Темы статей
Выбрать темы

Мониторинг завершенных закупок: возможен или нет

Кучерова Оксана, юрист
В начале 2018 года были внесены изменения в Закон «О публичных закупках» относительно проведения мониторинга закупок, которые вступили в силу 27.01.2018 г. Может ли Государственная аудиторская служба провести мониторинг тех закупок, которые на сегодняшний день уже завершены?

Действительно, Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О публичных закупках» и некоторые другие законы Украины относительно осуществления мониторинга закупок» от 21.12.2017 г. № 2265-VIII (далее — Закон № 2265) вступил в силу 27.01.2018 г. Стоит ли переживать заказчикам за те процедуры, которые уже завершены?

Поскольку Закон № 2265 не содержит прямого ответа на этот вопрос, давайте разберемся самостоятельно, анализируя его положения.

Итак, мониторинг закупки представляет собой анализ на предмет соблюдения заказчиком законодательства в сфере публичных закупок на всех стадиях закупки с целью предотвращения нарушений в этой сфере.

Безусловно, соблюдение принципа прозрачности и открытости на всех стадиях закупки — это не панацея от злоупотреблений, а лишь дополнительный механизм, который дает возможность каждому увидеть нарушения: участникам — защитить свои права от произвола заказчиков и конкурентов, а заказчикам — исправить свои нарушения и больше их не допускать. Поэтому возникает логичный вопрос: на каком этапе проводят мониторинг закупок?

Как видим из вышеприведенного определения, законодатель использует выражение «на всех стадиях закупки». Кроме того, в ст. 71 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) указано, что мониторинг закупки осуществляется в течение проведения процедуры закупки, заключения договора о закупке и его выполнения.

В связи с этим напомним, что договор о закупке заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) и Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV с учетом особенностей, установленных Законом № 922.

Как закреплено в ч. 1 ст. 626 ГКУ, договором является соглашение двух или более сторон, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. По сути, основным содержанием любого договора являются право требования, которое возникает у кредитора, а у должника — обязанность совершить определенные действия (передать имущество, выполнить работу и т. п.) или воздержаться от определенных действий.

Если провести аналогию с нашей ситуацией, то можно сделать следующий вывод: выполнение договора о закупке — это и есть совершение тех действий, которые участник-победитель торгов (вторая сторона договора) обязан совершить в соответствии с условиями такого договора в отношении заказчика, а заказчик — в его отношении.

По общим правилам, договор прекращается после его надлежащего выполнения.

Таким образом, на этапе заключения договора и его выполнения мониторинг может быть проведен.

Возможен ли мониторинг уже выполненного договора?

В соответствии со ст. 10 Закона № 922 отчет о выполнении договора должен быть опубликован заказчиком в течение 3 дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

Другими словами, если в электронной системе уже опубликован отчет о выполнении договора, последний считается выполненным, а поэтому мониторинг в отношении него не может быть проведен. И поскольку основная задача мониторинга — предотвратить нарушения со стороны заказчика в сфере публичных закупок, то каким образом можно предотвратить нарушение, если договор уже был выполнен? Естественно, только если в дальнейшем не совершать подобных нарушений.

Поэтому в данном случае логично говорить не о проведении мониторинга, а о выявлении нарушений законодательства в сфере закупок и об ответственности за их совершение, т. е. о проверках закупок.

Какая же разница между «мониторингом закупок» и «проверкой закупок»?

Основные моменты, касающиеся проверок в сфере закупок, урегулированы Порядком проведения проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденным постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631 (далее — Порядок № 631). Согласно этому документу проверка закупок представляет собой процедуру проверки, которую проводят при наличии оснований, предусмотренных законодательством, относительно объекта контроля по его местонахождению или по месту расположения объекта его права собственности.

На официальном веб-сайте ГАСУ (www.dkrs.gov.ua) в разделе «Регуляторная деятельность и консультации с общественностью» в подразделе «Проекты регуляторных актов» можно ознакомиться с доработанным проектом постановления КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 01 августа 2013 № 631 и от 03 февраля 2016 № 43».

Как следует из Порядка № 631, во время контрольного мероприятия происходит фиксация нарушений законодательства в сфере закупок, а в случае их выявления — ГАСУ может устно рекомендовать руководителям объекта контроля безотлагательно принять меры для их устранения и предотвращения в дальнейшем. Если же принятые меры не устранили выявленные нарушения, ГАСУ предоставляет обязательные к выполнению требования. И уже по результатам проверки органа контроля может ставиться вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности.

В то время как мониторинг имеет более превентивный характер и направлен на предотвращение нарушений в сфере закупок. Также мониторинг проводят по месту нахождения органа государственного финансового контроля, без выхода на место нахождения объекта контроля. По результатам мониторинга составляют заключение о результатах мониторинга, в котором, в частности, указывают выявленные нарушения и обязательства по их устранению. При этом если факт устранения нарушений будет подтвержден ГАСУ, то уполномоченное лицо заказчика не привлекают к административной ответственности за такие нарушения. Этот момент закреплен в ч. 9 ст. 71 Закона № 922.

А вот в случае, если заказчик не выполнил рекомендаций органа государственного финансового контроля по результатам мониторинга, т. е. не устранил нарушения, указанные в заключении, и если такое нарушение негативно влияет на бюджет, и не обжаловано в суде, а также в случае выявления во время мониторинга закупки несоответствия опубликованных условий договора о закупке содержанию тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе цене за единицу товара), победителю процедуры закупки или цене предложения участника в случае применения переговорной процедуры,ему грозит проверка.

Обобщая вышеизложенное, акцентируем внимание на том, что мониторинг и проверка отличаются правовым регулированием, основаниями и механизмом проведения, порядком оформления результатов, а также процедурой реализации этих результатов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что мониторинг и проверка — это разные виды государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше