Темы статей
Выбрать темы

Учреждение получило незавершенный объект: как зачислить на баланс

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В этом году бюджетное учреждение получило незавершенный объект строительства (незавершенные капитальные инвестиции). Объект передан учреждению на основании решения городского совета. Такая операция оформлена Актом приема-передачи, в котором указана стоимость незавершенного строительства — 12 млн грн. В связи с этим возникли вопросы:
— как зачислить на баланс такой незавершенный объект строительства;
— если в следующем году будут выделены бюджетные ассигнования для завершения строительства, как показать такие операции в учете?

Для бюджетных учреждений объекты незавершенного строительства являются разновидностью незавершенных капитальных инвестиций в необоротные материальные активы. Определение этого понятия приведено в абз. 14 п. 4 разд. I НП(С)БУ 121, а именно таковыми являются: капитальные инвестиции в строительство, изготовление, реконструкцию, модернизацию, приобретение объектов необоротных материальных активов, введение которых в эксплуатацию на дату баланса не состоялось.

Также в п. 1 разд. IX Методрекомендаций указано, что расходы на строительство, изготовление, приобретение и улучшение объектов основных средств с начала и до окончания указанных работ и введения объектов в эксплуатацию признаются незавершенными капитальными инвестициями.

Следовательно, при осуществлении расходов на строительство объектов основных средств с начала и до окончания указанных работ и введения объектов в эксплуатацию бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями.

В Плане счетов для учета таких расходов предусмотрен субсчет 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства». Напомним, что этот субсчет предусмотрен для учета расходов на приобретение, создание (изготовление) собственными силами и улучшение основных средств, а также расходов по незаконченным и законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств.

Учитывая это, все расходы на строительство объекта основных средств, которые осуществляло учреждение, накапливались по дебету субсчета 1311.

Как видим, на момент передачи незавершенного объекта строительства (незавершенных капитальных инвестиций) другому бюджетному учреждению такой объект не был введен в эксплуатацию. Поэтому в этой ситуации учреждение принимает такие расходы и зачисляет их в состав незавершенных капитальных инвестиций, то есть в дебет субсчета 1311.

Что делать дальше с таким незавершенным объектом?

В дальнейшем все расходы, связанные с достройкой незавершенного объекта строительства, бюджетное учреждение отбражает как капитальные инвестиции на создание такого объекта основных средств, то есть продолжает накапливать их по дебету субсчета 1311.

Добавим, что такие расходы бюджетным учреждениям стоит учитывать по таким направлениям работ (расходов):

— проектно-изыскательские работы;

— строительные работы;

— работы по монтажу оборудования;

— приобретение оборудования, которое требует монтажа;

— приобретение оборудования, которое не требует монтажа, инструментов и инвентаря;

— прочие капитальные работы и расходы.

Для подробного учета указанных расходов целесообразно вести отдельный регистр аналитического учета незавершенных капитальных инвестиций. Например, использовать для этого Карточку учета объектов необоротных активов в составе незавершенных капитальных инвестиций, которую составляют в произвольной форме. Пример и порядок заполнения такой Карточки см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 16, с. 16.

После окончания всех работ, связанных со строительством, объект вводят в эксплуатацию и оформляют Акт ввода в эксплуатацию основных средств. Имейте в виду: в вашей ситуации стоимость такого объекта основных средств будет сформирована исходя из общей суммы расходов, связанных с такими работами. При этом в эту стоимость включают также незавершенные капитальные инвестиции, которые были получены от другого бюджетного учреждения.

Зачисление объектов капитальных инвестиций в состав основных средств отражают по общему правилу, а именно с соответствующим уменьшением капитальных инвестиций. Одновременно отражают увеличение внесенного капитала и уменьшение целевого финансирования (Дт 5411 — Кт 5111).

Порядок отражения в бухгалтерском учете таких операций рассмотрим на примере.

Пример. На основании решения городского совета бюджетному учреждению в 2017 году передан незавершенный объект строительства (незавершенные капитальные инвестиции), стоимость которого 12 млн грн. Передача объекта оформлена Актом приема-передачи.

Допустим, что в 2018 году выделены средства из местного бюджета на завершение строительства такого объекта. Общая стоимость выделенных бюджетных ассигнований — 50 млн грн.

Для продолжения строительства заключен договор подряда. Условиями договора предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора*.

* Напомним, что в соответствии с постановлением КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 бюджетные учреждения могут осуществлять предварительную оплату за:
— работы и услуги, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости сроком до одного месяца;
— работы по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту и техническому переоснащению, приобретению основных средств и жилья на срок не больше трех месяцев.

После окончания строительных работ подрядной организацией составлен Акт приема выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах по ф. № КБ-3. После тщательной проверки выполненных работ бюджетным учреждением подписаны указанные документы и проведен окончательный расчет за выполненные работы.

Прием в эксплуатацию объекта оформлен Актом ввода в эксплуатацию основных средств, типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Мемориальный ордер

Сумма, грн.

дебет

кредит

Учреждение, которое передает незавершенный объект строительства (2017 год)

1

Получены бюджетные ассигнования для строительства объекта

2313

5411

2 или 3

12 000 000

2

Перечислена предварительная оплата проектной и подрядной организациям

2113

2313

2, 4 или 3, 4

3 600 000

Допустим, договорами предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора.

3

Выполнены работы по изготовлению проектно-сметной документации и строительные работы

1311

2113

4

12 000 000

Составлен Акт приема проектно-сметной документации, Акт приема выполненных строительных работ за ф. № КБ-2В и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах по ф. № КБ- 3, которые подписаны бюджетным учреждением.

4

Проведены окончательные расчеты с проектной и подрядной организациями

2113

2313

2, 4 или 3, 4

8 400 000

5

Передан незавершенный объект строительства (оформлен Акт приема-передачи)

5411

1311

17

12 000 000

Учреждение, которое принимает незавершенный объект строительства (2017 год)

1

Зачислен незавершенный объект строительства на баланс

1311

5411

17

12 000 000

Учреждение, которое приняло незавершенный объект строительства (2018 год)

1

Получены бюджетные ассигнования для завершения строительства объекта

2313

5411

2 или 3

50 000 000

2

Перечислена предварительная оплата за строительно-монтажные работы

2113

2313

2, 4 или 3, 4

15 000 000

3

Выполнены строительно-монтажные работы

1311

2113

4

50 000 000

Составлен Акт приема выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах по ф. № КБ- 3, которые подписаны бюджетным учреждением.

4

Введен объект строительства в эксплуатацию

1013

1311

17

62 000 000

Одновременно отражены изменения в капитале

5411

5111

17

62 000 000

Составлен Акт ввода в эксплуатацию основных средств и открыта Инвентарная карточка учета объекта основных средств.

5

Проведены окончательные расчеты с подрядной организацией

2113

2313

2, 4 или 3, 4

35 000 000

Нормативные документы

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше