Темы статей
Выбрать темы

Переводим авто на газ: как показать в учете

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение приобрело ГБО для установки на служебный автомобиль. Стоимость оборудования составляет 11000 грн., стоимость работ по установке — 3000 грн. На какой субсчет следует оприходовать приобретенное ГБО? Как правильно отразить в бухучете операцию по установке ГБО, если остаточная стоимость автомобиля равна нулю (на него начислено 100 % износа)? По какому КЭКР проводить расходы на переоборудование авто: по КЭКР 3132 на общую сумму расходов (14000 грн.) или отдельно отражать расходы на приобретение ГБО по КЭКР 3110 (на сумму 11000 грн.) и оплату работ — по КЭКР 2240 (3000 грн.)?

Установка ГБО на авто пользуется изрядной популярностью среди автовладельцев. Это и не удивительно. Ведь переход на газ позволяет ощутимо сэкономить на горючем. Не секрет, что стоимость 1 л бензина по меньшей мере вдвое превышает цену на газ. Зато ест газового горючего «железный конь» немногим больше, нежели жидкого (норма затрат в среднем отличается на 10 — 20 %). Плюс увеличение ресурса двигателя автомобиля и снижение уровня загрязнения окружающей среды. Следовательно, выгода от установки ГБО — очевидна.

Бухгалтеру же нужно знать, как правильно запланировать расходы на переоборудование авто, провести и показать их в бухучете. Но сначала вспомним несколько организационных моментов. Потому что без них никак.

Переоборудование: оргмоменты

Так, правила переоборудования транспортных средств для работы на газовом моторном топливе прописаны в Порядке № 607. В соответствии с абз. 2 п. 4 этого Порядка предварительный осмотр автомобиля и разрешение территориального органа по предоставлению сервисных услуг МВД (далее — сервисный центр МВД) не нужны. Поэтому если имеете твердые намерения и финансовую возможность — полный вперед.

В то же время существуют ограничения относительно выбора исполнителей работ по переоборудованию авто. Кто угодно заниматься этим не может. В частности, проводить такие работы имеют право лишь субъекты хозяйствования со свидетельством о согласовании конструкции транспортного средства на соответствующий вид переоборудования. Этого требует абз. 2 п. 3 Порядка № 607. Более того, такие субъекты хозяйствования должны осуществлять переоборудование пяти и более транспортных средств в течение года. На это четко указывает абз. 5 п. 37 Порядка № 1388.

Когда выбор исполнителя позади и ГБО уже установлено на автомобиль, самое время заняться его перерегистрацией. Ведь без этого эксплуатировать такие транспортные средства запрещено. Это четко прописано в абз. 2 п. 7 Порядка № 1388, а также в п.п. 30.1 Правил дорожного движения.

Учитывая это, все же придется обратиться с заявлением о перерегистрации автомобиля в сервисный центр МВД или в центр предоставления административных услуг (ЦПАУ). Кстати, регистрация (перерегистрация) в соответствии с п. 24 Порядка № 1388 проводится по месту обращения автовладельца или уполномоченного им лица. Никакой привязки к месту нахождения юридического лица теперь нет. Поэтому выбирайте сервисный центр или ЦПАУ, который вам по нраву.

Кроме заявления на перерегистрацию, вам нужно подать такие документы:

1) свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения, оформленное ГП «ГосавтронрасНИИпроект» или Главным сервисным центром МВД на соответствующий вид переоборудования;

2) акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения по форме, приведенной в приложении 5 к Порядку № 1388. Заменить этот акт может сертификат соответствия, выданный уполномоченным субъектом (испытательной лабораторией (центром), органом по оценке соответствия и т. п.);

3) акт приемки-передачи транспортного средства:

— по форме согласно приложению 3 к Порядку № 1388 — если служебное авто переоборудовано для работы на сжиженном нефтяном газе (пропан-бутан);

— по форме согласно приложению 4 к Порядку № 1388 — если авто переоборудовано для работы на сжатом природном газе (метан).

Отправляясь в сервисный центр МВД или ЦПАУ также не забудьте захватить с собой свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт). Вместо него выдадут новое с отметкой об оснащении автомобиля ГБО. Но для того чтобы получить новенькое свидетельство о регистрации, придется сначала заплатить (абз. 13 п. 8 Порядка № 1388). Потому что осмотр автомобиля экспертом, услуги по перерегистрации, а также бланк техпаспорта — не бесплатные. Размер платы за услуги подразделений МВД определен Перечнем № 795. Кроме того, и стоимость услуг по перерегистрации, и стоимость непосредственно бланка свидетельства указаны на официальном сайте Главного сервисного центра МВД.

Внимание! На перерегистрацию отведено всего 10 суток с момента установки ГБО и получения документов от исполнителя работ (абз. 1 п. 7 Порядка № 1388).

А что если вдруг замешкались с перерегистрацией или вообще отложили «до лучших времен»? В таком случае будьте готовы понести административную ответственность. Причем наказание грозит как должностным лицам, ответственным за техническое состояние, оборудование и эксплуатацию транспортных средств, так и водителям. В частности, для последнего за управление транспортным средством, не перерегистрированным в установленном порядке, предусмотрен штраф в размере 10 НМДГ, то есть 170 грн. И это на первый раз. Если же водителя поймают на горячем второй раз за год, ему уже грозит штраф в размере 15 НМДГ (255 грн.). Таким является требование ч. 6 ст. 121 КоАП. Зато должностных лиц, ответственных за эксплуатацию служебного авто (инженер-механик, заместитель руководителя, руководитель учреждения), ожидает более серьезный штраф (ст. 128 КоАП). Так, за выпуск на линию транспортных средств, переоборудованных без соответствующего согласования, не зарегистрированных в установленном порядке, предусмотрен штраф в размере 40 НМДГ (680 грн.). В то время как повторное в течение года нарушение может стоить уже 50 НМДГ (850 грн.).

Поэтому лучше не нарушать законодательство и все делать вовремя.

Но для чего, собственно, это нужно знать бухгалтеру? Хотя бы для того, чтобы четко понимать, какие именно расходы нужно запланировать и провести в связи с переоборудованием служебного авто. Также эта информация пригодится при отражении этих операций в бухгалтерском учете. Но сначала о планировании расходов.

Выбираем КЭКР

Чтобы не ошибиться с применением КЭКР, планируя расходы на установку ГБО на авто, в первую очередь нужно выяснить суть этой операции. Очевидно, такие работы следует рассматривать как улучшение (модернизацию) соответствующего объекта основных средств. Здесь вам и будущие экономические выгоды (в виде существенной экономии бюджетных средств на горючее), и возможность увеличения срока эксплуатации транспортного средства (за счет уменьшения нагрузки на цилиндро-поршневую группу деталей). Но в любом случае окончательное решение — за руководителем учреждения. Ведь именно он решает, направлены ли работы на повышение технико-экономических возможностей объекта или же только на поддержание его в рабочем состоянии. На это указывает п. 2 разд. VI Методрекомендаций.

Итак, если руководитель учреждения принял решение о признании работ по установке ГБО на авто его улучшением (модернизацией), самое время говорить о применении КЭКР. И здесь все достаточно просто.

Нормами Методрекомендаций четко определено, что работы по улучшению основных средств осуществляются за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах (п. 2 разд. VI Методрекомендаций). В свою очередь, в соответствии с п.п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333 расходы на модернизацию (оборудование, оснащение и т. п.) следует проводить по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

Внимание! По КЭКР 3132 стоит планировать и осуществлять расходы и на приобретение ГБО, и на его установку.

И хотя на практике продавцы ГБО в основном предлагают «в комплекте» его установку и наладку, однако бывают случаи и отдельного приобретения ГБО. В таком случае установку проводят на основании отдельного договора и далеко не всегда те, кто продал ГБО. Поэтому стоит помнить этот нюанс при выборе КЭКР.

Почему нельзя работы по установке ГБО оплатить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»? Потому что по этому коду проводят оплату услуг по текущему ремонту и техобслуживанию транспортных средств (п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). А работы по переоборудованию автомобиля не относятся к ремонтным.

Зато оплату услуг по перерегистрации автомобиля можно и нужно осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Этого требует п.п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333.

Что касается расходов на приобретение непосредственно ГБО, то их не стоит проводить по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования». Дело в том, что ГБО — это оборудование, которое подлежит обязательной установке на автомобиль. Использовать (по прямому назначению) его отдельно от транспортного средства невозможно. Учитывая это, такое оснащение не является отдельным объектом необоротных активов. В то время как КЭКР 3110 предназначен для отражения расходов на приобретение транспортных средств, автомобилей, приборов, машин, механизмов, станков, производственного оборудования и т. п. (п.п. 2 п.п. 3.1.1 Инструкции № 333).

Далее — о порядке учета таких операций.

Бухгалтерский учет установки ГБО

Прежде всего напомним, что расходы на улучшение основных средств увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования. Это прописано в п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121 и в п. 3 разд. VI Методрекомендаций.

А что если срок полезного использования закончился? В таком случае его нужно пересмотреть и установить новый (продлить). Конечно, это касается лишь объектов, пригодных для дальнейшей эксплуатации. Также не забудьте для таких активов определить ликвидационную стоимость. Такое требование предусмотрено п. 5 разд. III НП(С)БУ 121.

Ликвидационная стоимость — это сумма средств или стоимость других активов, которую учреждение ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования, за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией) (п. 4 раздела I НП(С)БУ 121). Ее определяет комиссия, созданная приказом руководителя бюджетного учреждения, без привлечения субъекта оценочной деятельности.

Таким образом, сначала определяем ликвидационную стоимость авто и увеличиваем на эту сумму его первоначальную стоимость. Потом накапливаем расходы на переоборудование (стоимость ГБО + стоимость установки + стоимость перерегистрации) и относим их также на увеличение первоначальной стоимости транспортного средства.

Кстати, о накоплении расходов на улучшение. Эти расходы относятся к капитальным инвестициям, поэтому информацию о них следует обобщать на субсчете 1311 «Капитальные инвестиции в основные средства». При этом отдельно приобретенное ГБО следует оприходовать в состав запасов на субсчет 1515 «Запасные части». После установки стоимость этого оборудования включаем в состав капитальных инвестиций, иначе говоря, списываем на улучшение.

Также помните о документальном оформлении такого улучшения. Так, для оформления передачи основных средств на ремонт, реконструкцию или модернизацию предназначен Акт передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. А принятие основных средств после ремонта, реконструкции, модернизации оформляют Актом принятия отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств. На основании последнего нужно внести информацию в Инвентарную карточку учета объекта основных средств об изменениях в характеристике объекта. Типовые формы указанных документов утверждены приказом № 818.

А теперь давайте рассмотрим пример отражения в бухучете операций по переоборудованию автомобиля для работы на газовом горючем.

Пример. Бюджетное учреждение использует служебный автомобиль, срок службы которого закончился, а остаточная стоимость равняется нулю. В связи с этим комиссией учреждения была определена ликвидационная стоимость такого автомобиля в сумме 3000 грн. и увеличен срок его эксплуатации на 5 лет. Решение комиссии оформлено актом произвольной формы.

Кроме того, с целью экономии бюджетных средств было принято решение о переоборудовании служебного автомобиля для работы на сжиженном газе.

Стоимость ГБО составляет 11000 грн. (в том числе НДС — 1833,33 грн.).

Для выполнения работ по установке ГБО на автомобиль учреждение заключило договор с СТО. Передача автомобиля для переоборудования оформлена Актом передачи на ремонт, реконструкцию и модернизацию основных средств. Факт принятия транспортного средства после установки ГБО зафиксирован в Акте принятия отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств.

Стоимость работ по установке ГБО согласно акту приема-передачи выполненных работ составляет 3000 грн. (в том числе НДС — 500 грн.).

Переоборудование автомобиля проведено за счет средств общего фонда.

Для перерегистрации служебного автомобиля в связи с переоборудованием для работы на газовом горючем учреждение обратилось в сервисный центр МВД. Стоимость услуг по перерегистрации — 500 грн.

Руководителем учреждения принято решение о признании работ по переоборудованию автомобиля его модернизацией. С учетом этого, первоначальная стоимость автомобиля увеличена на сумму расходов на приобретение ГБО, работ по его установке и стоимость услуг по перерегистрации.

Изменение технических характеристик автомобиля и увеличение срока его эксплуатации отражено в Инвентарной карточке учета объекта основных средств.

В бухгалтерском учете эти операции следует отражать так, как показано в таблице.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

1

Увеличена первоначальная стоимость автомобиля, который продолжает использоваться, на сумму ликвидационной стоимости (0 грн. + 3000 грн.)

1015

5111

3000

17*

2

Получено финансирование для переоборудования служебного автомобиля

2313

5411

14000

2

3

Перечислены средства за ГБО поставщику

2117

2313

11000

2, 4

4

Оприходовано приобретенное ГБО

1515

2117

11000

4

5

Выполнены работы по переоборудованию автомобиля согласно акту приема-передачи выполненных работ

1311

6211

3000

6

6

Списана стоимость установленного ГБО

1311

1515

11000

13

7

Перечислены средства СТО за выполненные работы по переоборудованию автомобиля

6211

2313

3000

2, 6

8

Получено финансирование для перерегистрации автомобиля

2313

7011

500

2

9

Перечислены средства за услуги по перерегистрации автомобиля

2117

2313

500

2, 4

10

Проведена перерегистрация автомобиля сервисным центром МВД

1311

2117

500

4

11

Изъяты из дохода отчетного периода ассигнования в сумме текущих расходов на перерегистрацию автомобиля, которые включаются в его первоначальную стоимость

7011

5411

500

17*

12

Увеличена стоимость автомобиля в связи с переоборудованием (11000 грн. + 3000 грн. + 500 грн.)

1015

1311

14500

17*

Одновременно сделана вторая запись

5411

5111

14500

17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

И в завершение небольшое напоминание о порядке начисления амортизации.

Так, начислять амортизацию следует только на сумму улучшения (дооборудования, достройки, модернизации и т. п.) объектов основных средств. В то время как ликвидационную стоимость амортизировать не нужно. На это в свое время обратил внимание и Минфин в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (ср. ). И здесь возникает вопрос: как долго начислять амортизацию в таком случае? Делать это нужно в течение нового ожидаемого срока эксплуатации объекта, установленного в связи с его улучшением. То есть если после модернизации вы продлили срок службы основного средства на пять лет, то сумму улучшения следует амортизировать в течение пяти лет. Соответственно, если продлили срок службы на десять лет, то начисляем амортизацию еще десять лет.

Пусть ваши «железные кони» служат вам верой и правдой и как можно дольше. А как их осовременить и свести к минимуму расходы на горючее, вы уже знаете.

Нормативные документы и сокращения

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

Порядок № 607Порядок переоборудования транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 21.07.2010 г. № 607.

Порядок № 1388 Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденный постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388.

Правила дорожного движенияПравила дорожного движения, утвержденные постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Перечень № 795Перечень платных услуг, которые предоставляются подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы, и размер платы за их предоставление, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

МетодрекомендацииМетодические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Приказ № 818 — приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядке их составления» от 13.09.2016 г. № 818.

ГБО — газобаллонное оборудование.

НМДГ — не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше