Темы статей
Выбрать темы

О признании пени собственными поступлениями

Министерство финансов Украины
Письмо от 29.01.2018 г. № 35140-05/23-92/252

Министерство финансов Украины <…> рассмотрело обращение <…> о признании пени собственными поступлениями бюджетных учреждений и сообщает.

В соответствии со статьей 230 Хозяйственного кодекса Украины (далее — Кодекс) штрафными санкциями в Кодексе признаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства. Субъектами права применения штрафных санкций являются участники отношений в сфере хозяйствования, указанные в статье 2 Кодекса.

Статьей 2 Кодекса определено, что участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Частью первой статьи 3 Кодекса определено, что под хозяйственной деятельностью в Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность.

Цена в соответствии с частью первой статьи 189 Кодекса является выраженным в денежной форме эквивалентом единицы товара (продукции, работ, услуг, материально-технических ресурсов, имущественных и неимущественных прав), подлежащим продаже (реализации), который должен применяться как тариф, размер платы, ставки или сбора, кроме ставок и сборов, использующихся в системе налогообложения.

В соответствии с частью четвертой статьи 13 Бюджетного кодекса Украины собственные поступления бюджетных учреждений получаются дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включаются в специальный фонд бюджета и делятся на группы (подгруппы), одними из которых является плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности и поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности.

Пунктом 15 части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины определено, что собственные поступления бюджетных учреждений — это средства, полученные в установленном порядке бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также средства от реализации в установленном порядке продукции или имущества и другой деятельности.

Поскольку штрафные санкции (неустойка, штраф, пеня) в соответствии с нормами Кодекса не являются ценой услуг стоимостного характера, они не могут засчитываться как собственные поступления бюджетных учреждений.

В соответствии с пунктом 23 части второй статьи 29 Бюджетного кодекса Украины к доходам общего фонда государственного бюджета, в частности, отнесены средства от санкций (штрафы, пеня и т. п.), которые применяются в соответствии с законом (кроме штрафов, определенных пунктами 37 — 39 части первой статьи 64, пунктами 26 и 27 части первой статьи 66 и пунктами 11, 12, 13 и 131 части первой статьи 69 Кодекса).

В то же время пунктом 38 части первой статьи 64 и пунктом 12 части первой статьи 69 Бюджетного кодекса Украины к доходам общего фонда местных бюджетов отнесены административные штрафы, которые налагаются местными органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов или образованными ими в установленном порядке административными комиссиями.

Бюджетной классификацией, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11, не определен отдельный код для зачисления штрафных санкций (неустойки, штрафа, пени) в случае нарушения участником хозяйственных отношений правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства.

В связи с отсутствием отдельного кода бюджетной классификации для зачисления вышеприведенных средств данные поступления целесообразно учитывать по коду классификации доходов бюджета 21081100 «Административные штрафы и другие санкции».

Государственный секретарь Е. Капинус

Комментарий редакции

Неустойка, штраф, пеня: что с ними делать?

В комментируемом письме Минфин рассмотрел следующую ситуацию: во время предоставления платных услуг бюджетное учреждение получило от пользователя его услугами пеню за невыполнение условий договора. В связи с этим возникли вопросы:

1. Как классифицировать и какой код классификации доходов определять по таким поступлениям, как неустойка, штраф и пеня?

2. Если отнести неустойку, штраф, пеню к собственным поступлениям нельзя, то куда деть эти средства в дальнейшем?

Согласно ст. 230 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV в случае нарушения участником хозяйственных отношений правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства, на него налагаются хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую он обязан уплатить пострадавшей стороне договора.

То есть если бюджетное учреждение оказывает платные услуги, выполняет работы, реализует продукцию контрагенту, а тот нарушает определенные договором обязательства, то есть основания взыскать с контрагента неустойку, штраф или начислять пеню в пользу бюджетного учреждения.

Заметим, что неустойка, штраф, пеня не могут считаться составляющей стоимости услуги, работ или реализованной продукции.

Теперь о собственных поступлениях бюджетных учреждений.

В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) собственные поступления бюджетных учреждений — это средства, полученные в установленном порядке бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ, гранты, подарки и благотворительные взносы, а также средства от реализации в установленном порядке продукции или имущества и другой деятельности.

Виды собственных поступлений бюджетных учреждений определены п. 4 ст. 13 БКУ. Среди них таких видов поступлений, как неустойка, штраф или пеня, нет. Поэтому, если бюджетное учреждение получит на свой счет неустойку, штраф или пеню, оно обязано будет всю сумму таких поступлений перечислить в соответствующий бюджет (в зависимости от того, из какого бюджета оно финансируется).

Неустойки, штрафы и пеня подлежат перечислению в бюджет по коду классификации доходов бюджета 21081100 «Административные штрафы и другие санкции».

Что касается учета таких сумм, то поскольку они не являются ни доходами, ни расходами учреждения, они пройдут через счет учреждения, так сказать, «транзитом» в бюджет.

Приведем корреспонденцию субсчетов в этом случае:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

КЭКР

№ мемор. ордера

дебет

кредит

1

Начислена задолженность контрагента за невыполнение условий договора

2117

6312

0000

4, 17

2

Поступила сумма неустойки (штрафа, пени)

2313

2117

0000

3, 4

3

Перечислена неустойка (штраф, пеня) в доход бюджета

6312

2313

0000

3, 17

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше