Темы статей
Выбрать темы

Планируем капремонт: рассматриваем нюансы закупки

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Капремонт других объектов включает: проведение капремонта помещений стоимостью 200 тыс. грн. и капремонт канализационной сети стоимостью 100 тыс. грн. Как правильно определить предмет закупки и провести процедуру закупки?

Для правильного решения этого вопроса в первую очередь обратимся к положениям Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII (далее — Закон № 922), в которых определены стоимостные пределы его применения заказчиками-бюджетниками для работ.

Так, в соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 2 Закона № 922 его применяют заказчики-бюджетники при условии, что стоимость предмета закупки работ равна или превышает 1,5 млн грн.

Почему мы говорим именно о работах? Потому что капремонт в понимании Закона № 922 является разновидностью работ.

Так, согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 работы — это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопроводительные работам услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, которые включаются в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимости самих работ.

Предмет закупки для работ определяют с учетом следующего.

Как предусмотрено в разд. ІІI Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454, заказчик определяет предмет закупки работ согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятых приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 05.07.2013 г. № 293 (далее — ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013), а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями второй — пятой цифр Национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Важно! ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 носит обязательный характер при определении стоимости строительства объектов, которые сооружаются за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Далее для правильного определения предмета закупки работ необходимо определить объект строительства, ведь именно по такому объекту определяют предмет закупки работ.

Следует отметить, что непосредственно в самом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 нет определения такого термина, как «объект строительства». Так, в разд. 3 ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 указано, что в этом госстандарте употребляются термины в соответствии с ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163 (далее — ДБН А.2.2-3-2014).

Согласно п. 3.12 разд. 3 ДБН А.2.2-3-2014 объект строительства — это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или их части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

Для того чтобы разобраться с правильностью определения предмета закупки работ по объекту строительства, предлагаем далее, в таблице, рассмотреть определение каждого из понятий, которые включает в себя термин «объект строительства»:

Дом

Разновидность здания, предназначенного, как правило, для проживания и обслуживания людей

Пункт 3.3 ДБН А.2.2-3-2014

Здание

Разновидность сооружения, состоящего из несущих и ограждающих или соединенных (несуще-ограждающих) конструкций, которые образуют наземные или подземные помещения, предназначенные для жизнедеятельности людей и производства продукции

Пункт 3.1 ДБН А.2.2-3-2014

Сооружение

Искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект, имеющий естественные или искусственные пространственные границы, предназначенный для достижения определенных целей

Пункт 3.22 ДБН А.2.2-3-2014

Комплекс (строение)

Совокупность домов, зданий, сооружений любого назначения, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, объединенных целевым назначением, возведение которых осуществляется, как правило, по единой проектной документации

Пункт 3.8 ДБН А.2.2-3-2014

Определение предмета закупки работ по каждому объекту строительства — это очень важный момент, поскольку, как было указано выше, именно по каждому из таких объектов и определяют предмет закупки работ. Итак, в этой ситуации нужно разобраться: стоит ли плюсовать стоимость капремонтов помещений и канализационной сети или нет. Именно от этого зависит, будет это один предмет закупки или же это будут два разных предмета закупки. Имейте в виду, что к объекту строительства нормотворец также отнес и части таких объектов.

Важно! Капремонт здания — это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планирования здания и благоустройства территории без изменения строительных габаритов объекта.

Капремонт предусматривает приостановку на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности).

Кроме того, к объекту строительства отнесен линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры, а именно: наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии и т. п. (п. 3.9 ДБН А.2.2-3-2014). При этом, как видим, к такому объекту строительства, как линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры, не отнесены внутренние линейные объекты для перемещения веществ/продуктов, например внутридомовая канализационная сеть.

В каком документе определены требования к строительству системы канализации?

В этом вопросе основным документом является ДБН В.2.5.-64:2012 «Внутренний водопровод и канализация. Часть І. Проектирование. Часть II. Строительство», утвержденный приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 31.10.2012 г. № 553 (ср. ). В нем установлены требования по проектированию и строительству систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения, канализации и водостоков при новом строительстве, реконструкции, реставрации, техническому переоснащению и капремонту зданий (сооружений) и помещений разного назначения.

С этими ДБН можно ознакомиться по ссылке:

http://dbn.co.ua/load/normativy/dbn/ 1-1-0-1059.

Внимание!

В соответствии с п. 3.16 ДБН В.2.5-64:2012 внутренняя канализация — это система трубопроводов и устройств в границах внешнего контура стен дома, здания или сооружения,ограниченная выпусками до первого смотрового колодца.

Что касается системы внешней канализации, то эти вопросы регулируют другие строительные нормы. Это ДБН В.2.5-75:2013 «Канализация. Внешние сети и сооружения. Основные положения проектирования», утвержденные приказами Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 08.04.2013 г. № 134 и от 28.08.2013 г. № 410.

В частности, эти ДБН распространяются на проектирование внешних сетей и сооружений водоотведения и очистки хозяйственно-бытовых, производственных, поверхностных сточных вод населенных пунктов, объектов промышленности и других объектов. С ними можно ознакомиться по ссылке:

http://dbn.co.ua/load/normativy/dbn/ 1-1-0-1045.

Таким образом, для правильного определения предмета закупки работ нужно принять во внимание такие моменты:

1. Предмет закупки работ определяют по объекту строительства. То есть отдельно работы по дому, отдельно — по линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры.

2. Установленный в ч. 1 ст. 2 Закона № 922 стоимостный предел для закупки работ применяют к объекту строительства в целом. При этом определяют стоимость закупки той или иной работы в соответствии с общей суммой, указанной в объектной смете (объектном сметном расчете), а не отдельно в локальных сметах (локальных сметных расчетах).

То есть стоимость всех видов работ, которые необходимо выполнить по одному объекту строительства, суммируют. В случае если определенная сумма превышает стоимостные пределы, установленные в Законе № 922, принимают решение о проведении процедуры закупки.

Поскольку в нашем случае не конкретизировано, какую необходимо отремонтировать канализационную сеть: либо внутреннюю в доме, либо внешнюю, рассмотрим разные варианты.

Вариант 1

В случае необходимости отремонтировать внутреннюю канализационную сеть суммируем стоимость работ по капремонту помещений дома и стоимость работ по капремонту канализационной сети в этом доме. То есть в этом случае капремонт помещений здания и капремонт канализационной сети в этом доме — это один предмет закупки.

Если общая стоимость таких работ по капремонту менее 1,5 млн грн., то заказчик может заключить прямой договор для закупки таких работ по капремонту или провести «допороговую» закупку через Prozorro. Напомним, что вопросы осуществления таких закупок прописаны в приказе ГП «Внешнеторгиздат» от 13.04.2016 г. № 35 (с изменениями).

Также помним: такая закупка в первую очередь должна быть запланирована в приложении к годовому плану закупки.

Вариант 2

Если заказчику необходимо отремонтировать внешнюю канализационную сеть, то это будет отдельный объект строительства в понимании указанных выше нормативных документов, а значит, и другой предмет закупки. В этом случае заказчику необходимо заключить два отдельных договора. При этом открытые торги также не проводят, поскольку ожидаемая стоимость каждого из предметов закупок (капремонт помещений здания и капремонт канализации) не превышает 1,5 млн грн.

В таком случае эти закупки также следует сначала запланировать в приложении к годовому плану закупок, а потом уже заключать либо прямые договоры, либо перед заключением договора провести «допороговую» закупку в Prozorro.

И в завершение добавим, что если ожидаемая стоимость предмета закупки работ по капремонту либо помещения, либо внешней канализационной сети равна или превышает стоимостный предел применения Закона № 922 (1,5 млн грн.), то заказчик должен запланировать такую закупку в годовом плане закупок и провести открытые торги согласно Закону № 922.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше