Темы статей
Выбрать темы

Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На электронную почту газеты «Бюджетная бухгалтерия» (bb@id.factor.ua) поступает большое количество вопросов с просьбой рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете операций по выбытию (списанию) ОС и МНМА. В этой статье мы собрали ответы на наиболее актуальные из них. Надеемся, что каждый из вас, уважаемые читатели, найдет ответ на свой «наболевший», поскольку все интересные ситуации мы рассмотрели на числовых примерах.

Немного общих моментов

Выбытие ОС и МНМА с балансов бюджетных учреждений может происходить по разным причинам. Основные из них:

— ликвидация;

— продажа;

— безвозмездная передача;

— недостача;

— несоответствие критериям признания активом.

Стоит напомнить, что для каждой из указанных причин списания существуют определенные нормативно-правовые акты, которые определяют механизм и требования к процедуре списания таких объектов с балансов бюджетных учреждений, а также определяют правила документального оформления таких операций. Вспомним эти документы.

Нормативно-правовой акт

К каким операциям с имуществом применяется

Порядок № 1314

При списании объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются ОС и ПНМА

Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803

При отчуждении (продаже) имущества государственной собственности, которое относится к ОС

Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482

При безвозмездной передаче объектов права государственной собственности из сферы управления министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров АР Крым, Фонда госимущества, других госорганов, которые в соответствии с законодательством осуществляют функции по управлению государственным имуществом, Национальной академии наук, отраслевых академий наук, прочих учреждений и организаций, которым государственное имущество передано в безвозмездное пользование, в сферу управления других органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляющихся организаций

Порядок подачи и рассмотрения предложений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и образовании и работе комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденный постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482

Определяет основные требования к подаче и рассмотрению предложений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность, а также образовании и работе комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность в соответствии с Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР

Положение № 879,

приказ № 572

При проведении инвентаризации активов и обязательств и оформлении ее результатов

Приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818

При составлении типовых форм по учету и списанию ОС, ПНМА распорядителями бюджетных средств, Государственной казначейской службой Украины и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования

И хотя в течение последних лет в основные нормативно-правовые акты, которые приведены выше, не были внесены существенные изменения, вопросы бухгалтерского учета операций по списанию ОС и МНМА с балансов бюджетных учреждений занимают призовые места в хит-параде вопросов на нашем профессиональном бухгалтерском форуме (https://budget.factor.ua).

Это и не удивительно, ведь с этого года бюджетные учреждения применяют План счетов и Типовую корреспонденцию, которая существенно изменила подход к учету операций с ОС и МНМА.

Что касается списания коммунального имущества, то здесь стоит учитывать следующее.

Систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правовой статус и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления определяет Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Полномочия сельского, поселкового, городского головы определены в ст. 42 этого Закона, в которой отсутствуют полномочия о решениях по управлению коммунальным имуществом.

Вместе с тем в соответствии со ст. 26 указанного Закона к компетенции сельских, поселковых, городских советов относится исключительно на пленарных заседаниях принятие решений о передаче другим органам отдельных полномочий по управлению имуществом, которое находится в коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, с определением пределов этих полномочий и условий их осуществления.

Полномочия по управлению коммунальной собственностью определены в ст. 29 указанного Закона.

Таким образом, орган местного самоуправления исключительно на пленарном заседании принимает решение о порядке списания коммунального имущества с учетом других нормативно-правовых актов, которые регулируют такие вопросы.

Кстати, именно к такому заключению пришел Минфин в своем письме от 10.05.2017 г. № 05230-16/23-1794/1/1556.

Также напомним, что об операциях по поступлению основных средств и прочих необоротных материальных активов мы рассказывали в материалах «Учет основных средств: рассматриваем на числовых примерах» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 23), «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 34). Поэтому если кто-то из вас пропустил эту информацию, советуем заглянуть в предыдущие номера нашей газеты.

Далее рассмотрим каждую из причин выбытия ОС и МНМА и приведем бухгалтерские записи.

Общий подход к отражению в бухгалтерском учете выбытия (списания) ОС и МНМА с балансов бюджетных учреждений определен в п. 3 разд. VI НП(С)БУ 121 и п. 11 разд. VIII Методрекомендаций: в случае выбытия объекта основных средств с баланса списывают его первоначальную (переоцененную), балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

Вроде бы ничего сложного. Но, как свидетельствуют вопросы наших читателей, по этому поводу возникает немало недоразумений именно в части применения Плана счетов и Типовой корреспонденции при отражении в бухучете операций по выбытию объектов ОС. Поэтому рассмотрим более детально все интересные моменты.

1. Прежде всего, не забудьте: при выбытии объекта ОС необходимо начислить амортизацию в месяце его выбытия. Амортизацию начисляют за полное количество календарных месяцев пребывания актива в эксплуатации в течение отчетного периода (квартала).

В этом случае бухгалтер начисляет амортизацию на объект ОС за время его эксплуатации, включая месяц его выбытия. То есть если объект списан в сентябре 2017 года (независимо от даты его списания в этом месяце), то последним месяцем, за который нужно начислить амортизацию, будет сентябрь 2017 года.

Напомним, что сумма начисленной амортизации не может превышать 100 % стоимости необоротных активов. Вместе с тем амортизация, начисленная в размере 100 % стоимости объекта основных средств, пригодных для дальнейшей эксплуатации, не является основанием для его списания.

Конечно, начислить амортизацию можно только на такие объекты ОС, которые имеют стоимость, подлежащую амортизации. То есть это правило не касается объектов, у которых сумма начисленного износа равна первоначальной стоимости.

При начислении амортизации бюджетные учреждения составляют запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1411.

Сумму амортизации, отнесенную на финансовый результат отчетного периода, отражают записью: Дт 5511 — Кт 8014, 8114.

2. Согласно п. 1. 27 Типовой корреспонденции при выбытии ОС бюджетные учреждения списывают сумму износа, начисленного за все время эксплуатации такого объекта.

То есть это сумма износа, накопленная по кредиту субсчета 1411, которая начислена как за текущий 2017 год, так и за прошлые годы.

Следовательно, при выбытии ОС сумму начисленного износа списывают записью: Дт 1411 — Кт 10.

3. Также согласно п. 1. 27 Типовой корреспонденции при выбытии ОС бюджетные учреждения списывают остаточную стоимость объекта.

Для этого составляют корреспонденцию субсчетов: Дт 8411 — Кт 10.

Заметим, что до 2017 года бюджетные учреждения определяли остаточную стоимость ОС на основании информации по субсчету 401 «Фонд в необоротных активах по их видам». Но по состоянию на 01.01.2017 г. остатки по субсчету 401 были перенесены на субсчет 5111 «Внесенный капитал».

И если по состоянию на 01.01.2017 г. бюджетные учреждения имели информацию об остаточной стоимости ОС, руководствуясь данными по субсчету 5111, то уже сейчас этот показатель не даст нам интересующей информации о такой стоимости ОС.

Почему? Потому что в течение года субсчет 5111 формировался на основании новых требований, определенных Планом счетов и Типовой корреспонденцией. В частности, во время введения в эксплуатацию ОС в течение 2017 года в кредит субсчета 5111 добавлялась их первоначальная стоимость (п. 1.9 Типовой корреспонденции). Поэтому на этом субсчете сейчас отражается информация об объектах ОС по разной стоимости (прошлогодние — по остаточной, приобретенные в 2017 году — по первоначальной).

В результате начиная с этого года остаточная стоимость является расчетной величиной и определяется так: первоначальная стоимость минус сумма начисленного износа. Безусловно, мы и раньше именно так определяли эту сумму. Но теперь она не будет равна остатку по какому-то отдельному субсчету. Эту сумму необходимо определять так: первоначальная стоимость (Дт 10) минус сумма начисленного износа (Кт 1411). Кстати, именно эта сумма в будет указана в стр. 1000 ф. № 1-дс.

Поэтому не пытайтесь сопоставлять остаточную стоимость ОС, которые списываются с баланса, с суммой остатка по субсчету 5111! Иногда такое совпадение будет иметь место, но не во всех случаях. Более детально это можно увидеть на примерах, которые приведены далее.

4. Кроме того, при списании ОС, которые были приобретены за счет общего или специального фондов или же безвозмездно получены по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, необходимо составить еще одну корреспонденцию субсчетов.

Эта корреспонденция указана в п. 1.28 Типовой корреспонденции, а именно:

Дт 5111 — Кт 5512.

Безусловно, главный вопрос, который возникает в этом году при выполнении этой записи: какую сумму необходимо списать с субсчета 5111? Ответ однозначный — ту сумму, которая учитывается по субсчету 5111. Иначе и невозможно закрыть все субсчета.

Преимущественно этот вопрос связан с тем, что в п. 1.28 Типовой корреспонденции указано: при списании ОС к накопленным финансовым результатам относят первоначальную стоимость таких объектов. Поскольку по состоянию на 01.01.2017 г. на субсчет 5111 была перенесена остаточная стоимость ОС, то совершенно логично, что списывать необходимо эту сумму.

Все вроде бы и так, но в определенных ситуациях, если руководствоваться именно таким подходом, не получается составить корреспонденции субсчетов, предусмотренные Типовой корреспонденцией, и закрыть все субсчета на нули. Более детально такие ситуации рассмотрим на примерах.

Списание ОС с остаточной стоимостью

Пример 1. На балансе бюджетного учреждения несколько лет учитывается принтер, который вышел из строя в октябре 2017 года. Согласно Акту технического обследования, выданному специализированному предприятию, этот принтер признан непригодным для дальнейшего использования, а также подтверждена нецелесообразность проведения его ремонта.

По состоянию на 01.01.2017 г. первоначальная стоимость принтера была равна 2026,00 грн., а сумма начисленного износа — 1217,90 грн. На субсчет 5111 перенесена остаточная стоимость принтера в сумме 808,10 грн.

В течение трех кварталов 2017 года начислена амортизация принтера в общей сумме — 151,95 грн. Эта сумма отнесена на финансовый результат и отражена бухгалтерскими записями:

Дт 8014 — Кт 1411,

Дт 5511 — Кт 8014.

Итак, по состоянию на 01.10.2017 г. имеем такие остатки по субсчетам:

— Дт 1014 (первоначальная стоимость) — 2026,00 грн.;

— Кт 1411 (износ) — 1369,85 грн.;

— Кт 5111 (внесенный капитал) — 808,10 грн.;

— Дт 5511 (финрезультат отчетного периода) — 151,95 грн.

Списание принтера оформлено Актом списания основных средств (частичной ликвидации). В результате списания такого объекта не было оприходовано каких-либо запчастей, пригодных для дальнейшего применения. Также бухгалтер учреждения сделал необходимые записи в Инвентарной карточке учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете операции по списанию принтера отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан объект ОС, непригодный для дальнейшего использования:

— сумма начисленного износа

1411

1014

1369,85

— остаточная стоимость

8411

1014

656,15

2

Отнесена к накопленным финансовым результатам сумма внесенного капитала

5111

5512

808,10

3

Отнесены на финансовый результат отчетного периода расходы

5511

8411

656,15

Списание ОС без остаточной стоимости

Пример 2. На балансе бюджетного учреждения учитывается медицинское оборудование, которое физически и морально изношено. На него начислен износ в размере 100 %. При этом за все время эксплуатации этого медицинского оборудования учреждением не пересматривалась его первоначальная стоимость, то есть не была установлена ликвидационная стоимость*.

* Более детально о том, как действовать бухгалтеру, если на тот или иной объект основных средств начислен износ в размере 100 %, но он пригоден для дальнейшего использования, то есть основания для списания с баланса отсутствуют, мы рассказывали в статье «Остаточная стоимость ОС равна нулю: есть ли основания для переоценки» (см. «Бюджетная бухгалтерия», № 21, 2017, с. 19).

Комиссией учреждения принято решение о списании такого оборудования с баланса.

По состоянию на 01.01.2017 г. его первоначальная стоимость была равна сумме начисленного износа — 18300 грн., то есть остаточной стоимости у такого объекта не было, соответственно на субсчет 5111 переносить было нечего.

Итак, на 01.10.2017 г. имеем такие остатки по субсчетам:

— Дт 1014 (первоначальная стоимость) — 18300 грн.;

— Кт 1411 (износ) — 18300 грн.

Поскольку на медоборудование начислен износ в размере 100 %, то его остаточная стоимость равна нулю (остатка на субсчете 5111 «Внесенный капитал» нет). Именно поэтому в бухгалтерском учете при списании такого объекта списывают его первоначальную стоимость (Дт 1014) и сумму начисленного износа (Кт 1411) одной записью, то есть нет необходимости составлять корреспонденцию субсчетов, предусмотренную п. 1.28 Типовой корреспонденции.

Списание оборудования оформлено Актом списания основных средств (частичной ликвидации). В результате списания такого объекта не было оприходовано каких-либо запчастей, пригодных для дальнейшего применения. Также бухгалтер учреждения сделал необходимые записи в Инвентарной карточке учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списана сумма начисленного износа и первоначальная стоимость ОС

1411

1014

18300

Списание ОС с ликвидационной стоимостью

Пример 3. На балансе бюджетного учреждения учитывается недвижимое имущество — гараж, построенный в 1986 году. Он имел 100-процентный износ (первоначальная стоимость — 8700 грн., износ — 8700 грн.), поэтому в начале 2017 года для этого гаража установлена ликвидационная стоимость — 800 грн.

Увеличение на сумму ликвидационной стоимости первоначальной стоимости гаража с нулевой остаточной стоимостью, который продолжает использоваться, оформлено записью:

Дт 1013 — Кт 5111.

Сейчас гараж находится в аварийном состоянии. Комиссией по списанию проведено его обследование и установлено, что такой объект не пригоден к дальнейшему использованию, потому принято решение списать его с баланса.

Итак, на 01.10.2017 г. имеем такие остатки по субсчетам:

— Дт 1013 (первоначальная стоимость) — 9500 грн.;

— Кт 1411 (износ) — 8700 грн.

— Кт 5111 (ликвидационная стоимость) — 800 грн.

Поскольку объект имеет ликвидационную стоимость, то при его списании с баланса необходимо составлять корреспонденцию субсчетов, предусмотренную п. 1.28 Типовой корреспонденции, и списать эту стоимость.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан объект ОС, непригодный для дальнейшего использования:

— сумма начисленного износа

1411

1013

8700

— ликвидационная стоимость

8411

1013

800

2

Отнесена к накопленным финансовым результатам сумма внесенного капитала

5111

5512

800

3

Отнесены на финансовый результат отчетного периода расходы

5511

8411

800

Списание МНМА

Отдельно рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по списанию МНМА и обратим внимание на определенные особенности составления корреспонденций субсчетов.

1. Мы уже упоминали о том, что при выбытии ОС необходимо начислить амортизацию в месяце выбытия таких объектов.

В полной мере это правило также касается и МНМА, но с учетом определенных особенностей.

Так, при списании таких объектов с баланса учреждение должно доначислить амортизацию, то есть остальные 50 % первоначальной стоимости (первая половина начисляется во время ввода объекта в эксплуатацию). И уже только после этого такие МНМА списывают с баланса.

Напомним, что метод начисления амортизации 50 на 50 касается ПНМА, которые учитывают на следующих субсчетах:

— 1111 «Музейные фонды»;

— 1112 «Библиотечные фонды»;

— 1113 «Малоценные необоротные материальные активы»;

— 1114 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь»;

— 1115 «Инвентарная тара»;

— 1118 «Прочие необоротные материальные активы».

Итак, при начислении амортизации на МНМА бюджетные учреждения составляют запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1412.

Сумму амортизации, отнесенную на финансовый результат отчетного периода, отражают записью: Дт 5511 — Кт 8014, 8114.

2. Согласно п. 1.26 Типовой корреспонденции при выбытии МНМА бюджетные учреждения списывают первоначальную стоимость таких объектов записью: Дт 1412 — Кт 11.

3. Также при списании МНМА, которые были приобретены за счет общего или специального фондов или же безвозмездно получены по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, необходимо составить еще одну корреспонденцию субсчетов.

Она предусмотрена п. 1.28 Типовой корреспонденции, а именно:

Дт 5111 — Кт 5512.

Пример 4. В связи с переименованием высшего учебного заведения приказом ректора создана комиссия для уничтожения печатей учебного заведения и его структурных подразделений. Первоначальная стоимость печатей — 1234 грн., сумма начисленного износа — 617 грн.

Комиссия провела уничтожение клише печатей и штампов, разрезав каждую на части, которые невозможно соединить и восстановить. Этот факт подтвержден Актом об уничтожении печатей и штампов*.

* О возможности самостоятельного уничтожения печатей сообщал Минюст в письме от 14.08.2014 г. № 6820-0-4-14/8.1. Также об этом мы рассказывали в своих консультациях: «Изменилось название учреждения: что делать со старой печатью» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 34) и «По каким КЭКР оплатить услуги по изготовлению и уничтожению печатей и штампов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 14).

На 01.10.2017 г. имеем такие остатки по субсчетам:

— Дт 1113 (первоначальная стоимость) — 1234 грн.;

— Кт 1412 (износ) — 617 грн.

— Кт 5111 (внесенный капитал) — 617 грн.

В бухгалтерском учете операции по списанию печатей отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Начислена амортизация в месяце исключения из активов (списания с баланса)

8014

1412

617

2

Списана стоимость объекта

1412

1113

1234

3

Отнесена к накопленным финансовым результатам стоимость МНМА при списании

5111

5512

617

4

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

617

Недостача ОС

Пример 5. В Доме культуры был похищен внешний блок кондиционера, осталась только внутренняя его часть. Наш директор обратился в правоохранительные органы, которые открыли дело по факту хищения, но виновные лица до сих пор не установлены.

Непосредственно хищение было осуществлено 26.08.2017 г., что подтверждено материалами инвентаризации, однако правоохранительные органы предоставили учреждению извлечение из уголовного дела, которое датировано 18.09.2017 г.

Каким образом списать похищенное имущество с баланса учреждения и на какую дату? Может ли учреждение самостоятельно разделить стоимость всего кондиционера на внешнюю и внутреннюю части и списать лишь похищенную внешнюю часть? Какие бухгалтерские записи необходимо составить в такой ситуации?

Рассмотрим пошагово, как действовать учреждению в этой ситуации.

Шаг 1. Прежде всего в учреждении необходимо провести инвентаризацию для установления факта хищения или злоупотребления, порчи ценностей (на день установления таких фактов). Об этом сказано в п. 7 Положения № 879.

Инвентаризацию проводят в соответствии с требованиями этого Положения с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Добавим, что во время проведения инвентаризации активов и обязательств обязательно проверяется и документально подтверждается их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. Иначе говоря, во время проведения инвентаризации комиссия, в случае необходимости, может проверить соответствие основных средств технической документации на них, то есть проверить техническое состояние и наличие всех конструктивных элементов.

При этом для оформления данных инвентаризации ОС и ПНМА бюджетные учреждения применяют Инвентаризационную опись необоротных активов, форма которой утверждена приказом № 572.

Итак, в этом случае отсутствие такого основного конструктивного элемента кондиционера, как внешний блок, должно быть отражено в Инвентаризационной описи в графе 2 «Наименование, краткая характеристика и назначение объекта». Также об этом необходимо обязательно указать в Протоколе инвентаризационной комиссии, который заполняется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения.

В протоколе указывают причины недостач, потерь, остатков, а также предложения о проведении зачета в результате пересортицы, списания недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер, касающихся предотвращения таких потерь и недостач.

Кроме того, учреждения могут прилагать к протоколам другую информацию, которая является существенной для принятия решений о признании и оценке активов и обязательств и раскрытии соответствующей информации в финансовой отчетности.

Как предусмотрено п. 2 разд. IV Положения № 879 протокол инвентаризационной комиссии руководитель учреждения утверждает в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

Обратите внимание: результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.

Следовательно, дата утверждения протокола инвентаризационной комиссии является основанием для отражения результатов инвентаризации и списания похищенного имущества с баланса.

Шаг 2. Сообщить о факте хищения в правоохранительные органы.

В случае установления недостач или потерь, которые возникли в результате злоупотреблений, соответствующие материалы бюджетные учреждения передают правоохранительным органам в течение 5 дней после установления недостач и потерь. Такой срок сообщения о факте хищения определен в п. 7 разд. IV Положения № 879.

Для этого бюджетному учреждению необходимо подать заявление о хищении имущества по месту осуществления правонарушения.

После передачи материалов в правоохранительные органы учреждению остается только ждать, пока правоохранители найдут похитителя ценностей или закроют дело. Со своей стороны советуем время от времени напоминать правоохранителям о себе в письменном виде и запрашивать информацию о продвижении открытого дела по факту хищения имущества.

Шаг 3. Списать с баланса похищенное имущество.

Напомним, что общий механизм списания имущества с балансов бюджетных учреждений, в том числе и имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, определен в Порядке № 1314.

Наверное, в этой ситуации после выполнения всех обязательных требований, предусмотренных Порядком № 1314 и Положением № 879, больше всего бухгалтера интересует вопрос — как определить стоимость похищенного имущества (внешнего блока), то есть составной части объекта.

Как вариант, предлагаем в таком случае провести частичную ликвидацию объекта ОС, состоящего из нескольких составных частей, которые учитываются в составе такого объекта.

То есть можно не списывать с баланса полностью весь объект ОС, а списать именно ту составную часть, которая вышла из строя и не подлежит ремонту (а в нашей ситуации — была похищена). По этому вопросу советуем ознакомиться с письмом Минфина от 11.04.2016 г. № 31-11420-07-10/10433 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 19).

Теперь о стоимости похищенного имущества. По нашему мнению, ее можно определить исходя из справедливой (рыночной) стоимости части, которая подлежит списанию. При этом именно на стоимость такой списанной части кондиционера учреждение уменьшает его стоимость. Не забывайте о том, что и сумму износа кондиционера придется откорректировать.

Что касается остальных частей кондиционера (то есть пригодных к дальнейшей эксплуатации), то учреждение продолжает учитывать их на балансе в составе этого объекта ОС на том же субсчете 1014 (без какого-либо разукомплектования).

Напомним, что при частичной ликвидации ОС следует составить Акт списания основных средств (частичной ликвидации). Также информацию о частичной ликвидации составной части объекта ОС фиксируют в Инвентарной карточке учета объекта основных средств.

Шаг 4. Забалансовый учет недостачи.

В соответствии с п. 4 разд. ІV Положения № 879 выявленные в ходе инвентаризации недостачи ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списывают с баланса и относят на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством. Если виновные лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству.

В бухгалтерском учете забалансовый учет таких ценностей ведут на субсчете 073 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей распорядителей бюджетных средств».

Основанием для списания похищенного имущества (внешнего блока кондиционера) с баланса и взятия его на забалансовый учет является Протокол инвентаризационной комиссии с указанием в нем вида, количества и стоимости таких ценностей.

Пример 6. (продолжение примера 5)

Объект ОС (кондиционер) был введен в эксплуатацию в апреле 2017 года. Его первоначальная стоимость — 6900 грн., сумма начисленного износа — 287,50 грн.

То есть имеем такие остатки по субсчетам:

— Дт 1014 (первоначальная стоимость) — 6900,00 грн.;

— Кт 1411 (износ) — 287,50 грн.;

— Кт 5111 (внесенный капитал) — 6900,00 грн.;

— Дт 5511 (финрезультат отчетного периода) — 287,50 грн.

Комиссией учреждения установлено, что рыночная (справедливая) стоимость похищенного внешнего блока — 3200 грн.

Определим долю справедливой стоимости внешнего блока в первоначальной стоимости кондиционера: 3200 грн. : 6900 грн. = 0,46.

Учитывая это, рассчитаем сумму износа внешнего блока: 287,50 грн. х 0,46 = 132,25 грн.

Также рассчитаем его остаточную стоимость: 3200 грн. - 132,25 грн. = 3067,75 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Уменьшена стоимость кондиционера в результате частичной ликвидации внешнего блока

— на сумму начисленного износа на внешний блок

1411

1014

132,25

— на сумму остаточной стоимости внешнего блока

8411

1014

3067,75

2

Отнесена к накопленным финансовым результатам сумма внесенного капитала

5111

5512

3200

Внесенный капитал уменьшают на сумму, которая равна справедливой стоимости внешнего блока.

3

Отнесены на финансовый результат отчетного периода расходы

5511

8411

3067,75

Безвозмездная передача в пределах одного органа (субъекта) управления

Часто между бюджетными учреждениями, которые подведомственны одному субъекту управления, происходит передача ОС и ПНМА. В таких ситуациях решение о передаче-получении имущества принимает его владелец (или субъект управления, которому делегированы определенные полномочия относительно управления имуществом). При этом основанием для осуществления такой передачи имущества, то есть документом, подтверждающим возникновение соответствующего права, является решение сельского, поселкового, городского, районного в городе (в случае его создания), районного, областного совета о закреплении на праве оперативного управления или хозяйственного ведения недвижимого имущества, которое находится в коммунальной собственности и безвозмездно передается соответствующему субъекту хозяйствования для его деятельности.

Детально о том, как правильно осуществить передачу такого имущества и на какой законодательной базе базируются такие операции, мы рассматривали в материале «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 11).

Далее расскажем о правилах отражения таких операций в бухгалтерском учете.

1. Первоначальная стоимость основных средств, полученных безвозмездно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121, с указанием начисленной суммы износа.

Такую стоимость определяют на основании первичных документов (актов принятия-передачи), учетных регистров или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) основных средств.

В случае если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, такую стоимость определяют на уровне справедливой стоимости на дату получения. Отметим, что в таком случае возникает вопрос о необходимости привлечения к такой оценке субъекта оценочной деятельности, о чем сказано в ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III, который обязывает проводить обязательную переоценку основных фондов для целей бухгалтерского учета с привлечением субъектов оценочной деятельности.

2. В свою очередь, учреждение, которое передает ОС и ПНМА другому субъекту государственного сектора, то есть другому бюджетному учреждению, должно передать такие объекты также по первоначальной стоимости и указать сумму износа.

По крайней мере именно такой подход к выбытию таких активов при безвозмездной передаче в пределах одного органа (субъекта) управления следует из требований НП(С)БУ 121 и уже закреплен в п. 1.13 Типовой корреспонденции.

Напомним, что в этом пункте Типовой корреспонденции предусмотрено при отражении стоимости безвозмездно переданных основных средств по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, составлять такую корреспонденцию: Дт 5111 — Кт 10, 11.

Конечно, для того, чтобы выполнить это требование и показать списание стоимости переданных ОС и ПНМА одной записью необходимо, чтобы на субсчетах 5111 и 10 или 11 учитывались одинаковые суммы.

Но все хорошо понимают, что выполнить такое требование достаточно сложно. Дело в том, что по состоянию на 01.01.2017 г. на субсчет 5111 была перенесена сумма, которая учитывалась на субсчете 401 «Фонд в необоротных активах по их видам», то есть остаточная стоимость ОС и ПНМА. Как же при этих условиях корректно списать ОС и ПНМА, приобретенные в прошлых годах?

Предлагаем вам два варианта действий в этой ситуации.

Вариант 1 — увеличить внесенный капитал, который учитывается на субсчете 5111, на сумму износа, начисленного в прошлых годах.

Такие корректировки внесенного капитала осуществляют записью: Дт 5512 — Кт 5111.

Кстати, многие бюджетные учреждения больше склоняются к этому варианту и получили от своих главных распорядителей письменные распоряжения для осуществления такой корректировки. Но знаем, что так сделали далеко не все бюджетные учреждения.

Вариант 2 — сумму внесенного капитала, который учитывается на субсчете 5111, не трогать, то есть оставить ее на уровне остаточной стоимости.

Более детально каждый из этих вариантов рассмотрен далее на примерах. Выбирайте сами тот, который вам больше нравится.

3. Также напомним, что бюджетное учреждение, которое безвозмездно передает ОС, должно начислять амортизацию в месяце его выбытия.

При начислении амортизации делают запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1411.

Сумму амортизации, отнесенную на финансовый результат отчетного периода, отражают записью: Дт 5511 — Кт 8014, 8114.

В свою очередь, учреждение, которое получает ОС, начинает начислять амортизацию с месяца, следующего за месяцем, в котором такой объект введен в эксплуатацию.

Пример 7. Поселковый совет передал безвозмездно здание отделу образования. Передача здания оформлена Актом принятия-передачи основных средств от 28.09.2017 г.

На основании данных бухгалтерского учета в Акте указано, что первоначальная стоимость такого здания — 100000 грн., сумма начисленного износа — 36900 грн. (из них износ, начисленный до 01.01.2017 г., — 35400 грн.; износ, начисленный за I, II и III кварталы 2017 г., — 1500 грн.).

По состоянию на 01.01.2017 г. поселковый совет имеет такие остатки по субсчетам:

— Дт 1013 (первоначальная стоимость) — 100000 грн.;

— Кт 1411 (износ) — 35400 грн.;

— Кт 5111 (внесенный капитал в сумме остаточной стоимости) — 64600 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

ВАРИАНТ 1

I квартал

1

Начислена амортизация за I квартал

8014

1411

500

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

500

II квартал

1

Начислена амортизация за II квартал

8014

1411

500

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

500

III квартал

1

Начислена амортизация за III квартал

8014

1411

500

Передача здания отделу образования

1

Увеличен внесенный капитал на сумму износа, начисленного в прошлых годах

5512

5111

35400

2

Отражена стоимость переданного здания

5111

1013

100000

3

Списана сумма износа, начисленного за III квартал

1411

8014

500

4

Списана сумма износа, начисленного в I и II кварталах текущего года

1411

5511

1000

5

Списана сумма износа, начисленного в прошлых годах

1411

5512

35400

ВАРИАНТ 2

I квартал

1

Начислена амортизация за I квартал

8014

1411

500

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

500

II квартал

1

Начислена амортизация за II квартал

8014

1411

500

2

Отнесена на финансовый результат отчетного периода начисленная амортизация (ежеквартально)

5511

8014

500

III квартал

1

Начислена амортизация за III квартал

8014

1411

500

Передача здания отделу образования

2

Отражена стоимость переданного здания

5111

1013

64600

3

Списана сумма износа, начисленного в прошлых годах

1411

1013

35400

4

Списана сумма износа, начисленного в I и II кварталах текущего года

1411

5511

1000

5

Списана сумма износа, начисленного за III квартал

1411

8014

500

На сегодня это все. Если случилось так, что в этом материале вы не нашли ответа на свои вопросы, не ждите у моря погоды! Как можно быстрее отправляйте их в нашу редакцию по электронному адресу bb@id.factor.ua. Мы обязательно найдем на них ответ!

Нормативные документы и сокращения

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

План счетов — План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

Типовая корреспонденция — Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Положение № 879 — Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879.

Приказ № 572 — приказ Минфина «Об утверждении типовых форм для отражения бюджетными учреждениями результатов инвентаризации» от 17.06.2015 г. № 572.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

ПНМА — прочие необоротные материальные активы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше