Темы статей
Выбрать темы

Возможно ли исправить неправильную информацию о закупках после ее обнародования

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
В сентябре 2017 года заказчик заключил договор о предоставлении услуг. При этом ошибочно в реквизитах договора указан неправильный код ЕГРПОУ поставщика услуг. Лицо, ответственное за допороговые закупки, предоставило для обнародования в системе электронных закупок Prozorro отчет о заключенном договоре согласно установленной форме. При этом в отчете также указали неправильный код ЕГРПОУ. В то же время к этому Отчету прикреплена и, как следствие, обнародована в системе Prozorro скан-копия заключенного договора с неправильным кодом ЕГРПОУ поставщика услуг.
Как можно исправить неправильную информацию? Можно ли в этой ситуации действовать так: внести изменения в договор с указанием правильных реквизитов, а именно кода ЕГРПОУ поставщика услуг, после чего обнародовать информацию о внесении изменений в договор? Предусмотрена ли какая-то ответственность за обнародование неправильной информации в электронной системе Prozorro?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, напомним, в каких случаях заказчики имеют дело с отчетом о заключенных договорах.

Как предусмотрено абз. 5 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, которая установлена в абз. 2 и 3 этой части, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 этого Закона.

При этом сразу стоит отметить, что исправить неправильную информацию о закупке, если речь идет о таком документе, как отчете о заключенных договорах, который уже обнародован на веб-портале Уполномоченного органа (www.prozorro.gov.ua), невозможно.

В определенных случаях заказчик имеет возможность исправить неправильную информацию. Так, например, в тендерную документацию заказчик может внести изменения после ее обнародования, устранив в ней определенные недостатки. Отметим, что порядок внесения таких изменений прописан в ст. 23 Закона № 922.

В таком случае изменения, которые вносит заказчик в тендерную документацию, размещают и отражают в электронной системе закупок в виде новой редакции тендерной документации дополнительно к первоначальной редакции тендерной документации. Заказчик вместе с изменениями к тендерной документации в отдельном документе обнародует перечень вносимых изменений.

Вместе с тем в такие документы, как, например, уведомление о намерении заключить договор, отчет о заключенных договорах после их обнародования в электронной системе изменения уже не вносят. Поэтому заказчикам следует тщательно проверять всю информацию и документы, планируемые к обнародованию в электронной системе Prozorro, как на стадии их подготовки к обнародованию, так и при заполнении обязательных полей, которые заполняются путем внесения в них имеющейся информации согласно формам, утвержденным приказом № 490.

Укажем, какие поля для заполнения содержит форма отчета о заключенных договорах, которая утверждена приказом № 490:

1. Дата заключения договора.

2. Номер договора.

3. Наименование заказчика.

4. Код согласно ЕГРПОУ заказчика.

5. Местонахождение заказчика.

6. Наименование поставщика товаров, исполнителя работ или предоставителя услуг (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (для физического лица), с которым заключен договор.

7. Код согласно ЕГРПОУ / регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика поставщика товаров, исполнителя работ или предоставителя услуг.

8. Местонахождение поставщика товаров, исполнителя работ или предоставителя услуг (для юридического лица) или местожительство (для физического лица) и номер телефона, телефакса.

9. Конкретное название предмета закупки.

10. Наименование (номенклатура, ассортимент) товаров, работ или услуг.

11. Количество товаров, работ или услуг.

12. Место поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

13. Срок поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

14. Информация о технических и качественных характеристиках товаров, работ или услуг.

15. Цена договора.

16. Срок действия договора.

17. Идентификатор договора*.

* Заполняется электронной системой закупок автоматически.

18. Единица измерения.

19. Цена за единицу**.

** Заполняется субъектами, определенными в ст. 75, 77 — 79 ХКУ.

Как видим, в поле 7 заказчик должен обязательно указать информацию о коде согласно ЕГРПОУ / регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика поставщика товаров, исполнителя работ или предоставителя услуг.

В то же время следует отметить, что приказ № 490 не содержит утвержденных инструкций о том, как именно необходимо заказчику заполнять информацию в том или ином поле.

При этом заметим: в случае если заказчик еще не закончил формировать отчет о заключенных договорах на электронной площадке, то есть если отчет еще не отправлен для обнародования с площадки в центральную базу данных, то на этом этапе (этапе внесения информации на площадке) еще можно осуществить исправление данных. Однако если отчет уже обнародован в Prozorro, то, как говорится, «поздно пить «Боржоми»!

Обратите внимание: даже если на какой-либо площадке и реализована функция относительно возможности прикрепить/дозагрузить к уже обнародованному отчету какие-то дополнительные документы (например, исправленные отчет и договор), это все равно не изменяет ситуацию к лучшему. Ведь обнародование другого, то есть исправленного отчета, будет осуществлено позже срока, предусмотренного для обнародования отчета о заключенных договорах в ст. 10 Закона № 922.

Справка. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 922 заказчик самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и данным Законом, информацию о закупке, в частности, отчет о заключенных договорах — в течение одного дня со дня заключения договора.

Важно! Согласно ч. 1 ст. 251 ГКУ сроком является определенный период во времени, с истечением которого связано действие или событие, имеющее юридическое значение.

При этом срок определяется годами, месяцами, неделями, днями или часами (ч. 1 ст. 252 ГКУ).

Течение срока начинается со дня, следующего после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 253 ГКУ).

В то же время согласно ч. 5 ст. 254 ГКУ, если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, который определен в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем окончания срока является первый за ним рабочий день.

Следовательно, с учетом того, что срок для обнародования отчета о заключенных договорах в системе Prozorro составляет 1 календарный день со дня заключения договора, то для соблюдения заказчиком требований Закона № 922 он может обнародовать такой отчет или в день заключения договора, или же на следующий календарный день, но не позднее. При этом, если следующий календарный день после дня заключения договора является нерабочим (выходным) днем или же праздничным, то с учетом положений о сроках, закрепленных в ГКУ, заказчик может обнародовать такой отчет в первый рабочий день, который следует после такого нерабочего/праздничного.

Таким образом, если в указанный срок заказчик обнародует отчет о заключенных договорах по форме, утвержденной приказом № 490, заполнив правильно все утвержденные поля, он соблюдет требования действующего законодательства.

При этом в ситуации, если заказчик обнародует еще один исправленный отчет за пределами указанного срока, то им будет пропущен указанный выше срок обнародования для этого документа согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 922, а именно: один календарный день со дня заключения договора.

Теперь давайте выясним, возможно ли в данной ситуации внести изменения в договор относительно кода ЕГРПОУ поставщика услуг и после этого обнародовать информацию о внесении изменений в договор?

Сразу заметим, что внести изменения в договор, приведя в соответствие реквизиты поставщика, стоит в любом случае. А вот относительно обнародования в Prozorro по результатам таких изменений уведомления о внесении изменений в договор следует обратить внимание вот на что.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 922 заказчик обнародует в электронной системе Prozorro информацию о закупке, в частности, уведомление о внесении изменений в договорв течение 3 дней со дня внесения изменений.

При этом приказом № 490 утверждена форма уведомления о внесении изменений в договор.

Так, утвержденная форма уведомления содержит для заполнения в системе следующие поля:

1. Наименование заказчика*.

* Заполняется электронной системой закупок автоматически.

2. Код согласно ЕГРПОУ заказчика*.

3. Местонахождение заказчика*.

4. Номер процедуры закупки в электронной системе закупок*.

5. Номер договора о закупке*.

6. Дата заключения договора*.

7. Наименование (для юридического лица) или фамилия, имя, отчество (для физического лица) участника, с которым заключен договор о закупке*.

8. Код согласно ЕГРПОУ / регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика участника, с которым заключен договор о закупке*.

9. Местонахождение (для юридического лица) или местожительство (для физического лица) участника, с которым заключен договор о закупке, номер телефона*.

10. Дата внесения изменений в договор.

11. Случаи для внесения изменений в существенные условия договора согласно части четвертой статьи 36 Закона Украины «О публичных закупках»

12. Описание изменений, которые внесены в существенные условия договора.

Как видим, указанная форма уведомления предназначена для обнародования изменений в договор о закупке, который заключают по результатам проведенной процедуры закупки по Закону № 922.

Напомним, что согласно ч. 1 ст. 12 Закона № 922 есть следующие процедуры закупок:

— открытые торги;

— конкурентный диалог;

— переговорная процедура закупки.

Таким образом, уведомление о внесении изменений в договор — это документ для обнародования, касающийся «послепороговых» закупок, а не «допороговых» закупок, как в ситуации, которую мы рассматриваем. Поэтому у заказчика нет необходимости обнародовать такое уведомление после внесения изменений относительно кода ЕГРПОУ в «допороговый» договор.

В то же время заметим: обнародование такого уведомления не может заменить обнародование такого документа, как отчет о заключенных договорах.

Также примите к сведению: если на электронной площадке, на которой работает заказчик, реализована функция обнародования по «допороговым» закупкам еще какой-то информации, документов, кроме отчета о заключенных договорах, то заказчик может воспользоваться такой услугой. В таком случае обнародуют информацию о том, что в обнародованном отчете о заключенных договорах в цифровом определении кода ЕГРПОУ поставщика допущена техническая ошибка, указывая при этом правильный код.

Кроме этого, есть еще один вариант решения такой ситуации.

Стороны договора, по которому обнародован отчет с технической ошибкой, заключают к договору дополнительное соглашение о его расторжении. При этом заказчик в электронной системе Prozorro может обнародовать информацию о том, что договор расторгнут (при условии, что такая функция реализована на электронной площадке). Например, на площадке может быть реализована возможность обнародовать отчет о выполнении «допорогового» договора.

После этого заказчик заключает новый договор по тому же предмету закупок на ту же сумму (в случае отсутствия факта выполнения расторгнутого договора и наличия дальнейшей потребности в этой закупке). В этом случае заказчик обнародует отчет о заключенных договорах по новому договору в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 10 Закона № 922, и по форме, утвержденной приказом № 490, с правильным кодом ЕГРПОУ поставщика услуг.

И последний момент, который касается ответственности за обнародование некорректной информации в электронной системе Prozorro.

Напомним, что ответственность за нарушение законодательства о закупках предусмотрена в ст. 16414 КУоАП.

Так, в состав административных правонарушений, перечисленных в упомянутой статье Кодекса, в частности, отнесено необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства. Такое нарушение влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 700 до 1000 нмдг (от 11900 до 17000 грн.).

При этом согласно ч. 2 ст. 16414 КУоАП те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за одно из правонарушений, указанных в ч. 1 этой статьи, влекут за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 1000 до 1500 нмдг (от 17000 до 25500 грн.).

Справка. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 255 КУоАП по делам об административных правонарушениях, которые рассматриваются судами, в частности по ст. 16414 КУоАП, протоколы о правонарушении имеют право составлять уполномоченные на то должностные лица органов государственного финансового контроля и Счетной палаты.

В результате вопрос: считается ли ошибка в отчете относительно кода ЕГРПОУ поставщика нарушением порядка обнародования информации о закупках, как квалифицировать ее по ст. 16414 КУоАП и будет ли вообще в данном случае состав административного правонарушения, должен решить контролер, в частности, аудитор Государственной аудиторской службы Украины, поскольку к полномочиям последнего относится составление административного протокола по результатам контрольного мероприятия.

Итак, выводы следующие.

Во-первых, для того чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит тщательно обдумать все моменты перед тем как что-то делать, а не после.

Во-вторых, не стоит обнародовать измененный отчет о заключенных договорах. Поскольку в случае если заказчик будет объяснять контролерам, что к сведению нужно брать второй (измененный) отчет, а не первый, то контролеры могут воспринять действия по обнародованию этого отчета как нарушающие срок его обнародования. Поскольку, вероятнее всего, такой второй отчет заказчик не успеет обнародовать в срок 1 календарный день со дня заключения договора.

В-третьих, не стоит обнародовать уведомление о внесении изменений в договор, ведь этот документ фактически не заменяет отчет о заключенных договорах и не может быть подтверждением обнародования именно такого отчета.

В-четвертых, рекомендуем обязательно внести соответствующие изменения в договор. При этом в случае выявления контролерами по результатам контрольного мероприятия неправильной информации относительно кода ЕГРПОУ в отчете, стоит доказывать им, что это не является именно нарушением порядка обнародования. В то же время следует делать акцент на том, что это техническая ошибка, которая не создает состава правонарушения, предусмотренного в ч. 1 ст. 16414 КУоАП.

Нормативные документы и сокращения

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

нмдг — необлагаемый налогом минимум доходов граждан.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше