Темы статей
Выбрать темы

Индексируем зарплату в августе 2018 года

Будз Владимир, эксперт по вопросам оплаты труда и трудовых отношений
На августовскую индексацию влияет индекс инфляции за июнь 2018 года. Он составил 100,0 %. Какая ситуация складывается с индексацией зарплаты в августе 2018 года для работников бюджетной сферы? Проанализируем самые распространенные группы/категории.

Зарплату индексируют в пределах ПМТЛ. С 1 июля 2018 года этот показатель составляет 1841 грн. То есть индексации подлежит зарплата только в размере 1841 грн. Сумму, превышающую этот предел, не индексируют.

Согласно абз. 1 п. 5 Порядка № 1078 в случае повышения тарифных ставок (окладов) значение ИПЦ в месяце повышения берется за 1 или 100 %. Для проведения дальнейшей индексации исчисление ИПЦ осуществляется с месяца, следующего за месяцем повышения денежного дохода (абз. 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

Внимание! «Базовым» месяцем для индексации зарплаты будет месяц, в котором повысили оклад (тарифную ставку) по должности.

Увеличение зарплаты работника за счет установления или повышения других постоянных зарплатных составляющих (надбавок, доплат, премий и т. п.) без увеличения должностного оклада (тарифной ставки) не влияет на изменение «базового» месяца. Следовательно, в этом месяце проводить сравнительные расчеты для определения права на индексацию не нужно (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). То есть работнику продолжают выплачивать суммы индексации, исчисленные в зависимости от последнего повышения должностных окладов.

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) индексация не начисляется, если размер повышения зарплаты окажется больше суммы возможной индексации в таком месяце. В случае, когда сумма повышения не перекрывает сумму возможной индексации, определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078).

Согласно абз. 6 п. 5 Порядка № 1078 до очередного повышения должностных окладов (тарифных ставок) к сумме индексации, которая была определена в месяце повышения окладов (индексация-разница), прибавляется сумма индексации, сложившаяся в результате превышения ИПЦ порога индексации, установленного п. 11 Порядка № 1078 (текущая индексация).

Для работников, принятых на работу (вновь принятых работников), переведенных в другое учреждение, на другую работу в том же учреждении, которые вышли из отпуска для ухода за ребенком до 3 лет и после отпуска без сохранения заработной платы (до 6 лет и другие виды, предусмотренные законодательством об отпусках), исчисление ИПЦ для проведения индексации проводится с месяца, следующего за месяцем повышения тарифной ставки (оклада), по должности, которую занимает работник (п. 102 Порядка № 1078). То есть подход единый и для «новичков», и для «переведенных» работников: для всех ориентируемся на месяц последнего повышения оклада по занимаемой должности.

Далее, как и обещали, рассмотрим наиболее распространенные группы/категории работников-бюджетников относительно возникновения у них права на индексацию в августе 2018 года.

Работники с оплатой труда по ЕТС

С 1 января 2018 года повысились должностные оклады для всех работников с оплатой по ЕТС. Такое повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (подробнее об этом читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 1-2, с. 14).

Для целей индексации зарплаты это означает, что январь 2018 года для указанной категории работников стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года. Прирост ИПЦ нарастающим итогом не превысил порог индексации (1,009февраль х 1,011март х 1,008апрель х 1,000май х 1,000июнь х 100 = 102,8 % < 103,0 %), поэтому в августе 2018 года право на индексацию у работников с оплатой труда по ЕТС не наступило.

Важно! В августе 2018 года для работников с оплатой по ЕТС право на текущую индексацию не наступило.

Вместе с тем, кроме текущей индексации, у некоторых работников могла образоваться индексация-разница. Так, в месяце повышения окладов (тарифных ставок) следовало сравнить сумму повышения должностных окладов с суммой индексации, которая складывается в месяце повышения окладов (от предыдущего «базового» месяца). Напомним, что сумму зарплатного повышения рассчитывают с учетом всех постоянных составляющих зарплаты, а сравнительные расчеты проводят исходя из полностью отработанного месяца. Для каждого работника необходимо рассчитывать свою сумму зарплатного повышения.

Для работников с 3-го по 25-й тарифный разряд сумма повышения оклада превысила сумму возможной январской индексации. То есть у них индексация «обнулилась» и в январе — августе 2018 года их зарплату не индексируют.

А вот для работников 1-го и 2-го тарифных разрядов, которым установлен только оклад и нет никаких других постоянных выплат, сумма повышения окладов не перекрыла сумму возможной индексации, поэтому с января 2018 года и до очередного повышения окладов они будут иметь право на индексацию-разницу, составляющую для:

— 1-го тарифного разряда: 17,72 грн. (179,72возможная индексация - 162повышение оклада);

— 2-го тарифного разряда: 2,72 грн. (179,72возможная индексация - 177повышение оклада).

Указанная сумма индексации-разницы будет начисляться работникам за полностью отработанный месяц на полную ставку ежемесячно до очередного повышения окладов. Кроме того, к ней в будущем прибавится и текущая индексация от «базового» января-2018, право на которую возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом, рассчитываемый с февраля 2018 года, превысит порог индексации (103 %).

Педагогические работники

С 1 января 2018 года для некоторых педагогических работников размеры должностных окладов были повышены одновременно по двум основаниям:

1) общее повышение окладов по ЕТС в связи с увеличением с 01.01.2018 г. размера ПМТЛ до 1762 грн;

2) повышение на 10 % согласно постановлению № 22.

С 01.01.2018 г. на 10 % повысились должностные оклады (ставки заработной платы) педработников, оплата труда которых осуществляется за счет образовательной субвенции из госбюджета местным бюджетам, определенные в приложении 2 к постановлению № 1298 (ср. ). Типы учебных заведений, которым направляется образовательная субвенция на оплату труда с начислениями педработников, приведены в ст. 1032 БКУ*. А вот повышение оплаты труда других категорий педагогических и научно-педагогических работников планируется осуществить с 1 сентября 2018 года.

* Подробнее о повышении «+ 10 % должностного оклада» педработникам читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 5, с. 23

Что касается индексации зарплаты, то для всех педработников январь 2018 года уже является «базовым», ведь с 1 января 2018 года повышены должностные оклады для всех работников с оплатой по ЕТС. То же самое касается и тех педработников, которым дополнительно согласно постановлению № 22 с 01.01.2018 г. повышены оклады на 10 %. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начался с февраля 2018 года.

В январе 2018 года следовало сравнить сумму зарплатного повышения с суммой индексации, сложившейся в месяце повышения (от предыдущего «базового» месяца). Отметим, что у педагогических работников сумма повышения оклада перекрыла сумму индексации, поэтому в январе 2018 года индексацию им не начисляли.

Внимание! Не индексируют зарплату педработников и в августе 2018 года, поскольку право на индексацию зарплаты еще не наступило.

Госслужащие + работники с функциями по обслуживанию госорганов

С 01.01.2018 г. согласно постановлению № 24 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию. Для целей индексации зарплаты это значит, что январь 2018 года стал месяцем повышения окладов («базовым» месяцем). Расчет прироста ИПЦ для определения суммы текущей индексации нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года. В августе 2018 года право на текущую индексацию таких работников еще не наступило.

Важно! В августе 2018 года заработную плату госслужащих и работников с функциями по обслуживанию не индексируют.

Нет у таких работников и индексации-разницы, поскольку при проведении сравнительных расчетов сумма повышения должностного оклада превысила сумму индексации, которая сложилась в январе 2018 года.

Должностные лица и служащие ОМС

В мае 2018 года состоялось повышение должностных окладов для работников ОМС (как должностных лиц, так и служащих) согласно постановлению № 363.

Так, с 18.05.2018 г.** наименьший оклад для должностного лица ОМС составляет 2650 грн., а для служащего — 2600 грн. Напомним, что до этого повышение окладов у большинства таких работников было в мае 2017 года согласно постановлению № 353 (для отдельных должностей согласно постановлению № 730 — в октябре 2017 года) и тогда наименьший оклад составлял 2000 грн. и 1895 грн. соответственно.

** О том, следует ли индексировать зарплату работников ОМС за май 2018 года (до и после повышения), читайте в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 21, с. 28.

Поскольку должностные оклады для должностных лиц и служащих ОМС были повышены в мае 2018 года, то этот месяц стал месяцем повышения должностных окладов, то есть «базовым», и потому с июня 2018 года начался отсчет прироста ИПЦ.

Индекс инфляции за июнь не превысил порог индексации (100,0 % < 103 %), поэтому в августе 2018 года право на текущую индексацию не наступило.

Важно! В августе 2018 года для должностных лиц и служащих ОМС право на индексацию не наступило.

Рабочие, обслуживающие органы госвласти и ОМС

С 1 января 2018 года были повышены должностные оклады «обслуживающим» рабочим. То есть январь 2018 года (месяц увеличения оклада) для таких работников стал «базовым» месяцем.

При этом сумма повышения должностных окладов перекрыла сумму возможной индексации. Расчет прироста ИПЦ нарастающим итогом для них начинается с февраля 2018 года.

Внимание! В августе 2018 года право на индексацию зарплаты рабочих, обслуживающих госорганы и ОМС, еще не наступило.

Нарушение правил проведения индексации: какова ответственность?

В этом случае все зависит от того, какое именно нарушение допустил работодатель при проведении индексации зарплаты. Классификацию «зарплатно-индексационных» нарушений предоставило Гоструда в письме от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18 (см. газету «Оплата труда», 2018, № 10, с. 5). Рассмотрим их.

Неначисление индексации. Такое нарушение специалисты Гоструда квалифицируют как несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда.

За него работодателю грозит штраф в размере 10 МЗП (на сегодняшний день — 37230 грн.) за каждого работника, относительно которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам — админштраф в общем случае в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 КоАП).

Штрафы за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагаются всегда независимо от выполнения работодателем предписания инспектора труда по результатам инспекции (п. 29 Порядка № 295).

Занижение суммы индексации. Если работодатель при расчете суммы индексации допустил ошибку, в результате чего работнику была начислена индексация в меньшей сумме, то такое нарушение следует квалифицировать как нарушение других требований трудового законодательства.

В случае когда такое нарушение обнаружено в ходе инспекционного посещения (невыездного инспектирования), то меры по привлечению к ответственности применяются в случае невыполнения вынесенного предписания об устранении обнаруженных нарушений.

При этом если предписание будет выполнено в установленный в нем срок (работодатель в срок, указанный в предписании, доначислит и выплатит работникам недополученную сумму индексации заработной платы), то финансовые санкции (штраф в размере 1 МЗП за нарушение других требований трудового законодательства, предусмотренный абз. 8 ч. 2 ст. 265 КЗоТ) к нему применяться не должны. Это прямо указано в п. 28 Порядка № 295.

Что касается админответственности по ст. 41 КоАП (штраф на должностных лиц учреждений в общем случае в размере от 510 до 1700 грн.), то протокол об административном правонарушении в случае его выявления будет обязательно составлен инспектором труда и передан в суд (см. письмо Гоструда от 11.01.2018 г. № 183/3/4.3-3В-18). И дальше уже суд будет принимать решение, налагать штраф на провинившееся должностное лицо учреждения или нет.

А вот если вынесенное предписание на устранение нарушения работодатель проигнорирует (индексацию не доначислит), то к финансовым санкциям по ст. 265 КЗоТ и админштрафу по ст. 41 КоАП его должностные лица получат еще и админштраф по ст. 1886 КоАП (от 850 до 1700 грн.) за невыполнение законных требований инспектора труда.

Нормативные документы и сокращения

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

КоАПКодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8074-X.

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Порядок № 295Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 г. № 295.

Постановление № 1298постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 353 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины» от 24.05.2017 г. № 353.

Постановление № 730постановление КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268 и от 18 января 2017 г. № 15 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 27 мая 2009 г. № 504» от 27.09.2017 г. № 730.

Постановление № 24постановление КМУ «Об упорядочении структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2018 году» от 25.01.2018 г. № 24.

Постановление № 22постановление КМУ «О повышении оплаты труда педагогических работников» от 11.01.2018 г. № 22.

ПМТЛ — прожиточный минимум, установленный для трудоспособного лица.

ЕТС — Единая тарифная сетка.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

ОМС — органы местного самоуправления.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше