Темы статей
Выбрать темы

Бюджетные новости — 2018

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
В конце каждого года Верховная Рада, как правило, принимает несколько законов, регулирующих бюджетный процесс в следующем году. Конец 2017 года не стал исключением. Итак, имеем Закон о госбюджете-2018 и Закон № 2233. Давайте рассмотрим, какие именно новшества принесли эти законы в бюджетный процесс 2018 года.

Изменения, касающиеся доходов государственного бюджета

В доходы общего фонда госбюджета теперь зачисляется 45 % вместо 50 % рентной платы за специальное использование воды (кроме рентной платы за специальное использование воды водных объектов местного значения).

Экологический налог (кроме экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока, который зачисляется в специальный фонд государственного бюджета в полном объеме), зачисляется в доходы общего фонда госбюджета на уровне 45 % вместо 20 %, установленных ранее.

Из состава доходов госбюджета исключены сборы на обязательное государственное пенсионное страхование, которые в соответствии с законом уплачиваются с операций по покупке иностранной валюты в наличной форме.

В состав специального фонда госбюджета включено поступление 10 % рентной платы за специальное использование воды (кроме рентной платы за специальное использование воды водных объектов местного значения).

Также при формировании доходной части общего фонда госбюджета учитываются условия, определенные ст. 10 Закона о госбюджете-2018.

Так, в общем фонде госбюджета на 2018 год:

1) к доходам относятся поступления, определенные ч. 2 ст. 29 БКУ (кроме поступлений, определенных ст. 11 Закона о госбюджете-2018), с учетом особенностей, определенных пп. 17, 171, 172 и 431 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, а также:

— налог на доход и налог на прибыль, который уплачивают субъекты, осуществляющие деятельность по выпуску и проведению лотерей, в полном объеме;

— поступления от реализации автомобилей, средств наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, устройств и оборудования, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета;

— 50 % поступлений экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;

2) источниками формирования в части финансирования являются поступления, определенные ч. 1 ст. 15 БКУ в отношении государственного бюджета (кроме поступлений, определенных ст. 12 Закона о госбюджете-2018), в том числе поступления от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, другого недвижимого имущества, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета;

3) источниками формирования в части кредитования являются поступления, определенные ч. 2 ст. 30 БКУ (кроме поступлений, определенных ст. 13 Закона о госбюджете-2018).

Что касается спецфонда госбюджета, то на 2018 год следует учитывать условия ст. 11 Закона о госбюджете-2018.

Так, источниками формирования спецфонда госбюджета на 2018 год в части доходов являются поступления, определенные ч. 3 ст. 29 БКУ с учетом особенностей, определенных п. 17 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, а также следующие поступления:

1) средства от уплаты инвалидами частичной стоимости автомобилей и средства от реализации автомобилей, возвращенных инвалидами;

2) поступления в рамках программ помощи Европейского Союза, правительств иностранных государств, международных организаций, донорских учреждений, за исключением поступлений, полученных в рамках программы помощи Европейского Союза по поддержке комплексного реформирования государственного управления, зачисляемые в общий фонд госбюджета;

3) плата за продукцию, документы, которые выдаются при предоставлении административных услуг по приобретению, перевозке, хранению и ношению оружия, а также в соответствии с Законом № 5492 и Законом № 3353;

4) 50 % средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Украины и средств от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, высвобождаемых в процессе реформирования Вооруженных Сил Украины;

5) 30 % стоимости административной услуги, полученной как часть административного сбора за оформление (в том числе вместо потерянных или похищенных), обмен документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус в соответствии с Законом № 5492;

6) 50 % поступлений экологического налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;

7) взносы на регулирование, уплачиваемые субъектами хозяйствования, которые осуществляют деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, в соответствии со ст. 13 Закона № 1540;

8) поступления от погашения налогового долга, в том числе реструктуризированного или рассроченного (отсроченного), по налогу на прибыль предприятий (с учетом штрафных санкций, пени и процентов, начисленных на сумму этого долга), сложившегося по состоянию на 01.01.2018 г., который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей;

9) поступления от погашения налогового долга, в том числе реструктуризированного или рассроченного (отсроченного), по уплате части чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, изымаемой в государственный бюджет в соответствии с законом (с учетом штрафных санкций, пени и процентов, начисленных на сумму этого долга), сложившегося по состоянию на 01.01.2018 г., который уплачивается предприятиями электроэнергетической, нефтегазовой, угольной отраслей;

10) единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

11) конфискованные средства и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупционного и связанного с коррупцией правонарушения (за исключением конфискованных облигаций внутренней государственной ссуды, вся сумма которых по номинальной стоимости относится на уменьшение государственного долга с одновременным погашением обязательств по этим облигациям), порядок распределения которых определяется Кабмином.

Новые фонды в составе специального фонда государственного бюджета

В составе спецфонда госбюджета создается государственный дорожный фонд. Условия создания этого фонда определены в ст. 242 БКУ.

Средства государственного дорожного фонда направляются на:

1) финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования государственного значения и других мероприятий, определенных п. 1 ч. 4 ст. 3 Закона № 1562;

2) финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (в виде субвенции из государственного бюджета местным бюджетам);

3) выполнение долговых обязательств по заимствованиям, полученным государством или под государственные гарантии, на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования;

4) финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.

Также в составе специального фонда государственного бюджета создаются государственный фонд обращения с радиоактивными отходами в соответствии со ст. 243 БКУ и государственный фонд развития водного хозяйства в соответствии со ст. 244 БКУ.

Средства государственного фонда обращения с радиоактивными отходами направляются на финансовое обеспечение бюджетных программ, в рамках которых выполняются работы по проектированию, строительству, введению в эксплуатацию, эксплуатации, снятию с эксплуатации или закрытию объектов, предназначенных для обращения с радиоактивными отходами, которые переданы лицензиатами в собственность государства, включая хранилища для долгосрочного хранения/захоронения радиоактивных отходов, образовавшихся после переработки отработанного ядерного топлива украинских атомных электростанций, и осуществляются другие мероприятия, связанные с обращением с радиоактивными отходами, переданными лицензиатами в собственность государства.

Средства государственного фонда развития водного хозяйства направляются на финансовое обеспечение мероприятий по:

1) эксплуатации водохозяйственного комплекса;

2) строительству и реконструкции мелиоративных систем;

3) защите от вредного воздействия вод сельских населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий;

4) централизованному водоснабжению сельских населенных пунктов, пользующихся привозной водой;

5) модернизации и развитию водохозяйственного комплекса.

Расходы государственного бюджета

В состав расходов, осуществляемых из государственного бюджета, добавлены:

— первичная медицинская помощь, кроме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей коммунальными заведениями здравоохранения;

— государственные программы общественного здоровья и мероприятия по борьбе с эпидемиями;

— государственные программы развития и поддержки заведений здравоохранения, находящихся в государственной собственности, согласно перечню, утвержденному Кабмином;

— программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения.

Расходы местных бюджетов

В состав расходов, осуществляемых из бюджетов городов областного значения, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад (далее — ОТГ) добавлены расходы на:

— первичную медицинскую помощь (медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты, центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи и другие заведения здравоохранения, оказывающие первичную медицинскую помощь);

— оплату коммунальных услуг и энергоносителей коммунальными заведениями здравоохранения, оказывающими первичную медицинскую помощь, местные программы развития и поддержки коммунальных заведений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь, и местные программы предоставления населению медицинских услуг по первичной медицинской помощи населению;

— софинансирование оплаты медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, для покрытия стоимости коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных заведений здравоохранения, принадлежащих соответствующим территориальным громадам или являющихся объектами права совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных советов;

— местные программы развития и поддержки коммунальных заведений здравоохранения, принадлежащих соответствующим территориальным громадам или являющихся объектами права совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных советов, и местные программы предоставления населению медицинских услуг сверх объема, предусмотренного программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения;

— местные программы общественного здоровья.

К расходам, осуществляемым из областных бюджетов, добавлены расходы на:

— софинансирование оплаты медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, для покрытия стоимости коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных заведений здравоохранения, которые являются объектами права совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении областных советов;

— региональные программы развития и поддержки коммунальных заведений здравоохранения, которые являются объектами права совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении областных советов, и региональные программы предоставления населению медицинских услуг сверх объема, предусмотренного программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения;

— региональные программы общественного здоровья.

Внимание! Конкретные сроки действия этих расходов приведены в п. 11 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ.

Поступления спецфонда местных бюджетов

Изменены проценты зачисления экологического налога в спецфонд местных бюджетов.

Так, в областные бюджеты вместо 55 % зачисляют 30 % и в бюджет города Киева — 55 % вместо 80 %.

В сельские, поселковые, городские бюджеты, бюджеты ОТГ, как и раньше, зачисляется 25 %.

Расходование средств бюджета развития

Перечень капитальных расходов, которые могут осуществляться из бюджета развития, расширен расходами на обновление материально-технической базы коммунальных заведений здравоохранения, компьютеризацию и информатизацию общеобразовательных учебных заведений и коммунальных заведений здравоохранения.

Дополнительная дотация на осуществление переданных из государственного бюджета расходов на содержание заведений образования и здравоохранения

Появился новый вид дотации, условия предоставления которой определены в ст. 1036 БКУ.

Объемы дополнительной дотации на осуществление переданных из государственного бюджета расходов на содержание заведений образования и здравоохранения для областных бюджетов определяются в Законе о госбюджете. Более детально об этой дотации читайте в статье «Новая дотация из государственного бюджета».

Распределение субвенции на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию

В соответствии со ст. 26 Закона о госбюджете-2018 для подготовки предложений по распределению субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию отдельных территорий (включая предложения по объектам и мероприятиям, которые могут обеспечиваться за счет этой субвенции) Минфин образует специальную комиссию. В состав этой комиссии входят члены Комитета ВР Украины по вопросам бюджета по решению этого комитета (численностью не менее 50 % состава такой комиссии).

Минфин на основании решения этой комиссии подает Кабмину для утверждения предложения по распределению указанной субвенции.

Бюджеты ОТГ

Теперь местными бюджетами признаются бюджеты ОТГ не только тех, которые созданы в соответствии с перспективным планом, как это было раньше.

Так, бюджеты объединенных территориальных громад — это бюджеты ОТГ, созданных согласно закону и перспективному плану формирования территорий громад, а также бюджеты ОТГ, признанных КМУ состоятельными в порядке, установленном законом.

Эти бюджеты включаются теперь в сводный бюджет области.

Отношения между госбюджетом и бюджетами новообразованных ОТГ

Как определено в абз. 1 ч. 4 ст. 67 БКУ, доходы бюджетов ОТГ, местные советы которых приобрели полномочия по результатам первых выборов до 15 октября года, предшествующего плановому, определяются в соответствии со ст. 64 и 691 БКУ.

Как исключение, согласно ст. 29 Закона о госбюджете-2018 в 2018 году устанавливаются отношения между государственным бюджетом и бюджетами тех ОТГ, местные советы которых приобретают полномочия по результатам первых местных выборов, состоявшихся в 2017 году. Конкретные ОТГ приведены в приложении 11 к Закону о госбюджете-2018. Таких ОТГ 299.

Применение программно-целевого метода

Программно-целевой метод в бюджетном процессе на уровне местных бюджетов, не имеющих взаимоотношений с государственным бюджетом, применяется начиная с составления проектов таких местных бюджетов на 2019 год.

Это значит, что те бюджеты, которые не обязаны были применять ПЦМ с момента составления проектов местных бюджетов на 2017 год (осенью 2016 года), в обязательном порядке должны применять ПЦМ в 2018 году во время составления проектов местных бюджетов на 2019 год.

Поэтому областные, городские, городов областного значения, районные бюджеты и бюджеты ОТГ применяют ПЦМ с 2016 года, с момента составления бюджетных запросов и подготовки бюджетов на 2017 год.

Бюджеты отдельных сел и поселков применяют ПЦМ с 2018 года, с момента составления бюджетных запросов и подготовки бюджетов на 2019 год.

Кстати, даже если законодательной обязанности применения ПЦМ нет, любой совет может принять решение о применении этого метода в бюджетном процессе.

Расходы на предоставление первичной медицинской помощи

Статьей 30 Закона о госбюджете-2018 установлено, что с 01.07.2018 г. расходы на предоставление первичной медицинской помощи осуществляются из государственного бюджета по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения для первичной медицинской помощи в порядке, установленном Кабмином. Пока что такого порядка нет, но надеемся, что до 1 июля он обязательно появится.

Кабмину дано право осуществлять перераспределение расходов, предусмотренных по бюджетной программе «Предоставление первичной медицинской помощи населению» (код 2308020), для направления с 1 июля 2018 года медицинской субвенции из государственного бюджета местным бюджетам в части расходов на предоставление первичной медицинской помощи бюджетам административно-территориальных единиц, коммунальные заведения здравоохранения которых не заключили договоры о медицинском обслуживании населения по программе государственных гарантий медицинского обслуживания для первичной медицинской помощи.

Расходы на клубные и дошкольные учебные заведения

На 2018 год продлено действие п. 20 разд. VI «Заключительные и переходные положения» БКУ.

Поэтому, как и раньше, в 2018 году из бюджетов сел, поселков, городов районного значения могут осуществляться расходы на содержание дошкольных и клубных заведений.

Проведение нормативной денежной оценки земель

Пунктом 11 Заключительных положений Закона о госбюджете-2018 установлено, что в 2018 году по решению и в порядке, утвержденном Кабмином, проводится общенациональная (всеукраинская) нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения. Эта оценка проводится одновременно на всей территории страны.

На сегодня действует Порядок № 262, который утвержден приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Но, судя по указанному пункту Заключительных положений Закона о госбюджете-2018, Кабмин должен утвердить новый порядок.

Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения на сегодня утверждена постановлением № 831. Но, возможно, она также будет пересмотрена после утверждения нового порядка.

Проведение общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения осуществляется за счет средств госбюджета.

Техническая документация по общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения утверждается центральным органом исполнительной власти, формирующим государственную политику в сфере земельных отношений.

В случае, если техническая документация по общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценке земель сельскохозяйственного назначения не утверждена центральным органом исполнительной власти, формирующим государственную политику в сфере земельных отношений, в течение трех месяцев, она считается утвержденной.

Техническая документация по бонитировке почв, экономической оценке земель и нормативной денежной оценке земельных участков в месячный срок со дня ее поступления рассматривается соответствующим сельским, поселковым, городским советом, который принимает решение о ее утверждении или отказе в утверждении.

Основанием отказа в утверждении технической документации может быть лишь ее несоответствие требованиям законодательства.

В случае, если в месячный срок со дня поступления технической документации по бонитировке почв, экономической оценке земель и нормативной денежной оценке земельных участков соответствующий сельский, поселковый, городской совет не принял решение об утверждении или отказе в утверждении технической документации, техническая документация по бонитировке почв, экономической оценке земель и нормативной денежной оценке земельных участков считается утвержденной.

Извлечение из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка издается центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

Нормативная денежная оценка земельных участков применяется в сроки, установленные в соответствии с п. 271.2 ст. 271 НКУ с учетом указанных требований относительно утверждения нормативной денежной оценки земельного участка без принятия решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Пунктом 271.2 ст. 271 НКУ определено, что решение советов относительно нормативной денежной оценки земельных участков, расположенных в пределах населенных пунктов, официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение нормативной денежной оценки земель или изменений (плановый период). В ином случае нормы соответствующих решений применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом.

Нормативные документы

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУНалоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о госбюджете-2018Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2018 год» от 07.12.2017 г. № 2246-VIII.

Закон № 2233Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 07.12.2017 г. № 2233-III.

Закон № 5492Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» от 20.11.2012 г. № 5492-VI.

Закон № 3353Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII.

Закон № 1562Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XI.

Закон № 1540Закон Украины «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг» от 22.09.2016 г. № 1540-VIII.

Постановление № 831постановление КМУ «Об утверждении Методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения» от 16.11.2016 г. № 831.

Порядок № 262Порядок нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, утвержденный приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 23.05.2017 г. № 262.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше