Темы статей
Выбрать темы

Межбюджетные трансферты: нюансы учета

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия», Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Важную роль в формировании бюджетной политики и организации бюджетного процесса занимает межбюджетное регулирование, целью которого является перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами для обеспечения соответствия полномочий на осуществление расходов, закрепленных законодательными актами за разными бюджетами, и финансовых ресурсов, которые должны обеспечивать их выполнение. Одной из форм реализации принципов межбюджетного регулирования являются межбюджетные трансферты. Передача межбюджетных трансфертов имеет свои особенности в части бухгалтерского учета, которые мы и рассмотрим в этой статье.

В первую очередь напомним, что межбюджетные трансферты — это средства, которые безвозмездно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой.

Межбюджетные трансферты могут передаваться из государственного бюджета местным и наоборот, а также между местными бюджетами разного уровня.

Рассмотрим по порядку разные случаи передачи межбюджетных трансфертов и нюансы их учета.

Передача межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным

Перечень межбюджетных трансфертов, которые могут предусматриваться в госбюджете для местных бюджетов, определен ст. 97 БКУ.

Так, в государственном бюджете Украины могут предусматриваться следующие трансферты местным бюджетам:

1) базовая дотация;

2) субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты;

3) дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов в результате предоставления льгот, установленных государством;

4) субвенция на выполнение инвестиционных проектов;

5) образовательная субвенция;

6) медицинская субвенция;

7) субвенция на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения;

8) субвенция на проекты ликвидации предприятий угольной и торфодобывающей промышленности и содержание водоотливных комплексов в безопасном режиме на условиях софинансирования (50 %);

9) другие дополнительные дотации и прочие субвенции.

Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из государственного бюджета местным бюджетам определяются Кабмином. На сегодня такие условия определены Порядком № 1132 (ср. ).

В госбюджете утверждается объем межбюджетных трансфертов отдельно для каждого из соответствующих местных бюджетов, если есть основания для предоставления и получения соответствующих межбюджетных трансфертов.

Два денежных потока, противоположных по направлению движения, которые предназначены для горизонтального выравнивания налогоспособности территорий и функционируют между государственным бюджетом с одной стороны, и местными бюджетами с другой стороны, являются базовой и реверсной дотациями.

Межбюджетные отношения по поводу перечисления базовой и реверсной дотаций возникают между государственным бюджетом и областными бюджетами, бюджетами городов областного значения, районными бюджетами, бюджетами объединенных территориальных громад (далее — ОТГ), которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад.

Конкретный алгоритм расчета этих дотаций определяет БКУ.

Базовая дотация перечисляется из государственного бюджета местным и служит основным инструментом повышения фискальной возможности местных бюджетов.

Поскольку эта дотация предоставляется местным бюджетам из общего фонда государственного бюджета, то в качестве основных источников перечисления этого трансферта будут выступать общегосударственные налоги и сборы, которые поступают в общий фонд государственного бюджета.

Реверсная дотация перечисляется в противоположном базовой дотации направлении — из местных бюджетов государственному для горизонтального выравнивания налогового потенциала территорий.

Предоставление отдельных видов субвенций нормировано отдельными нормативными актами. В частности, предоставление образовательной субвенции — постановлением № 6, медицинской — постановлением № 11, на выполнение инвестиционных программ — постановлением № 520, на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения, — постановлением № 91 и т. п.

Но в то же время есть и общие правила для всех видов таких межбюджетных трансфертов.

Согласно п. 2 Порядка № 1132 Казначейство перечисляет областным, городским (г. Киева и городов областного значения), районным бюджетам, ОТГ, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, и другим бюджетам местного самоуправления, для которых в государственном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты, в соответствии с росписью государственного бюджета в равных частях:

— базовую дотацию ежедекадно в последний день декады, за III декаду декабря — до 25 числа;

— образовательную и медицинскую субвенцию дважды в месяц до 10 и 25 числа.

Субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, кроме образовательной и медицинской субвенций, перечисляются Казначейством в объемах, установленных законом о Госбюджете на текущий год, на счета соответствующих местных бюджетов, открытые в органах Казначейства, согласно росписи государственного бюджета (в случае перечисления из специального фонда государственного бюджета — также в пределах и за счет соответствующих поступлений).

Такие субвенции распределяют облгосадминистрации между городскими городов областного значения, районными бюджетами и бюджетами ОТГ, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, пропорционально объемам субвенций, предусмотренным таким бюджетам в решениях областных советов о бюджете.

Органы Казначейства перечисляют в течение двух операционных дней после предоставления платежных документов соответствующих финансовых органов субвенции из государственного бюджета на счета общего и специального фондов городских городов областного значения и районных бюджетов, бюджетов ОТГ, которые создаются согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, открытые в органах Казначейства, для осуществления предусмотренных ими расходов.

В случае если расходы за счет субвенций из государственного бюджета осуществляются из бюджетов городов районного значения, районов в городах, сел, их объединений, поселков, райгосадминистрации и исполнительные органы городских городов областного значения советов распределяют субвенции пропорционально объемам субвенций, предусмотренным таким бюджетам в решениях соответствующих советов о бюджете.

Органы Казначейства перечисляют в течение двух операционных дней после подачи платежных документов соответствующих финансовых органов субвенции из государственного бюджета на счета общего и специального фондов бюджетов городов районного значения, районов в городах, сел, их объединений, поселков, открытые в органах Казначейства, для осуществления предусмотренных ими расходов.

Суммы субвенций из государственного бюджета местным бюджетам перечисляются в течение двух операционных дней после подачи платежных документов на счета главных распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Казначейства.

При этом участники расчетов дополнительно указывают в графе «назначение платежа» платежного поручения норму закона о Государственном бюджете Украины или решение совета о бюджете на соответствующий год, которыми предусмотрено предоставление субвенций.

Стабилизационная и дополнительные дотации из государственного бюджета местным бюджетам, предусмотренные местным бюджетам законом о Госбюджете на соответствующий год, перечисляются Казначейством на счета таких бюджетов, открытые в органах Казначейства, один раз в месяц согласно росписи государственного бюджета.

Органы Казначейства перечисляют в течение операционного дня после подачи платежных поручений дополнительные дотации на соответствующие счета.

Открытие счетов в органах Казначейства для зачисления межбюджетных трансфертов из государственного и местных бюджетов, а также отражение проведенных операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности о выполнении указанных бюджетов осуществляются в установленном законодательством порядке.

Пример 1. Распорядитель средств государственного бюджета получает на свой регистрационный счет трансферты для перечисления их местному бюджету и, соответственно, перечисляет полученные средства в доход местного бюджета.

В свою очередь, главный распорядитель средств местного бюджета (за счет поступлений в местный бюджет, например: средств трансферта (образовательной субвенции или другой субвенции) получает средства на лицевой счет (например, на выплату заработной платы и т. п.), которые он перечисляет распорядителям низшего уровня, включенным в его сеть.

В бухгалтерском учете такие операции у всех участников межбюджетных отношений будут отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Распорядитель средств государственного бюджета

1

Поступили средства для предоставления образовательной субвенции местному бюджету (здесь может быть и другая субвенция)

2314

7512

2

Перечислены средства

8511

2314

Главный распорядитель средств местного бюджета

1

Поступили средства на лицевой счет главного распорядителя средств местного бюджета для их направления распорядителям низшего уровня по утвержденным бюджетным назначениям

2314

7011

2

Перечислены средства распорядителям средств местного бюджета низшего уровня

7011

2314

Распорядители средств местных бюджетов низшего уровня

1

Поступили средства от распорядителя средств местного бюджета (например, средства образовательной субвенции) на соответствующие направления:

— на текущие расходы

2313

7011

— на капитальные расходы

2313

5411

2

Использованы средства по соответствующим направлениям:

— на текущие расходы

8011 — 8014

2313*

— на социальные выплаты населению

8511

2313*

— на капитальные расходы

5411

2313*

* Это упрощенная корреспонденция. Во время осуществления реальных расходов следует также применять субсчета учета расчетов.

Передача межбюджетных трансфертов из местных бюджетов государственному

Как правило, субвенции из местных бюджетов государственному передаются на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов.

И здесь следует отметить, что распорядитель средств государственного бюджета определяется именно исполнителем программы. На это в свое время обращало внимание Госказначейство в письме от 18.04.2005 г. № 07-04/735-3326 и на коды, которые в таком случае применяются.

Рассмотрим их с учетом требований приказа Минфина «Об утверждении Структуры кодировки программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов и Типовой программной классификации расходов и кредитования местных бюджетов / Временной классификации расходов и кредитования для бюджетов местного самоуправления, которые не применяют программно-целевой метод» от 02.12.2014 г. № 1195 (далее — приказ № 1195).

Как указано в этом письме: в случае определения распорядителя средств государственного бюджета исполнителем программы социально-экономического и культурного развития соответствующей области (района), расходы на их реализацию должны предусматриваться в решении о местном бюджете по коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов 250344 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов» (0180). На сегодня в соответствии с приказом № 1195 это код по ТПКРКМБ 8370 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов».

После получения указанных поступлений (межбюджетных трансфертов на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов) распорядитель средств государственного бюджета должен внести изменения в специальный фонд сметы в части доходов и соответствующих расходов по процедуре, определенной для внесения изменений по собственным поступлениям распорядителей средств.

По выполнению государственного бюджета указанные операции отражаются в учете как доходы по коду бюджетной классификации доходов 41032400 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов» и, соответственно, расходы, проведенные распорядителями средств государственного бюджета по всем кодам экономической классификации расходов в зависимости от их экономической сути.

Как мы уже отмечали выше, из местных бюджетов в государственный бюджет может также перечисляться реверсная дотация.

В соответствии с п. 3 Порядка № 1132 реверсная дотация в государственный бюджет из областных, городских, городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов ОТГ, создающихся по закону и перспективному плану формирования территорий громад, и других бюджетов местного самоуправления, для которых в государственном бюджете предусмотрены межбюджетные трансферты, перечисляется территориальными органами Казначейства в областях и г. Киеве ежедекадно равными частями в последний день декады (за III декаду декабря — до 25 числа) в соответствии с росписью государственного бюджета за счет фактических поступлений доходов общего фонда местного бюджета.

В случае необеспечения в полном объеме ежедекадного перечисления реверсной дотации ее неперечисленный объем перечисляется органами Казначейства в последующие дни после окончания соответствующей декады.

Пример 2. Распорядитель средств местного бюджета получает на свой регистрационный счет субвенции для перечисления их распорядителю средств государственного бюджета.

В свою очередь распорядитель средств государственного бюджета полученные средства зачисляет на свой регистрационный счет и самостоятельно осуществляет расходы за счет полученных субвенций (трансферта) из местного бюджета. При этом субвенция из местного бюджета распорядителю средств государственного бюджета имеет целевое назначение и не может распределяться учреждениям низшего уровня.

Информацию о суммах полученных и использованных субвенций из местного бюджета на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов распорядитель средств государственного бюджета указывает в Отчете о поступлении и использовании средств, полученных на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов (ф. № 4-4д).

В бухгалтерском учете такие операции у участников межбюджетных отношений будут отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Распорядитель средств местного бюджета

1

Получены ассигнования из местного бюджета для предоставления субвенции государственному бюджету

2314

7512

2

Перечислены средства

8511

2314

Распорядитель средств государственного бюджета

1

Поступили средства субвенции из местного бюджета

2313

7512

2

Использованы средства по направлениям

8011-8014

2313*

* Это упрощенная корреспонденция. Во время осуществления реальных расходов следует также применять субсчета учета расчетов.

Передача межбюджетных трансфертов между разными уровнями местных бюджетов

Виды таких межбюджетных трансфертов определены в ст. 101 БКУ.

ВР АР Крым и местные советы могут предусматривать в соответствующих бюджетах следующие виды межбюджетных трансфертов:

1) субвенции на содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования;

2) субвенции на выполнение инвестиционных проектов, в том числе на строительство или реконструкцию объектов общего пользования;

3) дотации и прочие субвенции.

Например, в соответствии с п. 20 разд. VI Заключительных и переходных положений БКУ из районного бюджета могут передаваться межбюджетные трансферты сельскому бюджету на содержание дошкольных учебных заведений или заведений культуры.

Условия предоставления таких субвенций определяются соответствующим договором сторон, если иное не установлено БКУ.

Согласно п. 11 Порядка № 1132 субвенции из одного местного бюджета другому перечисляются органами Казначейства в объемах, установленных решениями соответствующих советов о бюджете, из:

— общего фонда такого бюджета в пределах годовых бюджетных назначений согласно росписи бюджета, из которой предоставляются субвенции, на счета общего фонда бюджета, которому они предоставляются, открытые в органах Казначейства;

— специального фонда такого бюджета в пределах годовых бюджетных назначений и соответствующих поступлений согласно росписи бюджета, из которой предоставляются субвенции, на счета специального фонда бюджета, которому они предоставляются, открытые в органах Казначейства.

Полученные суммы субвенций из одного местного бюджета другому перечисляются в течение двух операционных дней после подачи платежных документов на счета главных распорядителей бюджетных средств, открытые в органах Казначейства.

При этом участники расчетов в графе «назначение платежа» платежного поручения дополнительно указывают норму решения совета о бюджете, которым предусмотрено предоставление субвенции.

Пример 3. Распорядитель средств местного бюджета получает на свой регистрационный счет средства (трансферты) для перечисления их другому местному бюджету.

При этом средства полученной субвенции зачисляют в доход местного бюджета.

В свою очередь главный распорядитель средств местного бюджета получает трансферты от другого местного бюджета на лицевые счета для их направления распорядителям низшего уровня в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

В бухгалтерском учете такие операции у участников межбюджетных отношений будут отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

Распорядитель средств местного бюджета

1

Поступили средства трансферта для перечисления другому местному бюджету

2314

7512

2

Перечислены средства

8511

2314

Главный распорядитель средств местного бюджета

1

Поступили средства на лицевой счет главного распорядителя средств местного бюджета для их направления распорядителям низшего уровня по утвержденным бюджетным назначениям

2313

7011

2

Перечислены средства распорядителям средств местного бюджета низшего уровня

7011

2313

Распорядители средств местных бюджетов низшего уровня

1

Поступили средства за счет поступлений в местный бюджет на соответствующие направления в соответствии с законодательством

2313

7011

2

Использованы средства по направлениям в соответствии с законодательством

8011 — 8014, 8511

2313*

* Это упрощенная корреспонденция. Во время осуществления реальных расходов следует также применять субсчета учета расчетов.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Порядок № 1132 — Порядок перечисления межбюджетных трансфертов, утвержденный постановлением КМУ от 15.12.2010 г. № 1132.

Постановление № 6 — постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 14.01.2015 г. № 6.

Постановление № 11 — постановление КМУ «Некоторые вопросы предоставления медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам» от 23.01.2015 г. № 11.

Постановление № 520 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка и условий предоставления субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на выполнение инвестиционных программ (проектов)» от 18.05.2011 г. № 520.

Постановление № 91 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансирование мероприятий социально-экономической компенсации риска населения, которое проживает на территории зоны наблюдения» от 15.02.2012 г. № 91.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше