Темы статей
Выбрать темы

Дороги, дороги: как ремонтировать

Бутова Елена, начальник финансового управления Чугуевского городского совета Харьковской области, Ковшова Елена, заместитель главного редактора изданий «Местное самоуправление» и «Радник старости», аналитик
Поводом для написания статьи стал такой вопрос читателя: «Через наше село проходит автомобильная дорога местного значения, балансодержателем которой является Служба автомобильных дорог. Может ли сельский совет выступить в качестве заказчика проведения текущего ремонта этой дороги без софинансирования со Службой автомобильных дорог? Если такая возможность есть, разъясните последовательность действий». На поставленный вопрос и будем искать ответ.

Финансирование дорог до 2018 года

Сначала нужно определиться с тем, какие нормативные документы регулируют «дорожные» вопросы. И, конечно, лидером среди них является Закон № 2862. Именно этот документ регулирует отношения, связанные с функционированием и развитием автомобильных дорог.

Автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств. Статья 5 Закона № 2862 подразделяет автомобильные дороги на:

1) автомобильные дороги общего пользования государственного и местного значения;

2) улицы и дороги городов и других населенных пунктов;

3) ведомственные (технологические) автомобильные дороги;

4) автомобильные дороги на частных территориях.

Государственное управление автомобильными дорогами общего пользования (находящимися в государственной собственности) осуществляет Государственное агентство автомобильных дорог Украины (Укравтодор), имеющее органы управления на местах — службы автомобильных дорог. В свою очередь, ОМС осуществляют управление функционированием и развитием улиц и дорог городов, других населенных пунктов, которые находятся в их ведении (то есть в коммунальной собственности согласно ст. 16, 17 Закона № 2862).

Источник финансирования дорог зависит от того, в чьем управлении находится такая дорога: или в ведении органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования государственного значения, или в коммунальной собственности ОМС. Заметим: автомобильные дороги местного значения подразделяют на областные и районные (ст. 8 Закона № 2862).

Областные автомобильные дороги — это автомобильные дороги, которые соединяют административные центры областей с другими населенными пунктами в пределах области и с железнодорожными станциями, аэропортами, речными портами, пунктами пропуска через государственную границу, местами отдыха и не относятся к дорогам государственного значения.

Районные автомобильные дороги — это автомобильные дороги, которые соединяют административные районные центры с другими населенными пунктами, другие населенные пункты между собой, с предприятиями, объектами культурного значения, другими дорогами общего пользования в пределах района.

Раньше ОМС не имели права финансировать дороги, которые находились в государственной собственности и находились в ведении органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования. Об этом шла речь в письме ГлавКРУ «О ремонте дорог в населенных пунктах за счет средств местного бюджета» от 12.06.2009 г. № 07-14/735.

То есть ОМС могли профинансировать лишь ремонт дорог местного значения, которые находились в коммунальной собственности. Но благодаря законам Украины «О внесении изменения в статью 91 Бюджетного кодекса Украины относительно софинансирования ремонта дорог государственного значения» от 02.06.2015 г. № 491-VIII и «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно софинансирования ремонта дорог государственного значения» от 02.06.2015 г. № 490-VIII были расширены возможные направления осуществления расходов местными бюджетами. И с того времени ремонт дорог, которые находятся в государственной собственности (то есть в ведении Укравтодора), можно было финансировать не только из государственного бюджета, но и за счет местных бюджетов. То есть как софинансирование на договорных началах.

Мы уже писали в предыдущих номерах издания, что действующим законодательством не определен механизм проведения софинансирования из государственного и местного бюджета дорог, которые находятся в государственной собственности. И по мнению редакции, нормы, прописанные в указанных законах, не предусматривают обязательных условий относительно выделения для ремонта дороги, которая находится в государственной собственности, расходов из Государственного бюджета Украины при условии софинансирования.

То есть в случае, когда софинансирование работ с соответствующей Службой автомобильных дорог невозможно (например, из-за невыделения соответствующих средств из государственного бюджета или их недостачи), сельский или поселковый совет мог финансировать текущий ремонт такой дороги исключительно из своего бюджета. И это логично, ведь проблема недостаточности или отсутствия средств в государственном бюджете на ремонт и содержание дорог государственного значения и приводила к «автомобильным» проблемам, особенно относительно тех дорог, которые находились в аварийном состоянии и пролегали рядом или через территорию села (поселка).

То есть Служба автомобильных дорог получала средства как получатель бюджетных средств в сети главного распорядителя средств (сельского или поселкового совета), если речь шла о строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог местного значения.

Следовательно, проводить необходимые работы по ремонту дорог, которые находятся в государственной собственности, можно было при условии выделения средств только местными бюджетами или средствами местного бюджета совместно с заложенными в государственный бюджет на текущий год. Учитывая это, разработчиком и заказчиком работ по текущему ремонту дорог, которые находятся в государственной собственности, могли выступать как сельский (поселковый) совет после принятия соответствующей программы, так и Служба автомобильных дорог как балансодержатель такой дороги. То есть местный совет мог провести ремонт дороги местного значения, балансодержателем которой выступала Служба автомобильных дорог, за счет собственного бюджета. Но даже в этом случае текущий ремонт проводился при участии Службы автомобильных дорог и под ее надзором на всем участке дороги, который требовал ремонта. То есть лишь в таком случае сельский (поселковый) совет имел все законодательные основания провести текущий ремонт дороги, согласовав это со Службой автомобильных дорог и профинансировав эти работы.

А еще мы указывали, что механизм текущего ремонта дороги из государственного и местного бюджетов не мог происходить без участия Службы автомобильных дорог. Поэтому местный совет, который имел желание и средства на проведение текущего ремонта дороги, должен был обратиться в Службу автомобильных дорог с просьбой включить дорогу, требующую ремонта, в региональную программу ремонта дорог за счет софинансирования на соответствующий год. Механизм такого софинансирования должен был быть прописан в решении поселкового совета о софинансировании проекта.

Финансирование дорог после 2018 года

Однако с каждым годом законодательство меняется. И в рамках реформирования системы управления дорожным хозяйством уже с 01.01.2018 г. автомобильные дороги общего пользования местного значения переходят из сферы управления Государственного агентства автомобильных дорог Украины к областным государственным администрациям (то есть будут находиться на балансе областных государственных администраций).

То есть 01.01.2018 г. существенно изменился механизм финансирования дорожной отрасли из-за многочисленных изменений в законодательстве, которыми предусмотрено выделение из всех источников финансирования дорожного хозяйства в отдельный Государственный дорожный фонд в составе специального фонда государственного бюджета. С целью аккумулирования средств всех источников финансирования дорожного хозяйства в областях в составе специального фонда областного бюджета по решению областных советов образованы территориальные дорожные фонды областей.

Справка. С 01.01.2018 г. вступили в силу законы Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно усовершенствования механизма финансового обеспечения дорожной отрасли» от 17.11.2016 г. № 1763-VIII и «О внесении изменений в Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» относительно усовершенствования механизма финансирования дорожной отрасли» от 17.11.2016 г. № 1762-VIII, в соответствии с которыми в составе специального фонда государственного бюджета создан Государственный дорожный фонд.

Источниками формирования Государственного дорожного фонда определены:

— акцизный налог с произведенных в Украине и ввезенных на таможенную территорию Украины топлива и транспортных средств, ввозная пошлина на нефтепродукты и транспортные средства и шины к ним (в 2018 году — 50 %, в 2019 году — 75 %, с 2020 года — 100 %);

— плата за проезд по автомобильным дорогам транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные;

— средства специального фонда Государственного бюджета Украины, полученные путем привлечения государством кредитов (займов) от банков, иностранных государств и международных финансовых организаций на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования;

— плата за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования государственного значения;

— другие поступления, предусмотренные Государственным бюджетом Украины.

Заметим, что 95 % средств указанного фонда направляются на развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования и выполнение долговых обязательств по заимствованиям, привлеченным государством или под государственные гарантии на развитие сети автомобильных дорог общего пользования, 5 % — на финансовое обеспечение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.

Также с 01.01.2018 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно реформирования системы управления автомобильными дорогами общего пользования» от 17.11.2016 г. № 1764-VIII.

Итак, финансирование на ремонты и содержание дорог будет приходить из Дорожного фонда, который заработал с начала 2018 года. А само распределение финансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения будет осуществлено по принципу протяженности дорог, которые находятся на балансе областных государственных администраций.

Схематически дадим ответ о том, как это будет*:

* Информация с официального сайта Службы автомобильных дорог в Сумской области по ссылке http://new.su.ukravtodor.gov.ua/press/news/dorohy mistsevoho znachennia zminiuiut balansoutrymuvacha.html.

img 1

img 2

С целью подготовки к передаче районных и областных автомобильных дорог общего пользования местного значения еще в конце прошлого года проведена инвентаризация районных и областных дорог, которые учитывались на балансе Службы автомобильных дорог. Соответствующие сведения вносят в Единый реестр объектов государственной собственности. Также проводят обследования сети дорог местного значения, по результатам которых готовят акты приема-передачи дорог. В то же время завершено выполнение ремонтно-строительных работ, которые финансировались в 2017 году из всех источников финансирования.

Преимущественно балансодержателями дорог местного значения в областях определены департаменты (управления) инфраструктуры или управления капитального строительства. Заказчиками работ по эксплуатационному содержанию дорог в подавляющем большинстве определены службы автомобильных дорог в областях. Но есть и исключение: в Донецкой, Запорожской, Киевской, Николаевской, Полтавской и Черниговской областях, где функции заказчика будут выполнять управления капитального строительства и департаменты инфраструктуры или развития. Кроме того, в Хмельницкой области создано новое предприятие «Служба местных автодорог».

Например, на балансе Службы автомобильных дорог в Запорожской области остались лишь автодороги государственного значения общей протяженностью 1638,2 км, из них: международные — 392,8 км, национальные — 407,4 км, региональные — 78,3 км и территориальные — 749,7 км. В результате подписания актов приема-передачи на баланс Департамента промышленности и развития инфраструктуры облгосадминистрации передано 541 автомобильную дорогу общего пользования местного значения общей протяженностью 5357,8 км. Функции заказчика на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог местного значения будет выполнять Управление дорожного комплекса Департамента капитального строительства облгосадминистрации**.

** Информация с официального сайта Службы автомобильных дорог Запорожской области http://new.zp.ukravtodor.gov.ua/press/news/detsentralizatsiiu dorih provedeno oblderzhadministratsii peredano v upravlinnia avtomobilni dorohy mistsevoho znachennia.html.

Остановимся на полномочиях Совета министров АР Крым, областных и Севастопольской городской государственных администраций, ведь это очень важно. К ним относятся (ст. 12 Закона № 2862):

1) разработка предложений по формированию и реализации государственной политики (стратегии) в сфере дорожного хозяйства и управления автомобильными дорогами общего пользования местного значения, программ развития дорожного хозяйства;

2) организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами и перечнями объектов и объемов бюджетных средств, предусмотренных местными бюджетами;

3) обеспечение надлежащего маршрутного ориентирования пользователей автомобильных дорог общего пользования местного значения;

4) обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог общего пользования местного значения;

5) озеленение полосы отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения;

6) ведение статистического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них;

7) осуществление контроля за состоянием автомобильных дорог общего пользования местного значения, выявление аварийно-опасных мест (участков) и мест концентрации дорожно-транспортных проишествий и осуществление мероприятий по их ликвидации;

8) обеспечение финансирования и развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Из изложенного, как видим, облгосадминистрации четко определили организации-заказчиков, которые будут заказывать услуги по ремонту и эксплуатации дорог местного значения. То есть местные советы не могут выбирать такого заказчика самостоятельно и одновременно не могут без участия облгосадминистраций проводить ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.

По мнению редакции, сохраняется сходство с ситуацией, которая происходила с ремонтом дорог на условиях софинансирования на договорных началах между местными бюджетами и Службой автомобильных дорог.

Справка. В Государственном бюджете на 2018 год для местных бюджетов предусмотрена субвенция на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах в общем объеме 11,5 млрд грн.

Пунктом 14 постановления КМУ «Об утверждении Порядка направления средств государственного дорожного фонда» от 20.12.2017 г. № 1085 определено, что местные бюджеты могут направлять субвенцию по таким направлениям:

не менее 80 % — на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения;

не более 20 % — на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах.

На практике именно по причине создания условий для обеспечения возможности использования 100 % субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах на переходный период до 2019 года в областях преимущественно и определены заказчиком работы по:

— строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения — Службы автомобильных дорог;

— ремонту улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах — управления капитального строительства областных государственных администраций.

Внимание! Перечень объектов строительства, реконструкции, капитального и текущего среднего ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах с указанием объемов бюджетных средств для финансового обеспечения таких объектов за счет соответствующей субвенции утверждает соответствующая областная государственная администрация по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере дорожного хозяйства, и с дальнейшим согласованием с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета. Поэтому это нужно обязательно учитывать.

Финансирование дорог: как происходит с учетом изменений

Итак, к примеру, есть дорога, которую хочет отремонтировать сельский совет. Дорога находится на балансе ОГА. Как сельскому совету провести ее ремонт в 2018 году?

Заметим: перечень расходов на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог местного значения общего пользования и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах и определение перечня самих дорог будет определяться теперь на уровне ОГА.

Важно! Для того чтобы определенный участок дороги общего пользования попал в такой перечень ОМС, необходимо предоставить сведения об этом в соответствующую ОГА.

На практике в начале 2018 года это происходило на уровне городов областного значения, ОТГ и районных государственных администраций.

Если сельский совет не обращался в районную администрацию с таким вопросом, это можно сделать и сейчас.

В свою очередь, сельский совет как ОМС может обратиться непосредственно в соответствующую ОГА с инициативой относительно включения определенного участка дороги в перечень объектов, ремонт которых будет проводиться в 2018 году за счет средств государственного дорожного фонда. Конечно, с указанием стоимости и типа выполнения работ.

Кроме того, можно также инициировать передачу дороги (ее части) в коммунальную собственность и в дальнейшем выполнять работы по капитальному, текущему ремонту и содержанию дороги за средства сельского бюджета.

Но сразу отметим, что эта процедура требует большего времени и расходы, которые возникнут, очевидно, будут достаточно большими для сельской громады.

Что касается ремонта коммунальных дорог, ОГА должны были сделать расчет относительно выделения средств из дорожного фонда.

За основу бралась протяженность всех дорог по населенному пункту и выводился ее процент в соотношении к общей протяженности дорог области.

Например, этот процент по г. Чугуеву Харьковской области составляет приблизительно 1,25 %.

Такой процент был выделен из той части дорожного фонда, которая закрепляется за конкретным населенным пунктом, и соответствующий ОМС самостоятельно должен будет принять решение о направлении использования таких средств для ремонта дороги.

К примеру, для г. Чугуева эта сумма составляет приблизительно 1,167 млн грн. Из-за того, что сумма является небольшой, вероятно, что из местных бюджетов будут выделяться дополнительные средства на ремонт коммунальных дорог. Ведь состояние дорог в настоящее время далеко от идеала.

Нормативные документы:

Закон № 2862 — Закон Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше