будет оприходовать установленный счетчик как отдельный объект бухгалтерского учета.

На счетах бухгалтерского учета эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получено ассигнование на выполнение полномочий

2313 «Регистрационные счета»

7011 «Бюджетные ассигнования»

3456,84

2

Отражены расходы, связанные с установкой счетчика (на основании акта выполненных работ, предоставленных услуг)

8013 «Материальные расходы» (8113 «Материальные расходы»)

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

3456,84

3

Перечислена оплата за выполненные работы (предоставленные услуги) Киевэнерго

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2313 «Регистрационные счета»

3456,84

Пример 2. Бюджетное учреждение приобрело за счет общего фонда счетчик тепла стоимостью 24000 грн. (в том числе НДС — 4000 грн.).

Поскольку стоимость счетчика превышает 6000 грн., было принято решение о зачислении его в состав основных средств (на субсчет 1014). Оплата за счетчик осуществлена по КЭКР 3110.

Также учреждением заключен отдельный договор с подрядной организацией на выполнение работ по установке счетчика тепла, стоимость которых составила 15000 грн. (в том числе НДС — 2500 грн.). Оплата проведена по КЭКР 2240.

Стоимость работ по установке счетчика включена в первоначальную стоимость объекта основных средств (счетчика) в соответствии с требованиями НП(С)БУ 121.

Поскольку работы по установке счетчика учреждение оплатило за счет текущих расходов, их необходимо изъять из доходов отчетного периода (субсчет 7011) и отнести на увеличение финансирования мероприятий целевого назначения (субсчет 5411).

На счетах бухгалтерского учета указанные операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получено целевое финансирование для приобретения основных средств

2313 «Регистрационные счета»

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

24000

2

Получены ассигнования на выполнение полномочий

2313 «Регистрационные счета»

7011 «Бюджетные ассигнования»

15000

3

Приобретен счетчик у поставщика (сумма с НДС)

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

24000

4

Перечислена поставщику оплата за счетчик

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2313 «Регистрационные счета»

24000

5

Выполнены работы по установке счетчика (сумма с НДС)

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

15000

6

Перечислены подрядной организации средства на основании акта выполненных работ по установке счетчика

6211 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

2313 «Регистрационные счета»

15000

7

Исключены из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов, включаемые в первоначальную стоимость объекта основных средств

7011 «Бюджетные ассигнования»

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

15000

8

Введен счетчик в эксплуатацию (24000 грн. + 15000 грн.)

1014 «Машины и оборудование»

1311 «Капитальные инвестиции в основные средства»

39000

Одновременно отражены изменения в капитале

5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств»

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

39000

В некоторых ситуациях средства измерительной техники находятся в собственности поставщиков коммунальных услуг (например, поставщика электроэнергии). В таком случае бюджетное учреждение отвечает за техническое состояние и/или сохранность средства учета и, соответственно, счетчик находится на ответственном хранении бюджетного учреждения (о чем должно быть указано в договоре) и учитывается у него на забалансовом субсчете 021 «Активы на ответственном хранении распорядителей бюджетных средств».

Поверка счетчиков: как часто проводить и за чей счет

Все средства измерительной техники (т. е. счетчики воды, газа, тепла, электроэнергии), которые находятся в эксплуатации, подлежат периодической поверке, а также поверке после ремонта.

Поверка средств измерительной техники — это совокупность операций, включающая проверку и маркировку и/или выдачу документа о поверке средства измерительной техники, которые устанавливают и подтверждают, что такое средство отвечает установленным требованиям.

Перечень категорий законодательно регулируемых средств измерительной техники, которые подлежат периодической поверке, приведен в приложении к постановлению № 374.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 17 Закона № 1314 субъекты хозяйствования обязаны своевременно с соблюдением установленных межповерочных интервалов подавать законодательно регулируемые средства измерительной техники, находящиеся в эксплуатации, на периодическую поверку.

Межповерочные интервалы законодательно регулируемых средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации, по категориям установлены приказом № 1747 и являются следующими:

№ п/п

Наименование категории законодательно регулируемых средств измерительной техники, которые подлежат периодической поверке

Межповерочный интервал, лет

1

Счетчики воды

4

2

Счетчики активной (классы точности 0,01 — 2,0) и реактивной (классы точности 0,01 — 3,0) електроенергии6

8 (16)3; 6 (16)3; 4 (10)3; 6 (10)3; 1

3

Счетчики газа и устройства преобразования объема (используются для проведения расчетов за поставленный и/или потребленный природный газ)7

2; 8

3 Межповерочный интервал для средств измерительной техники, которые по результатам исследований показателей стабильности и метрологической надежности отвечают требованиям национального стандарта, гармонизированного с EN 62059-32-1:2012.

6 Для счетчиков активной электроэнергии электромеханических однофазных (классы точности 0,5 — 2,0 и A, B) установлен межповерочный интервал 8 (16) лет; счетчиков активной и реактивной электроэнергии статичных однофазных (классы точности 0,2S — 3,0 и A, B, C) — 6 (16) лет; счетчиков активной и реактивной электроэнергии электромеханических трехфазных (классы точности 0,5 — 3,0 и A, B) — 4 (10) лет; счетчиков активной и реактивной электроэнергии статичных трехфазных (классы точности 0,2S — 3,0 и A, B, C) — 6 (10) лет; счетчиков активной и реактивной электроэнергии (классы точности 0,01 — 0,1) — 1 год.

7 Для счетчиков газа и устройств преобразования объема (используются для проведения расчетов за поставленный и/или потребленный природный газ) класса 1,0 установлен межповерочный интервал 2 года; класса 1,5 — 8 лет.

Различают периодическую и внеочередную поверку средств измерительной техники.

Так, периодическая поверка средств измерительной техники — это поверка, которая проводится в течение периода эксплуатации средств измерительной техники через установленный промежуток времени (межповерочный интервал).

Что касается внеочередной поверки, то, как предусмотрено п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 1314, ее проводят в таких случаях:

— при необходимости заявителя убедиться в пригодности средств измерительной техники к применению;

— в случае повреждения отпечатка поверочного клейма, а если такое клеймо не предусмотрено — в случае утери свидетельства о поверке;

— во время введения в эксплуатацию средств измерительной техники, которые прошли первичную поверку, в случаях, предусмотренных техническими регламентами.

Как оформляют результаты периодической, внеочередной поверок и поверки после ремонта?

Этот вопрос урегулирован в разд. IV Порядка № 193. Оформление результатов периодической, внеочередной поверок и поверки после ремонта осуществляется таким образом:

— положительные результаты периодической, внеочередной поверок и поверки после ремонта средств измерительной техники удостоверяют отпечатком поверочного клейма на средстве измерительной техники или записью с отпечатком поверочного клейма в соответствующем разделе эксплуатационных документов и/или оформляют свидетельство о поверке средств измерительной техники. Свидетельство составляют по форме согласно приложению 2 к Порядку № 193;

— по требованию заявителя возможно сочетание указанных видов засвидетельствования результатов поверки;

— форма и размеры поверочных клейм приведены в приложении 3 к Порядку № 193.

Один из самых болезненных вопросов, который волнует потребителей коммунальных услуг: за чей счет необходимо осуществлять поверку средств измерительной техники? Ответ на этот вопрос есть в ч. 4 ст. 17 Закона № 1314:

«Периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные для бытовых нужд электрическую и тепловую энергию, газ и воду), которые являются собственностью физических лиц, осуществляются за счет субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.

Ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж) средств измерительной техники (результаты измерений которых используются для осуществления расчетов за потребленные электрическую и тепловую энергию, газ и воду), которые являются собственностью физических лиц, возлагается на субъектов хозяйствования, предоставляющих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению.

Периодическая поверка проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение.»

Как видим, поверка средств измерительной техники, являющихся собственностью физических лиц, осуществляется за счет субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению. Также именно исполнители услуг электро-, тепло-, газо- и водоснабжения несут ответственность за своевременность проведения периодической поверки, обслуживания и ремонта (в том числе демонтажа, транспортировки и монтажа) средств измерительной техники. Но все это касается средств измерительной техники, которые являются собственностью физических лиц.

Что же касается потребителей — юридических лиц, то для них в вышеупомянутой статье Закона № 1314 четко не определены источники покрытия таких расходов. Единственное, что может их касаться, — это последнее предложение, а именно: «перио- дическая поверка проводится за счет тарифов на электро-, тепло-, газо- и водоснабжение». Поэтому и не удивительно, что субъекты хозяйствования, предоставляющие услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, по-разному толкуют требования ст. 17 Закона № 1314 об оплате за поверку счетчиков юридическими лицами.

Предлагаем ознакомиться с информацией по этому вопросу, указанной в Правилах № 190, Правилах № 28 и Кодексе ГС (см. таблицу ниже).

Вместе с тем для выполнения указанных работ по поверке счетчиков, которые являются собственностью юридических лиц — потребителей, предприятия (исполнители услуг по централизованной поставке тепловой энергией / горячей воды) должны иметь источник возмещения таких расходов. Источником покрытия являются соответствующие тарифы на данные услуги.

С целью нормативно-правового урегулирования вопроса установления тарифов на услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды постановлением НКРЭКУ от 24.03.2016 г. № 377 утвержден Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды.

Этапы работы со счетчиком

Источники финансирования

Примечания

Водоснабжение

Поверка, ремонт и обслуживание средств учета, которые принадлежат потребителям (кроме квартирных средств учета)

Выполняются за счет потребителей

Правила № 190 (п. 5.15)

Внеочередная поверка

В случае нарушения целостности пломб на средствах учета, а также на их соединительных частях, наложенных представителем производителя, выявления фактов искусственного влияния на работу средств учета производитель имеет право требовать от потребителя проведения внеочередной их поверки до окончания установленного для них межповерочного интервала с целью контроля правильности их показаний.

Выполняется за счет потребителя

Правила № 190 (п. 5.17)

Централизованное отопление, тепловая энергия

Поверка (в том числе демонтаж, транспортировка, поверка, монтаж, опломбирование, обслуживание и ремонт)

Домовый счетчик является собственностью исполнителя услуг (теплоснабжающая организация) — за счет исполнителя.

Домовый счетчик является собственностью потребителя (или балансодержателя дома) — за счет потребителя/балансодержателя

Информация по этому вопросу размещена на сайте НКРЭКУ: http://www.nerc.gov.ua/?id=15241

Внеплановая поверка

Выполняется за счет инициатора такой поверки

Правила № 1198 (п. 21)

Электроэнергия

Плановая поверка, ремонт

За счет владельцев средств учета электрической энергии.

Ремонт расчетных средств учета электрической энергии осуществляется организациями, которые имеют право на выполнение этих работ, за счет их владельцев

Правила № 28 (п. 3.24)

Внеочередная поверка

Потребитель или поставщик электрической энергии имеет право обратиться в территориальные органы центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере технического регулирования, или аккредитованные метрологические службы с целью внеочередной поверки средств учета, а также в электропередаточную организацию (оператор данных коммерческого учета) для внеочередной технической проверки и/или проверки программирования средств учета, схем их подключения, правильности работы, ремонта, замены или экспертизы.

Стоимость внеочередной поверки средств учета оплачивается стороной, по инициативе которой осуществляется внеочередная поверка средств учета.

В случае проведения внеочередной технической проверки, проверки программирования, проверки правильности работы, ремонта, замены или экспертизы средства учета стоимость работ оплачивается:

1) субъектом хозяйствования, по инициативе которого проводилась внеочередная техническая проверка, проверка программирования, проверка схем подключения средства учета и/или правильности его работы, ремонт, замена или экспертиза, — в случае, если нарушений в работе расчетных средств учета и схем их подключения по результатам проверки не выявлено;

2) владельцем средства учета или субъектом хозяйственной деятельности, который отвечает за техническое состояние и/или сохранность средства учета, — в случае, если выявлено нарушение схемы расчетного учета электрической энергии, повреждение или похищение расчетных средств учета электрической энергии по вине владельца средства учета или субъекта хозяйственной деятельности, который отвечает за техническое состояние и/или сохранность средства учета;

3) электропередаточной организацией — в случае, если выявлено нарушение схемы расчетного учета электрической энергии, повреждение расчетных средств учета электрической энергии или их несоответствие нормативно-технической документации по вине электропередаточной организации

Правила № 28 (п. 3.28)

Газ

Техническое обслуживание, в частности поверка и ремонт

Проводит владелец коммерческого узла учета природного газа или субъекты хозяйствования, осуществляющие его эксплуатацию на основании соответствующего договора с владельцем, согласно эксплуатационным документам в специализированных сервисных центрах. Осуществление периодической поверки СИТ* обеспечивает его владелец за собственный счет.

В случае, если по результатам поверки СИТ последний будет нуждаться в ремонте или будет признан непригодным, владелец такого СИТ за собственный счет должен обеспечить его ремонт либо приобрести новый СИТ

Кодекс ГС

(п. 1 гл. 6 разд. X,

п. 1 гл. 7 разд. X)

* СИТсредство измерительной техники.

В соответствии с этим Порядком в состав расходов включаются:

— расходы на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт (включая демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки) средств учета тепловой энергии, которые являются собственностью лицензиата и/или находятся у него в пользовании (п. 3.2);

— расходы на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт (включая демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки, опломбирование и распломбирование) средств учета тепловой энергии, которые являются собственностью лицензиата и/или находятся у него в пользовании (п. 5.8);

— расходы на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт (включая демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки, распломбирование и опломбирование) домовых приборов учета горячей воды, если указанные приборы являются собственностью исполнителя услуг и/или находятся у него в пользовании (п. 13.2).

Таким образом, в состав тарифов на услуги по централизованному отоплению и поставке горячей воды учтены расходы на периодическую поверку, опломбирование, обслуживание и ремонт счетчиков, если указанные приборы являются собственностью исполнителя услуг и/или находятся у него в пользовании.

Вместе с тем стоит знать о том, что такие расходы не учтены в составе тарифов на услуги по централизованной поставке холодной воды и водоотведению. Об этом свидетельствует постановление НКРЭКУ от 10.03.2016 г. № 303, которым утвержден Порядок формирования тарифов на услуги по централизованной поставке холодной воды, водоотведению (с использованием внутридомовых систем).

Так, в соответствии с п. 3.4 этого Порядка в состав расходов на сбыт услуг по централизованной поставке холодной воды и/или водоотведению включаются расходы, непосредственно связанные со сбытом услуг потребителям, а именно, в частности: расходы на проведение работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту квартирных средств учета холодной воды для жителей многоквартирного жилищного фонда, в том числе на их демонтаж, транспортировку и монтаж после поверки, а также расходы на формирование обменного фонда средств учета холодной воды. Следовательно, в составе тарифов на услуги по централизованной поставке холодной воды и водоотведению не учтены расходы на проведение работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту средств учета холодной воды, которые находятся в собственности потребителей — юридических лиц.

Поэтому, чтобы в этом вопросе не было разногласий между бюджетным учреждением и предприятием — поставщиком коммунальных услуг, в любом случае в договоре на поставку определенных коммунальных услуг следует четко указать, за чей счет будет проводиться поверка счетчиков.

Учитывая вышеупомянутое, бюджетные учреждения — потребители коммунальных услуг должны предусматривать в смете средства на проведение работ по периодической поверке, обслуживанию и ремонту средств учета таких услуг, которые есть в их собственности. Такие расходы следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Общая процедура проведения поверки средств измерительной техники определена в Порядке № 193 и Порядке № 474 и выглядит так.

В соответствии с п. 7 Порядка № 474 исполнитель не позднее чем за месяц до наступления срока проведения периодической поверки средства измерительной техники или в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о необходимости его ремонта информирует об этом потребителя (т. е. бюджетное учреждение). Для этого посылают извещение по форме согласно приложению 1 к Порядку № 474 заказным письмом с уведомлением о вручении или другим способом, который будет подтверждать получение его потребителем.

В свою очередь, потребитель в соответствии с положениями п. 8 Порядка № 474 в указанный в извещении срок обеспечивает доступ представителя исполнителя к средству измерительной техники.

До начала демонтажа средства измерительной техники представитель исполнителя выполняет следующие действия:

— осуществляет осмотр средства измерительной техники на отсутствие механических повреждений и признаков самовольного вмешательства в его работу;

— проверяет наличие и целостность пломб, состояние резьбовых соединений, наличие отпечатков поверочного клейма.

В присутствии потребителя представитель исполнителя проводит демонтаж средства измерительной техники, который оформляет Актом о демонтаже средства измерительной техники, составляемым по форме согласно приложению 2 к Порядку № 474.

На время проведения периодической поверки или ремонта средства измерительной техники исполнитель устанавливает временное средство измерительной техники.

После проведения периодической поверки или ремонта исполнитель в срок, указанный в Акте о демонтаже средства измерительной техники, обеспечивает транспортировку средства измерительной техники для его монтажа. Потребитель обеспечивает в срок, указанный в Акте о демонтаже средства измерительной техники, доступ представителя исполнителя к месту монтажа средства измерительной техники.

В соответствии с п. 17 Порядка № 474 представитель исполнителя в день монтажа средства измерительной техники осуществляет его опломбирование, о чем указывает в Акте о монтаже средства измерительной техники (приложение 3 к этому Порядку).

Замена и списание счетчиков

Не исключено, что после дежурной поверки счетчика будет признано, что такое средство измерительной техники является непригодным к дальнейшему использованию.

В таких случаях для средств измерительной техники, признанных по результатам поверки не отвечающими установленным требованиям, выдают Справку о непригодности средства измерительной техники. Такой документ составляет организация, которая выполняла работы по поверке средства измерительной техники, по форме согласно приложению 4 к Порядку № 193.

В результате, имея на руках такой документ, бюджетное учреждение имеет основания для списания непригодного счетчика с баланса. Все прочие документы постоянно действующая комиссия учреждения оформляет в общем порядке, установленном относительно списания основных средств, а также составляет Акт списания основных средств (частичной ликвидации), форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

В таком случае бюджетному учреждению фактически необходимо списать старое средство измерительной техники и вместо него приобрести новое. Кстати, мы уже упоминали о том, что замена средств измерительной техники может быть плановой и внеплановой. Вообще такая процедура включает в себя демонтаж, приобретение, установку и опломбирование счетчика.

Вроде бы ничего сложного — учреждению опять необходимо осуществить те же действия, о которых мы рассказывали при рассмотрении вопроса относительно планирования расходов на приобретение и установку счетчиков.

Но имейте в виду: в любом случае замену счетчика потребитель — бюджетное учреждение осуществить самостоятельно (без уведомления об этом поставщика коммунальных услуг) не может. Ниже в таблице укажем, какие требования относительно осуществления таких действий предусмотрены законодательством.

Требования относительно действий потребителей

Основания

Потребитель отвечает за целостность и сохранность средств учета, пломб и деталей пломбирования, установленных представителями территориальных органов Госпотребстандарта и производителем в местах соединений средств учета, запорной арматуры, манометра и другого оборудования узла учета независимо от места его расположения.

Снимать средства учета, осуществлять любые замены их частей или изменения положения на водомерном узле, где они установлены, снимать пломбы, наложенные органами Госпотребстандарта или производителем, имеет право только производитель или потребитель по разрешению производителя

Правила № 190 (п. 5.18)

Потребитель несет ответственность согласно законодательству и настоящему договору за вмешательство в работу средств учета воды и тепловой энергии

Типовой договор о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденный постановлением № 630 (п. 20)

Любые работы, связанные с нарушением или изменением схемы расчетного учета электрической энергии, заменой типа расчетного средства учета электрической энергии, проводятся по согласованию с электропередаточной организацией (поставщиком электрической энергии) в присутствии представителей заинтересованных сторон и оформляются актом.

Работы по распломбированию, испытанию, измерению, изменению схемы расчетного учета, замене типа расчетного учета электрической энергии без оформления акта в присутствии уполномоченных лиц потребителя и электропередаточной организации (поставщика электрической энергии) не допускаются

Правила № 28 (п. 3.34)

Таким образом, чтобы заменить старый (отработанный) счетчик на новый, необходимо согласовать осуществление этих работ с поставщиком коммунальных услуг, а непосредственно проведение работ по замене средства измерительной техники должно быть обязательно подтверждено актом, подписанным представителями обеих сторон.

Следует также иметь в виду, что после окончания работ по установке нового средства учета, его опломбировывают в общем порядке. При опломбировании оформляют Акт об опломбировании, где указывают место установки каждой пломбы, сторону, которая ее установила, сторону, ответственную за сохранность и целостность средства измерительной техники и пломб на него.

Порядок отражения операции по списанию непригодного счетчика рассмотрим на примере.

Пример 3. Комиссией по списанию в мае 2017 года было принято решение о списании с учета счетчика тепла, который по результатам очередной поверки признан непригодным для дальнейшей эксплуатации. Непригодность такого средства измерительной техники подтверждена Справкой о непригодности средства измерительной техники, составленной поверочной лабораторией, и Актом списания основных средств (частичной ликвидации).

Счетчик был установлен 01.02.2014 г., поэтому, исходя из стоимостного критерия на эту дату (1000 грн.), он был зачислен в состав основных средств на субсчет 104 «Машины и оборудование».

Данные о таком объекте по состоянию на 01.01.2017 г. были перенесены на новые субсчета.

Первоначальная стоимость счетчика — 2800 грн., сумма начисленного износа — 1680 грн.

Непригодный счетчик оприходован как лом черных металлов в количестве 3 кг. Комиссия по списанию провела оценку металлолома исходя из закупочных цен в регионе на момент оприходования. Согласно Акту оценки стоимость металлолома составляла 9 грн. (3 кг х 3 грн.). Учитывая недостаточное количество металлолома для сдачи специализированному предприятию (минимально допустимое количество лома черных металлов, которые принимает специализированное предприятие, — 500 кг), комиссия приняла решение о зачислении металлолома на забалансовый субсчет 041 «Непредвиденные активы распорядителей бюджетных средств».

На счетах бухгалтерского учета эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Остатки на 01.04.2017 г.

Первоначальная стоимость

1014 «Машины и оборудование»

2800

Сумма износа

1411 «Износ основных средств»

1680

Остаточная стоимость

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

1120

1

Списан объект основных средств:

— сумма начисленного износа

1411 «Износ основных средств»

1014 «Машины и оборудование»

1680

— остаточная стоимость

8411 «Прочие расходы по обменным операциям»

1014 «Машины и оборудование»

1120

2

Оприходован лом черных металлов на забалансовый счет

041 «Непредвиденные активы распорядителей бюджетных средств»

9

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость объекта основных средств

5111 «Внесенный капитал распорядителям бюджетных средств»

5512 «Накопленные финансовые результаты выполнения сметы»

1120

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода сумма расходов

5511 «Финансовые результаты выполнения сметы отчетного периода»

8411 «Прочие расходы по обменным операциям»

1120

Нормативные документы

Кодекс ГС — Кодекс газораспределительных систем, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2494.

Закон № 1875 — Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV.

Закон № 1314 — Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 05.06.2014 г. № 1314-VII.

Технический регламент — Технический регламент средств измерительной техники, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 163.

Порядок № 474 — Порядок представления средств измерительной техники на периодическую поверку, обслуживание и ремонт, утвержденный постановлением КМУ от 08.07.2015 г. № 474.

Постановление № 374 — постановление КМУ «Об утверждении перечня категорий законодательно регулируемых средств измерительной техники, подлежащих периодической поверке» от 04.06.2015 г. № 374.

Правила № 630, постановление № 630 — Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденные постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 630.

Правила № 1198 — Правила пользования тепловой энергией, утвержденные постановлением КМУ от 03.10.2007 г. № 1198.

Правила № 28 — Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением НКРЭ от 31.06.96 г. № 28.

Порядок № 193 — Порядок проведения поверки законодательно регулируемых средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации, и оформления ее результатов, утвержденный приказом Минэкономразвития от 08.02.2016 г. № 193.

Приказ № 1747 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении межповерочных интервалов законодательно регулируемых средств измерительной техники, находящихся в эксплуатации, по категориям» от 13.10.2016 г. № 1747.

Правила № 190 — Правила пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, утвержденные приказом Министерства по вопросам ЖКХ от 27.06.2008 г. № 190.

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше