Темы статей
Выбрать темы

Заказчик не обнародовал информацию: нужно ли отменять процедуру закупки

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
По результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения участника тендерным комитетом был определен победитель и принято решение о намерении заключить договор. Результаты рассмотрения и оценки тендерного предложения участника были оформлены такими документами:
— протоколом заседания тендерного комитета и решением о составлении и обнародовании протокола рассмотрения тендерных предложений;
— протоколом рассмотрения тендерных предложений;
— уведомлением о намерении заключить договор.
Однако во время обнародования информации через электронную площадку на веб-портале Уполномоченного органа заказчик по каким-то причинам необнародовал такие документы, как:
— протокол заседания тендерного комитета и решение о составлении и обнародовании протокола рассмотрения тендерных предложений;
— протокол рассмотрения тендерных предложений.
Является ли нарушением необнародование протокола рассмотрения тендерного предложения? Нужно ли отменять процедуру закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Украины «О публичных закупках»? Какая ответственность за необнародование такого протокола в электронной системе?

Как предусмотрено ч. 4 ст. 11 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), решение тендерного комитета или уполномоченного лица оформляют протоколом. В решении отражают результаты поименного голосования членов комитета, присутствующих на заседании тендерного комитета, по каждому вопросу. Протокол подписывают все члены комитета, присутствующие на его заседании, или все уполномоченные лица. В случае отказа члена тендерного комитета или одного из уполномоченных лиц подписать протокол об этом указывают в протоколе с обоснованием причин отказа.

Стоит напомнить о том, что оценку тендерных предложений проводит автоматически электронная система закупок на основании критериев и методики оценки, приведенных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

В случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуют в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 Закона № 922 (касается «международных» торгов), заказчик проводит оценку только тех тендерных предложений, которые не были отклонены в соответствии с этим Законом.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 922 после оценки предложений заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие требованиям тендерной документации из перечня участников, начиная с участника, предложение которого по результатам оценки определено как наиболее экономически выгодное. Срок рассмотрения тендерного предложения, которое по результатам оценки признано наиболее экономически выгодным, не должен превышать 5 рабочих дней со дня определения наиболее экономически выгодного предложения. Срок рассмотрения тендерного предложения может быть аргументированно продлен заказчиком до 20 рабочих дней. В случае продления срока рассмотрения тендерного предложения заказчик обнародует уведомление в электронной системе закупок.

В случае отклонения тендерного предложения, которое по результатам оценки признано наиболее экономически выгодным, заказчик рассматривает следующее тендерное предложение из перечня участников, считающееся наиболее экономически выгодным.

Также обратите внимание: в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуют в соответствии с нормами ч. 4 ст. 10 Закона № 922, заказчик рассматривает тендерные предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определяет соответствие участников квалификационным критериям до проведения автоматической оценки тендерных предложений в срок, не превышающий 20 рабочих дней. По результатам рассмотрения заказчик составляет протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной Уполномоченным органом, и обнародует его на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со ст. 10 Закона № 922.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 922 заказчик самостоятельно и бесплатно через авторизованные электронные площадки обнародует информацию о закупке, в частности протокол рассмотрения тендерных предложений — в течение 1 дня со дня его утверждения. Форма протокола рассмотрения тендерных предложений утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490.

После обнародования заказчиком протокола рассмотрения тендерных предложений электронная система закупок автоматически рассылает уведомления всем участникам тендера и обнародует перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены согласно этому Закону. Дату и время проведения электронного аукциона электронная система определяет автоматически, но не ранее чем через 5 дней после обнародования протокола рассмотрения тендерных предложений.

При этом по результатам рассмотрения и оценки тендерного предложения заказчик определяет победителя и принимает решение о намерении заключить договор согласно этому Закону.

Как видим, законодатель в ст. 28 Закона № 922 определил разные алгоритмы рассмотрения тендерных предложений. Например, в так называемых «международных» торгах аукциону предшествует рассмотрение тендерных предложений всех участников. А уже после такого рассмотрения заказчик обнародует протокол рассмотрения тендерных предложений, поскольку такую обязанность законодатель прямо определил в ч. 5 ст. 28 Закона № 922.

Вместе с тем механизм рассмотрения тендерных предложений в так называемых «украинских» торгах иной: сначала система проводит аукцион, а потом заказчик рассматривает самое лучшее по его результатам тендерное предложение. При этом ст. 28 Закона № 922 не содержит требований о том, что по результатам рассмотрения заказчик обнародует протокол рассмотрения такого тендерного предложения.

Учитывая указанное, если заказчик не обнародует протокол рассмотрения тендерных предложений в так называемых «международных» открытых торгах, то это будет нарушением требований Закона № 922.

Теперь о том, что касается вопроса отмены процедуры закупки.

Напомним, что одним из оснований для отмены торгов является невозможность устранить нарушения, возникшие из-за обнаруженных нарушений законодательства по вопросам публичных закупок (абз. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 922).

Поэтому в случае необнародования протокола рассмотрения тендерных предложений в «международных» торгах согласно требованиям Закона № 922 заказчик отменяет торги.

Что касается ответственности, то согласно ч. 1 ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X предусмотрен такой состав правонарушения, как необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства. При этом такое нарушение влечет за собой наложение штрафа на служебных (должностных), уполномоченных лиц от 700 до 1000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 11900 до 17000 грн.).

Поэтому советуем заказчикам быть внимательным как на этапе принятия решений о торгах, так и при обнародовании документов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше