Темы статей
Выбрать темы

О нормах списания горюче-смазочных материалов

Государственная аудиторская служба Украины
Письмо от 19.09.2017 г. № 18-16/204

Государственная аудиторская служба Украины в пределах компетенции рассмотрела обращение <…> о нормах списания горюче-смазочных материалов для машин и оборудования, по другим вопросам и сообщает.

В соответствии с частью второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основе, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Статьей 2 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» определены основные задания органу государственного финансового контроля, а именно: осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и прочих активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятием обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, государственных фондах, фондах общеобязательного государственного социального страхования, бюджетных учреждениях и субъектах хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые получают (получали в периоде, который проверяется) средства из бюджетов всех уровней, государственных фондов и фондов общеобязательного государственного социального страхования или используют (использовали в периоде, который проверяется) государственное или коммунальное имущество (далее — подконтрольные учреждения), за соблюдением бюджетного законодательства, соблюдением законодательства о государственных закупках, деятельностью субъектов хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, которые не отнесены законодательством к подконтрольным учреждениям, за судебным решением, принятым в криминальном производстве.

Учитывая указанное, предоставление разъяснения по вопросам, изложенным в Вашем обращении, не относится к полномочиям Госаудитслужбы.

В то же время отмечаем, при определении стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, которые применяются на строительстве объектов, сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, расходы ресурсов на 1 маш.ч эксплуатации для машин и механизмов (газонокосилка, бензопила и тому подобное), определено Частью II ДСТУ Б Д.2.7. — 1:2012 «Ресурсные сметные нормы эксплуатации строительных машин и механизмов» принятых приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 28.12.2012 г. № 668.

В соответствии с общими положениями норм расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 10 февраля 1998 года № 43 (далее — нормы), нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений (далее — предприятий) у горюче-смазочных материалов и контроля за их расходами, ведения отчетности, ввода режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расходов топлива.

Согласно подпункту 2.2.1 пункта 2.2 раздела 2 норм для работы специального оборудования, которое устанавливается на автомобиле, нормы расходов топлива для которого не вошли в этот нормативный документ, допускается применить технологические нормы, приведенные в документации завода-производителя оборудования, или рассчитать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации. Возможность установления временной нормы затраты топлива рассматривает комиссия, которая создается из не менее чем трех специалистов предприятия и представителя вышестоящей организации, которая является куратором по вопросам энергопотребления. Результаты рассмотрения оформляются актом (по форме согласно приложению Ж).

Следует отметить, что в соответствии с Положением об «Украинском научно-исследовательском институте производительности агропромышленного комплекса», утвержденным Министерством аграрной политики и продовольствия Украины от 16 мая 2012 года приказом № 276» (далее — Институт), предметом деятельности Института является создание и апробация нормативов расхода горюче-смазочных материалов, сырья и материалов на предприятиях, учреждениях и организациях разных сфер хозяйственной деятельности.

<…>

Председатель Л. Гаврилова

Комментарий редакции

Нормы топлива на «неавтомобильное» оборудование

Бюджетные учреждения в своей деятельности могут использовать машины, механизмы и другое оборудование, которое работает на бензине. Таким оборудованием может быть, например, газонокосилка или бензопила. В связи с этим возникает логичный вопрос: какими нормами списания горюче-смазочных материалов пользоваться в таком случае?

Этот вопрос был задан Госаудитслужбе.

Давайте рассмотрим, что именно эта служба ответила в комментируемом письме.

В первую очередь Госаудитслужба обращается к ДСТУ, которые пришли на смену ГСН, и отмечает, что эти технические условия содержат информацию о нормах расходов горюче-смазочных материалов на работу машин и механизмов при их применении на строительстве объектов, которые сооружаются за счет бюджетных средств.

Но эти нормы должны применять подрядчики и правильно включать такие расходы в стоимость строительства. В данном же случае идет речь о том, какие нормы должна применять сама бюджетная организация, имеющая газонокосилку или бензопилу.

Поэтому идем дальше.

А дальше Госаудитслужба обращается ко всем известным Нормам расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43).

Но в этот раз также «пальцем в небо», потому что эти нормы касаются автомобильного транспорта или же специального оборудования, которое устанавливается на автомобили, а не оборудования, о котором идет речь в вопросе.

Кстати, применение Норм № 43 даже относительно автотранспорта бюджетных учреждений не обязательно. Так, Главное контрольно-ревизионное управление Украины (на сегодняшний день — Госаудитслужба) в своем письме от 11.08.2010 г. № 02-14/1232 указывало, что приказ № 43 является обязательным к выполнению только для предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления Минтранса. Прочими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы относительно нормирования расходов топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством. Бюджетные учреждения при списании горюче-смазочных материалов могут применять Нормы № 43, но такое применение необходимо четко определить в приказе об учетной политике и приказе по учреждению об установлении норм расходов топлива на автотранспортные средства.

Да и вообще Нормы № 43 не содержат норм списания бензина для газонокосилок и бензопил.

Так что же делать бюджетным учреждениям, которые имеют указанную технику? Как списывать бензин, чтобы потом эта же Госаудитслужба не установила нарушения?

Решений этого вопроса два.

Первое. Обратиться к специализированному государственному предприятию ГосавтотрансНИИпроект. Несмотря на то, что идет речь не о транспортном средстве, ГосавтотрансНИИпроект услуги по разработке норм для техники, типа газонокосилки или бензопилы, выполняет. Но, конечно, не бесплатно. Поэтому для этого необходимо иметь определенные средства по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Стоимость такой услуги составляет около 1000 грн. на один объект расчета.

Второе. Если же необходимых средств нет, то норму может определить комиссия учреждения путем проведения соответствующих контрольных измерений потребления бензина.

Приведем ниже пример акта таких контрольных измерений.

img 1

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше