Темы статей
Выбрать темы

О применении КЭКР

Государственная казначейская служба Украины
Письмо от 28.02.2018 г. № 16-08/224-3491

Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> о применении кодов экономической классификации расходов при приобретении принтера, системного блока, монитора, холодильника, ноутбука стоимостью до 6000 грн. за единицу без НДС и в пределах компетенции сообщает.

Согласно статье 10 Бюджетного кодекса Украины расходы бюджета классифицируются по экономической характеристике операций, которые осуществляются при их проведении (экономическая классификация расходов бюджета).

По экономической классификации расходов бюджета расходы бюджета делятся на текущие и капитальные (часть 5).

В соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2015 г. № 1219, на субсчетах 1113 (1123) «Малоценные необоротные материальные активы» ведется учет необоротных материальных активов, срок эксплуатации которых превышает один год, но которые по стоимостным признакам не включены в основные средства.

Счет 11 «Прочие необоротные материальные активы» предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении других необоротных материальных активов, не отраженных в составе объектов учета на счете 10 «Основные средства».

Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету для субъектов государственного сектора, утвержденными приказом Министерства финансов Украины от 23.01.2015 г. № 11, указано, что к малоценным необоротным материальным активам, в частности, относятся: хозяйственный инвентарь стоимостью до 6000 гривень включительно за единицу (комплект) без налога на добавленную стоимость; другие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 6000 гривень включительно без налога на добавленную стоимость, — сценическо-постановочные средства, телефоны, вычислительная техника, стиральные и швейные машины, холодильники и т. п. (раздел II п. 1.2).

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 г. № 333, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.03.2012 г. под № 456/20769 (далее — Инструкция), экономическая классификация расходов бюджета предназначена для четкого разграничения расходов бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств по экономическим характеристикам операций, которые осуществляются в соответствии с функциями государства и местного самоуправления.

Экономическая классификация расходов бюджета обеспечивает единый подход ко всем участникам бюджетного процесса с точки зрения выполнения бюджета (п. 1.1 Инструкции).

По категории 2200 «Использование товаров и услуг» осуществляются оплата текущих расходов, оплата услуг, приобретение материалов и предметов, которые не берутся на учет как основные средства.

Приобретение материалов, строительных материалов, оборудования, инвентаря и инструментов для хозяйственной деятельности, а также для благоустройства территории осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (пп. 2.2.1 — 5 Инструкции).

По категории 3100 «Приобретение основного капитала» предусматриваются расходы на приобретение или создание основных средств, отдельных других необоротных материальных активов, увеличение стоимости активов в результате улучшения объекта (модернизация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.), капитальный ремонт, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов (п. 3.1 Инструкции).

По коду экономической классификации расходов бюджета 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» проводится приобретение оргтехники, компьютерной техники (в том числе приобретение программного обеспечения, которое предусмотрено вместе с приобретением компьютерной техники) (пп. 3.1.1 — 9 Инструкции).

Таким образом, расходы на приобретение принтера, системного блока, монитора, холодильника, ноутбука стоимостью до 6000 грн. за единицу без НДС необходимо осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Первый заместитель Председателя В. Дуда

Комментарий редакции

Приобретаем компьютерную технику и оргтехнику: как разграничить ОС и МНМА

Казалось бы, вопросу правильной классификации материальных ценностей, которые поступают в бюджетные учреждения, уже сколько лет уделяется внимание, что и хватит об этом вспоминать.

Но как видим из комментируемого письма, вопросы о разграничении между основными средствами (ОС) и малоценными необоротными материальными активами (МНМА) продолжают поступать в Казначейство.

Поэтому далее напомним, какими правилами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям для разграничения таких активов и как правильно запланировать расходы на их приобретение.

Сначала стоит остановиться на критериях, которыми следует руководствоваться при отнесении актива к ОС.

Так, актив относят к ОС, если такой объект соответствует таким двум критериям:

— срок его использования превышает один год;

— первоначальная стоимость превышает 6000 грн. (без учета НДС).

В комментируемом письме Казначейство напомнило: расходы на приобретение таких объектов бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования».

Если же какой-либо из указанных критериев не работает (или если стоимость не превышает 6000 грн. (составляет 6000 грн. и меньше), или же срок использования — меньше одного года), то выход один — учитывать такой объект в составе МНМА.

В случае приобретения таких объектов планирование расходов на приобретение бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Итак, это основные правила, которыми следует руководствоваться при разграничении ОС и МНМА.

Для наглядности приведем требования к учету ОС и МНМА в таблице:

Основные требования

ОС

МНМА

1

2

3

Нормативные документы

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121);

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации);

Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219;

Типовая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219;

Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333;

приказ Минфина «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств субъектами государственного сектора и порядка их составления» от 13.09.2016 г. № 818 (далее — приказ № 818)

Какие

критерии применяют

Материальные активы относят к ОС, если такие объекты соответствуют критериям:

— срок использования превышает один год;

— первоначальная стоимость превышает 6000 грн. (без учета НДС)

К таким материальным активам относят предметы, которые соответствуют таким критериям:

— первоначальная стоимость не превышает 6000 грн. включительно (без учета НДС);

— срок использования превышает один год.

Подробная классификация МНМА приведена в п.п. 1.2 п. 1 разд. II Методрекомендаций

Так, к МНМА, в частности, относят:

— орудия лова (тралы, неводы, сети и т. п.), бензомоторные пилы, сучкорезы, тросы для сплава;

— специальные инструменты и специальные приспособления (для серийного и массового производства определенных изделий или изготовления индивидуальных заказов);

— предметы производственного значения стоимостью до 6000 гривень включительно за единицу (комплект) без НДС — рабочие столы, верстаки, кафедры, парты и т. п.;

— оборудование, способствущее охране труда;

— предметы технического значения, которые не могут быть отнесены к рабочим машинам (светокопировальные рамы и т. п.);

— предметы, предназначенные для выдачи напрокат;

— хозяйственный инвентарь стоимостью до 6000 гривень включительно за единицу (комплект) без НДС;

— прочие малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 6000 гривень включительно без НДС, — сценическо-постановочные средства, телефоны, вычислительная техника, прачечные и швейные машины, холодильники и т. п.

Также НП(С)БУ 121 и Методрекомендациями определены специальные требования для отнесения актива к ОС

Объект ОС признается активом, если:

— существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, связанных с его использованием, и/или он имеет потенциал полезности для общества;

— стоимость объекта ОС может быть определена

Единицей учета ОС является объект основных средств, а именно:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно отделенный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— отделенный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, который контролируется субъектом государственного сектора.

Если один объект ОС состоит из частей, которые имеют разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект ОС

По какому КЭКР осуществлять расходы на приобретение

КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования»

КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»

Если расходы на транспортировку, включая расходы по страхованию рисков транспортировки товаров, установку, монтаж, наладку, заготовку товаров и оплату тарифов (фрахта) за погрузочно-разгрузочные работы предусмотрены условиями договора приобретения, то их также осуществляют по тому КЭКР, по которому приобретается товар, то есть по 3110 или 2210.

В случае если указанные работы в договоре приобретения не предусмотрены (то есть они не включены в цену товара) и услуги по транспортировке, монтажу, пусконаладке и т. п. проводит другая фирма согласно соответствующему договору или фирма-поставщик, но по отдельному договору на предоставление услуг, то их оплату осуществляют по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

НДС, который включен в цену товаров, работ и услуг, оплачивают по тому КЭКР, по которому осуществляют основной платеж, или по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы», если сумму налога включают в налоговый кредит учреждения — плательщика НДС

Бухучет

Учитывают на соответствующих субсчетах 10 счета

Учитывают на субсчете 1113

Правила формирования первоначальной стоимости объектов, которые являются ОС и МНМА, определены в НП(С)БУ 121 и Методрекомендациях

Для учета и обобщения информации о наличии и движении средств на финансирование мероприятий целевого назначения, в частности средств, которые направляются на приобретение ОС и МНМА, учреждения применяют отдельный субсчет 5411 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств».

Все расходы на приобретение, изготовление, реконструкцию и модернизацию основных средств до момента их ввода в эксплуатацию учреждения признают незавершенными капитальными инвестициями, учет которых ведут на счете 13 «Капитальные инвестиции».

Зачисление объектов капитальных инвестиций в состав ОС и МНМА отражают с соответствующим уменьшением капитальных инвестиций на основании первичных документов. Одновременно отражают увеличение внесенного капитала (по кредиту субсчета 5111) и уменьшение целевого финансирования (по дебету субсчета 5411)

Порядок начисления амортизации

Стоимость объекта ОС распределяют на систематической основе в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса ежеквартально делением годовой суммы амортизации на 4. По решению руководителя учреждения в приказе об учетной политике может быть предусмотрено начисление амортизации на годовую дату баланса.

Типовые сроки полезного использования ОС приведены в приложении 1 к Методрекомендациям.

Приостанавливают начислять амортизацию на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации объекта ОС.

Амортизацию начисляют за полное количество календарных месяцев нахождения актива в эксплуатации в течение отчетного периода (квартала).

Начислять амортизацию начинают с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств был введен в эксплуатацию.

При передаче актива сторона, которая передает, начисляет амортизацию в месяце его передачи за полное количество календарных месяцев нахождения его в эксплуатации в отчетном квартале

Применяют метод 50 на 50 — начисляют 50 % от первоначальной стоимости в первом месяце передачи актива в эксплуатацию, а остальные 50 % — в месяце их исключения из состава активов (списания с баланса).

Этот метод начисления амортизации также применяют для таких объектов, как:

— библиотечные фонды (субсчет 1112), кроме редких и особо ценных документов и их коллекций;

— белье, постельные принадлежности, одежда и обувь (субсчет 1114);

— инвентарная тара (субсчет 1115);

— прочие необоротные материальные активы (субсчет 1118)

Амортизацию начисляют в гривнях с копейками

Аналитический учет

Каждому объекту ОС (кроме белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов долговременного использования) присваивают инвентарный номер

Для белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов и МНМА устанавливают номенклатурные номера. При этом предметам одного наименования, качества материала и цены устанавливают один номенклатурный номер

Первые четыре знака инвентарного (номенклатурного) номера означают номер субсчета, пятый — подгруппу, все другие знаки — порядковый номер предмета в подгруппе. Для тех групп основных средств, для которых не выделены подгруппы, пятый знак может обозначаться нулем

Для отражения операций по поступлению, перемещению и выбытию ОС и МНМА применяют типовые формы первичных документов, утвержденные приказом № 818.

Для определения суммы амортизации применяют такие формы:

— Расчет амортизации основных средств (кроме прочих необоротных материальных активов);

— Расчет амортизации прочих необоротных материальных активов.

Для учета выбытия и перемещения ОС и МНМА в другие учреждения, организации и материально ответственным лицам используют мемориальный ордер № 9, типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755

Конечно, на практике возникают разные ситуации, которые четко не разъяснены в нормативно-правовых актах, в частности, ни в НП(С)БУ 121, ни в Методрекомендациях. Но это вовсе не значит, что на них нет ответа.

Уверены, что ответы на вопросы об учете, выбытии, перемещении объектов, являющихся ОС и МНМА, вы найдете в материалах, которые были напечатаны в газете «Бюджетная бухгалтерия»:

— «Основные средства: осваиваем новый План счетов» (2017, № 7);

— «Амортизация-2017: переносим остатки и начисляем по-новому» (2017, № 8);

— «Передача-получение имущества по решению субъекта управления» (2017, № 11);

— «Учреждение имеет счетчик: как взять на учет, осуществить поверку и списать» (2017, № 19);

— «Остаточная стоимость ОС равна нулю: есть ли основания для переоценки» (2017, № 21);

— «Учет основных средств: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 23);

— «Безвозмездное получение основных средств: как отразить в учете» (2017, № 34);

— «Выбытие ОС и МНМА: рассматриваем на числовых примерах» (2017, № 37);

— «Изготовление стенда собственными силами» (2017, № 38);

— «Замена жесткого диска: простые решения» (2017, № 38);

— «Учреждение получило незавершенный объект: как зачислить на баланс» (2017, № 43);

— «Пусть развевается повсюду сине-желтый флаг.., или Как учитывать флагшток» (2017, № 44);

— «Безвозмездная передача малоценных активов: как показать в учете» (2017, № 46) и других.

А если так случилось, что на свой вопрос вы не нашли ответа в наших материалах, то не тратьте время зря, отправляйте его на электронный адрес нашей редакции: bb@id.factor.ua.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше