Темы статей
Выбрать темы

Оклад руководителей предприятий, основанных на государственной и коммунальной собственности: определяем правильно

Мартынив Ирина, канд. экон. наук, судебный эксперт-экономист
На сегодняшний день вопросы условий оплаты труда руководителей госпредприятий все чаще становятся предметами трудовых споров. Возникают они как при назначении на должность при определении условий трудового контракта, так и после следующих выплат и перерасчетов. С целью избежания лишних хлопот по поводу споров, в частности тех, которые могут быть решены только в судебном порядке, предлагаем вашему вниманию обзор положений законодательного регулирования особенностей установления размера должностного оклада руководителей государственных и коммунальных предприятий.

Законодательное регулирование и система организации оплаты труда

Вопросы государственного и договорного регулирования оплаты труда, экономические, правовые и организационные принципы оплаты труда работников, находящихся в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, регулируются Конституцией, КЗоТ, Законом № 108 и другими нормативно-правовыми документами. В Конституции, как Основном Законе Украине, указано, что каждый имеет право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается. Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом (ч. 1 и 7 ст. 43 Конституции).

В соответствии со ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона № 108 заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.

Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности предприятия (ст. 1 Закона № 108). Такое же положение содержится и в ст. 94 КЗоТ, однако с дополнением «…и максимальным размером не ограничивается».

Установление условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций, финансируемых или дотируемых из бюджета, осуществляет государство (ст. 8 Закона № 108).

Организация оплаты труда осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов, генерального соглашения на национальном уровне, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров, трудовых договоров, грантов (ч. 1 ст. 5 Закона № 108). Особой формой трудового договора является контракт, в котором все условия могут устанавливаться соглашением сторон. Область применения контракта определяется законами Украины (ч. 3 ст. 21 КЗоТ).

Напоминаем, что согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 108 субъектами организации оплаты труда являются: органы государственной власти и местного самоуправления; работодатели, организации работодателей, объединения организаций работодателей или их представительские органы; профессиональные союзы, объединения профессиональных союзов или их представительские органы; работники.

Условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона № 108 условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украины, кроме случаев, предусмотренных ч. 3 этой статьи (об условиях размера оплаты труда судей и членов национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, работников ее центрального аппарата и территориальных органов), и ч. 1 ст. 10 Закона № 108 (т. е. о порядке установления и пересмотра размера минимальной заработной платы).

Итак, условия оплаты труда руководителей государственных и коммунальных предприятий определяются в контракте с учетом положений постановления № 859, в котором установлен исчерпывающий перечень выплат, которые могут осуществляться руководителям предприятий, основанных на коммунальной собственности. Любые другие виды надбавок, доплат, премий, определенных коллективным договором, но не предусмотренных вышеуказанным постановлением, руководителям государственных и коммунальных предприятий не выплачиваются (см. письмо № 202/0/103-17).

В соответствии с п. 1 постановления № 859 руководителям центральных органов исполнительной власти и другим уполномоченным субъектам, которые заключают контракты с руководителями предприятий, основанных на государственной собственности, в том числе предприятий, основанных на коммунальной собственности, предоставляется право устанавливать такие исключительные условия оплаты труда:

1) размер должностного оклада руководителя предприятия в зависимости от среднеучетной численности работников в эквиваленте полной занятости за год, стоимости активов предприятия или чистого дохода от реализации товаров (работ, услуг), по данным последней годовой финансовой отчетности, в кратности к минимальному должностному окладу (ставки) работника основной профессии согласно приложению. В случае наличия возможности применения двух и более максимально допустимых размеров должностного оклада руководителя предприятия согласно приложению используется наивысший из максимально допустимых размеров должностных окладов;

2) размер должностного оклада руководителей объединений государственных предприятий на уровне должностного оклада руководителя наибольшего по численности работающих предприятия, входящего в состав этого объединения, который может повышаться до 10 %;

3) условия, дифференцированные показатели и размеры премирования по итогам работы за:

квартал — в размере до 3 месячных должностных окладов руководителя предприятия;

год — в размере до 24 месячных должностных окладов руководителя предприятия.

При этом в случае:

наличия задолженности предприятия по выплате заработной платы в соответствующем квартальном или годовом отчетном периоде размер премии за такой период должен составлять не более 20 % максимально разрешенного размера премии в соответствии с этим постановлением;

увеличения размера задолженности предприятия по выплате заработной платы в текущем квартальном или годовом отчетном периоде по сравнению с предыдущим аналогичным отчетным периодом премия за такой текущий отчетный период не начисляется;

ухудшения качества работы, невыполнения условий контракта, нарушения трудовой дисциплины премия уменьшается или не начисляется в том отчетном периоде, в котором обнаружено соответствующее нарушение (по отдельному решению);

неутверждения (несогласования) в установленном законодательством порядке годового финансового плана вознаграждение (премия) не начисляется;

4) доплаты к должностному окладу за ученую степень кандидата или доктора наук в размере соответственно 15 и 20 % и за ученое звание старшего научного сотрудника в размере 25 % и профессора — 33 %, если предприятие осуществляет научно-исследовательскую, научно-производственную и научно-техническую деятельность. Доплаты осуществляются в случае, если деятельность руководителя по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью, ученым званием;

51) ежемесячную надбавку за стаж научной деятельности для работников, работа которых связана с научной, научно-технической деятельностью, в таких размерах: свыше 3 лет — 10 %, свыше 10 лет — 20 %, свыше 20 лет — 30 %;

6) руководителю предприятия (объединения государственных предприятий) могут выплачиваться также: пособие в размере не более 6 должностных окладов в случае выхода на пенсию; материальное вознаграждение за эффективное управление государственным имуществом за счет части чистой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия (объединения государственных предприятий), согласно условиям, утвержденным субъектом управления, который выполняет функции по управлению таким предприятием. Другие поощрительные выплаты, не относящиеся к оплате труда, руководителю предприятия не предоставляются. Подробнее об исключительных условиях оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной и коммунальной собственности, указано в п. 1 постановления № 859.

Важно! Руководители центральных и местных органов исполнительной власти, а также руководитель уполномоченного субъекта хозяйствования по управлению объектами государственной собственности в оборонно-промышленном комплексе несут персональную ответственность за установление размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, в том числе казенных, объединений государственных предприятий, образованных центральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством, с которыми заключаются контракты (п. 4 постановления № 859).

Для определения размера должностного оклада руководителя предприятия, основанного на государственной, коммунальной собственности, используют приведенные в приложении к постановлению № 859 финансовые показатели предприятия по данным годовой финансовой отчетности и среднеучетную численность работников в эквиваленте полной занятости работника за год с учетом максимально допустимого размера должностного оклада руководителя предприятия в кратности к минимальному должностному окладу (ставке) работника основной профессии. Из вышеуказанного можно сделать вывод, что руководители центральных органов исполнительной власти и других уполномоченных субъектов, перечисленных в п. 1 постановления № 859, имеют право разрабатывать и утверждать соответствующие положения о расчете размеров должностных окладов руководителей тех государственных предприятий, которые относятся к сфере управления соответствующего центрального органа исполнительной власти, а также критериях, дифференцированных показателях и размерах премирования руководителей.

Обратите внимание: при определении размера должностного оклада руководителя предприятия, основанного на государственной, коммунальной собственности, необходимо руководствоваться положениями о расчете размеров должностных окладов и критериев и размеров премирования руководителей государственных учреждений и предприятий, разработанными соответствующим центральным органом исполнительной власти, в сферу управления которого такое предприятие входит.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон № 108Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Постановление № 859постановление КМУ «Об условиях и размерах оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, и объединений государственных предприятий» от 19.05.99 г. № 859.

Письмо № 202/0/103-17 — письмо Минсоцполитики «О рассмотрении обращения» от 04.09.2017 г. 202/0/103-17.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше