Темы статей
Выбрать темы

Продажа металлолома физлицу: законно ли

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Подскажите, пожалуйста, может ли бюджетное учреждение реализовать металлолом физическому лицу? Какими нормативными документами нужно руководствоваться при реализации металлолома? Обязательно ли размещать объявление о продаже металлолома на сайте www.prozorro.sale?

Оборудование, техника, транспортные средства рано или поздно выходят из строя. И большинство из них содержат в своем составе металлические детали и узлы. А еще после ремонта остаются разнообразные металлические запчасти, строительные конструкции и т. п. Поэтому у каждого бюджетного учреждения периодически возникает потребность в сдаче металлолома. Конечно, в маленьких городах и поселках небольшой выбор специализированных предприятий и приемных пунктов. А в селах их не стоит и искать. Но почти везде есть те, кто чуть ли не за углом скупает лом разных металлов, да еще и за неплохую цену. По большей части это обычные физические лица, которые вообще никак не оформляют свою деятельность. Вот и возникает вопрос: стоит ли соблазняться хорошей ценой и территориальной доступностью? Или лучше все-таки остерегаться таких покупателей?

Чтобы ответить на эти вопросы, в первую очередь следует обратиться к нормативному документу, который непосредственно регулирует правоотношения по осуществлению операций с металлоломом. Таким документом является Закон Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV (далее — Закон № 619). И главное правило осуществления таких операций закреплено в ч. 1 ст. 4 этого Закона.

ВАЖНО!

Операции с металлоломом могут осуществляться только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами.

Давайте посмотрим, что это за такие особые предприятия, которые имеют исключительное право на осуществление деятельности по заготовке и переработке лома черных и цветных металлов.

Так, специализированными предприятиями согласно абз. 12 ст. 1 Закона № 619 являются субъекты хозяйствования всех форм собственности, осуществляющие операции с металлоломом и имеющие в собственности (закреплено на праве хозяйственного ведения) весовое, металлоперерабатывающее и грузоподъемное оборудование. Кроме того, такие субъекты хозяйствования обязаны обеспечивать пожарную, взрывную, экологическую и радиационную безопасность в соответствии с действующим законодательством.

Зато к специализированным металлургическим перерабатывающим предприятиям установлены более жесткие требования. В отличие от предыдущих, эти предприятия должны иметь в своей собственности производственное оборудование для обеспечения технологии металлургической переработки металлолома, связанной с изменением структуры металла и его химического состава. Но ключевую роль играет требование о прохождении таким предприятием аттестации в соответствии с Порядком аттестации специализированного предприятия, утвержденным приказом Госпромполитики от 08.02.2001 г. № 53. Предприятия аттестуются на основании справки о соответствии специализированного предприятия требованиям, предусмотренным нормативно-правовыми актами. Обследование предприятия и подготовку справки осуществляют определенные Порядком государственные предприятия (п. 3 упомянутого Порядка).

Кстати, получать лицензию на осуществление операций с металлоломом не нужно. Лицензирование этого вида деятельности было отменено еще в июне 2015 года.

Также обратим внимание на приемные пункты. Это производственные подразделения специализированного или специализированного металлургического перерабатывающего предприятия, на базе которого проводятся операции по заготовке и переработке металлолома. Каждый такой пункт должен иметь весовое, ломоперерабатывающее, грузоподъемное оборудование, а также соответствующий участок с твердым покрытием (абз. 18 ст. 1 Закона № 619).

Очевидно, физическое лицо не имеет никакого отношения ни к специализированным предприятиям, ни к приемным пунктам. Уже на этом можно поставить точку. Но невозможно не вспомнить прямые предостережения об осуществлении операций с металлоломом физлицами. Так, физическим лицам запрещено заниматься сбором, заготовкой, переработкой и реализацией промышленного металлолома*. На это четко указывает ч. 10 ст. 4 Закона № 619. Но и это еще не все.

* Промышленным металлоломом считаются непригодные для прямого использования в промышленности и других отраслях экономики изделия или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа, а также изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов (абз. 16 ст. 1 Закона № 619).

Тогда как к бытовому металлолому относят непригодные для прямого использования изделия бытового назначения или части этих изделий, которые содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы и которые утратили эксплуатационную ценность (абз. 15 ст. 1 Закона № 619).

Осуществление приема лома цветных и черных металлов физическими лицами согласно ч. 1 ст. 213 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ квалифицируется как уголовное правонарушение. Причем нормы уголовного законодательства абсолютно бескомпромиссны. Вид металлолома (промышленный или бытовой) в этом случае никакого значения не имеет.

Итак, с физическими лицами все понятно. Хотя законодательство и не содержит прямого запрета на осуществление операций купли-продажи между бюджетными учреждениями и физическими лицами, продавать металлолом физлицу точно не стоит. Такие операции являются незаконными.

А что насчет физлиц-предпринимателей? Теоретически такой вариант возможен. Однако не следует забывать о требованиях к субъектам хозяйствования, осуществляющим операции с металлоломом. Они прописаны в разд. ІІ Закона № 619. Речь идет о наличии у таких субъектов хозяйствования квалифицированных специалистов, соответствующего оборудования и средств экологической безопасности. Кроме того, они должны обеспечить контроль за взрывной, пожарной, экологической и радиационной безопасностью (ч. 2 ст. 5 Закона № 619). Но что еще важнее — это порядок документального оформления операций с ломом. В частности, субъект хозяйствования, который реализует металлолом, должен удостоверить его соответствие установленным стандартам, нормам и правилам. Причем оформление документов, удостоверяющих приобретение права собственности на металлолом, и актов приема металлолома, является обязательным. Собственник металлолома должен хранить эти документы по меньшей мере в течение одного года. Этого требует ч. 12 ст. 4 Закона № 619.

Учитывая отсутствие технических возможностей и квалифицированного персонала, бюджетные учреждения фактически не в состоянии засвидетельствовать соответствие металлолома стандартам и нормам. На практике такую информацию определяют по результатам испытаний специализированные предприятия или приемные пункты. Показатели качества металлолома, его физические свойства, степень засоренности, химический состав и т. п., как правило, указывают непосредственно в акте приемки металлолома. Поэтому стоит заранее узнать у выбранного вами покупателя о возможности определения им необходимых качественных показателей. Иначе эти хлопоты лягут на ваши плечи.

Также следует помнить об ответственности за нарушение законодательства, которое регулирует осуществление операций с металлоломом. Лица, виновные в таких правонарушениях, могут привлекаться к административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности (ст. 16 Закона № 619). И касается эта норма не только лиц, занимающихся переработкой лома, но и тех, кто осуществляет его заготовку (собирает, покупает, хранит и реализует).

ВНИМАНИЕ!

За нарушение законодательства, которое регламентирует порядок осуществления операций с металлоломом, должностным лицам субъекта хозяйствования грозит штраф в размере от 500 до 1500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 8500 до 25500 грн.). Такое административное взыскание предусмотрено ст. 16410 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

Безусловно, вину кого-либо в любом правонарушении еще нужно доказать. Но береженого и бог бережет. Поэтому лучше перестраховаться и подыскать надежного покупателя металлолома — приемный пункт или специализированное предприятие. И хотя такие предприятия есть далеко не в каждом населенном пункте, но достаточно часто они предлагают услугу самовывоза лома. Вместе с тем такие предприятия обычно устанавливают минимально допустимое количество лома для приема. То есть придется некоторое время накапливать и хранить металлолом в учреждении. В этом случае мы рекомендуем учитывать металлолом до момента его реализации на забалансовом субсчете 041 «Непредусмотренные активы распорядителей бюджетных средств». Но наверняка у вас возник вопрос: по какой стоимости учитывать такой лом? Ответ простой: по той, которую установит комиссия учреждения. А вот оценку металлолома следует проводить исходя из текущих цен на соответствующий вид лома в конкретном регионе.

Теперь что касается размещения объявления по продаже металлолома на сайте www.prozorro.sale, то есть с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи.

Сразу же отметим: использовать эту систему для продажи имущества (в том числе и металлолома) или нет — решать только вам. Это дело добровольное.

Более того, ProZorro.Продажи на сегодняшний день является лишь пилотным проектом. Общие условия его внедрения определены Порядком реализации пилотного проекта по организации электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи, утвержденным постановлением КМУ от 06.09.2017 г. № 717 (ср. ). При этом заказчики самостоятельно принимают решение об участии в этом пилотном проекте. Об этом четко и конкретно сказано в п.п. 2 п. 3 постановления КМУ «О реализации пилотного проекта по организации электронных торгов (аукционов) с использованием электронной торговой системы ProZorro.Продажи» от 06.09.207 г. № 717. Следовательно, заставить вас применять эту электронную систему никто не вправе. В то же время, если ваше учреждение содержится за счет средств местного бюджета, не лишним будет поинтересоваться порядком реализации коммунального имущества, закрепленным на местном уровне. Кое-где местные документы могут содержать указания, касающиеся желательного осуществления таких операций именно через систему ProZorro.Продажи.

Более подробно об этой электронной торговой системе читайте в статье «ProZorro.Продажи: будем знакомы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 43).

Также напомним, что с несколькими вариантами учета металлолома мы знакомили вас в статье «Продажа металлолома: как показать в учете». Поэтому, чтобы вспомнить все нюансы этой операции, стоит лишь заглянуть в журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 36.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше