Темы статей
Выбрать темы

Майское повышение окладов в ОМС: что с индексацией и корректировкой отпускных

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
С 18.05.2018 г. согласно постановлению № 363 (см. с. 3 этого номера) были повышены оклады должностных лиц и служащих ОМС. Как известно, повышение окладов работников на законодательном уровне влияет на проведение корректировки их зарплаты при расчете среднего заработка в соответствии с Порядком № 100, а также на проведение индексации зарплаты. Разберемся, что к чему.

Начисление зарплаты

Зарплату за май 2018 года придется рассчитать по двум периодам:

с 1 по 17 мая — согласно старым должностным окладам. Соответственно, начислить суммы надбавок и доплат, зависимые от таких окладов;

с 18 по 31 мая — по новым условиям и окладам.

Заметим: если зарплата за май 2018 года уже начислена без учета новых окладов, то в июне необходимо будет сделать перерасчет и доначислить зарплату за май.

Индексация зарплаты

Прежде чем начать рассмотрение вопроса об индексации зарплаты должностных лиц и служащих ОМС в мае 2018 года, напомним такое.

В месяце повышения должностного оклада (тарифной ставки) ИПЦ принимают за 1 или 100 %. Для дальнейшей индексации ИПЦ рассчитывают нарастающим итогом со следующего месяца после месяца такого повышения (абз. 1 и 2 п. 5 Порядка № 1078). Право на индексацию у работников возникнет, когда ИПЦ нарастающим итогом превысит установленный порог индексации (103 %).

В месяце повышения должностных окладов работников необходимо провести сравнительные расчеты и определить право работника на дальнейшую индексацию. Для этого необходимо сумму зарплатного повышения сравнить с суммой индексации, сложившейся в месяце повышения оклада (тарифной ставки). Если сумма зарплатного повышения превысила сумму возможной индексации, то индексация «обнуляется». Если же суммы зарплатного повышения не хватило, чтобы перекрыть сумму возможной индексации, то определяют разницу между суммой возможной индексации и суммой повышения, так называемую индексацию-разницу (абз. 3 и 4 п. 5 Порядка № 1078), которую выплачивают работнику каждый месяц до очередного повышения окладов.

Обратите внимание: сумму повышения зарплаты, участвующую в сравнительных расчетах, определяют с учетом всех составляющих (элементов) зарплаты, которые не имеют разового характера (абз. 5 п. 5 Порядка № 1078). Ее определяют исходя из условий работы в месяце повышения должностных окладов (тарифных ставок) (см. также письмо Минсоцполитики от 20.11.2015 г. № 308/10/136-15).

Значит, сумму зарплатной индексации за май-2018 должностным лицам и служащим ОМС придется рассчитать, разделив на периоды до и после 18-го числа.

Поскольку май — месяц повышения должностных окладов (новый базовый месяц), то в этом месяце проводим сравнительные расчеты. Сравниваем сумму возможной индексации мая-2018 и сумму повышения зарплаты исходя из условий полностью отработанного месяца в новых условиях.

Сумма возможной индексации от базового мая 2017 года (месяца последнего законодательного повышения окладов для большинства работников ОМС) в мае-2018 составляет:

1762 грн. х 10,7 % = 188,53 грн.

Поскольку оклады повысились не с 1-го числа месяца, а с 18-го, то до 18.05.2018 г. зарплатную индексацию необходимо начислить на старых условиях, но пропорционально отработанному времени в этом периоде. Значит, за отработанные рабочие дни мая с 1-го по 17-е число сумма индексации составит:

188,53 грн. : 21 раб. дн. х 12 раб. дн. = 107,73 грн.,

где 21 раб. дн. — количество рабочих дней в мае 2018 года с учетом переносов в соответствии с распоряжением КМУ от 11.01.2018 г. № 1-р;

12 раб. дн. — количество рабочих дней за период с 01.05.2018 г. по 17.05.2018 г.

Поэтому если работник отработал все дни с 01.05.2018 г. по 17.05.2018 г. включительно, ему необходимо начислить сумму майской индексации в размере 107,73 грн.

Следует ли начислять индексацию за период с 18.05.2018 г. по 31.05.2018 г.? Давайте выясним.

Наименьшая сумма повышения должностного оклада составляет для:

— должностных лиц ОМС — 650 грн. (2650 - 2000);

— служащих ОМС — 705 грн. (2600 - 1895).

Поскольку сумма повышения оклада должностных лиц ОМС с наименьшим окладом значительно превышает возможную индексацию (650 > 188,53), то должностные лица ОМС теряют право на индексацию по новым окладам, а значит, что за период с 18 по 31 мая 2018 года их зарплату не индексируют.

Такая же ситуация будет и у служащих ОМС.

Внимание! Должностные лица и служащие ОМС теряют право на индексацию: их зарплату за период с 18 по 31 мая не индексируют (в связи с повышением должностных окладов).

За июнь 2018 года их зарплату также не индексируют.

Выплаты из расчета «средней»: что, когда и как корректировать

Повышение должностных окладов работников на законодательном уровне влияет на проведение корректировки их заработной платы при расчете среднего заработка в соответствии с Порядком № 100.

Корректировке подлежит средний заработок для оплаты отпуска, дней командировки, матпомощи в размере среднего заработка, срока службы на особый период (срочной и контрактной службы) и т. п.

Однако, осуществляя корректировку среднего заработка должностным лицам и служащим ОМС в связи с повышением их должностных окладов, с 18.05.2018 г. придется учесть ряд важных нюансов.

Напомним, что нормы п. 10 Порядка № 100 устанавливают:

— если законодательное повышение окладов состоялось в расчетном периоде — корректируем зарплату, которая участвует в расчете средней, за промежуток времени до повышения;

— если законодательное повышение окладов состлось в период сохранения среднего заработка (например, если оклад повышен, когда работник был в отпуске или проходил военную службу) — корректируем уже рассчитанный среднедневной заработок.

Коэффициент корректировки (повышения) определяется путем деления оклада, установленного работнику после повышения, на его оклад до повышения (см. письма Минсоцполитики от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16 и от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416).

Отпуск. Отдельно несколько слов скажем о расчете отпускных для должностных лиц и служащих ОМС после 18.05.2018 г. Дело в том, что в п. 2 Порядка № 100, в частности в абз. 7 и 8, установлены особые положения по расчету отпускных для работников ОМС. Так, в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно актам законодательства период до изменений структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

Понятие «изменение структуры заработной платы» Минтруда рассмотрело в письме от 07.09.2009 г. № 538/13/84-09. В нем специалисты ведомства разъяснили, что зарплата согласно действующему законодательству состоит из основной зарплаты, дополнительной зарплаты и других поощрительных и компенсационных выплат. Все эти элементы заработной платы имеют определенный удельный вес в общей сумме зарплаты. Если происходит изменение (увеличение, уменьшение) удельного веса составляющих зарплаты путем отмены определенных выплат, что приводит к увеличению удельного веса окладов или увеличению части основной заработной платы (окладов) и уменьшению части других выплат, то происходит изменение структуры заработной платы.

Однако заметим: в случае с постановлением № 363 не идет речь об изменении структуры заработной платы работников ОМС, ведь одно только повышение окладов работников без изменения условий оплаты труда (изменения составляющих зарплаты, их размеров) не приводит к такому изменению.*

* Аналогичное мнение по этому поводу выразил специалист Минсоцполитики (см. «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» этого номера газеты).

Далее рассмотрим несколько вариантов с периодом предоставления отпуска работникам ОМС и расчетом отпускных.

Вариант 1. Если начало и окончание отпуска приходится на дату до 18.05.2018 г., тогда корректировать ничего не нужно, ведь законодательно оклады еще не повышались.

Вариант 2. «Переходящий» отпуск: начался до 18.05.2018 г., но продолжается после этой даты. В таком случае зарплату в расчетном периоде, а также с 1 по 17 мая — не корректируем. Однако здесь учитываем, что во время отпуска работника ему был повышен оклад (с 18.05.2018 г.). Значит, это обязывает провести корректировку уже начисленных отпускных, но не за весь период, а лишь за дни с даты повышения, то есть с 18.05.2018 г. по дату окончания отпуска.

Вариант 3. Начало отпуска приходится на период с 18 по 31 мая 2018 года. Здесь повышение окладов приходится на месяц предоставления отпуска. В этом случае на майский коэффициент повышения окладов корректируют выплаты, включаемые в расчет отпускных, за весь расчетный период (май 2017 года — апрель 2018 года).

Вариант 4. Отпуск предоставляют с 1 июня и позже. Тогда в расчетном периоде (июнь 2017 года — май 2018 года):

— зарплату за июнь 2017 года — по 17.05.2018 г. (включительно) — корректируют на майский коэффициент;

— зарплату с 18.05.2018 г. по 31.05.2018 г. — не корректируют (учитывают в фактически начисленном размере).

Рассмотрим указанное на примере.

Пример. Главный бухгалтер сельского совета с 21.05.2018 г. идет в ежегодный отпуск продолжительностью 14 к. дн. Должностной оклад этого работника до повышения составлял 3200 грн., после повышения с 18.05.2018 г.— 4200 грн. Расчетный период (май 2017 года — апрель 2018 года) отработан полностью. Сумма зарплаты, которая включается в расчет отпускных, составляет 49420 грн. Как рассчитать коэффициент повышения зарплаты и сумму отпускных?

Сначала определим откорректированный заработок за расчетный период:

49420,00 х 1,3125 = 64863,75 (грн.),

где 1,3125 коэффициент корректировки зарплаты за расчетный период (май 2017 года — апрель 2018 года), который рассчитан так: 4200 : 3200 = 1,3125.

Количество календарных дней, которые участвуют в расчете средней зарплаты, составляет:

365 - 12 = 353 (к. дн.),

где 365 — количество календарных дней в расчетном периоде;

12 — количество праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, которые приходятся на расчетный период.

Среднедневная зарплата равна:

64863,75 : 353 = 183,75 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

183,75 х 14 = 2572,50 (грн.).

Матпомощь и другие выплаты (в размере среднего заработка). Для начисленных и выплаченных в мае 2018 года сумм материальной помощи (по среднему заработку), как и сумм компенсации за неиспользованный отпуск, выходного пособия рассчитывать коэффициент корректировки не нужно. Такие выплаты не являются сохранением среднего заработка за работником (в отличие от отпуска или командировки). Кроме того, май 2018 года для расчета этих выплат не войдет в расчетный период.

Если же такие выплаты будут начисляться в июне 2018 года (или привязаны к событиям июня, например, матпомощь на оздоровление к отпуску с 1 июня, начисленная в мае), тогда май-2018 попадет в расчетный период, в котором произошло повышение окладов. Значит, используем общий подход:

— зарплату за расчетный период (апрель-2018 — по 18.05.2018 г.) нужно откорректировать на майский коэффициент повышения окладов;

— зарплату за период с 18.05.2018 г. по 31.05.2018 г. — корректировать не нужно.

Средний заработок срочников и контрактников

Если в ОМС есть работники, которые по состоянию на 18 мая 2018 года проходят срочную военную службу или служат по контракту, то средний заработок, который сохраняется за ними, нужно откорректировать на майский коэффициент повышения оклада согласно абз. 2 п. 10 Порядка № 100. Поэтому начиная с 18.05.2018 г. и далее (период военной службы) рабочие дни, пропущенные вследствие военной службы (срочника или контрактника), следует оплачивать исходя из нового размера среднего заработка.

Нормативные документы и сокращения

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 1078Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

ОМС — органы местного самоуправления.

ИПЦ — индекс потребительских цен.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше