Действительно, возмещение стоимости проезда командированного работника в мягком вагоне возможно лишь по разрешению руководителя.
Так, согласно п. 6 разд. II Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (далее — Инструкция № 59), расходы на проезд командированного работника в мягком вагоне, судами морского и речного транспорта, воздушным транспортом по билетам 1-го класса и бизнес-класса возмещаются в каждом случае с разрешения руководителя согласно оригиналам подтверждающих документов. Указанные расходы не являются излишне потраченными средствами.
Что касается командировки самих руководителей, то в соответствии с п. 7 разд. II Инструкции № 59 руководители предприятий (кроме министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти) лично решают вопрос возмещения своих расходов на наем жилых помещений, превышающих предельные суммы, утвержденные постановлением КМУ от 02.02.2011 г. № 98, на проезд в мягком вагоне, судами морского и речного транспорта, воздушным транспортом по билетам 1-го класса и бизнес-класса, а также расходов на перевозку багажа сверх веса, стоимость перевозки которого входит в стоимость билета.
Для того чтобы определить, какими бывают типы вагонов, обратимся к Правилам перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты железнодорожным транспортом Украины, утвержденным приказом Министерства транспорта и связи Украины от 27.12.2006 г. № 1196 (далее — Правила № 1196).
Вагоны пассажирские — это вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров. К числу этих вагонов относятся также багажные, вагоны-рестораны, служебно-технические (служебные, в том числе вагоны-салоны, клубы, санитарные, испытательные и измерительные, лаборатории, автомобилевозы и другие вагоны пассажирского типа со специальным оборудованием).
Как указано в п. 2.25 Правил № 1196, перевозка пассажиров осуществляется между всеми железнодорожными станциями, открытыми для посадки, высадки пассажиров, по расписанию движения пассажирских поездов, в категориях вагонов:
а) 1, 2, 3 классов — с открытыми и закрытыми купе с местами для сидения;
б) общие сидячие — с открытыми купе с местами для сидения;
в) плацкартные — с открытыми купе с местами для лежания;
г) купейные — с отдельными четырехместными купе с местами для лежания;
ґ) мягкие — с отдельными двухместными «СВ» и трехместными купе с местами для лежания.
В зависимости от внутреннего обустройства и конструкции указанные вагоны могут определяться как вагоны повышенного комфорта, эконом-класса, фирменные и т. п.
Поэтому, как видим, вагоны СВ и с трехместными купе относятся к мягким вагонам.
Как правило, в билетах вагоны имеют такие сокращения по типам:
— «С» — сидячие;
— «О» — общие;
— «П» — плацкартные;
— «К» — купейные;
— «Л» — СВ;
— «М» — мягкие.
К мягким относятся вагоны «Л» и «М». Поэтому сделаем вывод: возмещение проезда командированных именно в таких вагонах требует разрешения руководителя.