Темы статей
Выбрать темы

Военные сборы: оплачиваем и учитываем

Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда, Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Работника бюджетного учреждения призвали на военные сборы. Случается… Более того, такие ситуации не редкость. И главное правило, очевидно, хорошо известно всем: на период отсутствия такого работника за ним сохраняются место работы, должность и средняя заработная плата. А вот порядок расчета средней заработной платы, нюансы оплаты периода сборов и учета таких операций вызывают вопросы. Об этом и не только — в нашей статье.

В случае призыва работника на военные учебные сборы за ним на весь период сборов, включая время проезда к месту проведения сборов и обратно, сохраняют место работы, должность и среднюю зарплату. Такие гарантии работникам-солдатам закреплены в ст. 119 КЗоТ и ч. 11 ст. 29 Закона № 2232. Кроме этого, важным нюансом для работодателя является выплата среднего заработка за весь период сборов за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ.

Какими же конкретно должны быть действия бухгалтера в случае, если работника призвали на военные сборы? Конечно, ему необходимо:

• рассчитать среднюю зарплату и оплатить период сборов;

• провести налогообложение этих сумм;

• отразить начисление среднего заработка в зарплатной отчетности;

• получить компенсацию понесенных расходов из бюджета;

• отразить эти операции на счетах бухучета, в формах финансовой и бюджетной отчетности.

Как это сделать правильно и какие могут быть нюансы при этом, рассмотрим далее.

Оплачиваем время пребывания на сборах

Учитывая необходимость сохранения за работником, призванным на сборы, не только места работы и должности, но и среднего заработка, вам придется его рассчитать и начислить. Основанием для начисления будет приказ об освобождении от работы на время прохождения сборов.

Прежде всего нужно рассчитать среднедневную (среднечасовую) зарплату и определить количество дней (часов), пропущенных работником в связи с военными сборами. Как? Легко и просто. Согласно п.п. «ї» п. 1 Порядка № 100.

Алгоритм расчета оплаты периода сборов приведен ниже.

img 1

Напомним: в общем случае расчетным периодом являются два последних месяца, предшествующие событию, с которым связана выплата. Заработную плату за этот период (ЗП) необходимо разделить на количество отработанных дней (часов) в расчетном периоде (Д(Ч)отраб):

ЗПср = ЗП : Д(Ч)отраб.

Затем полученную среднедневную (среднечасовую) заработную плату (ЗПср) умножаем на количество дней (часов) военных сборов, приходящихся на рабочие дни (часы) по графику работы такого работника (Д(Ч)пропущ):

ВС = ЗПср х Д(Ч)пропущ.

Таким образом, мы определяем сумму выплаты за период военных сборов (ВС). Порядок расчета средней зарплаты в этом случае такой же, как при исчислении среднего заработка для оплаты периода мобилизации, командировки и т. п.

А как быть, если в течение последних двух месяцев работник не работал (например, болел или находился в отпуске)? А если на военные сборы призвали вновь принятого работника? Как в этом случае определить среднюю зарплату? Подсказки вы найдете в таблице ниже.

Примеры расчета средней зарплаты для оплаты дней военных сборов (например, работник призван на военные сборы с 16 по 30 августа 2018 года)

Ситуация

Правила определения расчетного периода

1. Работник отработал более двух календарных месяцев

При расчете берут последние два календарных месяца работы, предшествующие месяцу, в котором работника призвали на военные сборы (абз. 3 п. 2 Порядка № 100)

Пример 1. За июнь-июль 2018 года работник отработал 42 дня (20июнь + 22июль). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за каждый месяц.

В расчетный период включаем последние два календарных месяца работы (то есть с 01.06.2018 г. по 31.07.2018 г.). Средняя зарплата составляет: (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 42 р. дн. = 177,29 грн.

2. В течение последних двух календарных месяцев перед месяцем, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал (болел, находился в отпуске)

Если в течение последних двух календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором работника призвали на военные сборы, он не работал, расчетным периодом будут предыдущие два месяца работы (абз. 4 п. 2 Порядка № 100)

Пример 2. В июне-июле 2018 года работник болел. За апрель-май 2018 года он отработал 40 дней (20апрель + 20май). Ему начислена зарплата по 3723,00 грн. за месяц.

Среднюю зарплату рассчитываете исходя из выплат за предыдущие два месяца работы (апрель и май 2018 года): (3723,00 грн. + 3723,00 грн.) : 40 р. дн. = 186,15 грн.

3. Работник отработал менее 2 календарных месяцев

Расчетный период равен фактически отработанному времени (абз. 3 п. 2 Порядка № 100)

Пример 3. Работник принят на работу 11 июля 2018 года. Зарплата за отработанные дни в июле (15 рабочих дней) составляет 2538,41 грн., а за отработанные дни в августе (11 рабочих дней) — 1861,50 грн.

Среднюю зарплату для оплаты времени на период военных сборов исчисляем исходя из выплат за фактически отработанное время (то есть с 11.07.2018 г. по 15.08.2018 г.):

(2538,41 грн. + 1861,50 грн.) : (15 р. дн.июль + 11 р. дн.август) = 169,23 грн.

4. В течение последних двух месяцев работник часть месяца не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и находился в отпуске)

Из расчетного периода исключается время, в течение которого работник согласно действующему законодательству или по другим уважительным причинам не работал и за ним не сохранялся заработок или сохранялся частично* (абз. 6 п. 2 Порядка № 100)

* К такому времени относят и время простоя не по вине работника (письма Минтруда от 24.04.2009 г. № 247/13/8409 и от 20.12.2007 г. № 929/13/84-07).

Пример 4. За июнь-июль 2017 года работник отработал 7 дней (оформлен простой не по вине работника на период с 1 июня по 20 июля включительно). Зарплата за отработанные дни в июле (7 рабочих дней) составляет 1184,59 грн., оплата дней простоя: в июне (2/3 ставки) — 1926,67 грн.; в июле (2/3 ставки за 15 рабочих дней) — 1313,64 грн.

Дни простоя не по вине работника необходимо исключить из расчетного периода. Оплату за эти дни (в размере 2/3 тарифной ставки) не учитываем при расчете среднего заработка.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 1184,59 грн. : 7 р. дн.июль = 169,23 грн.

5. В течение последних 4 месяцев не работал по уважительным причинам (был в простое, болел и/или находился в отпуске)

Расчет осуществляем исходя из установленных работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100). При этом расчетный период (последние два календарных месяца) используем для определения среднемесячного количества рабочих дней

Пример 5. В июне-июле 2018 года работник болел, в апреле-мае 2018 года — находился в отпуске. Месячный должностной оклад по состоянию на август 2018 года составляет 4264,00 грн.

В расчет берем должностной оклад, установленный на месяц сборов (4264,00 грн.), и количество рабочих дней за последние два месяца по графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода сборов исчисляете так:

(4264,00 грн. + 4264,00 грн.) : (20 р. дн.июнь + 22 р. дн.июль) = 203,05 грн.

6. Работника призвали на военные сборы в его первый рабочий день

Расчет осуществляем исходя из установленной работнику тарифной ставки, должностного оклада (абз. 4 п. 2 Порядка № 100). Расчетного периода у работника нет. Поэтому оклад (ставку) делим на количество рабочих дней месяца, в котором работник должен был приступить к работе и в котором его призвали на военные сборы*

* См. также письмо Минсоцполитики от 11.08.2014 г. № 1146/13/84-14.

Пример 6. Согласно приказу о приеме на работу (издан 13.08.2018 г.) первый рабочий день работника — 16.08.2018 г. В этот же день работник должен явиться за повесткой в связи с военными сборами. Месячный должностной оклад работника составляет 4320 грн.

Учитываем должностной оклад, установленный работнику (4320,00 грн.), и количество рабочих дней за август согласно графику работы учреждения.

Среднюю зарплату для оплаты периода военных сборов исчисляем так: 4320,00 грн. : 22 р. дн.август = 196,36 грн.

А какие выплаты участвуют в расчете «средней»? Их перечень приведен в п. 3 Порядка № 100. Это основная зарплата, доплаты и надбавки, производственные премии и т. п. Зато не участвуют в расчете средней заработной платы выплаты, перечисленные в п. 4 Порядка № 100. Также при исчислении «средней» не учитывают выплаты, начисленные за время, в течение которого сохранялся средний заработок работника (за время выполнения государственных и общественных обязанностей, ежегодного и дополнительного отпуска, командировки и т. п.), и начисленные в связи с временной нетрудоспособностью (абз. 2 п. 4 Порядка № 100). Все выплаты включаем в расчет среднедневной заработной платы в том размере, в котором они были начислены.

Исключения (см. абз. 1 и 2 п. 3 Порядка № 100):

квартальные премии, а также премии, начисленные за более длительный промежуток времени. Их включают в заработок в части, соответствующей количеству месяцев в расчетном периоде;

разовое вознаграждение по итогам работы за год и выслугу лет, начисленное в текущем году за предыдущий календарный год. Его сумму распределяют, добавляя к заработку за каждый месяц расчетного периода в размере 1/12 вознаграждения. При этом обратите внимание: если разовое вознаграждение по итогам работы за год и за выслугу лет было начислено в текущем году за текущий календарный год, то оно вообще не участвует в расчете среднедневной зарплаты;

премии (месячные, квартальные и т. п.), вознаграждения и другие поощрительные выплаты, если рабочие дни в расчетном периоде отработаны не полностью. В этом случае такие выплаты учитывают пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде.

И еще один важный момент относительно включения выплат в расчет «средней»: только премии включают в зарплату того месяца, на который они приходятся согласно расчетной ведомости. Все остальные выплаты следует учитывать в тех месяцах, за которые они были начислены (см. письмо Минсоцполитики от 09.12.2011 г. № 1105/13/81-11).

Итак, при расчете средней зарплаты для определения суммы «военных» выплат доначисленную и/или сторнированную зарплату относим к тем месяцам, за которые проводилась корректировка (в которых были допущены ошибки).

Также следует помнить о необходимости придерживаться требований п. 10 Порядка № 100. Этой нормой установлена обязанность проводить корректировку средней зарплаты, если в расчетном периоде повышались тарифные ставки (оклады).

А как быть, если начало и окончание сборов приходятся на разные месяцы? В таком случае среднедневную (среднечасовую) зарплату рассчитываете один раз. Ежемесячно ее пересчитывать не надо. Но если в периоде, за который сохраняется средний заработок, в учреждении повышались тарифные ставки (оклады), то среднедневную (среднечасовую) зарплату нужно откорректировать на коэффициент повышения.

Важно!

При направлении работника на сборы предусмотрен специальный механизм выплаты среднего заработка.

В частности, перед отъездом ему необходимо выплатить зарплату за отработанное время до дня прекращения работы в связи с отъездом на военные сборы. Кроме того, ему следует выплатить среднюю зарплату за первые полмесяца сборов, так сказать, «авансом». За остальное время пребывания на сборах выплату заработной платы проводят в обычные сроки, установленные коллективным договором. Это предусмотрено п. 8 Инструкции № 80.

А теперь поговорим о возмещении среднего заработка работников, призванных на сборы.

Оформляем компенсацию среднего заработка за период сборов

Выплата средней зарплаты военнообязанным за весь период сборов и резервистам за время выполнения ими обязанностей службы в военном резерве осуществляется за счет бюджетных средств в порядке, установленном КМУ (ч. 13 ст. 29 Закона № 2232). Такой порядок утвержден постановлением КМУ от 23.11.2006 г. № 1644.

Пунктом 2 этого постановления установлено, что выплата среднего заработка военнообязанным (в том числе резервистам, призванным на сборы) проводится за счет средств учреждений и организаций, в которых работают призванные на сборы граждане. В дальнейшем эти расходы будут возмещены за счет средств, предусмотренных в госбюджете на содержание Минобороны и других центральных органов исполнительной власти, которые в соответствии с законом осуществляют руководство воинскими формированиями.

Отсюда следует, что военнообязанных и резервистов могут призвать на военные сборы в ряды не только Вооруженных Сил Украины (ВСУ), но и других воинских формирований, например в Национальную гвардию. Кстати, для военнообязанных-нацгвардейцев действует своя Инструкция № 856 (ср. ). Она регулирует вопросы выплаты денежного обеспечения и поощрений, в том числе и призванных на сборы. В целом ее нормы во многом схожи с нормами Инструкции № 80.

Итак, работодатель выплачивает работнику средний заработок за счет своих средств, но потом эти расходы ему возмещают. Причем работодатель получает компенсацию всех расходов, связанных с выплатой среднего заработка, в том числе и начисленного ЕСВ.

Порядок выплаты и компенсации средней заработной платы за период военных сборов схематически можно изобразить так:

img 2

В зависимости от подчинения воинского формирования, в котором проводились сборы, источник возмещения будет разным.
Если сборы проходят в ВСУ, то для возмещения расходов необходимо подать счета в военкомат, в котором находятся на учете работники учреждения. После акцепта счета передают в финансово-хозяйственный отдел военкомата для оплаты (п. 12 Инструкции № 80). К счетам прилагают ведомости на выплату средней заработной платы, начисленной военнообязанным, призванным на сборы, по форме, приведенной в абз. 2 п. 12 Инструкции № 80. В ведомостях приводят такую информацию:

• фамилию, имя и отчество работника;

• среднюю зарплату за месяц;

• период пребывания на сборах;

• сумму расходов, подлежащую возмещению за период пребывания на сборах (в том числе ЕСВ).

Если сборы проходят в Нацгвардии, то для возмещения расходов на выплату среднего заработка работодатель также подает счета на оплату вместе с ведомостью на выплату средней зарплаты, начисленной военнообязанным, призванным на сборы (п. 5 Инструкции № 856). Форма такой ведомости приведена в приложении к этой Инструкции, и она более усовершенствована по сравнению с ведомостью для ВСУ. В ней расписана как сумма среднего заработка за период сборов, так и ЕСВ, начисленного на него.

Это все нюансы, связанные с оплатой работникам времени их пребывания на военных сборах. Как видите, ничего сложного.

Далее речь пойдет о порядке отражения таких операций на счетах бухучета.

Показываем оплату военных сборов и получение компенсации в бухучете

Собственно, с чем могут возникнуть сложности? Скорее всего, с отражением в учете компенсации расходов учреждения на выплату среднего заработка работнику за период военных сборов. Ведь начисление заработной платы, проведение удержаний и выплату работнику показываем, как всегда. То есть при этом руководствуемся нормами пп. 8.1, 8.3, 8.8 и 8.9 Типовой корреспонденции.

А вот как правильно показать в учете возмещение расходов учреждения на оплату военных сборов — это действительно вопрос. Нужно ли в таком случае применять субсчет 6414 «Расчеты по специальным видам платежей» по аналогии с учетом компенсаций гражданам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы? А может, при получении возмещения следует откорректировать (сторнировать) учетные записи по начислению и выплате заработной платы работнику за период сборов? Ни то, ни другое. Первый вариант не подходит, потому что начисление компенсаций и выплат пострадавшим от Чернобыльской катастрофы проводится без отражения расходов учреждения. В соответствии с п. 8.14 Типовой корреспонденции при этом делают запись: Дт 6414 — Кт 6511. Тогда как законодательство требует осуществлять выплату среднего заработка военнообязанным за счет средств работодателя с дальнейшей компенсацией этих расходов. Соответственно, при начислении таких выплат мы должны показать расходы учреждения (Дт 8011 — Кт 6511).

Второй вариант со сторнированием учетных записей тоже не самый лучший. Он не отражает суть этой операции. В начислении среднего заработка работнику за период военных сборов никакой ошибки нет. А значит, и исправлять нечего.

В случае компенсации расходов учреждения на оплату военных сборов мы имеем дело с восстановлением кассовых расходов.

Подробно о порядке отражения операций по восстановлению кассовых расходов вы можете прочитать в консультации «Зарплатный бумеранг»: оформляем и отражаем в учете» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 27).

Напомним лишь ключевые моменты. Так, средства, полученные на восстановление кассовых расходов, зачисляем по тем КЭКР, по которым были осуществлены такие расходы в предыдущих отчетных периодах в пределах одного бюджетного периода. Поэтому в случае получения компенсации от военкомата проводим восстановление кассовых расходов:

• по КЭКР 2111 «Заработная плата» — на сумму начисленной заработной платы за период сборов;

• по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» — на сумму начисленного ЕСВ.

Средства, полученные как компенсация расходов учреждения на оплату военных сборов, в дальнейшем направляем на оплату труда работников и осуществление начислений на фонд оплаты труда.

По общему правилу суммы возмещений попадают на регистрационный счет по КЭКР 0000. Поэтому для зачисления этих поступлений по соответствующим КЭКР необходимо оформить и подать в Госказначейскую службу платежные поручения (по каждому КЭКР отдельно).

Теперь что касается отражения этих операций на счетах бухучета.

Решающее значение здесь имеет период осуществления расходов и получения возмещения. В частности:

• если начисление оплаты военных сборов и возмещение расходов были проведены в пределах одного отчетного квартала (года) — кредитуем счет расходов (Кт 8011, 8012);

• если начисление и выплата среднего заработка военнообязанному были осуществлены в одном отчетном квартале (году), а компенсация получена в другом — корректируем финрезультат соответствующего отчетного периода (Кт 5511, 5512).

А чтобы окончательно разобраться с порядком учета операций по оплате военных сборов, рассмотрим условный пример.

Пример. Один из работников учреждения призван на военные сборы с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г. включительно. Работник предоставил в отдел кадров копию повестки районного военкомата. На основании этого был оформлен приказ руководителя об освобождении работника от работы на время прохождения сборов.

Согласно данным отдела кадров работник отработал более двух месяцев. За апрель 2018 года им было отработано 20 рабочих дней, а за май — 21 рабочий день. Сумма начисленной заработной платы за апрель составляет 4076,00 грн., а за май — 4395,00 грн.

На основании этих данных бухгалтер провел расчет средней заработной платы военнообязанного работника:

Среднедневная заработная плата составляет 206,61 грн. ((4076,00 грн. + 4395,00 грн.) : (20 р. дн. + 21 р. дн.));

Сумма оплаты за период военных сборов — 2272,71 грн. (206,61 грн. х 11 р. дн.).

Кроме того, работнику была начислена заработная плата за фактически отработанное время в июне до дня его выбытия на военные сборы (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.) в сумме 1674,28 грн.

Для наглядности суммы начисленной заработной платы, ЕСВ и удержаний из нее приведем в таблице:

Вид начислений (удержаний)

За фактически отработанное время (с 01.06.2018 г. по 12.06.2018 г.)

За период военных сборов (с 13.06.2018 г. по 27.06.2018 г.)

Итого (2 + 3)

1

2

3

4

Начислены:

• заработная плата, грн.

1674,28

2272,71

3946,99

• ЕСВ (22 %), грн.

368,34

500,00

868,34

Итого начислено

2042,62

2772,71

4815,33

Удержаны:

• НДФЛ (18 %), грн.

301,37

409,09

710,46

• ВС (1,5 %), грн.

25,11

34,09

59,20

Итого удержано

326,48

443,18

769,66

Сумма к выплате, грн.

1347,80

1829,53

3177,33

12.06.2018 г. были перечислены заработная плата за фактически отработанное время и средний заработок за период военных сборов на карточный счет работника.

С целью получения возмещения расходов учреждения на оплату военных сборов в военкомат подан счет и ведомости на выплату средней заработной платы.

Военкомат перечислил средства на регистрационный счет учреждения для возмещения расходов, связанных с выплатой среднего заработка призванному работнику, в сумме 2772,71 грн.

Вариант А. Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 27.06.2018 г.

Вариант Б. Согласно выписке банка компенсация от военкомата поступила на счет учреждения 09.07.2018 г.

Для восстановления кассовых расходов по КЭКР 2111 и 2120 были оформлены и поданы в Госказначейскую службу два платежных поручения.

В регистрах бухучета эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,

грн.

№ мемориального ордера

дебет

кредит

Июнь 2018 года

1

Получены ассигнования на оплату труда

2313

7011

4815,33

2

2

Начислена заработная плата работнику за фактически отработанное время и за период военных сборов

8011

6511

3946,99

5

3

Начислен ЕСВ

8012

6313

868,34

5

4

Удержаны из заработной платы НДФЛ и ВС

6511

6311

769,66

5

5

Выплачена заработная плата (за фактически отработанное время и за период военных сборов) путем перечисления средств на карточный счет работника

6511

2313

3177,33

2, 5

Одновременно перечислены НДФЛ и ВС в бюджет

6311

2313

769,66

2, 5

6

Перечислен ЕСВ в Пенсионный фонд

6313

2313

868,34

2, 5

Вариант А

Июнь 2018 года

7

Поступили средства на счет учреждения как компенсация расходов на выплату заработной платы работнику за период военных сборов

2313

2117

2772,71

2, 5

8

Отражено восстановление фактических расходов в связи с получением компенсации от военкомата:

• на сумму среднего заработка работника за период военных сборов

2117

8011

2272,71

4

• на сумму начисленного ЕСВ

2117

8012

500,00

4

9

Закрытие счетов доходов в конце отчетного квартала

7011

5511

4815,33

17*

10

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала (4815,33 грн. - 2772,71 грн.)

5511

8011, 8012

2042,62

17*

Вариант Б

Июнь 2018 года

7

Закрытие счетов доходов в конце отчетного квартала

7011

5511

4815,33

17*

8

Закрытие счетов расходов в конце отчетного квартала

5511

8011, 8012

4815,33

17*

Июль 2018 года

9

Поступили средства на счет учреждения как компенсация расходов на выплату заработной платы работнику за период военных сборов

2313

2117

2772,71

2, 4

10

Отражена корректировка финансового результата предыдущего отчетного квартала в связи с получением компенсации от военкомата

2117

5511

2772,71

4, 17*

* Для отражения операций, не фиксируемых в мемориальных ордерах № 1 — 16, следует применять мемориальный ордер № 17 по форме, утвержденной приказом Минфина от 08.09.2017 г. № 755.

И в конце несколько слов об отражении таких операций в бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств. Так, полученные в течение отчетного периода средства на восстановление кассовых расходов мы отражаем в отчетности как уменьшение расходов по тому же КЭКР, по которому они были осуществлены. При этом в формах отчетности показываем кассовые расходы за минусом сумм, поступивших на их восстановление в течение текущего года. На это указывает п. 11 разд. I Порядка № 44.

Итак, порядок учета расходов, связанных с выплатой заработной платы военнообязанным за период сборов, и их возмещения имеет несколько особенностей. Однако ничего сложного в этом нет, а значит, учет этих операций не принесет вам лишних хлопот.

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 2232Закон Украины «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.92 г. № 2232-ХII.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Инструкция № 80Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам, утвержденная приказом Минобороны от 12.03.2007 г. № 80.

Инструкция № 856Инструкция об условиях выплаты денежного обеспечения и поощрения военнообязанных и резервистов, денежной выплаты резервистам Национальной гвардии Украины, утвержденная приказом МВД от 14.07.2015 г. № 856.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Порядок № 44Порядок составления бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, отчетности фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше