Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо по поводу некоторых вопросов оплаты труда и в пределах компетенции сообщает.
Согласно статье 8 Закона Украины «Об оплате труда» (далее — Закон) условия и размеры оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.
Условия оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (далее — постановление № 1298).
Во исполнение пункта 6 постановления № 1298 министерствами и другими центральными органами исполнительной власти были разработаны и утверждены конкретные условия оплаты труда и размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников подведомственных бюджетных учреждений, заведений и организаций в соответствии с Единой тарифной сеткой с учетом сложности, ответственности и специфики их работы.
Условия и размеры оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, в том числе постов, частей пожарной охраны, утверждены приказом Министерства внутренних дел Украины от 14.08.2015 г. № 975 «Об утверждении Условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям» (с изменениями), зарегистрированным в Минюсте под № 1062/27507 от 04.09.2015 г.
Согласно статье 15 Закона предприятия самостоятельно определяют в коллективном договоре формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями.
В соответствии со статьей 16 Закона на предприятиях и в организациях, которые находятся на хозрасчете и получают дотации из бюджета, организация оплаты труда осуществляется в соответствии со статьей 15 Закона, но в пределах определенных для них в установленном порядке сумм дотаций и собственных доходов с учетом условий, установленных Кабинетом Министров Украины.
Одновременно отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они носят информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новых правовых норм.
Директор Департамента А. Товстенко
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
Условия оплаты труда работников МПО: разъяснение от Минсоцполитики
Обычно лето дает нам заряд витаминов, хороший загар и отдых. Однако бывают и неприятные «подарки», как, например, повышенная пожарная опасность. Причем значительное количество пожаров приходится на сельскую местность. Ситуация усложняется еще и тем, что от подразделения государственной пожарно-спасательной части до некоторых населенных пунктов дорога неблизкая. К тому же состояние этой дороги оставляет желать лучшего. Поэтому в селах и поселках, где нет государственных или ведомственных пожарно-спасательных подразделений, сельские и поселковые советы по согласованию с Госслужбой Украины по чрезвычайным ситуациям (далее — ГСЧС) создают пожарно-спасательные подразделения для обеспечения местной пожарной охраны (далее — МПО). Это предусмотрено ч. 1 ст. 62 Кодекса гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI (далее — КГЗУ).
Порядок финансирования подразделений МПО прописан в ч. 2 и 3 ст. 62 КГЗУ. Так, финансирование и материально-техническое обеспечение таких подразделений осуществляются за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством. В случае, если в населенном пункте, расположенном на соответствующей территории и соединенном с другими населенными пунктами подъездными путями общего пользования, создано подразделение МПО, способное выполнять задания по назначению на территории населенных пунктов, где нет таких подразделений, в соответствующих местных бюджетах могут предусматриваться расходы на материально-техническое обеспечение таких подразделений.
Заметим, что согласно п.п. 4 ч. 2 ст. 19 КГЗУ органы местного самоуправления (далее — ОМС) разрабатывают и обеспечивают реализацию программ и планов мероприятий в сфере гражданской защиты, в частности направленных на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращение их возникновения, обеспечение техногенной и пожарной безопасности. То есть городские и районные советы, советы объединенной территориальной громады также могут создавать подразделения МПО.
Порядок обеспечения местной пожарной охраны, права и обязанности работников подразделений определяются положением о местной пожарной охране, которое утверждается органом, ее создавшим, по согласованию с ГСЧС (ч. 4 ст. 62 КГЗУ). То есть ОМС, который создал подразделение МПО, должен разработать соответствующее положение о МПО.
До начала 2016 года действовало Положение о местной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 24.02.2003 г. № 202. Сейчас пример такого положения можно взять непосредственно в ГСЧС, то есть на ее официальном сайте*. Из Методических рекомендаций для органов местного самоуправления относительно организации и обеспечения пожарной безопасности на территории объединенных территориальных громад следует, что подразделение МПО может создаваться как в форме коммунального предприятия (учреждения, организации), так и в форме структурного подразделения ОМС.
* http://www.dsns.gov.ua/ua/DSNS.html.
Следует внести ясность. Согласно п.п. 3.4.5 приказа Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении национальных стандартов Украины, государственных классификаторов Украины, национальных изменений в межгосударственные стандарты, внесении изменения в приказ Госпотребстандарта Украины от 31 марта 2004 г. № 59 и отмене нормативных документов» от 28.05.2004 г. № 97 существует понятие «коммунальная организация (учреждение, заведение)», которая создается компетентным ОМС в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления. Также на основе обособленной части коммунальной собственности ОМС может создать коммунальное предприятие (ч. 1 ст. 78 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV).
Следовательно, нужно разделять «коммунальное заведение (учреждение, организация)» и «коммунальное предприятие».
То есть местное подразделение МПО можно организовать в три варианта:
• коммунальное заведение (учреждение, организация);
• коммунальное предприятие;
• обособленное подразделение ОМС.
И если с организацией более-менее понятно, то с оплатой непростой работы работников МПО не совсем. Именно в этом вопросе будем разбираться с помощью Минсоцполитики, которую они предоставили в комментируемом письме.
Дело в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 126 КГЗУ оплата труда работников, обеспечивающих ведомственную и местную пожарную охрану, осуществляется в соответствии с законодательством. Достаточно сложно понять, что под этим имеется в виду, ведь никакого специального нормативного документа относительно установления должностных окладов работникам подразделений МПО нет.
В свою очередь, приказом МВД от 14.08.2015 г. № 975 утверждены Условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (далее — Условия № 975). При этом указанные Условия касаются работников бюджетных учреждений, заведений и организаций ГСЧС. Местная пожарная охрана, местные пожарные команды в составе МПО, пожарно-спасательного подразделения подчиняются местным органам исполнительной власти и ОМС, а не ГСЧС. О том, что Условия № 975 распространяются на подразделения МПО, в документе не сказано ни слова.
Что же делать? Какой нормативный документ использовать при оплате труда членов подразделений МПО? Вот что предлагает Минсоцполитики.
МПО как коммунальное заведение
Подразделение МПО, созданное в форме коммунального заведения (учреждения, организации), финансируется за счет бюджетных средств. В этом случае следует руководствоваться ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда), в соответствии с которым условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины.
Таким документом является постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298 (ср. ). При этом согласно п. 6 этого постановления министерства и другие центральные органы исполнительной власти должны были разработать и утвердить по согласованию с Минсоцполитики и Минфином конкретные условия оплаты труда и размеры должностных окладов (ставок заработной платы) работников подведомственных бюджетных учреждений, заведений и организаций в соответствии с Единой тарифной сеткой с учетом сложности, ответственности и специфики их работы.
Далее в этом контексте специалисты Минсоцполитики указывают на Условия № 975. Следовательно, это можно расценивать как согласие на использование Условий № 975 для оплаты труда членов подразделений МПО, созданных в форме коммунального заведения.
МПО как коммунальное предприятие
В отличие от коммунального заведения, расходы, связанные с функционированием коммунального предприятия, должны осуществляться за счет поступлений от хозяйственной деятельности такого предприятия.
Для коммунальных предприятий в местных бюджетах могут предусматриваться средства, в частности, на пополнение уставного капитала, то есть на развитие предприятия (п. 3 ч. 2 ст. 71 БКУ), реализацию мероприятий, предусмотренных программами, которые утверждены местными советами (п. 21 ч. 1 ст. 91 БКУ). Но в целом такое подразделение МПО будет финансироваться за счет собственной прибыли, полученной, главным образом, от предоставления платных услуг. Однако помните, что выполнять свое главное задание — защищать, предотвращать и ликвидировать чрезвычайные ситуации, в частности пожары, такое предприятие должно безвозмездно для населения.
В соответствии со ст. 15 и 16 Закона об оплате труда предприятия самостоятельно в коллективном договоре определяют формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным, отраслевыми (межотраслевыми) и территориальными соглашениями. При этом предприятия, которые находятся на хозрасчете и получают дотации из бюджета, должны действовать в пределах определенных для них в установленном порядке сумм дотаций и собственных доходов.
А значит, на подразделение МПО, созданное в форме коммунального предприятия, не распространяются нормы Условий № 975. Конкретные условия оплаты труда устанавливаются в коллективном договоре. При этом не запрещено использовать нормы Условий № 975.
МПО как обособленное подразделение ОМС
Что касается МПО, которая является обособленным подразделением ОМС, специалисты Минсоцполитики воздержались от комментариев. И понятно почему.
Так, в штатном расписании ОМС обычно предусматриваются следующие категории должностей: должностные лица, служащие и рабочие. Условия оплаты труда для таких работников определены постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 и приказом Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.
Однако основным заданием работников МПО является не обслуживание ОМС, а реализация своих полномочий относительно защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и предотвращения их возникновения. Поэтому принимать их на работу как должностных лиц или служащих нецелесообразно. А следовательно, такой вариант организации МПО, как обособленное подразделение ОМС, вызывает еще больше вопросов относительно трудоустройства и оплаты труда его работников.
Поэтому все же советуем применять один из вышеуказанных вариантов организационной формы МПО, которые «признает» Минсоцполитики.
Екатерина ЖИЛЕНКО, экономист-аналитик