Темы статей
Выбрать темы

Допороговые закупки: от А до Я

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
С момента внедрения электронных публичных закупок о допороговых закупках у заказчиков возникает не меньше вопросов, чем о послепороговых. И это не удивительно. Ведь чем меньше урегулирован какой-либо момент в законодательстве, тем больше потом возникает вопросов: как правильно действовать в той или иной ситуации.
В связи с этим заказчики хотят иметь под рукой алгоритм проведения допороговых закупок, в котором были бы разъяснены сроки (по дням) совершения определенных действий при допороговых закупках, какие именно документы имеет право/обязанность составлять заказчик, участники и т. п. с самого начала закупки до отчета по ней. Поэтому сегодня мы поможем заказчикам разобраться в особенностях проведения таких закупок.

В первую очередь выясним, какие закупки являются допороговыми и почему они так называются.

Так, законодатель установил в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 стоимостные пределы (пороги) применения Закона № 992 в части проведения процедур закупок для заказчиков-бюджетников, а именно если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1,5 млн грн. Также определены стоимостные пределы для применения Закона № 922 заказчиками, которые осуществляют деятельность в отдельных сферах хозяйствования, — если стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн., а работ — 5 млн грн.

Поэтому условно все публичные закупки можно разделить на так называемые «послепороговые» — когда ожидаемая стоимость предмета закупки больше указанных выше порогов, и «допороговые» — когда ожидаемая стоимость предмета закупки меньше таких порогов. Заметим, что сам Закон № 922 не содержит таких терминов, как «допороговая закупка», «послепороговая закупка», хотя заказчики постоянно пользуются именно ими.

При этом если при проведении послепороговых закупок заказчики должны обязательно применять электронную систему закупок Prozorro, то при осуществлении допороговых закупок они имеют право применять эту систему и проводить отбор поставщиков товаров, предоставителей услуг и исполнителей работ в электронном формате.

Так, в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 во время осуществления закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчики должны придерживаться принципов осуществления публичных закупок, установленных данным Законом, и могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора.

Далее в таблице покажем стоимостные особенности проведения допороговых закупок :

Заказчики-бюджетники

Заказчики, которые действуют в отдельных сферах хозяйствования

Механизм допороговой закупки

до 50 тыс. грн.

«Прямой» договор или закупка через Prozorro

от 50 до 200 тыс. грн. — товары и услуги (до 1,5 млн грн. — работы)

от 50 до 1 млн грн. — товары и услуги (до 5 млн грн. — работы)

Закупка через Prozorro или отчет о заключенных договорах

Итак, от того, какой путь для проведения допороговой закупки выберет заказчик, будет зависеть механизм осуществления такой закупки. Поэтому проанализируем два варианта: допороговая закупка без применения и с применением Prozorro.

1. Заказчик закупает без Prozorro

В первую очередь напомним, что любая публичная допороговая закупка должна быть запланирована в приложении к годовому плану закупок.

Так, согласно п. 2 приказа № 490 приложение к годовому плану закупок составляют по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в электронной системе закупок. В него вносят информацию о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает суммы, указанные в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922.

Заметьте, что приложение к годовому плану и изменения к нему заказчик должен обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 дней со дня их утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона № 922).

При этом независимо от того, будет ли закупать заказчик товары, работы или услуги по «допорогах» через Prozorro или нет, он должен соблюдать принципы публичных закупок, поскольку ч. 1 ст. 3 Закона № 922 предусмотрено, что закупки осуществляются по таким принципам:

добросовестная конкуренция среди участников;

максимальная экономия и эффективность;

открытость и прозрачность на всех стадиях закупок;

недискриминация участников;

объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений;

предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Поэтому в случае, если заказчик проводит «допороговую» закупку без применения электронной системы, советуем перед заключением «прямого» договора проводить мониторинг ценовых предложений о предмете закупки и выбирать контрагента с учетом указанных выше принципов публичных закупок.

Так, при осуществлении допороговой закупки без применения Prozorro было бы не лишним для заказчика провести анализ ценовых предложений по необходимому ему предмету закупки на рынке товаров/работ/услуг. Например, это может быть мониторинг информации, размещенной в сети Интернет. Для этого желательно сделать скриншоты страниц с информацией об актуальных ценах предмета закупки.

Также можно обратиться к потенциальным участникам с целью получения информации о ценах, квалификации участников и их возможности выполнить условия будущего договора. Такие обращения можно оформить в виде писем.

Кроме того, как вариант анализа рынка может быть приглашение потенциальных участников для проведения с ними переговоров о предмете закупки.

При этом советуем: максимально объективно, непредвзято, без ограничения и дискриминации подходить к выбору тех участников, к которым заказчик будет обращаться с письмами для получения ценовых предложений.

В случае, если заказчик имеет собственный веб-сайт или такой сайт имеет орган управления заказчика, советуем разместить объявление о проведении допороговой закупки (проведении переговоров с участниками) в сети Интернет. Это будет подтверждением для контролеров об открытости и прозрачности при проведении допороговой закупки.

Что имеем на выходе? По результатам проведенного мониторинга и анализа, заказчик и выберет наиболее экономически выгодное предложение среди участников рынка для заключения договора.

Договор по результатам допороговой закупки без применения Prozorro заключают в соответствии с нормами ГКУ и ХКУ, с учетом положений внутренних локальных нормативно-правовых актов заказчика. При этом согласно ХКУ содержание хозяйственного договора составляют условия договора, определенные соглашением его сторон, направленным на установление, изменение или прекращение хозяйственных обязательств, как согласованных сторонами, так и тех, которые принимаются ими как обязательные условия договора в соответствии с законодательством.

Не забываем: для того чтобы договор считался заключенным, сторонам договора необходимо обязательно согласовать его существенные условия. Именно здесь пригодится знание норм указанных кодексов.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 180 ХКУ хозяйственный договор считается заключенным, если между сторонами в предусмотренных законом порядке и форме достигнуто согласие относительно всех его существенных условий. Существенными являются условия, признанные таковыми по закону или необходимые для договоров данного вида, а также условия, в отношении которых по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие.

Важно! В соответствии с ч. 3 ст. 180 ХКУ при заключении хозяйственного договора стороны обязаны в любом случае согласовать предмет, цену и срок действия договора.

Согласно ч. 4 и 5 ст. 180 ХКУ условия о предмете в хозяйственном договоре должны определять наименование (номенклатуру, ассортимент) и количество продукции (работ, услуг), а также требования к их качеству, а цена определяется в порядке, установленном этим Кодексом, другими законами, актами Кабмина.

В соответствии с ч. 7 ст. 180 ХКУ сроком действия хозяйственного договора является время, в течение которого существуют хозяйственные обязательства сторон, возникшие на основе этого договора.

В случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, которая установлена в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 этого Закона.

Напомним: отчет о заключенных договорах обнародуют по форме, утвержденной приказом № 490 (ср. ). Срок для обнародования этого отчета составляет 1 календарный день со дня заключения договора (ч. 1 ст. 10 Закона № 922).

Теперь на рис. 1 покажем схематично описанный механизм «допороговой» закупки.

img 1

Рис. 1. Механизм «допороговой» закупки

Далее рассмотрим механизм «допороговых» закупок по применению электронной системы закупок Prozorro.

2. Заказчик закупает через Prozorro

Как мы знаем, в Законе № 922 не определен механизм допороговых закупок через электронную систему закупок Prozorro. Этот документ предоставляет заказчикам лишь право использовать ее при таких закупках и обязывает соблюдать принципы публичных закупок. Кстати, это касается допороговых закупок, по которым заключают как «прямые» договоры, так и договоры по результатам электронных закупок. Есть ли алгоритм электронных допороговых закупок? Какие правила должен соблюдать заказчик, а на какие можно не обращать внимание?

В этом вопросе основным документом является приказ государственного предприятия «Внешторгиздат Украины» (в настоящее время — государственное предприятие «Prozorro») от 13.04.2016 г. № 35, которым утвержден Порядок № 35. Обратите внимание: Порядок № 35 не является обязательным для выполнения заказчиками, поскольку этот документ не распространяется на указанных субъектов сферы публичных закупок, ведь это локальный нормативный акт указанного государственного предприятия. Вместе с тем, хотя Порядок № 35 и не является обязательным для полного соблюдения заказчиками и участниками допороговых торгов, однако при осуществлении таких закупок заказчики должны придерживаться принципов публичных закупок.

Но поскольку алгоритм проведения допороговых закупок, предусмотренный в Порядке № 35, так же реализован в электронной системе закупок, то и заказчики, и участники хочешь не хочешь, а должны руководствоваться этим документом при «допороговых» закупках через Prozorro.

Далее рассмотрим поэтапно такой алгоритм закупок. Также определим, какие документы готовит заказчик, какие сроки для обнародования таких документов, и отдельно поговорим о том, являются ли такие документы и сроки обязательными.

В первую очередь, как и в предыдущем варианте (то есть при «допороговой» закупке без Prozorro), так и при условии применения Prozorro заказчик должен запланировать допороговую закупку в приложении к годовому плану и обнародовать такое приложение или изменения к нему. Срок обнародования — 5 календарных дней со дня утверждения приложения (изменений к нему).

Далее заказчик объявляет «допороговую» закупку через Prozorro.

Этапы допороговой закупки через Prozorro

В соответствии с п. 5.1 Порядка № 35 предусмотрены такие этапы закупки:

1. Объявление закупки.

2. Период уточнений.

3. Подача предложений.

4. Аукцион.

5. Квалификация, определение победителя и завершение закупки.

Рассмотрим каждый этап.

1. Объявление закупки. В соответствии с п. 6.3 Порядка № 35 при объявлении закупки заказчик размещает в электронной системе закупок информацию о предмете закупки и ожидаемой стоимости, условиях договора, порядке и условиях проведения закупки, сроке подачи предложений, а также требованиях к участнику и другую информацию, которая, по его мнению, является необходимой для проведения закупки. Информация, указанная в объявлении, должна совпадать с информацией, которая содержится в прикрепленных документах (при наличии).

В случае несоответствия приоритетной считается информация, указанная заказчиком в объявлении о закупке.

Вместе с тем п. 6.4 Порядка № 35 предусмотрено, что требования к предмету закупки могут устанавливаться заказчиком в приложенных файлах или в экранных формах закупки.

Важно! При определении условий закупки заказчик должен определить такие параметры закупки:

1) ожидаемую стоимость закупки, которая не может быть менее 3 тыс. грн.;

2) продолжительность периода уточнений, который должен составлять не меньше 1 рабочего дня, если ожидаемая стоимость закупки составляет от 3 до 50 тыс. грн., и не меньше 3 рабочих дней, если ожидаемая стоимость закупки превышает 50 тыс. грн.;

3) продолжительность периода подачи предложений, которая должна составлять не меньше 1 рабочего дня, если ожидаемая стоимость закупки составляет от 3 до 50 тыс. грн., и не меньше 2 рабочих дней, если ожидаемая стоимость закупки превышает 50 тыс. грн.;

4) шаг аукциона, который указывается в гривнях и рассчитывается как процентное отношение к ожидаемой стоимости закупки, и должен находиться в диапазоне от 0,5 до 3 % от ожидаемой стоимости закупки;

5) неценовые критерии и их удельный вес. Такая величина суммарно не может превышать 30 %, если заказчик намеревается применить процедуру оценки по иным критериям, нежели цена.

2. Период уточнений. В этот период участники «допороговых» закупок могут обратиться к заказчику с вопросами о требованиях, которые он установил. Вопрос должен быть сформулирован только в текстовом виде без присоединения к нему файлов. Все вопросы/ответы хранятся в системе и доступны всем пользователям системы для просмотра (независимо от статуса закупки). Стоит отметить, что вопросы участников анонимны до окончания аукциона.

При этом заказчик отвечает на вопрос, при необходимости загружает дополнительные файлы в таком же порядке, как и при размещении / или внесении изменений в объявление.

Вместе с тем в случае выявления нарушения в период уточнений пользователь может обратиться к заказчику с требованием о его устранении. Для этого заполняют документ в соответствующей электронной форме. Также заказчик рассматривает такое требование в течение 3 календарных дней и обнародует ответ на него. Если он требование удовлетворил, то вносит соответствующие изменения в условия закупки.

Имейте в виду: заказчик имеет право вносить изменения в информацию и документы относительно объявленной закупки до начала приема предложений. При этом вся история изменений к документам, внесенным в этот период, сохраняется и доступна для просмотра пользователям системы. Также заметьте: заказчик в случае внесения изменений в документы обязан дозагрузить их в виде отдельного файла.

3. Подача предложений. Подать предложение может любой участник, зарегистрированный в системе. Как предусмотрено в п. 6. 6 Порядка № 35, информация, указанная участником в электронных документах и документах, которые прилагаются к предложению, должна отвечать информации, указанной им в экранных формах системы при подаче предложения. При этом в случае несоответствия приоритетной считается информация, указанная в экранных формах системы.

Для того чтобы принять участие в закупке, участник подает предложение путем заполнения экранной формы в системе Prozorro, доступ к которой осуществляется через авторизованные электронные площадки. Также при необходимости загружает в систему электронные документы и документы в электронном виде.

Отметим: один участник имеет право подать только одно предложение к каждой отдельной закупке. Подать такое предложение необходимо до окончания срока ее подачи, установленного заказчиком при объявлении закупки.

При этом участник имеет право вносить изменения и уточнения в предложение до окончания периода приема предложений, определенного заказчиком. Вся история изменений, внесенных в этот период, сохраняется и доступна для просмотра всем пользователям системы после окончания аукциона.

В то же время стоит обратить внимание на то, что участник может аннулировать свое предложение только в период приема предложений.

Также имейте в виду: любая информация об участниках и их предложениях закрыта до окончания электронного аукциона. Но это не касается начальных ценовых предложений, которые остаются закрытыми лишь до начала аукциона для всех лиц, кроме участника, подавшего предложение.

Что происходит в случае, когда в момент окончания приема предложений ни один участник не зарегистрировал предложение? В таком случае система автоматически присваивает закупке статус «Закупка не состоялась».

4. Аукцион. Далее начинается аукцион. При этом система активирует модуль «Аукцион», если на закупку подано больше одного предложения.

Справка. Если для допороговой закупки в системе зарегистрирован только один участник, то она автоматически переходит к процессу «Оценка», а закупке присваивает статус «Квалификация».

На этом этапе следует обратить внимание: дату и время аукциона система назначает автоматически. При этом для участия в аукционе участник с помощью интерфейса авторизованной электронной площадки получает индивидуальную ссылку на страницу аукциона.

Важно! В аукционе могут участвовать только участники, которые подали предложения. Все остальные пользователи системы, в том числе заказчик закупки, имеют возможность наблюдать за ходом аукциона в режиме онлайн (onlіne).

Вопросы — ответы

Именно на этом этапе у заказчиков возникают вопросы о проведении аукциона: как именно участник должен в аукционе понижать цену, сколько раз может быть понижение цены, если будет несколько участников?

Так, во время аукциона у участников есть возможность предоставлять свои ценовые предложения в соответствии с установленными правилами работы системы.

Обращаем внимание: участник может в течение одного раунда аукциона снизить один раз цену/приведенную цену своего предложения. При этом такое понижение цены должно быть не меньше чем на один шаг от своей предыдущей цены/приведенной цены.

В этот момент на веб-странице аукциона отражена следующая информация:

1) номер аукциона;

2) предмет закупки;

3) «номер участника в аукционе», который обеспечивает анонимность участия;

4) начальное ценовое предложение каждого из участников или начальная приведенная цена, если заказчик использует неценовые критерии оценки;

5) время до начала аукциона и/или хода участника.

Заметьте: после старта аукциона система делает паузу на 5 минут и объявляет раунд. При этом после окончания паузы она автоматически объявляет раунд.

Следовательно, аукцион проходит в 3 раунда по одинаковым правилам.

Так, в каждом раунде участники в порядке, который определяется от предложения с наивысшей до самой низкой цены/приведенной цены, а для предложений с одинаковыми ценами/приведенными ценами — первым поданным предложением, в течение 2 минут могут сделать ставку на понижение своей предыдущей ставки на сумму, не меньше шага аукциона, который определил заказчик при объявлении допороговой закупки.

Может случиться так, что участник сделал свой выбор раньше. В таком случае система предоставляет ему возможность внести изменения до завершения отведенного времени. Если же участник не действовал в течение 2 минут, то система принимает предыдущую ставку и передает ход следующему участнику.

После того как все участники сделали ставки в раунде, система делает паузу на 2 минуты и объявляет следующий раунд аукциона.

5. Квалификация, определение победителя и завершение закупки. По завершению этапа аукциона заказчик рассматривает участника, который предложил по результатам аукциона самое низкое предложение, и принимает решение о соответствиях его предложения требованиям, указанным в объявлении о закупке.

Может случиться так, что предложения такого участника не соответствуют условиям закупки. Каковы действия заказчика? Он дисквалифицирует этого участника.

В соответствии с Порядком № 35, исключительными основаниями дисквалификации являются следующие:

1) предложение участника, который предложил наименьшую цену, не отвечает условиям закупки;

2) участник, который предложил наименьшую цену, отказался от подписания договора.

В то же время, как отмечено в Порядке № 35, в случае дисквалификации участника, который предложил наименьшую цену, заказчик публикует в системе скан-копию документа с соответствующим аргументированным решением.

Внимание! Если участник, который предложил наименьшую цену, считает его дисквалификацию недостаточно аргументированной, то он может обратиться к заказчику с требованием предоставить дополнительную информацию о причинах несоответствия его предложения условиям закупки, а заказчик обязан предоставить ему ответ с такой информацией не позднее чем через 3 рабочих дня со дня поступления такого требования.

При этом в случае дисквалификации участника система автоматически определяет следующего участника в рейтинге по результатам аукциона, то есть со следующим по величине ценовым предложением. В случае одинаковых по величине ценовых предложений — определяют участника, который подал свое предложение раньше.

Справка. В случае если все участники закупки были дисквалифицированы, система автоматически переводит закупку в статус «Закупка не состоялась».

После того как заказчик определил участника, предложение которого отвечает всем условиям закупки, он определяет этого участника победителем и обнародует в системе скан-копию документа — решения о выборе победителя.

Стоит отметить, что участники могут подать требование об устранении нарушения относительно решения заказчика. Как на этапе уточнений, так и на этапе квалификации заказчик рассматривает требование в течение 3 календарных дней и обнародует ответ на него. При этом по результатам рассмотрения требования заказчик не только отвечает участнику в системе, а принимает и обнародует решение о таком требовании.

Если заказчик удовлетворил требование, то он просматривает свое решение о дисквалификации и/или решении об определении победителя. Заметьте: рассмотрение требования и на этапе уточнений, и на этапе квалификации не останавливает процесс проведения закупки. При этом в Порядке № 35 предусмотрено, что просмотр решений заказчика может быть только до подписания договора.

Справка. После размещения заказчиком ответа в Prozorro требование приобретает статус «Рассмотрено заказчиком», а инициатор требования в течение 3 календарных дней (раньше до изменений, внесенных в Порядок № 35, было 2 календарных дня) оценивает ответ «Требование удовлетворено»/«Требование не удовлетворено» (раньше было «Удовлетворительно»/«Неудовлетворительно»).

Далее стороны (заказчик и победитель) занимаются подписанием договора по результатам допороговой закупки.

Как указано в п. 9.4 Порядка № 35, договор по результатам проведения закупки подписывают заказчик и победитель вне системы. Срок подписания такого договора — не раньше чем через 2 рабочих дня после обнародования решения о победителе закупки. Договор между заказчиком и победителем должен быть подписан на сумму, которая не превышает цену последнего предложения, поданного победителем в аукционе. Договор размещается заказчиком в системе Prozorro в течение 2 рабочих дней со дня его заключения. Такой документ находится в свободном доступе для просмотра пользователями системы.

Вопросы — ответы

На практике возникают случаи, когда нет ни одного участника в допороговой закупке. Как тогда действовать заказчику?

Дальнейшие действия заказчика зависят от того, как прописан механизм осуществления допороговых закупок в его внутреннем локальном нормативно-правовом акте. Если таких ограничений нет, то заказчик может заключить прямой договор. Поможет в этом заказчику описанный нами выше механизм допороговой закупки без применения системы Prozorro.

Если «не сыграли» торги в Prozorro из-за отсутствия участников, обязательно ли заключать «прямой» договор на ту сумму, которая была объявлена предварительно в Prozorro?

Например, заказчик объявил в Prozorro допороговую закупку на закупку работ по капитальному ремонту на сумму 180 тыс. грн. согласно перечню работ по проектной документации. Ни один участник не подал предложения для участия в торгах. Может ли заказчик потом заключить прямой договор на меньшую сумму, чем были объявлены торги, например, на сумму 170 тыс. грн.?

В первую очередь обратимся к тому, как заказчик определяет предмет закупки работ по капитальному ремонту и их ожидаемую стоимость.

Так, предмет закупки работ по капитальному ремонту определяют с учетом требований Закона № 922 и Порядка № 454. В соответствии с разд. ІІІ Порядка № 454 определение предмета закупки работ заказчики осуществляют по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй — пятой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

При этом в соответствии с п.п. 5.1.1 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 сметная стоимость строительства, которая определяется в составе инвесторской сметной документации, используется для планирования капитальных вложений, финансирования строительства, проведения процедуры закупки.

Вместе с тем согласно п.п. 6.2.2 ДСТУ Б.Д.1.1-12013 для расчета цены предложения участника конкурсных торгов заказчик предоставляет подрядчику ведомость объемов работ, которые закупаются заказчиком, ведомость ресурсов к ней с соответствующими сметными ценами или без цен или утвержденную проектную документацию.

Для расчета цены предложения участника конкурсных торгов отдельных видов капитальных ремонтов (см. п.п. 5.3.2 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013) заказчик предоставляет подрядчику дефектный акт, форма которого приведена в приложении Р к этому документу.

В то же время в п.п. 6.2.3 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 предусмотрено, что цена предложения подрядчика формируется на основании стоимости подрядных работ, в состав которой включаются прямые, общепроизводственные и прочие расходы на строительство объекта, прибыль, средства на покрытие административных расходов строительных организаций, средства на покрытие рисков в случаях, предусмотренных в п. 6.2.10 этого документа, средства на покрытие дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, средства в уплату налогов, сборов, обязательных платежей.

При этом в цене предложения отдельным разделом учитываются также средства на покрытие расходов, связанных с приобретением и доставкой на объект строительства оборудования, которое обеспечивает подрядчик.

Учитывая это, если подрядчик готов выполнить все работы по капитальному ремонту, предусмотренные проектом, за 170 тыс. грн., то стороны могут заключить «прямой» договор на меньшую сумму, чем были предварительно объявленные торги в Prozorro, которые не состоялись.

Вместе с тем в п. 9.5 Порядка № 35 прописано, что заказчик обязан завершить закупку путем подписания договора или отмены закупки в течение 30 дней после окончания срока подачи предложений.

По этому поводу как у заказчиков, так и у общественных деятелей часто возникают вопросы:

будет ли считаться нарушением, если заказчик обнародует в системе договор позже указанного срока;

— является ли нарушением, если заказчик вообще не обнародует договор в системе или обнародует его без приложений к нему, которые являются неотъемлемой его частью?

Давайте разберемся с этими вопросами. С одной стороны, вспомним, что Порядок № 35 не является обязательным для выполнения заказчиками, поскольку не распространяет свое обязательное действие на них. Следовательно, несоблюдение указанного заказчиками срока не может считаться нарушением.

Но с другой стороны, законодатель предусмотрел в Законе № 922, что при осуществлении закупок, ожидаемая стоимость которых меньше стоимостных порогов, предусмотренных в ч. 1 ст. 2 данного Закона, заказчик должен соблюдать принципы публичных закупок, в частности принцип открытости, прозрачности.

В то же время ни Закон № 922, ни другое законодательство в сфере публичных закупок не содержит юридического определения каждого из принципов публичных закупок, то есть отсутствует в законодательстве норма, которая бы определяла, что необнародование договора по результатам допороговой закупки в Prozorro — это несоблюдение того или иного принципа осуществления публичных закупок.

Если же обратиться к судебной практике относительно обнародования документов по «послепороговым» закупкам, в частности отчета о выполнении договора, то она, к сожалению, неоднозначна. Поэтому в данном случае, если заказчику объективно ничего не препятствует обнародовать в системе договор, советуем его таки обнародовать. Иначе следует готовиться защищать свою позицию на основании действующего законодательства.

Теперь покажем схематически механизм «допороговой» закупки через Prozorro (см. рис. 2).

img 2

Рис. 2. Механизм «допороговой» закупки через Prozorro

Нормативные документы и сокращения

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-ІV.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-ІV.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922.

Приказ № 490приказ Минэкономразвития «Об утверждении документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

Порядок № 454Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

Порядок № 35 — Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом государственного предприятия «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35.

ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 — ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятые приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 05.07.2013 г. № 293.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше