Темы статей
Выбрать темы

Об особенностях составления проектов местных бюджетов

Письмо от 01.08.2017 г. № 05110-14-21/20701

Министерство финансов Украины во исполнение частей первой статьи 75 Бюджетного кодекса Украины доводит для использования в работе особенности составления расчетов проектов местных бюджетов на 2018 год и прогноза на 2019-2020 годы.

Одобрение Правительством проекта Основных направлений бюджетной политики, охвативших среднесрочный период — 2018 — 2020 годы (распоряжение Кабинета Министров Украины от 14.06.2017 № 411-р) и представление его на рассмотрение Верховной Рады Украины (реестр № 6591 от 15.06.2017) стало первым шагом в реализации бюджетной реформы, предусмотренной Стратегией реформирования системы управления государственными финансами на 2017 — 2020 годы, одобренной распоряжением Кабинета Министров Украины от 08.02.2017 № 142-р, и Соглашением о Коалиции депутатских фракций «Европейская Украина» от 27.11.2014.

В Основные направления включены задания бюджетной политики, стратегические цели государства, определенные в соответствии с программными (стратегическими) документами экономического и социального развития, а также впервые определены совокупные предельные размеры расходов бюджета и предельные размеры расходов главных распорядителей средств государственного бюджета на каждый из годов среднесрочного периода, в пределах которых будет осуществляться деятельность, направленная на достижение таких целей, в соответствующие годы.

Особая роль во внедрении бюджетной реформы отведена главным распорядителям бюджетных средств. Должно состояться переосмысление деятельности органов власти, бюджетных учреждений, других участников бюджетного процесса. Приоритетами новой системы бюджетного планирования становятся достижение стратегических целей и повышение качества услуг, предоставляемых обществу за счет бюджетных средств (государственных услуг).

Приоритетом государственной бюджетной политики на среднесрочную перспективу в части регулирования межбюджетных отношений является обеспечение самостоятельности местных бюджетов, укрепление их финансовой возможности, повышение прозрачности и эффективности управления бюджетными средствами на местном уровне.

С целью повышения предсказуемости и последовательности бюджетной политики, в том числе на местном уровне, Основными направлениями бюджетной политики на 2018 — 2020 годы предусмотрено введение среднесрочного бюджетного планирования. Переход к планированию местных бюджетов на среднесрочный период будет осуществляться после внесения соответствующих изменений в бюджетное законодательство, а также утверждения и доведения до местных органов власти методических рекомендаций по составлению местных бюджетов на среднесрочную перспективу, согласованных с методологией среднесрочного планирования государственного бюджета, разработка которых предусмотрена Планом мероприятий по реализации Стратегии реформирования системы управления государственными финансами на 2017 — 2020 годы, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 24.05.2017 № 415-р.

Итак, составление проектов местных бюджетов на 2018 год и прогнозов местных бюджетов на следующие за плановым два бюджетных периода должны осуществляться на основании действующих положений бюджетно-налогового законодательства, а также с учетом основ и принципов формирования бюджетов, заложенных в проекте Основных направлений бюджетной политики на 2018 — 2020 годы.

При планировании доходной части местного бюджета на 2018 год и прогноза на 2019 и 2020 годы целесообразно руководствоваться:

1) основными макропоказателями экономического и социального развития Украины на 2018 — 2020 годы, одобренными постановлением Кабинета Министров Украины от 31.05.2017 № 411, по сценарию 1.

Прогноз по сценарию 1 предусматривает активное внедрение экономических и социальных реформ, определенных в Среднесрочном плане приоритетных действий Правительства до 2020 года, утвержденном распоряжением Кабинета Министров Украины от 03.04.2017 № 275-р.

По сценарию 1 прогнозный показатель номинального ВВП является более консервативным, чем по двум другим сценариям, а также, по информации Министерства экономического развития и торговли Украины, прогнозные макроэкономические ориентиры которого являются близкими к прогнозу Международного валютного фонда:

Показатели по сценарию 1

2018 год

2019 год

2020 год

Валовой внутренний продукт номинальный, млрд гривень

3247,7

3611

3981,3

Валовой внутренний продукт реальный, темпы роста, процентов

103

103,6

104

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

107

105,9

105

Индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов

109

107,2

106

Фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих, млрд гривень

972,3

1074,4

1185,9

2) нормами действующего Бюджетного и Налогового кодексов Украины при исчислении налогов и сборов, учитывая при этом нормативы их зачисления в соответствующие местные бюджеты и индексацию ставок отдельных из них,

3) такими изменениями в законодательство:

— зачисление с 1 января 2018 года в местные бюджеты 5 % рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата (кроме рентной платы за пользование недрами в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины), из которых 2 % — в областные бюджеты и 3 % — в бюджеты городов областного значения, объединенных территориальных громад и районов (2 % — зачисляется в районный бюджет, 1 % — в сельские, поселковые и городские бюджеты в составе района);

— сохранение в течение 2018-2019 годов нормы о зачислении 13,44 % акцизного налога с горючего в местные бюджеты. С 2020 года 100 % акцизного налога с горючего в соответствии с нормами Бюджетного кодекса зачисляется в специальный фонд государственного бюджета;

— 100 % зачисление единого налога в местные бюджеты, который платится плательщиками единого налога четвертой группы (сельхозтоваропроизводители).

Во время составления проекта местного бюджета на 2018 год в части расходов и кредитования следует учитывать положения пункта 18 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины о применении программно-целевого метода в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов, имеющих взаимоотношения с государственным бюджетом.

При расчетах показателей расходов и предоставлении кредитов необходимо учитывать основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития по сценарию 1 и повышение размеров государственных социальных стандартов:

Показатели

2018 год

2019 год

2020 год

Размер минимальной заработной платы:

с 1 января года (гривни)

3723

4173

4425

рост по отношению к предыдущему году (процент)

16,4

12,1

6

Размер должностного оклада работника I тарифного

разряда Единой тарифной сетки:

с 1 января года (гривни)

1762

1921

2073

рост по отношению к предыдущему году (процент)

10,1

9

7,9

В 2018 — 2020 годах прожиточный минимум и уровень его обеспечения будет повышаться темпами, на 2 процентных пункта превышающими показатель прогнозного индекса потребительских цен на 2018 — 2020 годы. Рост размеров прожиточного минимума будет происходить с 1 июля и 1 декабря соответствующего года.

Прожиточный минимум будет составлять:

Показатели

2018 год

2019 год

2020 год

В расчете на месяц:

— с 1 января года (гривни)

1700

1853

1999

— с 1 июля года (гривни)

1777

1925

2069

— с 1 декабря года (гривни)

1853

1999

2139

Для основных социальных и демографических групп населения:

детей в возрасте до 6 лет:

— с 1 января года (гривни)

1492

1626

1754

— с 1 июля года (гривни)

1559

1689

1815

— с 1 декабря года (гривни)

1626

1754

1877

детей в возрасте от 6 до 18 лет:

— с 1 января года (гривни)

1860

2027

2187

— с 1 июля года (гривни)

1944

2106

2264

— с 1 декабря года (гривни)

2027

2187

2340

трудоспособных лиц:

— с 1 января года (гривни)

1762

1921

2073

— с 1 июля года (гривни)

1841

1996

2146

— с 1 декабря года (гривни)

1921

2073

2218

лиц, утративших трудоспособность:

— с 1 января года (гривни)

1373

1497

1615

— с 1 июля года (гривни)

1435

1555

1672

— с 1 декабря года (гривни)

1497

1615

1728

Для расчета потребности в средствах на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (КЭКР 2270) в 2018 — 2020 годах предлагается к объему средств, предусмотренных в бюджете текущего года с изменениями, применять коэффициент в среднем 1,1 с учетом следующего:

КЭКР

Название

2018 год

2019 год

2020 год

2271*

Оплата теплоснабжения

1,09

1,072

1,06

2272

Оплата водоснабжения и водоотведения

1,09

1,072

1,06

2273

Оплата электроэнергии

1,1

1,07

1,055

2274

Оплата природного газа

1,09

1,072

1,06

2275

Оплата прочих энергоносителей

1,09

1,072

1,06

* Определено расчетно исходя из индекса роста цены на природный газ (при условии газовой составляющей на уровне 70 %) и индекса цен производителей.

При составлении проектов местных бюджетов необходимо учитывать в первоочередном порядке потребность в средствах на оплату труда работников бюджетных учреждений в соответствии с условиями оплаты труда и размером минимальной заработной платы; на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями.

Также при расчете объема расходов необходимо учитывать предоставление местным бюджетам из государственного бюджета основных трансфертов, предусмотренных статьей 97 Бюджетного кодекса Украины, и отдельных, учтенных на уровне 2017 года в предельных показателях, расходов главных распорядителей средств общего фонда государственного бюджета (доведенных центральным органам исполнительной власти письмом Министерства финансов Украины от 18.07.2017 № 04110-09-9/19298), а именно:

1) дополнительные дотации на:

финансирование переданных из государственного бюджета расходов на содержание заведений образования и здравоохранения;

компенсацию потерь доходов местных бюджетов в результате предоставленных государством налоговых льгот по уплате земельного налога субъектам космической деятельности и самолетостроения;

обеспечение содержания социальной инфраструктуры города Славутич;

2) субвенции на:

выполнение мероприятий относительно радиационной и социальной защиты населения города Желтые Воды;

приобретение расходных материалов для заведений здравоохранения и лекарственных средств для ингаляционной анестезии;

приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения для обеспечения скорой медицинской помощи;

возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний;

предоставление государственной поддержки лицам с особыми образовательными потребностями;

выплату денежной компенсации за надлежащие для получения жилые помещения для семей погибших лиц, определенных абзацами 5 — 8 пункта 1 статьи 10, а также для лиц с инвалидностью І — ІІ группы, определенных пунктами 11 — 14 части второй статьи 7 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», и лиц, которые утратили функциональные возможности нижних конечностей, инвалидность которых наступила в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время непосредственного участия в антитеррористической операции, и нуждаются в улучшении жилищных условий;

формирование инфраструктуры объединенных территориальных громад;

на проведение выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов.

Кроме этого, следует учитывать следующее:

1. Объем образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам в 2018 — 2020 годах будет определяться на основе новой формулы, учитывающей нормативную наполняемость классов, которая даст возможность ввести стимулирующий механизм во время проведения оптимизации сети общеобразовательных учебных заведений.

Общий объем образовательной субвенции на 2018 год рассчитан исходя из расчетного количества ставок педагогических работников, определенных, в частности, на основании учебной нагрузки и нормативной наполняемости классов, а также средней заработной платы учителя в условиях 2018 года.

2. В соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины от 28.12.2014 № 79-VIII в Бюджетный кодекс Украины (пункты 40 и 43), расходы на оплату услуг по подготовке специалистов в высших учебных заведениях І — ІІ уровней аккредитации государственной собственности с 1 января 2018 года будут осуществляться из областных бюджетов.

3. С целью приближения условий проживания и воспитания детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, к семейным, Министерству социальной политики Украины предусмотрена «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на выплату государственной социальной помощи на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приемным родителям за предоставление социальных услуг в детских домах семейного типа и приемных семьях по принципу «деньги ходят за ребенком», оплату услуг по осуществлению патроната над ребенком и выплату социальной помощи на содержание ребенка в семье патронатного воспитателя».

4. Размер одноразовой помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, которые находились на попечении (опеке) или на полном государственном содержании, при трудоустройстве после окончания учебного заведения будет составлять шесть прожиточных минимумов.

5. Размер ежегодной помощи для приобретения учебной литературы в 2018 — 2020 годах будет составлять 3 социальных стипендии лицам из числа детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, ученикам и студентам, которые в период обучения в возрасте от 18 до 23 лет остались без родителей до завершения учебы.

6. Повышение размеров минимальной заработной платы следует учесть при расчете объема одноразовой адресной помощи выпускникам высших учебных заведений, которые получили образование по направлениям и специальностям педагогического профиля и заключили на срок не менее чем три года договор о работе в общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведениях, определенных органами управления образованием в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 26.09.2006 № 1361, и выпускникам высших учебных заведений, получившим образование по направлениям и специальностям медицинского и фармацевтического профиля и заключившим на срок не менее чем три года договор о работе в заведениях здравоохранения, которые расположены в сельской местности и поселках городского типа, а также о работе в других заведениях здравоохранения на должностях врачей общей практики (семейных врачей), участковых врачей педиатров и врачей-терапевтов в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 11.05.2011 № 524 «Вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы».

7. Распределение объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам в 2018 — 2020 годах будет осуществляться в соответствии с Формулой распределения объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 19.08.2015 № 618.

В то же время Формула распределения объема медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам может быть изменена в случае принятия Верховной Радой Украины законопроектов о реализации реформы финансирования системы здравоохранения.

8. Для обеспечения надлежащего содержания бюджетных учреждений и упрощения процесса передачи их в собственность объединенных территориальных громад после их образования предусматривается продолжение действия пункта 20 раздела VI «Заключительные и переходные положения» Бюджетного кодекса Украины о предоставлении права осуществлять содержание дошкольных учебных заведений и заведений культуры из бюджетов сел, поселков, городов районного значения.

Кроме этого, с 1 января 2018 года вступают в действие законы Украины от 17.11.2016 № 1763-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма финансового обеспечения дорожной отрасли» и от 17.11.2016 № 1762-VIII «О внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли», в соответствии с которыми в составе специального фонда государственного бюджета создается Государственный дорожный фонд.

Источниками формирования этого фонда определены: акцизный налог с произведенных в Украине и ввезенных на таможенную территорию Украины горючего и транспортных средств (в 2018 г. — 50 %, в 2019 г. — 75 %, с 2020 г. — 100 %); ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним (в 2018 г. — 50 %, в 2019 г. — 75 %, с 2020 г. — 100 %); плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные, средства специального фонда Государственного бюджета Украины, полученные путем привлечения государством кредитов (ссуд) от банков, иностранных государств и международных финансовых организаций, на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования; плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования государственного значения; прочие поступления, предусмотренные Государственным бюджетом Украины.

При этом 35 % средств фонда будет направляться на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (в виде субвенции из государственного бюджета местным бюджетам) и выполнение долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие сети автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Также в течение 2018 — 2020 годов государство будет продолжать оказывать поддержку для финансирования инвестиционных программ и проектов регионального развития за счет Государственного фонда регионального развития. С этой целью в предельных объемах расходов Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства учтены соответствующие средства.

В рамках реализации Концепции реформирования местного самоуправления и территориальной организации власти в Украине продолжается процесс добровольного объединения территориальных громад. С начала 2017 года создано 47 новых объединенных громад и более 160 объединенных территориальных громад ожидают назначения Центральной избирательной комиссией первых местных выборов.

Во время составления на 2018 год проекта районного бюджета и бюджета объединенной территориальной громады, которая создается в 2017 году на территории этого района в соответствии с Законом Украины «О добровольном объединении территориальных громад» и перспективным планом формирования территорий громад, необходимо учитывать особенности формирования таких громад на плановый бюджетный период, определенные частью четвертой статьи 67 Бюджетного кодекса Украины.

Местным финансовым органам в соответствии с частью третьей статьи 75 Бюджетного кодекса Украины необходимо обеспечить доведение до главных распорядителей бюджетных средств инструкций по подготовке бюджетных запросов согласно типовым формам бюджетных запросов, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 17.07.2015 № 648, в редакции приказа Министерства финансов Украины от 30.09.2016 № 861, и с учетом особенностей составления проектов местных бюджетов.

При этом главным распорядителям средств областных бюджетов в тех областях, которые участвуют в реализации проекта «Гендерно-ориентированное бюджетирование в Украине» при поддержке Шведского агентства международного развития и сотрудничества (SIDA) в Украине, при обосновании потребности в расходах целесообразно использовать результаты анализа бюджетных программ на предмет обеспечения гендерного равенства и рассмотреть вопрос включения в бюджетные запросы результативных показателей бюджетных программ об обеспечении гендерного равенства.

Просим довести это письмо до районных государственных администраций, исполнительных органов местных советов, в том числе объединенных территориальных громад, для руководства в работе во время составления проектов их бюджетов на 2018 год, также прогноза на 2019-2020 годы. Кроме того, просим областные и районные государственные администрации способствовать в обеспечении надлежащей организации бюджетного процесса во вновь созданных объединенных территориальных громадах и по возможности оказывать им необходимую практическую и методическую помощь.

Следует отметить, что в рамках обеспечения составления проекта Государственного бюджета Украины на 2018 год, с 7 августа текущего года начнутся согласительные совещания с центральными органами исполнительной власти — главными распорядителями средств государственного бюджета. По результатам этих совещаний будут определены объемы межбюджетных трансфертов в разрезе местных бюджетов, имеющих взаимоотношения с государственным бюджетом, которые вместе с методикой их распределения будут направлены в электронном виде по корпоративной почте в адрес департаментов финансов областных и Киевской городской государственных администраций.

Также сообщаем, что Министерство финансов Украины планирует провести 29 августа 2017 года совещание при участии представителей всеукраинских ассоциаций органов местного самоуправления по обсуждению вопросов формирования местных бюджетов и показателей межбюджетных трансфертов на 2018 год.

<…>

И. о. Министра С. Марченко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше