Темы статей
Выбрать темы

О применении неценовых критериев оценки

Министерство экономического развития и торговли Украины
Письмо от 08.10.2018 г. № 3304-04/44053-06

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок относительно применения законодательства сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения потребностей государства и территориальной громады.

В соответствии с частью первой статьи 28 Закона оценка тендерных предложений проводится автоматически электронной системой закупок на основе критериев и методики оценки, указанных заказчиком в тендерной документации, и путем применения электронного аукциона.

При этом выбор критериев оценки возможен из двух вариантов в зависимости от фактической сложности предмета закупки и условий его приобретения и эксплуатации (использования), а именно:

1) в случае осуществления закупки товаров, работ и услуг, производимых, выполняемых или предоставляемых не по отдельно разработанной спецификации (техническому проекту), для которых существует постоянно действующий рынок, — только самая низкая цена. В экономической литературе такие предметы закупки принято называть «продукция с полки», то есть имеются в виду готовые к употреблению (использованию) предметы закупки;

2) в случае осуществления закупки, имеющей сложный или специализированный характер (в том числе консультационных услуг, научных исследований, экспериментов или разработок, опытно-конструкторских работ), — цена вместе с другими критериями оценки, в частности, такими как: условия оплаты, срок выполнения, гарантийное обслуживание, эксплуатационные расходы, передача технологии и подготовка управленческих, научных и производственных кадров. В таком случае комбинации критерия «цена» с другими критериями, перечень таких других критериев не является исчерпывающим.

Поэтому заказчиком могут устанавливаться и другие критерии оценки вместе с критерием «цена», в случае, если закупка имеет сложный или специализированный характер. При этом отмечаем, что удельный вес ценового критерия в таком случае не может быть ниже 70 процентов (кроме случая применения процедуры конкурентного диалога, по которой нет никаких ограничений по весу критериев).

В то же время Закон не содержит определения понятия «закупка, имеющая сложный или специализированный характер». Поэтому отнесение предмета закупки к такой, которая имеет сложный или специализированный характер, заказчик осуществляет самостоятельно в каждом конкретном случае, руководствуясь обстоятельствами и условиями такой закупки и исходя из специфики предмета закупки.

Для использования других критериев оценки вместе с ценой Законом предусмотрено понятие приведенной цены, которая применяется в случае осуществления закупки, имеющей сложный или специализированный характер.

Так, приведенная цена — цена, указанная участником в тендерном предложении и пересчитанная с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной заказчиком в тендерной документации.

Тендерное предложение, поданное участником, оценивается заказчиком по приведенной цене, которая рассчитывается автоматически системой электронных закупок на момент подачи предложения участником по математической формуле:

РР = Р / (I + (F1 + F2 + … Fn) / PV),

где РР — приведенная цена;

Р — цена;

F1 … Fn — удельный вес других критериев оценки, предложенных участником;

PV — удельный вес критерия «цена».

На практике широко распространены в использовании заказчиками такие критерии оценки, как цена вместе с условиями оплаты, сроком выполнения, гарантийным обслуживанием, особенно при осуществлении закупки работ.

Следует отметить, что такие критерии должны обоснованно применяться заказчиками, то есть иметь аргументированную потребность в их установлении и предоставлять объективное дополнительное преимущество при осуществлении оценки предложений.

Следует обратить внимание, что при условии, если организация-заказчик является, например, бюджетным учреждением и осуществляет закупку для потребностей конкретного ограниченного во времени периода (например, летнее оздоровление детей, которое по своей сути может осуществляться только в течение трех месяцев) за счет средств, которые учреждению уже предусмотрены в текущем бюджетном году, установление таких дополнительных критериев оценки, как, например, «отсрочка платежа» или «срок предоставления услуг», не будут соответствовать фактическим условиям такой закупки, в связи с чем не могут рассматриваться как объективно необходимые.

В таком случае преимущество, которое будет предоставляться участникам с предложенной максимальной отсрочкой платежа и минимально возможным сроком предоставления услуги, может существенно влиять на необоснованное завышение стоимости закупки при отсутствии объективных и аргументированных обстоятельств у заказчика.

В свою очередь, для примера предлагаем ознакомиться с закупками, при осуществлении которых заказчик использовал иные, нежели предложенные Законом, неценовые критерии оценки тендерных предложений.

1. Услуги, связанные с программным обеспечением (Программное сопровождение компьютерной программы) ДК 021:2015 — 72260000-5

Заказчиком оценка тендерных предложений осуществлялась на основе таких критериев:

• цена;

• оперативность технической поддержки и сопровождение программного обеспечения. Удельный вес критериев оценки определен заказчиком следующим образом:

1. Цена — 80 %.

2. Оперативность технической поддержки и сопровождение программного обеспечения — 20 %.

Заказчик привел в тендерной документации описание критерия «Оперативная техническая поддержка и сопровождение программного обеспечения», который определен как оперативная реакция на ошибку или сбой системы в срок, не превышающий трех рабочих часов с момента предоставления заявки заказчиком, включая время прибытия специалистов исполнителя к месту эксплуатации системы пользователями.

Указанная закупка определена заказчиком как специализированная, учитывая необходимость обеспечения стабильной и бесперебойной работы программы и немедленное реагирование на сбой в ее работе.

Таким образом, этот пример демонстрирует важность для заказчика возможности потенциального предоставителя услуг оперативно осуществлять техническую поддержку в критических случаях в сжатый срок, в связи с чем будет предоставляться дополнительное преимущество при оценке предложений.

Скорость реакции на ошибку или сбой при предоставлении данных услуг по сопровождению программы имеет объективное значение, поскольку фактически влияет на бесперебойность и оперативную деятельность такого заказчика.

2. Нефть и дистилляты (Бензин А-95, бензин А-92, дизельное топливо по бланкам разрешения (талонам)) ДК 021:2015 — 09130000-9

Заказчиком, в качестве которого выступает Коммунальное некоммерческое предприятие «Клиническая больница скорой медицинской помощи», оценка тендерных предложений осуществлялась на основе таких критериев:

• цена;

• расстояние от автозаправочных станций участника (далее — АЗС) до базы предприятия (км).

Расстояние от автозаправочных станций участников до базы предприятия должно обеспечивать возможность ежедневной заправки автотранспортных средств предприятия и минимальные затраты времени при переезде для заправки от предприятия до АЗС. Удельный вес критериев:

1. Цена — 70 %.

2. Расстояние от автозаправочных станций участника до базы предприятия (км) — 30 %:

• расстояние от АЗС менее 5 км — 30 %;

• расстояние от АЗС от 5 до 10 км — 20 %;

• расстояние от АЗС более 10 км — 0 %.

Таким образом, указанная закупка определена заказчиком как специфическая, что связано с ограниченными временными ресурсами и необходимостью осуществления ежедневной заправки автомобильного парка, предназначенного для предоставления неотложной медицинской помощи гражданам. Заказчик в этом примере определил, что расстояние от базы предприятия для осуществления заправки является составляющей эффективности его работы и обусловлено расходованием таких ресурсов, как время и средства, которые влияют в целом на его текущую деятельность, в связи с чем установил дополнительный критерий для оценки.

Наиболее экономически выгодным в таком случае будет предложение поставщика топлива, которое будет оцениваться не только по цене, но и при условии, что автопарк заказчика не будет преодолевать ежедневно значительное расстояние от базы предприятия. При условии же, что расстояние будет составлять более указанного предела, заказчик ежедневно будет нести дополнительные денежные и временные расходы на дорогу, которые будут нивелировать пользу от более низкой цены тендерного предложения потенциального поставщика в течение периода действия договора. При этом расходы времени в данном случае имеют особую социальную составляющую, связанную со здоровьем и жизнью граждан.

Из указанного примера видно, что товар, который в целом имеет постоянно действующий рынок, в этом конкретном случае, учитывая род деятельности предприятия, имеет специализированную составляющую в осуществляемых таким заказчиком закупках.

Объективность в установлении дополнительных критериев оценки, кроме цены, в данном случае может быть аргументирована потребностью обеспечивать прежде всего предоставление неотложных медицинских услуг населению, имеющих непрерывный характер и предоставляемых за счет постоянной круглосуточной работы такого заведения, как больница.

С учетом этого, для такого заказчика критическую роль во время закупок топлива для автопарка скорой помощи играют не только цена топлива, но и расходы времени, которые обусловлены расстоянием от АЗС.

3. Услуги по оздоровлению детей ДК 021:2015: 55240000-4

Заказчиком оценка тендерных предложений осуществлялась на основе таких критериев:

• цена;

• местонахождение детского заведения оздоровления и отдыха.

Так, местонахождение заведения вне населенного пункта и наличие бассейна на территории для детей будут предоставлять объективное преимущество потенциальным участникам. Удельный вес критериев:

1. Цена — 70 %.

2. Местонахождение детского заведения оздоровления и отдыха — 30 %:

• за пределами населенного пункта, на побережье моря, с оборудованным собственным пляжем на берегу моря и бассейном на территории — 30 %;

• за пределами населенного пункта, на побережье моря, с оборудованным собственным пляжем на берегу моря — 20 %;

• в пределах села или поселка, города, на побережье моря, с оборудованным собственным пляжем на берегу моря и бассейном на территории— 10 %;

• в пределах села или поселка, города, на побережье моря, с оборудованным собственным пляжем на берегу моря — 0 %.

Закупка определена заказчиком как специфическая в связи со значительной вариативностью закупаемой услуги. Поэтому заказчик принял решение не ограничивать закупку единственным возможным вариантом. Зато благодаря установленному критерию оценки, такому как «местонахождение», предоставлена возможность более широкому кругу потенциальных предоставителей услуг участвовать в торгах.

При этом наиболее привлекательным для заказчика, учитывая то, кому адресована такая услуга, будет выступать предложение, которое будет иметь не только выгодную цену, но и дополнительные объективно лучшие условия для детского отдыха, как отдаленность от границ населенного пункта и наличие бассейна на территории.

Итак, использование заказчиками неценовых критериев оценки является весомым фактором для предоставления объективного аргументированного преимущества при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, имеющих сложный или специализированный характер, тому участнику, который предложил наилучшую приведенную цену.

Приведенные практические примеры дают возможность заказчикам в широком смысле рассмотреть конкретную закупку, учитывая ее специфику и дополнительные условия, которыми такая закупка может сопровождаться на практике. При этом неценовые критерии оценки, указанные заказчиком в тендерной документации, дают возможность потенциальному поставщику товара, предоставителю услуг или исполнителю работ получить дополнительное преимущество на торгах, а заказчику — возможность получить товары, работы и услуги, которые максимально соответствуют его финансовым ресурсам и потребностям.

Учитывая изложенное, рекомендуем заказчикам использовать возможности, предусмотренные Законом для установления, кроме цены, и других критериев оценки в случае закупки товаров, выполнения работ или предоставления услуг, которые по объективным причинам имеют сложный или специализированный характер.

Одновременно отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор департамента регулирования публичных закупок Л. Лахтионова

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше