Темы статей
Выбрать темы

Бесплатное получение ОС в пределах одного распорядителя: какой критерий применять

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетное учреждение на основании решения организации высшего уровня бесплатно получило от другой бюджетной организации основное средство (пылесос), которое учитывалось на субсчете 1014. Эти учреждения подчинены одному распорядителю бюджетных средств. Передача имущества оформлена Актом приема-передачи основных средств, в котором указано: первоначальная стоимость пылесоса — 3800 грн., сумма начисленного износа — 1235 грн. В связи с этим у учреждения, которое получило имущество, возникли вопросы:
1. Можно ли учитывать полученный объект в составе основных средств, как это было у его предыдущего владельца?
2. Обязательно ли устанавливать новый инвентарный номер на такой объект?
3. По какой стоимости оприходовать такой объект? Необходимо ли устанавливать на него справедливую стоимость?

1. Главное, что волнует бухгалтера в этой ситуации, — какой стоимостный критерий необходимо принимать во внимание при зачислении на баланс имущества, которое учреждение бесплатно получило от другого бюджетного учреждения.

Поэтому дальше разберемся с этим вопросом.

В этой ситуации учреждение, на балансе которого находилось такое имущество, учитывало его в составе основных средств (далее — ОС). Это было связано с тем, что на момент зачисления его на баланс учреждение руководствовалось тем стоимостным критерием, который действовал на то время.

Напомним, что до 10.05.2016 г. бюджетные учреждения к ОС относили объекты, стоимость которых была больше 2500 грн. (без НДС) и срок использования которых превышал один год. При формировании в бухгалтерском учете информации об ОС учреждения руководствовались Положением по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Поэтому абсолютно логично, что учреждение при приобретении такого объекта (в нашем случае — пылесоса), первоначальная стоимость которого составила 3800 грн., зачислило его в состав ОС.

Со временем появились законодательные основания для применения нового стоимостного предела для ОС — 6000 грн. (без НДС), который действует и в настоящее время. Такой стоимостный критерий закреплен в п.п. 3.2.3 п. 3 разд. II Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121).

При этом учреждения, которые приобрели до 10.05.2016 г. ОС, стоимость которых не превышает 6000 грн. (без НДС), и до сих пор продолжают учитывать такие объекты на соответствующих субсчетах счета 10 «Основные средства». Это связано с тем, что не существует законодательных оснований для их перевода в состав МНМА. Кстати, на этот момент мы обращали внимание в материале «Изменение стоимости основного средства: есть ли основания для переноса на субсчет 1113» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 7). Такие объекты учреждения продолжают учитывать в составе ОС, пока они не потеряют свое первоначальное качество, станут непригодными к дальнейшему использованию по той или иной причине.

Теперь что касается учреждения, которое бесплатно получило такое имущество от другой организации.

Поскольку в этом случае передача имущества осуществлена в пределах одного органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, она рассматривается как операция по внутриведомственному перемещению.

То есть передача-получение имущества между такими бюджетными учреждениями на основании решения главного распорядителя не приравниваются к его отчуждению или приобретению, поэтому счета доходов и расходов не участвуют при отражении этих операций в учете.

Следовательно, бюджетное учреждение, которое получило такое имущество, продолжает руководствоваться методологическими принципами формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в финансовой отчетности информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы, определенных НП(С)БУ 121 и Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации).

Получается, что в этой ситуации операция по передаче-получению имущества является его перемещением с баланса одного учреждения на баланс другого учреждения. При этом никаких изменений по субсчетам бухучета такого объекта не происходит.

С учетом этого, такую операцию в бухучете отражают записями, которые составляют согласно пп. 1.12, 1.13 Типовой корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденной приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219 (ср. ).

То есть, если объект учитывался на субсчете 1014, учреждение, которое приняло его на баланс, также зачисляет его на этот субсчет и продолжает учитывать по общим правилам. А это значит, что начисление амортизации такое учреждение осуществляет в том же порядке, который применялся раньше к этому объекту.

Рассмотрим на примере порядок отражения операций по передаче-получению имущества в пределах одного распорядителя бюджетных средств.

Пример. Бюджетное учреждение на основании решения главного распорядителя передало объект ОС (пылесос) другому бюджетному учреждению. Передача оформлена Актом приема-передачи основных средств от 28.03.2018 г.

На основании данных бухгалтерского учета в Акте указано, что первоначальная стоимость такого объекта — 3800 грн., сумма износа — 1235 грн. (из них износ, начисленный до 01.01.2018 г., — 1140 грн.; износ, начисленный за I квартал 2018 года, — 95 грн.).

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Учреждение, которое передало имущество

1

Отражена стоимость переданного объекта

5111

1014

3800

9

2

Списана сумма износа:

— начисленного за I квартал 2018 года

1411

5511

95

9

— начисленного в прошлых годах

1411

5512

1140

9

Учреждение, которое приняло имущество

1

Оприходованы ОС

1014

5111

3800

17*

2

Отражена сумма начисленного износа

5511

1411

95

17*

5512

1411

1140

17*

Поскольку в этой ситуации учреждение, которое получило пылесос, не отражает увеличение доходов от получения активов, Справку о поступлениях в натуральной форме подавать в орган Казначейства не нужно.

* Для отражения операций, которые не фиксируются в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять

мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

2. Теперь относительно следующего вопроса, который волнует читателя: обязательно ли устанавливать новый инвентарный номер на такой объект?

Действительно, на объект, который поступил в бюджетное учреждение, необходимо установить новый инвентарный номер.

Подтверждением такого вывода являются нормы пп. 3 и 5 разд. ІІ Методрекомендаций:

«Каждому объекту основного средства (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долговременного использования) присваивается инвентарный номер.

Инвентарные и номенклатурные номера, присвоенные объектам основных средств, сохраняются за ними на весь период нахождения их у этого субъекта государственного сектора».

Поэтому для того, чтобы не возникло ситуации с задвоением инвентарных номеров на объекты, которые раньше находились на балансе, и которые поступили от другого учреждения, нужно следовать общему правилу — каждый объект должен иметь свой уникальный инвентарный номер. И присваивает его именно то учреждение, которое приняло объект себе на баланс.

3. Теперь несколько слов о стоимости, по которой учреждению необходимо оприходовать имущество, полученное от другого бюджетного учреждения.

Основные правила определения стоимости имущества, полученного бесплатно от другого бюджетного учреждения, четко определены в п. 8 разд. II НП(С)БУ 121.

Так, первоначальная стоимость основных средств, полученных бесплатно от субъектов государственного сектора, равна первоначальной (переоцененной) стоимости основных средств субъекта государственного сектора, который их передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. II НП(С)БУ 121, с указанием начисленной суммы износа.

В случае, если отсутствует достоверная информация о первоначальной стоимости основных средств, она определяется на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством.

Поэтому для достоверной оценки имущества, полученного от субъектов государственного сектора (другого бюджетного учреждения), следует ориентироваться на то, имеется ли в наличии достоверная информация о стоимости переданного имущества или же она отсутствует. То есть переданы ли на такое имущество документы, свидетельствующие о его стоимости и сумме начисленного износа. Конечно, хорошо, если такие документы есть, поскольку никаких проблем с определением стоимости такого имущества не возникнет.

Другое дело, если такие документы по различным причинам не были переданы учреждению, то есть учреждению не известна ни первоначальная стоимость, ни сумма начисленного износа. Именно тогда учреждению придется оприходовать такое имущество по справедливой стоимости. Обычно такое решение принимает комиссия учреждения, которая фиксирует указанную стоимость в оформленных документах (например, в Акте об установлении справедливой стоимости имущества). Именно от этой стоимости будет зависеть субсчет, на который будет зачислено имущество: если она больше 6000 грн — как объект ОС, если меньше — как малоценный необоротный материальный актив на субсчет 1113.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше