Темы статей
Выбрать темы

Корректировка отпускных-2019: основные правила и нюансы расчета

Остапчук Александр, эксперт по вопросам оплаты труда
Повышение должностных окладов является приятным событием для каждого работника бюджетного учреждения. Однако это добавляет работы бухгалтерам, особенно в период отпускного сезона. Почему? А потому, что бюджетные учреждения обязаны проводить корректировку «средней» при расчете отпускных на коэффициент повышения должностных окладов. О том, как правильно откорректировать отпускные, читайте в этой статье.

ТОП-10 «корректирующих» правил

Основная цель корректировки — не допустить занижения среднего заработка при повышении должностных окладов. Так, п. 10 Порядка № 100 предусмотрено, что в случае повышения должностных окладов как в расчетном периоде, так и в периоде, когда за работником сохранялся средний заработок, зарплату корректируют на коэффициент повышения должностного оклада (тарифной ставки).

Ниже приведем основные «корректирующие» правила, на которые следует обратить внимание бухгалтеру при начислении отпускных.

img 1

Повышение окладов произошло только согласно актам законодательства

Корректировка осуществляется, если повышение окладов (тарифных ставок) связано с положениями актов законодательства, а также решениями, предусмотренными в коллективных договорах (соглашениях).

Заметим, что в бюджетных учреждениях должностные оклады повышают только согласно законодательству. Как правило, основной фактор, влияющий на повышение окладов, — законодательное повышение социальных стандартов, в частности увеличение ПМТЛ с 1 января текущего года* (с 01.01.2019 г. — 1921 грн.).

* Подробнее о влиянии указанного показателя на размеры окладов работников бюджетной сферы читайте в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 16.

img 2

«Среднюю» корректируют только в случае повышения окладов

Это значит, что «точкой отсчета» для корректировки является исключительно повышение оклада (тарифной ставки). Увеличение размера таких составляющих зарплаты работника, как надбавки, доплаты, премии не является основанием для проведения корректировки.

img 3

Корректировку осуществляют, если повышение окладов состоялось в расчетном периоде или в периоде сохранения среднего заработка

Как уже отмечалось выше, корректировка предусмотрена (п. 10 Порядка № 100) для случаев, когда повышение должностных окладов состоялось:

• в расчетном периоде;

• в периоде, когда за работником сохранялся средний заработок.

Если оклад повышен в расчетном периоде, то зарплату корректируют за промежуток времени до повышения на коэффициент повышения (абз. 1 п. 10 Порядка № 100). Зарплату в месяце расчетного периода, в котором было повышение зарплаты, не корректируют (см. схему на рис. 1).

img 4

Рис. 1. Корректировка «средней» в случае повышения окладов в расчетном периоде

В случае, если средний заработок начисляют в месяце повышения должностных окладов, то на коэффициент повышения корректируют зарплату всего расчетного периода (см. письмо Минтруда от 05.12.2005 г. № 06-4/165).

Если в месяце повышения должностного оклада за работником сохранялся средний заработок, то он также корректируется. Причем корректировке подлежит только средний заработок в части дней после повышения должностного оклада. Это правило применяется к «переходящим» выплатам, рассчитанным исходя из средней зарплаты (например, отпускные), начисленным до повышения окладов.

img 5

Если повышение оклада состоялось вследствие перевода работника на другую должность, корректировка не проводится (абз. 3 п. 10 Порядка № 100).

Но если, кроме этого, в расчетном периоде должностной оклад также повышался согласно актам законодательства, то зарплату корректируют на коэффициенты повышения.

Причем корректировку следует проводить по коэффициентам соответствующего месяца расчетного периода с учетом конкретных окладов в таких месяцах.

Подробнее об этом читайте в консультации специалиста Минсоцполитики в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 47, с. 29.

Также свои разъяснения относительно порядка корректировки среднего заработка (при законодательном повышении должностных окладов) за время отпуска в случае перевода работника на нижеоплачиваемую работу предоставили специалисты Минсоцполитики в письме от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282 (см. журнал «Оплата труда», 2017, № 11, с. 4).

img 6

Корректируются все выплаты, которые включаются в расчет при исчислении «средней»

Напомним, что такие выплаты перечислены в п. 3 Порядка № 100. К ним относят, в частности:

1) основную зарплату;

2) доплаты и надбавки (за сверхурочную работу, за работу в ночное время, за совмещение профессий и должностей, за сложность, напряженность в работе, за классность, за ненормированный рабочий день, за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за ученое звание (ученую степень), за выслугу лет и т. п.);

3) премии, имеющие постоянный характер;

4) вознаграждения по итогам годовой работы и за выслугу лет;

5) выплаты за время, в течение которого за работником сохраняется средний заработок:

• период предыдущего ежегодного отпуска;

• больничные как за счет работодателя, так и за счет соцстраха;

• декретные (см. письмо Минсоцполитики от 25.12.2015 г. № 1675/13/84-15);

• суммы индексации (см. письма Минтруда от 06.09.2007 г. № 554/13/155-07 и от 11.06.2007 г. № 371/13/155-07).

Также корректировке подлежит сумма доплаты до МЗП. Хотя она и не указана в п. 3 Порядка № 100, однако такая выплата включается в средний заработок.

Выплаты, не участвующие в расчете средней зарплаты (перечислены в п. 4 Порядка № 100), корректировать не нужно.

img 7

Корректировку осуществляют путем умножения зарплаты, начисленной за месяц расчетного периода, на соответствующий коэффициент

Коэффициент корректировки (повышения) определяется путем деления оклада (тарифной ставки), установленного работнику после повышения, на его оклад (тарифную ставку) до повышения (см. письма Минсоцполитики от 28.07.2008 г. № 3144/0/10-08/13, от 11.01.2016 г. № 11/13/84-16, от 27.10.2016 г. № 1491/13/8416).

img 8

Для каждого работника определяют свой коэффициент корректировки

Поскольку для каждого работника установлен свой оклад (тарифный разряд), то коэффициенты повышения должностных окладов считают отдельно по каждому работнику.

Кроме того, следует учитывать, что некоторым работникам бюджетной сферы предусмотрено установление повышения должностного оклада на определенных основаниях (например, за тип заведения, за контингент учащихся, за работу во вредных условиях и т. п.).

Поэтому при определении коэффициента корректировки «средней» для таких работников следует учитывать повышенный оклад, ведь именно он устанавливается в штатном расписании (см. письмо Минсоцполитики от 09.07.2018 г. № 1188/0/101-18 в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2018, № 28, с. 3).

img 9

Коэффициенты корректировки исчисляют отдельно за каждый период, когда происходило повышение должностных окладов (тарифных ставок)

То есть, если в расчетном периоде зарплата повышалась несколько раз, то нужно рассчитывать несколько коэффициентов (расчетный период делим на периоды и для каждого рассчитываем свой коэффициент).

img 10

Изменение структуры зарплаты + повышение должностного оклада → «среднюю» не корректируют

Такое специальное правило установлено в нормах абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100, которые предусматривают, что:

• в случае изменения структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и ОМС в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода;

• в случае когда изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и ОМС состоялось в период, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, а также когда заработная плата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы осуществляется с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.

Учтите: приведенное правило применяют, только если одновременно выполнены оба условия: повысился оклад и изменилась структура зарплаты. Если же одно из этих условий не выполняется, то среднюю зарплату рассчитывают в общем порядке (см. письмо Минсоцполитики от 12.09.2016 г. № 1290/13/84-16).

Напомним, термин «изменение структуры заработной платы» Минтруда рассмотрело в письме от 07.09.2009 г. № 538/13/84-09. В нем специалисты ведомства разъяснили, что зарплата согласно действующему законодательству состоит из основной зарплаты, дополнительной зарплаты и других поощрительных и компенсационных выплат. Все эти элементы заработной платы имеют определенный удельный вес в общей сумме зарплаты. Если происходит изменение (увеличение, уменьшение) удельного веса составляющих зарплаты путем отмены определенных выплат, которая приводит к увеличению удельного веса окладов или увеличению части основной заработной платы (окладов) и уменьшению части других выплат, то происходит изменение структуры заработной платы.

Обратите внимание: специальные нормы, которыми установлено отбрасывать период до изменения структуры зарплаты, в Порядке № 100 предусмотрены только для работников ОМС и госслужащих.

img 11

Бюджетные учреждения не могут уменьшать коэффициент корректировки

Проводить корректировку с учетом финансовых возможностей могут только хозрасчетные предприятия и организации. Бюджетные учреждения и организации обязаны выполнять требования п. 10 Порядка № 100 в полном объеме.

Также заметим, что корректировке подлежат не только отпускные суммы. Применять коэффициент повышения должностных окладов нужно и к другим выплатам, рассчитанным из средней зарплаты согласно Порядку № 100. Это оплата дней командировки, курсов повышения квалификации, срока военной службы и т. п.

Алгоритм корректировки выплат для расчета отпускных

Учитывая вышеуказанные правила, построим алгоритм корректировки отпускных. Весь процесс корректировки можно разделить на 4 этапа (см. рис. 2).

img 12

Рис. 2. Алгоритм корректировки отпускных

Заметим: указанный алгоритм корректировки выплат для расчета отпускных применяется в ситуации, когда оклад был повышен в расчетном периоде. Как им пользоваться на практике, в частности при расчете отпускных отдельным категориям работников бюджетных учреждений, читайте далее.

Корректируем отпускные работников бюджетных учреждений

Работники по ЕТС. Напомним, что в последний раз должностные оклады для работников с оплатой по ЕТС повышались с 1 января 2019 года. Указанное повышение состоялось для всех работников с 1-го по 25-й тарифный разряд (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 16).

Отметим, что увеличение должностных окладов для такой категории работников произошло на законодательных основаниях, а именно в соответствии с нормами Закона об оплате труда и постановления № 1298. Потому для них смело проводим корректировку средней зарплаты. Каким образом?

Все очень просто: выплаты до января 2019 года, которые включаются в расчет «средней», корректируем на коэффициент повышения оклада в январе 2019 года. Выплаты начиная с января 2019 года учитываем в фактическом размере.

Рассмотрим вышеуказанное на примере.

Пример 1. Работник бюджетного учреждения (2-й тарифный разряд по ЕТС) с 18.06.2019 г. идет в ежегодный отпуск на 24 календарных дня. Расчетный период для исчисления отпускных: июнь 2018 года — май 2019 года.

Как уже отмечалось, у работников с оплатой по ЕТС повышение окладов было с 01.01.2019 г. (в расчетном периоде).

Поэтому зарплату за июнь — декабрь 2018 года нужно откорректировать на коэффициент повышения оклада.

Он определяется следующим образом:

2094 : 1921 = 1,0901,

где 1921 — должностной оклад, соответствующий 2-му тарифному разряду по ЕТС в 2018 году (с 1 января по 31 декабря 2018 года);

2094 — должностной оклад, соответствующий 2-му тарифному разряду по ЕТС в 2019 году (с 01.01.2019 г.).

Откорректированный заработок приведем в таблице ниже.

Месяцы расчетного периода

Количество календарных дней без учета праздничных и нерабочих дней

Начисленная зарплата, грн.

Коэффициент повышения оклада

Откорректированная зарплата, грн.

1

2

3

4

5 (гр. 3 х гр. 4)

Июнь-2018

29

3723,00

1,0901

4058,44

Июль-2018

31

3723,00

4058,44

Август-2018

30

3723,00

4058,44

Сентябрь-2018

30

3723,00

4058,44

Октябрь-2018

30

3723,00

4058,44

Ноябрь-2018

30

3723,00

4058,44

Декабрь-2018

30

3723,00

4058,44

Январь-2019

29

4173,00

1,0

4173,00

Февраль-2019

28

4173,00

4173,00

Март-2019

30

4173,00

4173,00

Апрель-2019

29

4173,00

4173,00

Май-2019

29

4173,00

4173,00

Всего

355

46926,00

х

49274,08

Среднедневная зарплата равна:

49274,08 : 355 = 138,80 (грн.),

где 49274,08 — откорректированная зарплата за расчетный период (гр. 5 таблицы);

355 — количество календарных дней, участвующих в расчете средней зарплаты (гр. 2 таблицы).

Сумма отпускных составляет:

138,80 х 24 к. дн. = 3331,20 (грн.).

Кстати, таблица с коэффициентами для корректировки зарплаты (оклады по ЕТС) при выходе в отпуск в июне 2019 приведена в этом номере журнала в статье «Коэффициенты для корректировки зарплаты при уходе в отпуск в июне 2019 года (оклады по ЕТС)».

Пользоваться этими коэффициентами следует следующим образом:

1) сначала в соответствии с тарифным разрядом работника нужно найти необходимую строку таблицы;

2) потом умножить зарплату, которая включается в расчет средней, на свой корректирующий коэффициент;

3) далее, исходя из откорректированного заработка, определить сумму отпускных.

Научно-педагогические работники. Заметим, что для научно-педагогических работников с 1 января 2019 года размеры их должностных окладов были повышены одновременно по двум основаниям:

1) общее повышение окладов по ЕТС в связи с увеличением с 01.01.2019 г. размера ПМТЛ (1921 грн.);

2) повышение на 11 % согласно постановлению № 36 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 6, с. 24).

Так, в соответствии с указанным постановлением с 01.01.2019 г. на 11 % повысились оклады научно-педагогических работников ЗВО государственной и коммунальной формы собственности, должности которых содержит Перечень № 963.

При этом согласно абз. 1 п. 10 Порядка № 100 в случаях повышения тарифных ставок и должностных окладов в учреждении, организации в соответствии с актами законодательства, а также по решениям, предусмотренным в коллективных договорах (соглашениях), как в расчетном периоде, так и в периоде, в течение которого за работником сохраняется средний заработок, заработная плата, включая премии и другие выплаты, учитываемые при исчислении средней заработной платы, за промежуток времени до повышения корректируются на коэффициент их повышения.

В связи с этим абсолютно логично возникает вопрос: учитываются ли при корректировке «средней» научно-педагогическим работникам оба «январских» повышения, или только то, которое касается повышения размера их должностных окладов по ЕТС?(ср. )

Учитывая тот факт, что повышение должностных окладов на 11 % согласно постановлению № 36 состоялось в соответствии с актами законодательства, такое повышение должно быть основанием для проведения корректировки. К тому же указанное повышение образует новый должностной оклад, который указывается в штатном расписании ЗВО и от которого исчисляются надлежащие работнику надбавки, доплаты, премии. Поэтому для научно-педагогических работников при расчете коэффициента корректировки следует учитывать как общее повышение окладов по ЕТС, так и повышение окладов на 11 % (см. рис. 3).

img 13

Рис. 3. Формирование корректирующего коэффициента для научно-педагогических работников

Сам коэффициент корректировки определяется путем деления последнего нового оклада, установленного после двух повышений (оклад с 01.01.2019 г.), на оклад (тарифную ставку), который был у работника до таких повышений. Подтверждает это и специалист Минсоцполитики (см. консультацию в журнале «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 7, с. 30).

Рассмотрим ситуацию с определением корректирующего коэффициента для научно-педагогических работников на примере.

Пример 2. Преподавателю ЗВО III-IV уровней аккредитации (16-й тарифный разряд) предоставлен ежегодный отпуск с 03.06.2019 г. на 10 к. дн.

Расчетный период для исчисления отпускных: июнь 2018 года — май 2019 года. Общий заработок за июнь — декабрь 2018 года составил 49805,28 грн., а за январь — май 2019 года — 41825,35 грн.

Должностной оклад преподавателя ЗВО III-IV уровней аккредитации по 16-му тарифному разряду по ЕТС равен: с 1 января 2018 года — 4916 грн.; с 1 января 2019 года — 5949,60 грн. (общее повышение по ЕТС — 5360 грн. + 11 % согласно постановлению № 36).

При этом учитывайте, что в постановлении № 36 не указано о необходимости округления окладов после их увеличения на 11 %.

Поэтому должностной оклад определяется в гривнях с копейками.

Итак, принимаем во внимание и повышение окладов по ЕТС, и повышение на 11 %. Поэтому заработок за июнь — декабрь 2018 года (который учитывают при расчете отпускных) должен быть откорректирован на такой коэффициент:

5949,60 : 4916,00 = 1,2103.

Далее определим откорректированный заработок за июнь — декабрь 2018 года:

49805,28 х 1,2103 = 60279,33 (грн.).

Зарплату за январь — май 2019 года не корректируют.

Количество календарных дней, участвующих в расчете:

365 - 10 = 355 (к. дн.),

где 365 — количество календарных дней в расчетном периоде;

10 — количество праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ.

Среднедневная зарплата равна:

(60279,33 + 41825,35) : 355 = 287,62 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

287,62 х 10 = 2876,20 (грн.).

Госслужащие. С 01.01.2019 г. согласно постановлению № 102 повысились размеры окладов для государственных служащих и работников с функциями по обслуживанию (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 9, с. 18).

Таким образом, у указанных работников с 01.01.2019 г. состоялось законодательное повышение окладов, поэтому при расчете отпускных таким работникам в июне 2019 года нужно провести корректировку среднего заработка за период: июнь — декабрь 2018 года.

Пример 3. Госслужащий с 10.06.2019 г. идет в ежегодный отпуск на 30 к. дн. Должностной оклад указанного работника с 01.01.2018 г. составлял 4100 грн., после повышения с 1 января 2019 года — 4900 грн. Расчетный период для исчисления отпускных: июнь 2018 года — май 2019 года. Сумма зарплаты, которая включается в расчет отпускных, за период с июня по декабрь 2018 года составляет 42140,21 грн. Зарплата за январь — май 2019 года составляет 35700,58 грн.

Сначала определим откорректированный заработок за июнь декабрь 2018 года:

42140,21 х 1,1951 = 50361,76 (грн.),

где 1,1951 коэффициент корректировки зарплаты за период июнь декабрь 2018 года, который рассчитан следующим образом: 4900 : 4100 = 1,1951.

Зарплату за январь май 2019 года не корректируем.

Количество календарных дней, участвующих в расчете средней зарплаты, составляет:

365 - 10 = 355 (к. дн.).

Среднедневная зарплата равна:

(50361,76 + 35700,58) : 355 = 242,43 (грн.).

Сумма отпускных составляет:

242,43 х 30 = 7272,90 (грн.).

«Обслуживающие» рабочие. Как уже было отмечено выше, для работников с оплатой труда по ЕТС оклады были повышены с 01.01.2019 г. В связи с таким повышением была увеличена «базовая» тарифная ставка работника 1-го тарифного разряда по ЕТС. А это значит, что с 01.01.2019 г. автоматически увеличились «штатные» должностные оклады рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, ОМС и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов, оплата труда которых осуществляется согласно приказу № 77.

Что касается самих размеров месячных тарифных ставок (должностных окладов), установленных приложением 1 к приказу № 77, то здесь следует учитывать требование абз. 2 п. 1 этого приказа. Оно предусматривает, что размеры месячных окладов (тарифных ставок), указанных в приложениях 1 — 3 к приказу № 77, изменяются в установленном порядке пропорционально повышению должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, размер которого определен в примечании 1 приложения 1 к постановлению № 1298.

Для выполнения указанного требования нужно было размеры месячных тарифных ставок, определенных в приложении 1 к приказу № 77 по состоянию на 01.05.2016 г., умножить на соответствующий коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда (см. журнал «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 1-2, с. 27).

Итак, увеличение должностных окладов для «обслуживающих» рабочих состоялось на законодательных основаниях. Поэтому для них также проводим корректировку среднего заработка. При расчете отпускных в июне 2019 года (расчетный период: июнь 2018 года — май 2019 года) их зарплату, которая учитывается при исчислении отпускных:

• за июнь — декабрь 2018 года, корректируют на коэффициент пропорционального повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда в январе 2019 года — 1,6211 (1921 грн. : 1185 грн.);

• за январь — май 2019 года — не корректируют.

Должностные лица и служащие ОМС. В последний раз должностные оклады руководящих работников, специалистов и служащих ОМС повышались с 18.05.2018 г. согласно постановлению № 363.

С 01.01.2019 г. указанным категориям работников оклады не повышены. Поэтому при расчете отпускных в июне 2019 корректировку проводить не нужно, ведь повышения окладов в расчетном периоде (июнь 2018 года — май 2019 года) не было.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об оплате трудаЗакон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Постановление № 1298постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 102 постановление КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно упорядочения структуры заработной платы работников государственных органов, судов, органов и учреждений системы правосудия в 2019 году» от 06.02.2019 г. № 102.

Постановление № 363постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 10.05.2018 г. № 363.

Постановление № 36 постановление КМУ «О повышении должностных окладов научно-педагогических работников» от 23.01.2019 г. № 36.

Приказ № 77приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Перечень № 963Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

ЕТС — единая тарифная сетка.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

ОМС — органы местного самоуправления.

ЗВО — заведение высшего образования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше