Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в заведениях высшего образования

Кабинет Министров Украины
Постановление от 10.07.2019 г. № 635

Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях высшего образования (прилагается).

Премьер-министр Украины В. Гройсман

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 10.07.2019 г. № 635

Порядок организации инклюзивного обучения в заведениях высшего образования

1. Этот Порядок определяет организационные принципы инклюзивного обучения в заведениях высшего образования независимо от формы собственности и подчинения с целью реализации права лиц с особыми образовательными потребностями на получение качественного высшего образования с учетом потребностей и возможностей таких лиц.

2. В этом Порядке термины употребляются в таком значении:

получатели образования с особыми образовательными потребностями — лица с особыми образовательными потребностями, которые получают образование в заведениях высшего образования;

инклюзивная группа — группа в заведении высшего образования, где наряду с другими получателями образования обучаются одно или больше лиц с особыми образовательными потребностями.

Другие термины употребляются в значении, приведенном в Законах Украины «Об образовании», «О высшем образовании».

3. Заведения высшего образования предоставляют образовательные услуги получателям образования на равной основе, без дискриминации, независимо от возраста, гражданства, места жительства, цвета кожи, социального и имущественного состояния, национальности, языка, происхождения, состояния здоровья, отношения к религии, наличия судимости, а также от других обстоятельств с применением личностно ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности всех получателей образования, рекомендаций индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии) и/или заключения о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка (при наличии), предоставляемого инклюзивно-ресурсным центром.

4. Организация образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями в заведениях высшего образования предусматривает:

создание инклюзивной образовательной среды;

применение принципов универсального дизайна в образовательном процессе;

приведение территории заведения высшего образования, зданий, сооружений и помещений в соответствие с требованиями государственных строительных норм, стандартов и правил. В случае, когда имеющиеся здания, сооружения и помещения заведений высшего образования невозможно полностью приспособить для потребностей лиц с инвалидностью, осуществляется их разумное приспособление с учетом универсального дизайна;

обеспечение получателей образования с особыми образовательными потребностями высших учебных заведений I — II уровня аккредитации государственной и коммунальной формы собственности необходимыми специальными средствами коррекции психофизического развития согласно типовому перечню, утвержденному МОН;

обеспечение необходимыми учебно-методическими материалами и информационно-коммуникационными технологиями для организации учебного процесса;

обеспечение в случае необходимости разумного приспособления;

применение в образовательном процессе наиболее приемлемых для получателей образования с особыми образовательными потребностями методов и способов общения, в том числе украинского жестового языка, рельефно-точечного шрифта (шрифта Брайля) с привлечением соответствующих специалистов и педагогических работников;

обеспечение доступности информации в разных форматах (шрифт Брайля, увеличенный шрифт, электронный формат и другие).

5. Учредитель заведения высшего образования или уполномоченное им лицо обеспечивает создание в заведении высшего образования инклюзивной образовательной среды.

6. Руководитель заведения высшего образования на основании письменного обращения получателя образования с особыми образовательными потребностями или одного из родителей (других законных представителей), а также индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии), другой документации, подтверждающей наличие у лица особых образовательных потребностей, создает инклюзивную группу.

Создание инклюзивной группы в заведении высшего образования и прекращение ее деятельности осуществляется в соответствии с приказом руководителя заведения высшего образования.

Предельная численность получателей образования с особыми образовательными потребностями в одной группе определяется исходя из индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких получателей образования, специальности, приспособленности аудиторий и т. п.

7. С целью организации инклюзивного обучения в заведении высшего образования в пределах существующей штатной численности может создаваться специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения.

8. Специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения действует на основании этого Порядка, устава заведения высшего образования и соответствующего положения, утвержденного ученым советом заведения высшего образования.

9. Руководитель и штатные работники специального учебно-реабилитационного подразделения назначаются и увольняются руководителем заведения высшего образования.

10. В состав группы психолого-педагогического сопровождения привлекаются научно-педагогические работники заведения высшего образования, представители администрации заведения высшего образования и другие специалисты при необходимости.

11. Специальное учебно-реабилитационное подразделение или группа психолого-педагогического сопровождения выполняет такие задачи:

сотрудничает со структурными подразделениями заведения высшего образования относительно организации инклюзивного обучения и обеспечения учебно-реабилитационного сопровождения получателей образования с особыми образовательными потребностями;

разрабатывает индивидуальный учебный план получателя образования с особыми образовательными потребностями, проводит мониторинг его выполнения, вносит в него изменения;

организует подготовку (повышение квалификации) научно-педагогических работников заведения высшего образования и социальных работников, волонтеров для работы с получателями образования с особыми образовательными потребностями путем проведения лекций, семинаров, тренингов, заседаний за круглым столом и т. п.;

консультирует и предоставляет методическую помощь научно-педагогическим работникам заведения высшего образования относительно организации образовательного процесса получателей образования с особыми образовательными потребностями;

осуществляет информационно-просветительскую деятельность по формированию толерантного отношения к получателям образования с особыми образовательными потребностями;

сотрудничает с заведениями социальной защиты населения, общественными объединениями с целью осуществления волонтерской деятельности, направленной на поддержку получателей образования с особыми образовательными потребностями.

12. Индивидуальный учебный план получателя образования с особыми образовательными потребностями разрабатывается при его участии, с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации лица с инвалидностью (при наличии) и/или заключения о комплексной психолого-педагогической оценке развития ребенка (при наличии), подписывается таким получателем образования и утверждается руководителем заведения высшего образования.

13. Специальное учебно-реабилитационное сопровождение получателей образования с особыми образовательными потребностями в заведениях высшего образования предусматривает, в частности:

учебно-организационное сопровождение — помощь участникам образовательного процесса в организации образовательного процесса, написание и мониторинг выполнения индивидуального учебного плана получателя образования с особыми образовательными потребностями, организацию индивидуальных консультаций и т. п.;

психолого-педагогическое (психолого-андрагогическое) сопровождение — системную деятельность, которая включает предоставление психологической и педагогической помощи получателям образования с особыми образовательными потребностями во время образовательного процесса;

социальное сопровождение — мероприятия по созданию условий для социальной и социально-бытовой поддержки получателей образования с особыми образовательными потребностями, в том числе предоставлению информации и помощи в устройстве в общежитие, получению технических средств реабилитации, организации волонтерской помощи для поддержки таких получателей образования.

С целью создания надлежащих условий для обеспечения учебно-реабилитационного сопровождения заведения высшего образования могут оборудовать ресурсные комнаты; помещения для предоставления консультаций психологом, отдыха, личной гигиены, медицинского обслуживания; залы для занятий по лечебной физкультуре.

14. Сопровождение получателя образования с особыми образовательными потребностями могут осуществлять родители (другие законные представители) или лица, уполномоченные ими, социальные работники (рабочие), волонтеры.

15. Заведения высшего образования предоставляют образовательные услуги получателям образования с особыми образовательными потребностями за счет средств государственного и местных бюджетов, других не запрещенных законодательством источников.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше