Темы статей
Выбрать темы

Внешкольные учебные заведения: когда регистрироваться плательщиками НДС

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Отдел культуры имеет в подчинении библиотеки, музеи, клубы, дворцы, школы эстетического воспитания. Эти заведения неприбыльные, финансируются полностью из бюджета и обслуживаются централизованной бухгалтерией отдела культуры. При этом каждое подчиненное заведение является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц —предпринимателей и общественных формирований. В налоговой инспекции именно отдел культуры зарегистрирован как налогоплательщик, поэтому он осуществляет расчеты налогов, подает финансовую и налоговую отчетность относительно заведений, которые обслуживает. Централизованная бухгалтерия отдельно по каждому заведению формирует смету и ведет учет доходов и расходов.
В связи с тем, что заведения получают доходы от предоставления платных услуг, возникли такие вопросы:
1) как определить объем налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС? Какие доходы необходимо учитывать для этого?
2) как правильно исчислить объем операций: отдельно по каждому заведению или вместе по всем заведениям, которые обслуживает централизованная бухгалтерия?
3) как правильно классифицировать доходы от предоставления платных услуг:
— как операции, освобожденные от обложения НДС на основании п.п. 197.1.2 НКУ или
— как операции, не являющиеся объектом налогообложения согласно п.п. 196.1.8 НКУ?

Как видим, нашего читателя интересует много вопросов, касающихся не только НДС. Поэтому рассмотрим все вопросы по очереди. К тому же на некоторых моментах остановимся более подробно.

img 1Сначала выясним особенности взятия на налоговый учет бюджетных учреждений, которые являются самостоятельными юридическими лицами и которые обслуживаются централизованными бухгалтериями.

Почему именно это нужно выяснить в первую очередь? А потому, что именно от этого зависит, кто должен регистрироваться плательщиком НДС: отдел культуры или, собственно, заведения, подчиненные ему? Ведь в зависимости от этого уже и будет понятно, как определять объем операций для регистрации плательщиком НДС: отдельно по каждому заведению или вместе по всем подчиненным заведениям.

Отметим, что механизм регистрации или взятия на учет контролирующими органами юридических лиц по месту нахождения урегулирован Порядком учета плательщиков налогов и сборов, утвержденным приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588 (далее — Порядок № 1588).

В соответствии с п. 1.3 разд. I этого Порядка взятию на учет или регистрации в контролирующих органах подлежат все налогоплательщики.

Постановку на учет юридических лиц, их обособленных подразделений, а также самозанятых лиц контролирующие органы осуществляют независимо от наличия обязанности по уплате того или иного налога и сбора.

Вместе с тем неприбыльные организации, полностью финансируемые из бюджета, обслуживаются централизованными бухгалтериями в части расчетов по оплате труда работников и перечисления в бюджет налогов, сборов и не имеют собственных текущих счетов в финансовых учреждениях, учитывают в Едином банке данных юридических лиц с признаком «не является налогоплательщиком». Такая особенность учета неприбыльных организаций, которые не ведут самостоятельно учет расчетов по оплате труда и не осуществляют самостоятельно перечисление в бюджет налогов и сборов, определена в п. 3.12 разд. III Порядка № 158.

В таком случае для установления признака «не является налогоплательщиком» учреждение или организация, обслуживающаяся централизованной бухгалтерией, подает в контролирующий орган подтверждение от централизованной бухгалтерии о факте ее обслуживания.

Но чаще централизованные бухгалтерии подают в контролирующие органы по своему местонахождению полный перечень всех учреждений и организаций, обслуживаемых такими бухгалтериями. Новый перечень подают в случае возникновения изменений в нем.

На основании поданных документов контролирующий орган устанавливает такому учреждению или организации признак «не является налогоплательщиком» в Едином банке данных юридических лиц. После чего передает в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР) данные о том, что организация или учреждение учитывается в контролирующих органах с признаком «не является налогоплательщиком» в связи с тем, что обслуживается централизованной бухгалтерией. Среди таких данных, в частности, указывают: дату и номер записи о взятии на учет, наименование и идентификационный код контролирующего органа, в котором учреждение или организация находится на учете. Также приводят информацию о том, что учреждение или организация учитывается с признаком «не является налогоплательщиком» в связи с обслуживанием централизованной бухгалтерией.

Учитывая это, статус налогоплательщика со всеми правами и обязанностями Порядок № 1588 предоставляет именно отделу культуры. Поэтому только этот отдел имеет право реализовать юридические права и обязанности в сфере налогообложения, то есть быть полноценным субъектом налоговых правоотношений. Что касается подчиненных заведений, то они, хотя и являются самостоятельными юридическими лицами, но не получают статус налогоплательщика. Это значит, что они не имеют никаких возможностей реализовать любые права или обязательства, определенные налоговым законодательством. В подтверждение этому налоговая служба устанавливает им соответствующий признак.

Нужно знать, что Порядок № 1588 содержит норму, которая, несмотря на все вышеуказанное, позволяет неприбыльным организациям, полностью финансируемым из бюджета и обслуживаемым централизованными бухгалтериями, получить статус налогоплательщика. В каком случае это возможно реализовать?

Так, в случае принятия решения о самостоятельной уплате налогов, сборов такое учреждение или организация уведомляет об этом контролирующий орган по основному месту учета. Организация должна сообщить о таком решении в течение 10 дней со дня его принятия и предоставить подтверждающие документы.

Получив такое обращение, контролирующий орган на основании поданных документов снимает признак «не является налогоплательщиком» в Едином банке данных юридических лиц относительно такого учреждения или организации и передает в ЕГР данные о том, что относительно определенной организации или учреждения снят признак «не является налогоплательщиком». Также указывают дату и номер записи о взятии на учет, наименование и идентификационный код контролирующего органа, в котором учреждение или организация находится на учете.

img 2Теперь самое время выяснить, кто должен регистрироваться плательщиком НДС в нашем случае.

Для ответа на этот вопрос обратимся к основному документу — Налоговому кодексу Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Как указано в п. 180.1 НКУ, плательщиком НДС, в частности, является:

1) любое лицо, которое осуществляет или планирует осуществлять хозяйственную деятельность и регистрируется по своему добровольному решению в качестве плательщика налога (так называемая добровольная НДС-регистрация);

2) любое лицо, зарегистрированное или подлежащее регистрации в качестве плательщика налога.

Конечно, это далеко не полный перечень тех лиц, кого НКУ рассматривает как претендентов на НДС-регистрацию, остальные — определены в п. 180.1 этого Кодекса. Но остальные такие лица нас совсем не интересуют.

Стоит обратить внимание на то, что среди указанных претендентов на НДС-регистрацию налоговое законодательство рассматривает исключительно лиц, зарегистрированных (или подлежащих регистрации) в качестве налогоплательщика.

Добавим, что для целей разд. V НКУ (то есть для обложения НДС) лицом является юридическое лицо, созданное в соответствии с законом в любой организационно-правовой форме, которая, в частности, является плательщиком налогов и сборов, установленных этим Кодексом (кроме единого налога). Такое определение приведено в п.п. 14.1.139 НКУ.

Итак, регистрироваться плательщиком НДС необходимо тому юридическому лицу, которое получило статус плательщика налогов и сборов, то есть прошло всю процедуру регистрации, предусмотренную Порядком № 1588, и получило необходимые документы.

Учитывая это, в нашем случае регистрироваться плательщиком НДС необходимо именно отделу культуры, а не подведомственным учреждениям, которые хотя и являются юридическими лицами, но не имеют обязательств для уплаты налогов и сборов.

img 3Переходим к следующему вопросу, а именно: как правильно определить объем налогооблагаемых операций для обязательной регистрации плательщиком НДС? То есть какие доходы необходимо учитывать для определения такого объема?

В соответствии с п. 181.1 НКУ лицо подлежит обязательной регистрации плательщиком НДС в случае, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС).

При этом в расчет объема налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг включают операции:

подлежащие налогообложению по ставкам 20, 7 и 0 %;

освобожденные от налогообложения (ст. 197 НКУ).

Следовательно, операции, не являющиеся объектом налогообложения (ст. 196 НКУ), для такого расчета не учитывают.

Кстати, аналогичный ответ ГФС размещен в Общедоступном информационно-справочном ресурсе (http://zir.sfs.gov.ua/) в категории 101.02.

img 4Теперь рассмотрим последний, наиболее интересный вопрос: как правильно классифицировать доходы, полученные библиотеками, музеями, клубами, дворцами, школами эстетического воспитания от предоставления платных услуг:

• как операции, освобожденные от обложения НДС на основании п.п. 197.1.2 НКУ или

• как операции, не являющиеся объектом налогообложения согласно п.п. 196.1.8 НКУ?

Для этого стоит внимательно пересмотреть упомянутые нормы НКУ и определить, на кого они распространяются и при каких условиях применяются.

Так, в соответствии с п.п. 197.1.2 НКУ освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями, в том числе обучению аспирантов и докторантов, учебными заведениями, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также услуг по воспитанию и обучению детей в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств и услуг по проживанию учащихся или студентов в общежитиях.

К таким услугам, в частности, относятся услуги по воспитанию и обучению детей, поставляемых детскими музыкальными и художественными школами, школами искусств, домами культуры (игра на музыкальных инструментах, хореография, изобразительное искусство, кружки (факультативы) иностранных языков, компьютерного обучения).

Итак, указанные операции освобождены от НДС при условии выполнения таких условий:

• услуги связаны с воспитанием и обучением детей;

• услуги предоставляют детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома культуры (игра на музыкальных инструментах, хореография, изобразительное искусство, кружки (факультативы) иностранных языков, компьютерного обучения), спортивные школы и клубы.

По нашему мнению, в этой ситуации особое внимание стоит обратить на п.п. 196.1.8 НКУ.

Как определено в этом подпункте Кодекса, не являются объектом налогообложения операции по поставке внешкольным учебным заведением воспитанникам, учащимся и слушателям платных услуг в сфере внешкольного образования.

Выходит, что указанные операции не являются объектом обложения НДС при условии выполнения таких условий:

• предоставляются внешкольным учебным заведением;

• предоставляются как платные услуги в сфере внешкольного образования;

• предоставляются такие платные услуги воспитанникам, учащимся и слушателям.

Ввиду того, что п.п. 196.1.8 НКУ дает возможность применять указанную норму Кодекса большему количеству налогоплательщиков, определим, какие учебные заведения являются внешкольными.

Основным документом, в котором определены правовые, социально-экономические, а также организационные, образовательные и воспитательные принципы внешкольного образования, является Закон Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III (далее — Закон № 1841).

В соответствии со ст. 1 этого Закона внешкольное образование — совокупность знаний, умений и навыков, которые получают воспитанники, учащиеся и слушатели в заведениях внешкольного образования, других субъектах образовательной деятельности по программам внешкольного образования.

Также в этой статье Закона № 1841 определено, что относится к системе внешкольного образования. В частности, это образовательная подсистема, включающая:

• государственные, коммунальные, частные заведения внешкольного образования;

• другие заведения образования как центры внешкольного образования (заведения общего среднего образования независимо от подчинения, типов и форм собственности, в том числе школы социальной реабилитации, межшкольные учебно-производственные комбинаты, заведения профессионального (профессионально-технического) и профессионального предвысшего);

• кружки, секции, клубы, культурно-образовательные, спортивно-оздоровительные, научно-поисковые объединения на базе заведений общего среднего образования, учебно-производственных комбинатов, заведений профессионального (профессионально-технического) и профессионального предвысшего;

• клубы и объединения по месту жительства независимо от подчинения, типов и форм собственности;

• культурно-образовательные, физкультурно-оздоровительные, спортивные и другие заведения образования, учреждения;

• фонды, ассоциации, деятельность которых связана с функционированием внешкольного образования;

• соответствующие органы управления внешкольным образованием и научно-методические учреждения, другие субъекты образовательной деятельности, предоставляющие образовательные услуги в системе внешкольного образования.

В свою очередь, заведение внешкольного образования — это составляющая системы внешкольного образования, которая предоставляет знания, формируя умения и навыки по интересам, обеспечивает потребности личности в творческой самореализации и интеллектуальное, духовное и физическое развитие, подготовку к активной профессиональной и общественной деятельности, создает условия для социальной защиты и организации содержательного досуга в соответствии со способностями, дарованиями и состоянием здоровья воспитанников, учащихся и слушателей.

Конечно, приведенные определения не всегда дают возможность понять, относится то или иное заведение к внешкольному образованию. Как же выяснить это?

Советуем обратиться к Перечню типов внешкольных учебных заведений, утвержденному постановлением КМУ от 06.05.2001 г. № 433 во исполнение требований ст. 12 Закона № 1841 (ср. ).

Далее для удобства в таблице приведем, какие внешкольные учебные заведения могут пользоваться п.п. 196.1.8 НКУ (при условии выполнения требований, предусмотренных этим подпунктом).

Как видим, перечень внешкольных заведений, которые могут применять п.п. 196.1.8 НКУ, значительно шире, чем для тех заведений, которые могут пользоваться п.п. 197.1.2 НКУ. Поэтому отделу культуры необходимо самостоятельно определить, выполняются ли условия для применения п.п. 196.1.8 НКУ. В завершение советуем ознакомиться с Индивидуальной налоговой консультацией от 14.09.2018 г. № 4037/6/99-99-15-03-02-15/ІПК (см. «Об освобождении от обложения НДС образовательных услуг» этого номера журнала).

№ п/п

Перечень типов внешкольных учебных заведений

1

Детско-юношеские спортивные школы:

• комплексные детско-юношеские спортивные школы;

• детско-юношеские спортивные школы по видам спорта;

• детско-юношеские спортивные школы для лиц с инвалидностью;

• специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва;

• специализированные детско-юношеские спортивные школы для лиц с инвалидностью паралимпийского и дефлимпийского резерва

2

Клубы

• военно-патриотического воспитания;

• детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений)

3

Малая академия искусств (народных ремесел)

4

Малая академия наук учащейся молодежи

5

Оздоровительные заведения для детей и молодежи

• детско-юношеские лагеря (городки, комплексы): оздоровительные, загородные, профильные, труда и отдыха, санаторного типа, с дневным пребыванием;

• туристские базы

6

Начальные специализированные художественные учебные заведения

школы эстетического воспитания:

• музыкальные;

• художественные;

• хореографические;

• театральные;

• хора;

• искусств и другие

7

Центр, дворец, дом, клуб художественного творчества детей, юношества и молодежи, художественно-эстетического творчества учащейся молодежи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания

8

Центр, дом, клуб эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи, станция юных натуралистов

9

Центр, дом, клуб научно-технического творчества учащейся молодежи, станция юных техников

10

Центр, дом, клуб, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи, туристско-краеведческого творчества учащейся молодежи, станция юных туристов

11

Центры

военно-патриотического и других направлений внешкольного образования

12

Детская библиотека, детская флотилия моряков и речников, детский парк, детский стадион, детско-юношеская картинная галерея, детско-юношеская студия (хоровая, театральная, музыкальная, фольклорная и т. п.), комната школьника, курсы, студии, школы искусств, образовательно-культурные центры национальных меньшинств

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше