Темы статей
Выбрать темы

Договор о закупке: на какую сумму регистрировать

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Реабилитационный центр — бюджетное учреждение, финансируемое из госбюджета. Потребность в бюджетных ассигнованиях, годовой план закупок, приложение к годовому плану по КЭКР 2230 «Продукты питания» определяем на основании ожидаемой стоимости предмета закупки. Потребность в закупке продуктов питания направлена на организацию бесперебойного питания воспитанников учреждения. Контингент воспитанников (согласно плану набора) и суточные нормы питания (согласно нормам, определенным постановлением КМУ от 20.10.2010 г. № 953) — постоянные показатели, которые не меняются из года в год. Поэтому ожидаемую стоимость предмета закупки (продукты питания) определяем на основании годовой потребности в бюджетных ассигнованиях.
В начале года главный распорядитель при утверждении сметы выделяет ассигнования только на 6 месяцев, а не на полную годовую потребность. Остальные средства учреждению выделяют дополнительно в июне-июле текущего бюджетного года. В связи с этим учреждение сейчас не имеет возможности зарегистрировать в Казначействе договор о закупке на сумму годовой потребности. Хотя в договорах предусмотрено условие: бюджетные обязательства будут взяты в пределах соответствующих бюджетных ассигнований. В случае закупки продуктов питания на сумму, превышающую 200 тыс. грн., учреждение заключает дополнительное соглашение об уменьшении бюджетных обязательств пропорционально выделенным ассигнованиям. Соответственно после выделения дополнительных бюджетных средств будет «дорегистрирован» договор.
Иная ситуация по допороговым договорам, то есть когда стоимость предмета закупки менее 200 тыс. грн. В таких случаях Казначейство отказывается регистрировать договоры без утвержденных сметных назначений. Вправе ли учреждение проводить закупку продуктов по ожидаемой стоимости предмета закупки, определенной на весь бюджетный год? Как регистрировать такие договоры в Казначействе? Правы ли казначеи, когда они отказываются регистрировать договор частично? При этом свои действия они объясняют тем, что договор о закупках не разрешено регистрировать несколько раз (поскольку предмет закупки запрещено делить на части).

Вроде бы уже и не начало года, а заканчивается I квартал, но вопросы планирования закупок и заключения договоров о закупке (далее — договор) до сих пор интересуют наших читателей. Да и не удивительно, ведь процедуры закупок бюджетные учреждения осуществляют не только в начале года, но и в течение всего года.

Поэтому спешим на помощь нашему читателю и ответим на его вопросы: является ли смета основанием для планирования закупок? Должна ли ожидаемая стоимость предмета закупки совпадать с утвержденными бюджетными назначениями? Возможно ли заключить договор без утвержденных бюджетных ассигнований?

В первую очередь эти вопросы возникают потому, что законодательство в сфере закупок, то есть Закон № 922 и Порядок № 454, не содержат четких разъяснений по этому поводу.

Отметим, что Закон № 922 не устанавливает обязанности для заказчика планировать осуществление закупок исключительно на основании утвержденной сметы, финансового плана (плана ассигнований, плана использования бюджетных средств).

Также в Порядке № 454 по этому вопросу нет никаких объяснений.

Указанные документы не содержат четкого указания о том, на какие показатели следует ориентироваться заказчикам при определении годовой потребности в закупке того или иного товара, работы или услуги. Поэтому заказчики и не понимают: целесообразно ли при планировании закупок руководствоваться бюджетными назначениями, предусмотренными в смете? Кстати, Минэкономразвития по этому вопросу уже высказывало свою позицию. Так, в письме от 14.09.2016 г. № 3302-06/29640-06, разъясняя порядок планирования и проведения закупок, Минэкономразвития отметило следующее.

При определении ожидаемой стоимости закупки при составлении годового плана закупок заказчики могут исходить из плановых стоимостных показателей, которые могут рассчитываться, в частности, исходя из потребности в соответствующих товарах, работах и услугах в прошлых годах с учетом экономических факторов, влияющих на ценообразование на рынках соответствующих товаров, работ и услуг и т. п.

Учитывая это, определение и обоснование потребности в закупке товаров, работ или услуг и необходимого объема соответствующих расходов на следующий год бюджетные учреждения фактически осуществляют на этапе подготовки к составлению бюджетных запросов. Об этом Минэкономразвития упоминает в письме от 28.12.2017 г. № 3304-06/48844-06. А также добавляет, что на данном этапе заказчик, имея плановые стоимостные показатели, может формировать ожидаемую стоимость закупок. Но указанная ожидаемая стоимость после рассмотрения и утверждения смет в дальнейшем может корректироваться. Тем более, что Законом № 922 предоставлена такая возможность.

Так, согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 922 заказчики могут вносить изменения в годовой план закупок/приложение к годовому плану. При этом форма внесения изменений в годовой план закупок/приложение к годовому плану, периодичность и характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, ориентировочного начала процедуры закупки и т. п.) законодательством не определены и не ограничены.

Таким образом, необязательно утверждать годовой план закупок сразу на весь год. Заказчик может планировать закупки постепенно, в зависимости от того, утверждены ему средства на ту или иную закупку или нет. Почему? Потому что планирование закупок связано не только с закупочным, но и с бюджетным законодательством, а именно с требованиями БКУ.

Так, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 БКУ бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем. Вместе с тем ч. 1 ст. 48 БКУ предусмотрено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.

ВАЖНО!

Размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность (ч. 3 ст. 48 БКУ).

Согласно ч. 4 ст. 48 БКУ обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных этим Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами (кроме расходов, осуществляемых в соответствии с ч. 6 этой статьи) и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств является нарушением бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

Также планирование закупок связано с механизмом регистрации договора в Казначействе. Далее выясним, как именно.

Процедура регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств установлена Порядком № 309.

Так, в соответствии с п. 2.2 этого Порядка при условии взятия бюджетного обязательства, по которому применяется процедура закупки товаров, работ и услуг, распорядитель бюджетных средств подает с учетом законодательства в сфере закупок в Казначейство Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, засвидетельствованные в установленном порядке, подтверждающие факт взятия бюджетного обязательства. Указанные документы подают в течение 7 рабочих дней с даты обнародования отчета о результатах проведения процедуры закупки в случае наличия в учете Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств) или в течение 7 рабочих дней с даты взятия на учет органом Казначейства сметы (плана использования бюджетных средств).

Добавим, что полномочия Казначейства в сфере закупок указаны в ч. 2 ст. 7 Закона № 922. В частности, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств:

1) до осуществления оплаты по договору о закупке проверяет наличие договора о закупке, годового плана закупок и отчета о результатах проведения процедуры закупки, подтверждающих проведение процедуры закупки, по результатам которой заключен договор о закупке;

2) принимает меры по недопущению осуществления платежей со счета заказчика согласно взятому финансовому обязательству по договору о закупке в случаях:

• отсутствия или несоответствия установленным законодательством требованиям необходимых документов, предусмотренных абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 922;

• отмены процедуры закупки; вступления в законную силу решения суда о признании результатов процедуры закупки недействительными;

• на период приостановления процедуры закупки;

• наличия соответствующего решения органа обжалования в соответствии со ст. 18 Закона № 922.

Проверку наличия документов, определенных в абз. 2 ч. 2 ст. 7 Закона № 922, подразделение Казначейства, осуществляющее обслуживание заказчика, проводит путем пересмотра документов, размещенных в электронной системе закупок на веб-портале www.prozorro.gov.ua.

Также стоит обратить внимание на п. 2.9 Порядка № 309. Именно в этом пункте определен перечень оснований, когда органы Казначейства не регистрируют обязательства, в частности, в случае:

• отсутствия у распорядителя бюджетных средств бюджетных ассигнований, установленных сметой;

• отсутствия документов по закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством в сфере закупок.

Заметим: в таких случаях органы Казначейства применяют меры влияния за нарушение бюджетного законодательства, определенные БКУ.

ВНИМАНИЕ!

Согласно п. 2.9 Порядка № 309 органы Казначейства не регистрируют обязательства в случае отсутствия у распорядителя бюджетных средств утвержденных бюджетных ассигнований.

Поэтому в рассматриваемой ситуации, если заказчик запланировал закупку на ожидаемую стоимость и на момент заключения договора ему не утверждены бюджетные ассигнования, то такой договор Казначейство не зарегистрирует. Учитывая это, отказ в регистрации договора без утвержденных бюджетных ассигнований является полностью правомерным. В таком случае Казначейство имеет право зарегистрировать договор и взять на учет обязательства только в пределах сумм, утвержденных сметой, учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет органами, осуществляющими казначейское обслуживание бюджетных средств.

Для этого проверяют суммы, указанные в договоре и в утвержденной смете. Если есть любое несоответствие между этими суммами, договор возвращают. Поэтому заказчику не стоит надеяться на частичную регистрацию договора. В таких случаях органы Казначейства обязательства и/или финансовые обязательства не регистрируют, а применяют меры влияния за нарушения бюджетного законодательства, определенные БКУ. Ведь если договор заключен без утвержденной сметы, то налицо все признаки бюджетного правонарушения. На этот момент Казначейство обращало внимание в письме от 05.03.2018 г. № 16-08/249-3945 (ср. ).

Таким образом, с одной стороны, Закон № 922 не содержит ограничений по планированию закупок исключительно на основании утвержденной сметы. Заказчик может планировать ожидаемую стоимость предмета закупки исходя из потребности в товарах, работах, услугах, руководствуясь расчетами к смете и т. п. Но с другой стороны, заключать договор о закупке стоит лишь при наличии утвержденных ассигнований.

Есть ли какой-либо выход из этой ситуации для заказчика? Конечно, есть. В подобных ситуациях при утверждении дополнительных бюджетных ассигнований в течение года заказчику придется, как ни крути, провести дополнительную закупку.

В таком случае помните: такую новую закупку необходимо внести в годовой план (или в его приложение) и обнародовать такие изменения в электронной системе закупок. При этом Закон № 922 не ограничивает заказчика в количестве внесения подобных изменений в годовой план или приложение. Но в каждом случае выбор той или иной процедуры закупок зависит от ожидаемой стоимости предмета закупки.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 922Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Порядок № 454Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

Порядок № 309Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше