Как предусмотрено ч. 2 ст. 22 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), тендерная документация должна содержать, в частности, инструкцию по подготовке тендерных предложений и проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменений его условий.
При этом тендерная документация может содержать также другую информацию в соответствии с законодательством, которую заказчик считает необходимым в нее включить (ч. 3 ст. 22 Закона № 922).
Тендерная документация может содержать описание и примеры формальных (несущественных) ошибок, допущение которых участниками не приведет к отклонению их предложений.
Формальными (несущественными) считаются ошибки, которые связаны с оформлением тендерного предложения и не влияют на содержание предложения, а именно — технические ошибки и описки.
Вместе с тем, вопрос рассмотрения тендерных предложений урегулирован в ст. 28 Закона № 922.
При этом заказчик отклоняет тендерное предложение участника в случае, если оно не соответствует условиям тендерной документации (п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона № 922).
Учитывая это, если заказчик определил в тендерной документации перечень формальных ошибок, к которым отнес и неподачу приложения к проекту договора, то путем принятия решения на заседании тендерного комитета заказчик может не отклонять такое тендерное предложение. При этом, если заказчик проводит так называемые украинские открытые торги, то в протоколе заседания тендерного комитета можно дополнительно сделать ссылку на ч. 1 ст. 3 Закона № 922, в которой предусмотрен такой принцип осуществления публичных закупок, как экономия. Ведь в данном случае заказчик рассматривает самое низкое ценовое предложение по результатам аукциона.
Вместе с тем, если в тендерной документации заказчик указал только право не отклонять тендерное предложение из-за формальных ошибок, но не отметил, какие именно ошибки будет относить к формальным, то на заседании тендерного комитета стоит описать такую ситуацию, дополнить ссылкой на принципы публичных закупок и принять соответствующие решения.
Вместе с тем хотим предупредить: законодатель относит к формальным ошибкам именно несущественные, то есть те, которые не влияют на суть тендерного предложения. Поэтому перед отнесением к формальной ошибке именно неподачи приложения к проекту договора тендерному комитету стоит задуматься: не будет ли ли потом при согласовании договора препятствием то, что участник не согласовал предварительно в составе тендерного предложения перечень АЗС? При этом неотклонение участника при наличии формальных ошибок — это право заказчика, а не обязанность. Поэтому в случае сомнения и при наличии оснований заказчик может отклонить тендерное предложение.
Напомним, что информацию об отклонении тендерного предложения заказчик обнародует в электронной системе закупок в течение 1 дня со дня принятия решения, и система автоматически отправляет ее участнику/победителю, тендерное предложение которого отклонено через электронную систему закупок.