Темы статей
Выбрать темы

Дополнительный отпуск за стаж госслужбы: компенсируется ли за период мобилизации и военной службы работника

Меренкова Светлана, главный бухгалтер — начальник отдела бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного обеспечения Главного управления Гоструда в Харьковской области
Госслужащий с марта 2014 года по 04.01.2018 г. включительно был мобилизован в Вооруженные Силы Украины с последующим переходом на военную службу по контракту. За этот период работнику выплачивался средний заработок. Имеет ли право такой работник при увольнении на компенсацию за неиспользованные основной и дополнительный отпуска (за стаж госслужбы) за период мобилизации и службы по контракту, если он был освобожден от выполнения служебных обязанностей на этот период? Как рассчитать компенсацию за неиспользованный отпуск, если месяц увольнения (январь 2018 года) отработан неполностью?

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) в случае увольнения работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, которые имеют детей или совершеннолетнего ребенка — лицо с инвалидностью с детства подгруппы А I группы.

Ежегодный основной отпуск. В стаж работы, дающий право на ежегодный основной отпуск, в частности, засчитывается время, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с законодательством сохранялись место работы (должность) и заработная плата полностью или частично (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона об отпусках). На период мобилизации и службы по контракту за работником сохраняется место работы, должность, ему выплачивается средняя заработная плата (ст. 119 КЗоТ). Следовательно, можно сделать вывод, что за период мобилизации работнику положен оплачиваемый ежегодный основной отпуск, а при увольнении ему следует выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск.

Кстати, свои разъяснения по поводу включения среднего заработка за период мобилизации в расчет отпускных/компенсации предоставили специалисты Минсоцполитики в письме от 22.06.2015 г. № 802/13/84-15*. Это письмо можно смело применять как для мобилизованных работников, так и для работников, которые проходили военную службу по контракту (призванных на срочную военную службу). Ведь на всех этих работников распространяются гарантии, предусмотренные ст. 119 КЗоТ.

* См. газету «Оплата труда», 2017, № 10, с. 14. — Примеч. ред.

Дополнительный отпуск за стаж госслужбы. В соответствии со ст. 58 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе) и п. 2 Порядка предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденного постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270 (далее — Порядок № 270), государственным служащим, которые имеют стаж госслужбы свыше пяти лет, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью один календарный день. Начиная с шестого года стажа государственной службы этот отпуск увеличивается на один календарный день за каждый следующий год. Продолжительность дополнительного отпуска не может превышать 15 календарных дней.

Согласно п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (далее — Порядок № 283, постановление действовало до 01.05.2016 г.), в стаж госслужбы среди прочего включаются: период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом; время военной службы в Вооруженных Силах и других воинских формированиях; время прохождения военнослужащими военной службы, в течение которого лицо участвовало в AТО в особый период (в трехкратном размере).

С 01.05.2016 г. действует Порядок исчисления стажа государственной службы, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229 (далее — Порядок № 229), в соответствии с п. 4 которого в стаж госслужбы, в частности, включают: время пребывания на должностях, на которых присваиваются воинские и специальные звания; период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с госорганом.

Важно! Периоды военной службы по призыву во время мобилизации и военной службы по контракту включаются в стаж госслужбы.

Заметим: дополнительный отпуск за стаж госслужбы относится к ежегодным отпускам. И именно такие разъяснения до 01.05.2016 г. предоставляли официальные органы (письма Минтруда и Главного управления госслужбы при КМУ от 27.01.99 г. № 13-294 и от 26.01.99 г. № 10/364). А с 01.05.2016 г. такой статус дополнительного отпуска за стаж госслужбы прямо указан в ч. 1 ст. 58 Закона о госслужбе.

Следовательно, на предоставление дополнительного отпуска за стаж госслужбы распространяются правила предоставления ежегодного отпуска (сейчас на это указывает, в частности, ст. 59 Закона о госслужбе). Кроме того, в п. 11 Порядка № 270 указаны периоды, за время пребывания в которых дополнительный отпуск за стаж госслужбы не предоставляется. И среди таких периодов не указан период военной службы по призыву во время мобилизации или другой подобный период.

Однако специалисты Минсоцполитики в своем письме от 16.11.2016 г. № 691/13/116-16 сделали выводы, из которых следует: при условии, если работник не работал (не выполнял свои должностные обязанности) ни одного дня в году, в котором он приобретает очередной год стажа госслужбы в соответствии с п. 3 Порядка № 283 и п. 4 Порядка № 229 (время прохождения военной службы, пребывания в трудовых отношениях с госорганом при отсутствии фактического выполнения своих должностных обязанностей), то дополнительный отпуск за госстаж за этот год ему не предоставляется. После демобилизации и возвращения к выполнению своих полномочий он будет иметь право на такой отпуск с учетом времени прохождения военной службы. Таким образом, государственный служащий имеет право на дополнительный отпуск за госстаж (с учетом времени военной службы и мобилизации) лишь при условии, что после достижения соответствующего стажа госслужбы он хотя бы некоторое время будет выполнять свои должностные обязанности. Поскольку законодательством не определен конкретный период времени, в течение которого госслужащий должен выполнять должностные обязанности в госоргане, чтобы иметь право на дополнительный отпуск за госстаж, можно сделать вывод, что это может быть даже один день.

Как рассчитать сумму компенсации? Ответ на этот вопрос найдем в Порядке исчисления средней заработной платы, утвержденном постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100). Так, в соответствии с абз. 1 п. 2 этого Порядка исчисление средней зарплаты для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска проводится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, которые предшествуют месяцу выплаты компенсации. То есть тот факт, что месяц увольнения (январь 2018 года) отработан частично, не имеет большого значения при расчете компенсации. Ведь в расчете принимают участие выплаты за 12 календарных месяцев, которые предшествуют январю 2018 года: за январь — декабрь 2017 года.

Поскольку в расчетном периоде работник не имел зарплаты, а ему выплачивался сохраненный средний заработок, то возникает вопрос: следует ли этот заработок учитывать при расчете суммы компенсации за неиспользованный отпуск?

В соответствии с п. 3 Порядка № 100 к выплатам, которые участвуют в расчете среднедневной зарплаты для выплаты компенсации, в частности, относятся и выплаты, начисленные за время сохранения за работником среднего заработка, в том числе за время выполнения государственных и общественных обязанностей. Военная служба — это не что иное, как выполнение гражданских обязанностей (ст. 119 КЗоТ). Поэтому средний «военный» заработок включается в расчет компенсации за неиспользованный отпуск.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации сумму компенсации за неиспользованный отпуск следует рассчитать исходя из суммы сохраненного среднего заработка за время мобилизации и службы по контракту за январь — декабрь 2017 года. При этом не забывайте, что в случае когда по каким-либо причинам средний заработок за период военной службы был начислен не «месяц в месяц», при расчете средней зарплаты для оплаты дней отпуска его нужно относить к месяцам, за которые он начислен.

Важно! Не следует также забывать, что в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения. На хозрасчетных предприятиях и в организациях корректировка заработной платы и других выплат производится с учетом их финансовых возможностей (п. 10 Порядка № 100).

И напоследок хотим обратить внимание на то, что оплата за время ежегодного отпуска является одной из минимальных государственных гарантий в оплате труда, предусмотренных ч. 1 ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

В соответствии с требованиями ст. 265 КЗоТ за несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда налагается штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше