Темы статей
Выбрать темы

Служебное жилье: все, что нужно знать бухгалтеру бюджетного учреждения

Чечулина Елена, эксперт по финансовым вопросам
Использование в Украине служебного жилья имеет особый правовой режим, который был установлен Жилищным кодексом Украины и другими подзаконными актами, принятыми еще во времена Советского Союза. Конечно, принятые в последнее время нормативно-правовые акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе, ориентированные на современное законодательство по вопросам управления государственным и коммунальным имуществом (в частности, жильем), собственности и т. п., не могли не изменить методологические подходы к такому объекту учета, как служебное жилье.
Поэтому перед тем как перейти непосредственно к бухгалтерскому учету служебного жилья, необходимо разобраться с нормами и требованиями современного законодательства в сфере жилищно-коммунальной отрасли, управления государственным имуществом, оформления государственной и коммунальной собственности. И главное — следует определиться, как эти новые подходы влияют на бюджетные учреждения, которые в деятельности ориентированы, в первую очередь, на соблюдение требований бюджетного законодательства.
В этой статье мы рассмотрим нормативно-правовое регулирование вопросов о служебном жилье в контексте нового действующего законодательства для бюджетных учреждений, процедуру приобретения статуса служебного жилья, методологию отражения его в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, раскроем полный алгоритм действий, необходимых бюджетному учреждению для реализации требований законодательства.

Бюджетное законодательство

Во-первых, определимся, может ли вообще бюджетное учреждение планировать, осуществлять расходы на строительство, приобретение (получение) именно служебного жилья.

Бюджетное законодательство не содержит ограничений в планировании и осуществлении капитального строительства, приобретении жилья, в том числе служебного, бюджетными учреждениями, кроме предостережения Государственной казначейской службы, определенного в п.п. 2 п. 2 постановления № 710, касающегося осуществления платежей.

Речь идет о том, что приоритетные и первоочередные расходы осуществляются в первую очередь, а другие расходы (капитальные) — с учетом ресурсной обеспеченности общего фонда государственного бюджета, имеющихся и прогнозных остатков средств на едином казначейском счете, зарегистрированных бюджетных обязательств и приоритетности проведения расходов и предоставления кредитов.

Более того, существует код экономической классификации 3121 «Капитальное строительство (приобретение) жилья» в соответствии с Инструкцией № 333, который систематизирует и детализирует по экономической характеристике указанные расходы, а именно:

1) расходы на капитальное строительство новых жилых зданий и помещений;

2) приобретение жилых помещений, объектов (в том числе на вторичном рынке), жилых помещений для военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, общежитий, казарм, объектов государственного жилого фонда.

Но обратите внимание, что в требованиях бюджетного законодательства об организации бюджетного процесса не выделяется термин «служебное жилье» как отдельный объект или мероприятие. Также вы не найдете упоминания о служебном жилье и в методологических документах по вопросам бухгалтерского учета и отчетности. А это значит, что практические вопросы об отражении служебного жилья следует решать в плоскости общих норм и требований другого законодательства, которые определяют идеологию относительно жилья в соответствующей отрасли.

Другое законодательство

Понятие «жилье» тесно связано с понятием «жилищный фонд». Законодательное определение понятия «жилищный фонд» закреплено в ст. 4 ЖКУ, которая устанавливает, что жилые дома, а также жилые помещения в других строениях, находящихся на территории нашей страны, образуют жилищный фонд.

Жилищный фонд Украины в соответствии со ст. 4 ЖКУ по форме собственности делится на четыре вида, один из которых касается бюджетных учреждений, а именно — государственный жилищный фонд, который включает жилые дома и жилые помещения в других зданиях, принадлежащих государству, а именно государственной и коммунальной формам собственности.

Важно! Согласно ст. 5 ЖКУ «государственный жилищный фонд» находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд)». И даже если существует ведомственный жилищный фонд, жилье предоставляется по совместному решению администрации и профсоюзного комитета учреждения, организации, но утвержденному соответствующим исполнительным органом местного самоуправления.

ГКУ закрепил практически исключительный перечень объектов, которые могут быть жильем, что, соответственно, определяет, по аналогии с этой классификацией, и перечень служебного жилья. Согласно ст. 379 ГКУ разновидностями жилья являются:

1) жилой дом;

2) квартира;

3) другие жилые помещения, предназначенные и пригодные для постоянного или временного проживания в них.

К тому же положения ст. 380 и 382 ГКУ раскрывают характеристику жилого дома и квартиры как объектов права собственности, а именно:

жилой дом — это здание капитального типа, построенное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания. Жилой дом неразрывно связан с землей и другим недвижимым имуществом, и поэтому право собственности на жилой дом содержит дополнительные здания как составляющие части одного объекта (ст. 380 ГКУ);

квартирой является изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного в нем проживания (ст. 382 ГКУ).

Жилые дома и жилые помещения в других зданиях включаются в состав жилищного фонда после принятия их в эксплуатацию государственной приемной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.

Как жилье приобретает статус служебного

В пределах государственного жилищного фонда служебное жилье можно отнести к отдельной категории жилья, которое может формироваться различными путями: сооружением квартир, новых домов, приобретением, передачей, переоборудованием существующих домов и квартир других категорий жилищного фонда, переоборудованием нежилых домов и включением их в жилищный фонд, а также путем перевода одного жилищного фонда в фонд другого назначения с обязательным оформлением этого статуса при наличии на это законодательных оснований.

Для осуществления соответствующих мероприятий по оформлению жилья служебным, ведению бухучета, осуществлению контроля и т. п. бюджетным учреждениям в лице должностных лиц необходимо ознакомиться с нормами и требованиями соответствующего законодательства, а именно: ГКУ, ХКУ, Законом № 147, гл. 3 ЖКУ, ч. 1 ст. 30 Закона № 280, Законом № 417, Законом № 1952, Положением № 37, Положением № 377, Порядком № 1081, Порядком № 1127, другими нормативно-правовыми актами.

Из анализа положений этих нормативно-правовых актов можно сделать вывод, что термин «служебное жилье» неотъемлемо связан с базовым термином «жилье», но имеет определенную специфику в приобретении (утрате) статуса, режима заселения (выселения), о чем расскажем далее.

Порядок предоставления служебного жилья в ведомствах, учреждениях, организациях может иметь особенности, определенные ведомственными актами, постановлениями Кабмина или решениями других коллегиальных органов. Но, утверждая порядки и/или осуществляя соответствующие мероприятия, следует обратить внимание на ряд общих требований, которые обязательно должны быть соблюдены или учтены:

чтобы жилье приобрело статус служебного, соответствующий орган местного самоуправления должен принять решение о включении жилья в число служебного (ч. 1 ст. 118 ЖКУ, п. 3 разд. 1 Положения № 37);

— служебное жилье должно быть свободным и пригодным для постоянного использования по назначению (ст. 29 ГКУ). Указанный принцип также отвечает одному из основных принципов бюджетной системы Украины: целевому использованию бюджетных средств. Он предусматривает утверждение соответствующих расходов в бюджетных назначениях и в смете соответствующего бюджетного учреждения с обязательным наличием детальных расчетов к нему как подтверждение определенной цели, что предусмотрено абз. 7 п. 2 постановления № 228;

— служебное жилье предназначается для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или недалеко от него. Из-за этого указанные помещения должны находиться в непосредственной близости от их рабочего места (п. 2 разд.1 Положения № 37);

служебные жилые помещения могут быть предоставлены лишь тем категориям лиц, которые определены в соответствующем Перечне, утвержденном п. 3 разд.1 Положения № 37, и в соответствии со ст. 119 ЖКУ;

служебное жилье имеет специфический режим заселения и выселения нанимателя, членов его семьи, зависит от решений работодателя и исполнительного органа местного самоуправления (разд. II Положения № 37).

В целом вывод для бюджетников можно сделать такой: к служебному жилью относятся жилые помещения, которые построены за средства соответствующих бюджетов, приобретены (получены) на основании гражданско-правовых соглашений и/или имеются свободные жилые помещения, статус которых изменен на служебные в установленном законом порядке и которые находятся в государственной или коммунальной собственности.

В подтверждение указанного ч. 1 ст. 4 Закона № 417 установлено, что собственниками жилья (например, квартир в многоквартирном доме) могут быть, в частности, юридические лица, территориальные громады, государство.

Как правило, государственные органы определяют детальный порядок оформления и получения служебного жилья и перечень форм и/или документов, которые должны быть предоставлены для оформления этого мероприятия.

Главное, о чем еще следует помнить:

1) отсутствие утвержденного решения сессии соответствующего исполнительного органа местного самоуправления не дает права считать жилье служебным, даже если в расчетах к смете определены такие расходы и они осуществлялись со ссылкой в платежных поручениях на соответствующую нормативно-правовую базу;

2) и/или если такое решение принято органом, не имеющим на то полномочий.

Для оформления жилья служебным инициаторами (бюджетными учреждениями) должны быть предоставлены в орган местного самоуправления, в частности:

1) ходатайство бюджетного учреждения относительно оформления или предоставления служебного жилья. При этом может быть несколько вариантов обращений по изменению статуса относительно:

а) построенного или приобретенного жилья за счет государственного или местного бюджета;

б) свободного жилья, имеющегося в наличии в коммунальной собственности соответствующего местного бюджета;

2) документ, подтверждающий право собственности или производное вещное право собственности на жилье, которое планируют оформить как служебное (право оперативного управления*для бюджетных учреждений);

* Содержанием права оперативного управления являются полномочия владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным за субъектом хозяйствования собственником (уполномоченным им органом). Однако реализация указанных полномочий осуществляется в пределах, установленных ХКУ и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

3) документ, подтверждающий взятие жилья на баланс бюджетным учреждением;

4) документы, подтверждающие, что данное жилье свободно, то есть никем не занято (справка учреждений, организаций, предприятий, уполномоченных управлять жильем по месту его расположения или справка собственника);

5) трудовой договор между юридическим лицом и работником с указанием должности последнего;

6) решение администрации собственника жилья о включении жилья в перечень служебного жилья. Согласно ст. 121 ЖКУ служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации учреждения, где работает работник.

Изучив поданные документы и при отсутствии препятствий, орган местного самоуправления утверждает решение администрации собственника квартиры о включении соответствующего жилья в перечень служебных.

Аналогично, исключение жилья из числа служебного осуществляется на основании ходатайства бюджетного учреждения, организации по решению исполнительного комитета соответствующего органа местного самоуправления.

Таким образом, присвоение (прекращение) статуса служебного жилья осуществляет исполнительный комитет соответствующего органа самоуправления, который закрепляет (прекращает) их за соответствующими учреждениями, организациями, предприятиями. Однако предложения об установлении статуса служебного жилья осуществляют непосредственно инициаторы — бюджетные учреждения, которые построили (приобрели или получили) жилье для реализации цели соответствующей бюджетной программы относительно обеспечения служебным жильем определенной категории работников.

После прохождения определенного пути происходит выдача ордера на служебное жилье. В соответствии со ст. 122 ЖКУ соответствующий орган местного самоуправления должен выдать специальный ордер (п. 21 разд. II Порядка № 37), который является единственным основанием для вселения гражданина в предоставленное служебное жилое помещение или по его поручению другого лица.

Поэтому, как видим, для того чтобы жилье приобрело статус служебного, бюджетному учреждению надо иметь совокупность законных оснований и осуществить определенные мероприятия по его оформлению.

Какие имущественные права и обязательства возникают или утрачиваются бюджетным учреждением в результате оформления статуса служебного жилья

Жилье — это, прежде всего, собственность, а потому правоотношения в сфере жилья должны рассматриваться с учетом положений о собственности.

Бухгалтеру важно знать нормы законодательства по оформлению, передаче, утрате имущественных прав на служебное жилье. От этого в дальнейшем будут зависеть его требования к ответственным должностным лицам бюджетного учреждения по осуществленным хозяйственным операциям в части предоставления ими соответствующих первичных и подтверждающих документов.

Наиболее распространенные вопросы: служебное жилье остается на балансе бюджетного учреждения или оно передается на баланс органа местного самоуправления или другому субъекту хозяйствования и при каких обстоятельствах?

Начнем с того, что в случае приобретения (получения) жилья надо иметь основания для его оприходования.

Так, в соответствии со ст. 145 ХКУ имущественное состояние субъекта хозяйствования определяется совокупностью принадлежащих ему имущественных прав и обязательств, что отражается в бухгалтерском учете его хозяйственной деятельности в соответствии с требованиями закона.

О каких имущественных правах и обязательствах идет речь?

Одной из обязательных составляющих из перечня необходимых документов, касающихся оформления жилья служебным как недвижимости, является требование о подтверждении на него права собственности или производного вещного права оперативного управления. Почему?

В зависимости от обстоятельств ведомственный жилищный фонд, в том числе служебное жилье, может:

1) оставаться на балансе бюджетного учреждения. В государственном и коммунальном секторе есть ряд бюджетных учреждений, в частности в области обороны, образования, здравоохранения, науки, которые имеют законные основания и возможность (финансовую) управлять ведомственным жилищным фондом, в том числе определять для этих целей уполномоченный орган

или

2) передаваться в коммунальную собственность для управления им и содержания (эксплуатации, осуществления ремонтов и т. п.). В таком случае государственный жилищный фонд в части ведомственного жилищного фонда, который находится в оперативном управлении учреждений и организаций, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по месту расположения домов.

Регистрация вещных прав — обязательное условие для оформления служебного жилья

Независимо от того, остается ли служебное жилье на балансе учреждения или оно передается в соответствующую коммунальную собственность для управления им и содержания, оно должно быть оформлено законным способом в общем порядке для жилья. Фактически речь идет о том, что передача жилья из государственной в коммунальную собственность или внутри коммунальной собственности происходит лишь после оформления на него соответствующим бюджетным учреждением вещного права оперативного управления.

Об этом сказано в п. 3 постановления № 105, а именно: «Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после принятия их в эксплуатацию государственной приемной комиссией, регистрации и технической инвентаризации».

Также согласно нормам действующего законодательства, в частности положениям ст. 182, 331 и 334 ГКУ, основным условием для определения статуса недвижимого имущества любого объекта недвижимости (в том числе и тех объектов, правовой статус которых законодательными актами не определен: асфальтированные или бетонные площадки, подъездные пути, автомобильная дорога, автомобильные платформы, спортивные сооружения и т. п.) является государственная регистрация прав на него. И это не зависит от того, какой статус имеет жилье, будет ли оно передаваться в управление или в коммунальную собственность или останется в управлении государственного органа.

Напоминаем: в настоящее время действуют нормы Закона № 1952 и Порядок № 1127.

Статьей 4 Закона № 1952 четко определено, что обязательной государственной регистрации подлежат вещественные права и обременения на недвижимое имущество, размещенные на территории Украины, которые принадлежат физическим и юридическим лицам, государству в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, а также территориальным громадам в лице органов местного самоуправления, к которым, в частности, относится право собственности на недвижимое имущество, право пользования (сервитут), право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Законом № 1952 установлено, что государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество — это официальное признание и подтверждение государством фактов возникновения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, обременений таких прав путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество (ст. 2).

Поэтому только после государственной регистрации собственности на жилье за бюджетным учреждением и оприходования его на баланс администрация бюджетного учреждения имеет основания обратиться с ходатайством в соответствующий орган местного самоуправления относительно предоставления ему статуса служебного. И после завершения процедуры оформления статуса следует обязательно определиться, оставлять ли этот актив для управления и эксплуатации на балансе, следует ли его передать законным способом тому, кто имеет законодательные основания и возможность (финансовую) это делать.

Управление жильем, в том числе служебным: что это означает

Почему так важно бюджетному учреждению при наличии законных оснований принять своевременное решение о возможности управлять жильем (в том числе служебным) или передаче в соответствующую коммунальную собственность?

Для этого следует ответить на вопрос: может ли построенное (приобретенное, полученное) жилье, в том числе со статусом служебного, использоваться самостоятельно бюджетным учреждением по назначению, эксплуатироваться, ремонтироваться и т. п. Ведь право собственности на недвижимое имущество, в том числе служебное жилье, в первую очередь предусматривает право управлять** и распоряжаться собственником или уполномоченным им органом в пределах, установленных собственником.

** Управление жилыми домами, которые находятся в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Законом № 185, а в отношении коммунальной собственности — Законом № 280.

К тому же в соответствии с п. 1.2 Правил управления домом, сооружением, жилым комплексом или комплексом домов и сооружений, утвержденных приказом Министерства по вопросам ЖКХ от 02.02.2009 г. № 13, управление домом — это действия, направленные на обеспечение постоянного функционирования дома и придомовой территории в соответствии с их целевым назначением и сохранением их потребительских качеств, а также на организацию обеспечения потребности жильцов дома в получении жилищно-коммунальных услуг в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил. Функции по управлению домом и обеспечению его надлежащей эксплуатации собственники, сособственники или по их поручению балансодержатель осуществляют самостоятельно или через лицо, которое по договору с собственником или балансодержателем осуществляет управление домом.

К тому же в соответствии с содержанием определения, предоставленного в разд. 1 НП(С)БУГС 121, основные средства (к которым, в частности, относится и служебное жилье) — это материальные активы, удерживаемые для использования их в производстве/деятельности или при поставке товаров, выполнении работ и предоставлении услуг для достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей субъекта государственного сектора или сдачи в аренду другим лицам и используемые, по ожиданию, больше одного года.

Понятно, что при отсутствии соответствующих прав собственности и возможности управлять (в частности, осуществлять деятельность, не предусмотренную уставными и учредительными документами, инфраструктуры и т. п.) построенное (приобретенное или полученное) служебное жилье для работников не соответствует для большинства бюджетных учреждений цели их создания, не обеспечивает получение ими экономических выгод в будущем и потенциала полезности и, в таком случае, вообще не соответствует критериям актива.

Именно поэтому, и это полностью разумно и законно, ведомственный жилищный фонд, в том числе служебное жилье, может передаваться или соответствующему уполномоченному органу, или балансодержателю, или в соответствующую коммунальную собственность по местонахождению жилья.

Что касается инициативы по передаче объектов в коммунальную собственность, то она может исходить соответственно от органов, уполномоченных управлять государственным имуществом***, самоуправляемых организаций, которым передано в пользование государственное имущество, местных органов исполнительной власти, соответствующих органов местного самоуправления, хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) и других собственников объектов.

*** В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона № 185 КМУ определяет органы исполнительной власти и государственные коллегиальные органы, которые осуществляют функции по управлению объектами государственной собственности, а в отношении объектов коммунальной собственности — соответствующие исполнительные органы местного самоуправления (Закон № 280).

Механизм передачи в государственную и коммунальную собственность ведомственного жилищного фонда, в том числе служебного жилья

Механизм передачи в государственную и коммунальную собственность ведомственного жилищного фонда осуществляется с соблюдением требований Закона № 147 и Закона № 280 и других законодательных актов. Этими же Законами регулируются обратные процессы, связанные с передачей объектов права коммунальной собственности в государственную собственность.

Также действует специальный Закон Украины «Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса» от 26.11.2015 г. № 848-VIII, который регулирует порядок управления имуществом и отчуждения объектов имущественного комплекса этой отрасли.

Кроме того, действующими в настоящее время являются Положение № 1482 и Положение № 891.

Учитывая, что отдельных нормативно-правовых актов по передаче объектов в пределах коммунальной собственности нет, каждый орган местного самоуправления в рамках прав, определенных в Законе № 280, принимает самостоятельные решения для оформления механизма реализации этого мероприятия.

В соответствии с п. 51 ч. 1 ст. 26 Закона № 280 предоставление согласия на передачу объектов из государственной в коммунальную собственность относится к исключительной компетенции соответствующего совета. Предоставляется оно в форме решения, принимаемого на пленарном заседании совета.

При этом для рассмотрения вопроса о передаче объектов жилья, в том числе служебного, и принятия соответствующего решения создается комиссия, образованная исполкомами соответствующих органов местного самоуправления.

В соответствии с Законом № 147 (преамбула) и п. 3 Положения № 891 ведомственный жилищный фонд передается в коммунальную собственность безвозмездно.

Передача оформляется актом приема-передачи, который подписывается председателем и членами комиссии. Форма акта приема-передачи утверждается Кабмином (п. 5 ст. 7 Закона № 147) и установлена Положением № 1482.

Передача ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность осуществляется вместе с соответствующей технической документацией на дом (инвентарное дело, акт приема в эксплуатацию, планы внешних сетей и др.), а также документами, которые устанавливают право на него (п. 8 Положения № 891). К акту приема-передачи ведомственного жилищного фонда в коммунальную собственность прилагаются, в частности, акты передачи имеющегося служебного жилья.

Впрочем, и это важно, служебное жилье, которое передается в коммунальную собственность, решением госадминистрации или исполкома соответствующего совета закрепляется за соответствующими учреждениями, организациями, предприятиями (п. 11 Положения № 891).

Право собственности на объект передачи возникает с даты подписания акта приема-передачи, а в случаях, предусмотренных законом, — со дня государственной регистрации такого права (п. 6 Положения № 891). Последнее требование еще раз подчеркивает необходимость регистрации вещных прав на построенное (приобретенное или полученное) жилье, которое в дальнейшем будет оформлено как служебное.

Обратите внимание: вместе с ведомственным жилищным фондом, в том числе служебным жильем, передаются соответствующим коммунальным предприятиям внешние сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, а также здания, предназначенные для обслуживания этого фонда (бойлерные, котельные, канализационные и водопроводные сооружения, встроенные и пристроенные помещения, оборудование и т. п.).

Важно! В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона № 147 не могут быть объектами передачи из государственной в коммунальную собственность объекты, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке (кроме объектов жилищного фонда и общежитий, недвижимого военного имущества, высвобождаемого в процессе реформирования Вооруженных Сил Украины), объекты, строительство которых фактически продолжается за счет государственных капитальных вложений, до ввода их в эксплуатацию.

Таким образом, передача жилищного фонда, в том числе служебного жилья, из государственной в коммунальную собственность и наоборот, а также между учреждениями коммунальной собственности связана с комплексом соответствующих мероприятий, без совершения которых составление акта приема-передачи объекта не является законным действием.

Бухгалтерский учет

Отражение в бухгалтерском учете служебного жилья продолжает вызывать споры бухгалтеров в государственном секторе. Такая ситуация сложилась из-за неоднозначности в трактовке учета служебного жилья, о котором упоминается в некоторых действующих нормативно-правовых актах, принятых еще до вступления в силу современного законодательства, в том числе национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета в государственном секторе. Рассмотрим основные документы, которые применяются при определении методики отражения служебного жилья.

1. Согласно п. 1 ст. 1 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV балансодержатель дома, сооружения, жилого комплекса или комплекса домов и сооружений (далее — балансодержатель) — собственник или юридическое лицо, которое по договору с собственником содержит на балансе соответствующее имущество, а также ведет бухгалтерскую, статистическую и другую предусмотренную законодательством отчетность, осуществляет расчеты средств, необходимых для своевременного проведения капитального и текущего ремонтов и содержания, а также обеспечивает управление этим имуществом и несет ответственность за его эксплуатацию по закону.

Анализ этой нормы свидетельствует, что отражение на балансе имущества, в том числе служебного, предусматривает содержание и обеспечение его надлежащей эксплуатации, которая отвечает требованиям законодательства по управлению государственным и коммунальным имуществом. Управление имуществом государственной и коммунальной собственности его субъекты осуществляют или самостоятельно, или через уполномоченные ими органы государственной и коммунальной власти. Поэтому, как следствие, лицо, которое управляет имуществом, будет отражать его в своих собственных активах или передаст его в управление в соответствии с законодательством.

Таким образом, делаем вывод: статус служебного жилья оформляется независимо от того, будет ли бюджетное учреждение самостоятельно управлять и содержать жилье, или будет его передавать для этих целей.

Что касается бухгалтерского учета, то построенное (приобретенное или полученное) субъектом государственного сектора или по его заказу жилье остается в составе основных средств при условии обеспечения управления им в контексте понимания этого термина в законодательстве, о чем было сказано выше. В случае передачи имущества по договору балансодержателю — у него на балансе (без перехода к нему права собственности на этот объект). То есть бухгалтерский учет ведется или собственником, или по его поручению управителем по заключенному договору между ними.

В таком же порядке учитываются жилые помещения для военнослужащих, которые строятся в военных городках для их проживания (п. 13 Методрекомендаций).

В ином случае построенное (приобретенное или полученное) жилье, в том числе служебное, оформляется (ввод в эксплуатацию, регистрация вещных прав) и может передаваться безвозмездно законным способом в коммунальную собственность соответствующему органу самоуправления, который, в свою очередь, имеет право закрепить его для управления за учреждением, организацией, предприятием также без перехода права собственности на него.

Механизм безвозмездной передачи основных средств и методология отражения этой операции были детально рассмотрены в статье «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 11, с. 11).

2. Рассмотрим следующий документ — Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими, в котором упоминается об учете служебного жилья, и определимся, касаются ли его нормы вообще бухгалтерского учета.

Так, в п. 5 Положения № 37 определено следующее: учет служебных жилых помещений во всех домах, независимо от их принадлежности, осуществляется в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, который принял решение о включении жилого помещения в число служебных.

Служебные жилые помещения учитываются в Журнале учета служебных жилых помещений (приложение 1 к Положению № 37).

Оперативный учет принадлежащих им служебных жилых помещений осуществляют также соответствующие предприятия, учреждения, организации.

Из этого текста непонятно, о каком учете идет речь. Но ознакомившись с формой Журнала учета служебных помещений, можно прийти к выводу, что информация, которая в нем отражается, не дает возможности считать ее бухгалтерским учетом или хотя бы основанием для него.

Указанный вывод можно сделать из следующих общих правил из современной методологии бухгалтерского учета:

1) объект основных средств признается активом, когда существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества и стоимость объекта основных средств может быть определена (п. 2 разд. II НП(С)БУГС 121).

То есть информация, которая требуется для заполнения Журнала учета служебных помещений, вообще не содержит первоначальной стоимости объекта, которая формируется как себестоимость по составляющим, определенным в НП(С)БУГС 121, и является одним из основных признаков для бухгалтерского учета основных средств;

2) основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (ч. 1 ст. 9 Закона № 996). В свою очередь, хозяйственная операция — это действие или событие, которое вызывает изменения в структуре активов и обязательств, собственном капитале предприятия (ст. 1 Закона № 996).

В Журнале учета служебных помещений нет ссылок на основание (акт приема-передачи) для отражения хозяйственной операции, которая привела или может привести к изменению в структуре активов. Поэтому можно сделать вывод, что речь идет не о бухгалтерском учете;

3) в соответствии с требованиями НП(С)БУГС 121 для целей бухгалтерского учета основные средства классифицируются по группам, в том числе по такой, как дома, сооружения и передаточные устройства, в которую можно отнести служебное жилье.

В этой группе с выделением в отдельные подгруппы учитываются, в частности, дома, полностью или преимущественно предназначенные для проживания.

В соответствии с п. 11 разд. III Методрекомендаций каждое отдельное здание является инвентарным объектом. В его состав входят все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации, т. е. система отопления помещения, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутренняя сеть водогазопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъемники (лифты).

В Журнале учета служебных помещений вообще отсутствует любая информация об инфраструктуре, коммуникации, которые являются неотъемлемой составляющей объекта жилья, что подтверждает опять же небухгалтерский характер информации;

4) в соответствии с законодательством обязательным основанием для учета недвижимого имущества (служебного жилья) является определение его собственности, что подтверждается регистрацией соответствующих прав.

При этом в п. 5 Положения № 37 установлено, что учет всех служебных жилых помещений во всех домах, независимо от их принадлежности, осуществляется в исполнительном комитете соответствующего органа самоуправления.

Указанное свидетельствует также, что речь идет не о бухгалтерском учете недвижимого имущества, поскольку такой учет ведется в целом в форме перечня, не разделяя форму собственности (государственную или коммунальную) инициаторов установления (прекращения) статуса служебного жилья.

Общий вывод, касающийся бухгалтерского учета служебного жилья:

1) исходя даже из этих вышеперечисленных базовых норм можно утверждать, что Журнал учета служебных помещений не предназначен для бухгалтерского учета и не создает оснований для этого. Он является фактически перечнем принятых решений органа местного самоуправления относительно предоставления (исключения) статуса служебного жилья для работников соответствующих бюджетных учреждений, предприятий, организаций, с раскрытием информации, кто является инициатором предоставления (прекращения) такого статуса, и основанием для выдачи специального ордера. Указанное не отвечает цели ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, определенной в ч. 1 ст. 3 Закона № 996, а именно: «предоставлению пользователям для принятия решений полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии и результатах деятельности предприятия».

2) Порядок отражения жилья, в том числе служебного, как недвижимого актива, должен вестись в соответствии с общими требованиями Закона № 996, НП(С)БУГС 121, Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе и Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденных приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219, и других нормативно-правовых актов, касающихся собственности и ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином.

Учитывая то, что жилье, в том числе служебное, является недвижимым объектом, оно должно отвечать всем критериям основных средств. Кроме того, должно быть закреплено за собственником (уполномоченным органом) путем регистрации права собственности (соответствующих вещных прав).

Законность оснований нахождения служебного жилья на балансе бюджетного учреждения, его движения должна быть подтверждена не только определенным статусом, а, прежде всего, первичными документами по осуществленным хозяйственным операциям в соответствии с механизмами, установленными законодательством в отношении управления и передачи государственного или коммунального имущества, а также регистрации права собственности на жилье, которое получило статус служебного.

Поэтому в финансовой отчетности, на балансе бюджетного учреждения (на субсчете 1013 «Здания, сооружения и передаточные устройства»*) должно отражаться построенное (приобретенное или полученное) жилье, в том числе служебное, оформленное соответствующим образом, а также то, которое может им эксплуатироваться и содержаться самостоятельно. Для детализации этого субсчета можно предусмотреть в рабочем плане счетов бюджетного учреждения отдельный аналитический счет для учета служебного жилья.

* На субсчетах 1013 ведется учет домов, сооружений, их структурных компонентов и передаточных устройств, жилых зданий, в том числе домов, которые полностью или преимущественно предназначены для проживания.

Если служебное жилье бюджетного учреждения передано безвозмездно в соответствующий орган местного самоуправления в коммунальную собственность, то учет им ведется за пределами баланса — на соответствующем счете для осуществления текущего контроля (оперативного учета) принятых решений исполкомами соответствующих органов местного самоуправления относительно предоставления (прекращения) статуса служебного жилья для конкретных работников по решениям администрации бюджетного учреждения. Информацию по этому счету можно сверять с соответствующими органами местного самоуправления, которые также должны вести такой учет, в частности в Журнале учета служебных квартир, о чем было сказано выше.

Специально предназначенного счета для забалансового учета служебного жилья не предусмотрено, поэтому бюджетное учреждение может использовать, например, счет 09 «Переданные (выданные) активы в соответствии с законодательством» и предусмотреть в рабочем плане счетов его детализацию для учета служебного жилья.

Счет 09 «Переданные (выданные) активы в соответствии с законодательством» предназначен для учета и обобщения информации об активах, переданных (выданных) согласно законодательству соответствующим категориям населения. Аналитический учет переданных (выданных) активов может вестись по видам активов и отдельно по каждому лицу.

Отражение в бухгалтерском учете выбытия служебного жилья осуществляется в общем порядке, определенном законодательством.

Нормативные документы

ЖКУ — Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.83 г. № 5464-Х.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 147 — Закон Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 417 — Закон Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII.

Закон № 1952 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

Закон № 185 — Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Положение № 37 — Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в Украинской ССР, утвержденное постановлением Совета Министров от 04.02.88 г. № 37 «О служебных жилых помещениях».

Постановление № 710 — постановление КМУ «Об эффективном использовании государственных средств» от 11.10.2016 г. № 710.

Порядок № 1081 — Порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.2006 г. № 1081.

Порядок № 1127 — Порядок государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, утвержденный постановлением КМУ от 25.12.2015 г. № 1127.

Постановление № 228 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений» от 28.02.2002 г. № 228.

Постановление № 105 — постановление КМУ «О порядке государственного учета жилищного фонда» от 11.03.85 г. № 105.

Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 21.09.98 г. № 1482.

Положение № 891 — Положение о порядке передачи в коммунальную собственность государственного жилищного фонда, находившегося в полном хозяйственном ведении или в оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций, утвержденное постановлением КМУ от 06.11.95 г. № 891.

Положение № 377 — Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользования ими в органах прокуратуры и Положение о жилищно-бытовых комиссиях в органах прокуратуры, утвержденные приказом Генеральной прокуратуры Украины от 11.11.2016 г. № 377.

Инструкция № 333 — Инструкция о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

НП(С)БУГС 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше