Темы статей
Выбрать темы

Экологический налог: вопросы-ответы

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
С началом отопительного сезона бюджетные учреждения, имеющие на балансе системы отопления, осуществляют выбросы загрязняющих веществ или смесь таких веществ в атмосферный воздух. А это значит, что при определенных условиях возникают объект и база обложения экологическим налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В таком случае учреждение является плательщиком экологического налога, а потому необходимо составлять налоговую декларацию по экологическому налогу.
Как всегда, возникают вопросы о правильности заполнения такой декларации, расчета и уплаты такого налога. К тому же интересно знать, а какое мнение имеют специалисты ГФС по этим вопросам. Для того чтобы вы могли ознакомиться с их позицией «здесь и сразу», не просматривая огромное количество интернет-ресурсов, мы подготовили этот материал. Итак, знакомьтесь с вопросами и ответами на них специалистов ГФС, нашими советами и руководствуйтесь ими в своей работе.

№ п/п

Вопрос

Ответ

1

Кто является плательщиками экологического налога в 2019 году?

Перечень плательщиков эконалога определен в ст. 240 НКУ.

Так, согласно п. 240.1 НКУ плательщиками эконалога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, в том числе и бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, которые при ведении деятельности:

• осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения;

• осуществляют сброс загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;

размещают отходы (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования);

• образуют радиоактивные отходы (включая уже накопленные), временно хранят радиоактивные отходы (касается производителей, которые хранят их сверх установленного особыми условиями лицензии срока)

А значит, указанные плательщики эконалога обязаны самостоятельно рассчитывать эконалог, уплачивать его в бюджет, а также подавать в налоговый орган необходимую отчетность.

Вместе с тем обратите внимание на то, что не являются плательщиками эконалога:

• за размещение отходов субъекты хозяйствования, размещающие на собственных территориях (объектах) исключительно отходы как вторичное сырье (п. 240.5 НКУ);

• за выбросы двуокиси углерода субъекты, указанные в п. 240.1 НКУ, осуществляющие такие выбросы в объеме не более 500 тонн за год (п. 240.7 НКУ).

Подробнее об условиях, которые необходимо выполнять указанным субъектам хозяйствования, см. в вопросах-ответах далее в этой таблице.

2

Что является объектом и базой обложения экологическим налогом?

В соответствии с п. 242.1 НКУ объектом и базой обложения экологическим налогом являются:

• объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферный воздух стационарными источниками;

• объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;

• объемы и виды (классы) размещенных отходов, кроме объемов и видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования;

• объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются в результате деятельности субъектов хозяйствования и/или временно хранятся их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока;

• объемы электрической энергии, выработанной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

При этом база обложения налогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 тонн за год (п. 242.4 НКУ)

3

Являются ли плательщиками экологического налога субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение отходов, в том числе опасных отходов (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.)?

Субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.) до их передачи на утилизацию и захоронение, не являются плательщиками экологического налога при условии наличия у них договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями и т. п.).

Субъекты хозяйствования, осуществляющие временное размещение (хранение) отходов, в том числе опасных (аккумуляторы, шины, люминесцентные лампы и т. п.), являются плательщиками экологического налога в случае отсутствия у них договора на удаление и утилизацию отходов, в котором определяются сроки передачи отходов на утилизацию и захоронение

Напомним, что под размещением отходов понимают:

• либо постоянное (окончательное) нахождение,

• либо захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов (п.п. 14.1.223 НКУ).

Как следствие, плательщиками эконалога за размещение отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые осуществляют захоронение отходов в специально отведенных местах.

Знайте, что это — официальная позиция фискальной службы, закрепленная в Обобщающей налоговой консультации по уплате экологического налога, который взимается за размещение бытовых отходов, утвержденной приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258.

С учетом именно этого документа и обосновывается вышеприведенное разъяснение фискалов.

В то же время имейте в виду: в своих разъяснениях контролеры выдвигают дополнительное условие неуплаты эконалога при временном хранении отходов. Они требуют обязательного наличия договора на сбор и утилизацию отходов с коммунальными или специализированными предприятиями. Также хотят, чтобы в этом договоре были указаны сроки передачи отходов. Если же такого договора нет или вы не придерживаетесь договорных сроков избавления от отходов, то, по мнению фискалов, субъекты хозяйствования, которые временно хранят у себя отходы, должны уплачивать эконалог за размещение отходов.

Соглашаться с таким подходом или нет — дело ваше. Но при этом вы должны знать, что НКУ не ставит возникновение объекта обложения эконалогом в зависимость от наличия или отсутствия договора на сбор и утилизацию отходов со спецпредприятием. Другое дело, что незаключение такого договора может рассматриваться как нарушение правил обращения с отходами.

4

Является ли плательщиком экологического налога сельский совет, имеющий паспорт места удаления отходов, на которое вывозятся отходы коммунальным предприятием, предоставляющим услуги в части сбора отходов от других субъектов хозяйствования?

В соответствии со ст. 28 Закона № 187 с целью полного учета и описания функционирующих, закрытых и законсервированных мест удаления отходов, их качественного и количественного состава, а также осуществления контроля за влиянием отходов на окружающую природную среду и здоровье человека ведется реестр мест удаления отходов.

Реестр мест удаления отходов ведут на основании соответствующих паспортов, отчетных данных производителей отходов, сведений уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Данные реестра подлежат ежегодному уточнению.

Согласно п. 5 Порядка № 1216 на каждое место удаления отходов составляется специальный паспорт, в котором указываются наименование и код отходов, их количественный и качественный состав, происхождение, а также технические характеристики и сведения о методах контроля и безопасной эксплуатации. Специальный паспорт составляется владельцем места удаления отходов в соответствии с Инструкцией о содержании и составлении паспорта мест удаления отходов.

Областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации определяют перечень мест удаления отходов, которые должны быть включены в реестр, и сообщают их владельцам о необходимости составления паспортов мест удаления отходов и сроке их регистрации (п. 11 Порядка № 1216).

Следовательно, субъект хозяйствования, осуществляющий хозяйственную деятельность по размещению отходов (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов, имеющий паспорт места удаления отходов, является плательщиком экологического налога.

При этом следует отметить, что в соответствии со ст. 8 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного или коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться только на основании, в пределах полномочий и способом, определенными Конституцией и законами Украины

5

Кто является плательщиками экологического налога за выбросы двуокиси углерода?

В соответствии с п. 240.1 НКУ плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их основателей, при осуществлении деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляются, в частности, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

При этом п. 240.7 НКУ установлено, что не являются плательщиками налога за выбросы двуокиси углерода субъекты, указанные в п. 240.1 НКУ, осуществляющие такие выбросы в объеме не более 500 тонн за год.

Поэтому в случае если годовой объем выбросов двуокиси углерода превышает 500 тонн за год, субъекты обязаны зарегистрироваться плательщиками налога в налоговом (отчетном) периоде, в котором состоялось такое превышение. Такие плательщики обязаны составить и подать налоговую отчетность, начислить и уплатить налог за налоговый (отчетный) период, в котором состоялось такое превышение, в порядке, предусмотренном НКУ

Напомним, что к стационарным источникам загрязнения относят предприятие, цех, агрегат, установку или другой неподвижный объект, сохраняющий свои пространственные координаты в течение определенного времени и осуществляющий выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и/или сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Также к стационарным источникам загрязнения можно отнести генераторы, мини-электростанции, газосварочное оборудование (установки), работающие на горючем, при сжигании которого образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества или смесь таких веществ, являющиеся объектом и базой обложения экологическим налогом за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками.

Поэтому в случае если учреждение имеет такой источник загрязнения, необходимо правильно определять в течение года объем таких выбросов, поскольку база обложения налогом за выбросы двуокиси углерода по результатам налогового (отчетного) года уменьшается на объем таких выбросов в размере 500 тонн за год.

Так, с целью установления субъектом хозяйствования факта превышения предельного объема выбросов двуокиси углерода, определенного п. 240.7 НКУ, налоговики в своих разъяснениях (ЗІР категория 120.05) говорят о том, что субъекты хозяйствования должны принимать меры по проведению инвентаризации объема таких выбросов.

Отметим, что общие принципы инвентаризации таких выбросов определены в Инструкции о содержании и порядке составления отчета проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины от 10.02.95 г. № 7. В частности, Инструкцией установлено, что инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, не определенных по непосредственным инструментальным измерениям, например, двуокиси углерода, выполняется по материалам технологического регламента или расчетным методом.

Порядок выполнения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ энергетическими установками, в том числе двуокиси углерода, в случае использования разных видов топлива расчетным методом, определен Отраслевым Руководящим Документом «ГКД 34.02.305-2002 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от энергетических установок. Методика определения», утвержденным приказом Министерства энергетики и угольной промышленности Украины и Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 14.06.2002 г. № 359.

Условные примеры расчета (вычисления) объемов выбросов двуокиси углерода расчетным методом приведены в письме ГФС от 26.04.2019 г. № 13932/7/99-99-12-03-04-17. Какими должны быть дальнейшие действия учреждения?

С учетом выполненных расчетов налоговики советуют субъектам хозяйствования действовать следующим образом:

1) определить (рассчитать) объем выбросов двуокиси углерода с начала 2019 года;

2) определить, является ли субъект плательщиком эконалога (в случае если годовой объем выбросов двуокиси углерода превышает 500 тонн за год);

3) в случае превышения предельного объема зарегистрироваться плательщиком налога за выбросы двуокиси углерода и подать в контролирующий орган по местонахождению стационарного источника загрязнения заявление об отчетном периоде, в котором планируется возникновение объекта налогообложения выбросов двуокиси углерода, и приложить расчет оценки объемов таких выбросов.

6

Как рассчитать объем выбросов двуокиси углерода, если учреждение имеет несколько источников загрязнения?

Если учреждение имеет несколько стационарных источников загрязнения в пределах одного и/или нескольких населенных пунктов или за их пределами (коды органа местного самоуправления по КОАТУУ разные/одинаковые), осуществляющих выбросы загрязняющих веществ, в том числе и двуокиси углерода, стоит учесть следующее. Такое учреждение должно подать в контролирующий(ие) орган(ы) по местонахождению стационарных источников загрязнения заявление(я) об отчетном (налоговом) периоде, в котором ожидается превышение предельной величины выбросов двуокиси углерода в размере 500 тонн за год всеми стационарными источниками загрязнения. К заявлению прилагает расчеты с материалами инвентаризации объемов выбросов двуокиси углерода по всем стационарным источникам загрязнения (ЗІР категория 120.05)

Добавим, что мнение фискалов по решению этой ситуации также приведено в письме ГФС от 17.04.2019 г. № 1651/6/99/99-12-02-03-015/ІПК, а именно:

• в приложении 1 указывают информацию обо всех источниках загрязнения двуокисью углерода независимо от территории;

• в строке 6 Декларации («Дополнение к налоговой декларации в произвольной форме») — в отдельных строках указывают информацию о фактических выбросах двуокиси углерода по каждому коду КОАТУУ с начала года, включая отчетный квартал. Форма подачи такой информации приведена в упомянутом письме;

• плательщик подает декларацию по основному месту налогового учета.

7

Кто является плательщиком экологического налога за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения в случае сдачи в аренду такого стационарного источника загрязнения?

На этот вопрос ответ фискалов размещен в ЗІР (категория 120.01).

Так, плательщиком эконалога за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, в случае использования арендованных стационарных источников загрязнения, является арендатор стационарного источника загрязнения, который непосредственно осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения.

Знайте, что в случае передачи недвижимого имущества в аренду вместе со стационарным источником загрязнения в середине отчетного периода (года) арендодателю необходимо выполнить определенные действия, чтобы избежать любых претензий со стороны налоговиков. Что имеется в виду?

Как предусмотрено в п. 250.9 НКУ, если плательщик экологического налога с начала отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы в течение отчетного года, такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта расчета экологического налога. В противном случае плательщик налога обязан подавать налоговые декларации

Таким образом, по мнению фискалов (ЗІР категория 120.05), в случае передачи в аренду недвижимого имущества вместе со стационарным источником загрязнения в середине отчетного периода текущего года плательщик составляет и подает уведомление 20-ОПП и в соответствии с п. 250.9 НКУ уведомляет контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения заявление о возникновении (отчуждении) у него объекта обложения экологическим налогом.

При этом декларирование налоговых обязательств по экологическому налогу осуществляет плательщик за фактический период пребывания в пользовании объектов налогообложения, определенный в уведомлении 20-ОПП, в соответствующем отчетном (налоговом) периоде

Знайте, что другая ситуация возникает в случае, если стационарный источник загрязнения используется для отопления здания, в котором находятся несколько арендаторов. В этой ситуации фискалы (ЗІР категория 120.01) поясняют, что в случае образования загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух при сгорании топлива (газа, мазута и т. п.), используемого для работы автономной системы отопления (котла), плательщиком экологического налога за выбросы стационарными источниками загрязнения является субъект хозяйствования (арендодатель — юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель) — владелец автономной системы отопления (котла), используемой для отопления здания, в том числе когда в одном здании находятся несколько арендаторов.

8

Какие формы входят в состав налоговой отчетности по экологическому налогу?

Отчетность по эконалогу сегодня включает:

Налоговую декларацию экологического налога. Ее форма утверждена приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715. В ней плательщики отражают

общие суммы рассчитанного эконалога за соответствующий период по каждому виду загрязнения естественной среды (разновидности экологического налога);

шесть приложений к Декларации. В каждом из этих приложений осуществляют расчет налоговых обязательств по соответствующему виду объекта налогообложения — выбросы в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты и т. п.

Следует иметь в виду, что все приложения являются неотъемлемой частью Декларации и подаются в органы ГНСУ вместе с такой Декларацией. В случае же отсутствия у налогоплательщика определенных объектов налогообложения приложения, используемые для расчета эконалога по этим объектам, не прилагаются, а соответствующие строки Декларации прочеркиваются.

Отметим, что отдельный порядок заполнения Декларации и приложений к ней не утвержден, поэтому при составлении налоговой отчетности по эконалогу его плательщикам придется руководствоваться прежде всего примечаниями, предусмотренными в самих формах

Учтите, что начиная с 2019 года фискалы настаивают на том, что выбросы углекислого газа надо отражать в отдельном приложении 1, т. е. отдельно от других выбросов. Впервые такое требование появилось в письме ГФС от 16.01.2019 г. № 1422/7/99-99-12-03-04-17.

Со временем налоговики в письме ГФС от 26.04.2019 г. № 13932/7/99-99-12-03-04-17 объяснили особенности заполнения такого отдельного приложения 1 для ситуаций, если фактический объем в части выбросов двуокиси углерода в атмосферный воздух в течение года не превышает 500 тонн и если есть превышение фактического объема этих выбросов в течение года 500 тонн, а именно:

1) если исчисленный плательщиком по расчетному методу ежегодный объем выбросов двуокиси углерода не превышает предельный годовой объем выбросов двуокиси углерода в объеме 500 тонн, фискалы рекомендуют действовать следующим образом. Уведомить соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения об отсутствии у него в отчетном году объекта обложения экологическим налогом за выбросы двуокиси углерода и составить заявление с приложением расчета годового объема выбросов двуокиси углерода по результатам потребления топлива его стационарными источниками загрязнения

Плательщики экологического налога, которые не подали такие заявления, имеют право подать их после предельного срока подачи декларации. При этом, по мнению фискалов, отдельное приложение 1 к Декларации за отчетные периоды текущего года в части выбросов двуокиси углерода в атмосферный воздух, если фактический объем этих выбросов в течение года не превышает 500 тонн, не подают;

2) а вот после превышения предельного годового объема выбросов двуокиси углерода в размере 500 тонн, например за III квартал, плательщик в группе строк 4 — 4.n* приложения указывает:

* Где n — порядковый номер строки.

• в колонке 2 «код загрязняющего вещества» — код двуокиси углерода, который выбрасывается в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения, — 243.4.001;

• в колонке 3 «фактический объем выбросов» — объем выбросов двуокиси углерода, который является базой налогообложения за отчетный период. Его рассчитывают как разницу между фактическим объемом выбросов двуокиси углерода за отчетный период и предельной нормой выбросов в размере 500 тонн;

• в колонке 4 «ставка налога» — ставку налога за выбросы двуокиси— 10 грн./т;

• в колонке 5 «величина» — сумму налогового обязательства за выбросы двуокиси. Ее рассчитывают как произведение между фактическим объемом выбросов двуокиси (к. 3 стр. 4.n) и ставкой налога за выбросы двуокиси (к. 3 стр. 4.n);

• в колонке 5 строки 4 «величина» — величину налогового обязательства по выбросам двуокиси за отчетный период, определенную как сумма строк 4.n колонки 5.

9

Нужно ли подавать Декларацию с приложениями, если в отчетных периодах текущего года плательщик эконалога не имел объектов налогообложения (не осуществлял выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, образования радиоактивных отходов)?

Нет, не нужно.

Как предусмотрено п. 250.9 НКУ, если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы, образовывать радиоактивные отходы в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта расчета экологического налога. В противном случае плательщик налога обязан подавать налоговые декларации в соответствии со ст. 250 НКУ.

И тогда нужно подавать Декларацию с соответствующими приложениями (по тем видам объектов налогообложения, по которым в прошлом году рассчитывались налоговые обязательства)

Напоминаем, что фактическое отсутствие выбросов само по себе не освобождает учреждение от обязанности подавать Декларацию.

По мнению фискалов (ЗІР категория 120.05), единственное предусмотренное НКУ основание не подавать Декларацию в случае наличия стационарного источника загрязнения — заявление об отсутствии объекта налогообложения.

Действительно, в указанном пункте установлена обязанность подавать экодекларацию даже для тех плательщиков, которые фактически не осуществляют выбросы. Эта норма имеет специальное действие и высшую юридическую силу, нежели общая норма п.п. 240.1.1 НКУ, увязывающая статус плательщика эконалога с фактическим осуществлением выбросов. Следовательно, у плательщика эконалога, не осуществляющего выбросы, есть только два варианта действий:

1) либо подать заявление об отсутствии объекта налогообложения. Такое заявление составляют в произвольной форме;

2) либо подавать Декларацию в общем порядке.

Что грозит в таком случае плательщику? Штраф за неподачу декларации в размере 170 грн. согласно п. 120.1 НКУ. И хотя в этом случае сумма эконалога за периоды, когда плательщик фактически не осуществлял выбросы, равна нулю, однако штраф все равно будет.

Такое нарушение следует принять к сведению всем учреждениям — владельцам стационарных источников загрязнения. Если вы в середине года прекратили осуществлять выбросы — не прекращайте подавать Декларацию. Пусть она будет даже нулевой, но лучше не дать фискалам повода придираться.

Особенно актуальной эта информация будет для тех плательщиков, которые стационарные источники загрязнения используют для отопления. Поскольку выбросы такими источниками загрязнения имеют сезонный характер (в частности, ІІ квартал полностью выпадает из отопительного сезона), а вот в ІІІ квартале такие выбросы появляются опять

10

Как подать уточненную Декларацию, если обнаружены ошибки в ранее поданных приложениях(и) к ней?

Напомним, что порядок самостоятельного исправления ошибок, содержащихся в ранее поданной плательщиком налога налоговой декларации, определен ст. 50 НКУ.

Согласно п. 50.1 НКУ в случае, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ) налогоплательщик самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных ст. 50 НКУ), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время подачи уточняющего расчета.

Налогоплательщик, который самостоятельно (в том числе по результатам электронной проверки) обнаруживает факт занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан (за исключением случаев, установленных п. 50.2 НКУ), в частности, направить уточняющий расчет и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере 3 % от такой суммы до подачи такого уточняющего расчета.

Знайте: на плательщика возлагается ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность ее внесения в бюджет, а также за своевременность подачи контролирующим органам соответствующих деклараций согласно нормам НКУ и других законодательных актов.

Учитывая указанное, в случае неподачи субъектом хозяйствования вместе с декларацией отдельных приложений, в которых рассчитывается налоговое обязательство по соответствующему виду объекта, такой субъект хозяйствования имеет право:

1) до наступления предельного срока подачи Декларации подать Декларацию с отметкой «Отчетная новая» вместе со всеми приложениями, в которых исчисляются налоговые обязательства по соответствующему виду объекта налогообложения;

2) после наступления предельного срока подачи Декларации подать Декларацию с отметкой «Уточняющая» вместе с теми приложениями, которые не подавались и в которых исчисляются налоговые обязательства по соответствующему виду объекта, с указанием суммы штрафной санкции в размере, определенном п. 50.1 НКУ, и пени в соответствии со ст. 129 НКУ.

За каждый налоговый период, в котором обнаружены ошибки, подаются отдельные уточняющие Декларации вместе с приложениями(ем), в которых обнаружены ошибки. При отсутствии ошибок в других приложениях (по другим видам объектов налогообложения), подаваемых вместе с уточняемой Декларацией, такие типы приложений к уточняющей Декларации не прилагаются.

В Декларации и приложении(ях) к ней заполняются все строки всех разделов с учетом примечаний. В случае незаполнения строки из-за отсутствия значения — она прочеркивается (в случае подачи в бумажном виде) или не заполняется (в случае подачи средствами электронной связи). Налоговое обязательство указывается в гривнях с копейками.

Вопрос-ответ размещен в ЗІР (категория 120.05)

11

Как в уточняющей Декларации исправить ошибку в случае неподачи отдельного приложения 1 в части обязательств по выбросам двуокиси углерода в атмосферный воздух?

Для исправления ошибочно указанных объемов выбросов двуокиси углерода вместе с объемами выбросов других загрязняющих веществ в одном приложении 1 к Декларации после наступления предельного срока подачи отчетности плательщиком экологического налога подают уточняющую Декларацию за соответствующий отчетный (налоговый) период вместе с двумя уточняющими приложениями, в которых:

• по коду 243.4.001 — двуокись углерода (строка 4.1 колонки 2 приложения 1) уменьшает начисленную сумму налоговых обязательств по экологическому налогу;

• по кодам других загрязняющих веществ (строка 4.n колонки 2 приложения 1) декларирует налоговые обязательства по экологическому налогу и в соответствии с п.п. «а» п. 50.1 НКУ исчисляет размер штрафной санкции, а также пеню (в случае необходимости) согласно ст. 129 НКУ.

В частности, в одном уточняющем приложении 1 в части выбросов двуокиси углерода в атмосферный воздух указывается:

• в колонке 2 — код двуокиси углерода 243.4.001;

• в строке 4 — сумма экологического налога за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения двуокиси углерода, которая подлежит начислению за отчетный период;

• в строке 5 — сумма налогового обязательства, указанная в строке 4 приложения 1, которое уточняется;

• в строке 5.2 — сумма налогового обязательства, которое уменьшается.

Во втором уточняющем приложении 1 в части выбросов других загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в частности, указывается:

• в строке 4 — сумма экологического налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения (за исключением выбросов в атмосферный воздух двуокиси углерода);

• в строке 5 — сумма уточняемого налогового обязательства, которое равно «0»;

• в строке 5.1 — сумма налогового обязательства, которое увеличивается;

• в строке 6 — размер штрафной санкции — 0,03;

• в строке 7 — исчисленная сумма штрафной санкции;

• в строке 8 — сумма пени (при необходимости).

В Декларации заполняют следующие показатели:

• в строке 4.1 — налоговое обязательство, определенное как сумма строк 4 приложений;

• в строке 4.1.1 — сумма разницы между строками 5.1 и 5.2 приложений;

• в строке 4.1.2 — сумма штрафа, рассчитанная как сумма строк 7 приложений;

• в строке 4.1.3 — сумма пени, рассчитанная как сумма строк 8 приложений;

• в строке 5 — количество поданных приложений с Декларацией

12

Сколько Деклараций и приложений к ним нужно подавать субъекту хозяйствования, имеющему несколько стационарных источников загрязнения (в том числе в случае осуществления выбросов двуокиси углерода) или мест размещения отходов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (разные коды КОАТУУ), которые обслуживаются одним контролирующим органом?

В случае если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды КОАТУУ разные), то такой плательщик налога обязан подать в соответствующий контролирующий орган по месту расположения стационарного источника загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов Декларацию по каждому стационарному источнику загрязнения или специально отведенному для размещения отходов месту или объекту отдельно (п.п. 250.10.1 НКУ).

В то же время в письме ГФС от 15.02.2016 г. № 5161/7/99-99-15-04-02-17 указано, что если плательщик налога имеет несколько стационарных источников загрязнения или специально отведенных для размещения отходов мест или объектов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (коды КОАТУУ разные), то такому плательщику налога рекомендуется подавать в соответствующий контролирующий орган одну налоговую декларацию, к которой прилагать необходимое количество отдельных приложений по каждому объекту обложения экологическим налогом.

С целью обеспечения эффективного контроля за распределением средств экологического налога за выбросы загрязняющих веществ (двуокиси углерода) обязательно составляется отдельное приложение 1 в части обязательств за выбросы двуокиси углерода (письмо ГФС от 16.01.2019 г. № 1422/7/99-99-12-03-04-17).

Итак, субъект хозяйствования, имеющий несколько стационарных источников загрязнения (в том числе в случае осуществления выбросов двуокиси углерода) или мест размещения отходов в пределах нескольких населенных пунктов (сел, поселков или городов) или за их пределами (разные коды КОАТУУ), которые обслуживаются одним контролирующим органом, подает такому контролирующему органу одну Декларацию и приложения к ней:

• одно приложение 1, которое включает информацию о выбросах двуокиси углерода всеми принадлежащими ему источниками загрязнения, на которых осуществляются выбросы двуокиси углерода, с указанием в поле 6 Декларации «Дополнения к Налоговой декларации в произвольной форме» отдельными строками информации о фактических выбросах двуокиси углерода соответствующими источниками загрязнения (по каждому коду КОАТУУ) с начала года (в том числе за отчетный квартал);

• по каждому коду КОАТУУ отдельное приложение 1 — в части выбросов других загрязняющих веществ (за исключением двуокиси углерода);

• по каждому коду КОАТУУ отдельное приложение 3 — в части размещения отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах.

Вопрос-ответ размещен в ЗІР (категория 120.05)

13

Какой первый отчетный (налоговый) период для подачи декларации для субъектов хозяйствования, использующих

автономные системы отопления (котлы), при наличии или отсутствии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения?

Субъекты хозяйствования в случае использования автономных систем отопления являются плательщиками экологического налога за фактический объем загрязняющих веществ, образуемых и выбрасываемых в атмосферный воздух при сгорании топлива (независимо от наличия разрешения на выбросы загрязняющих веществ

в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения), и подают налоговую декларацию экологического налога начиная с календарного квартала, в котором осуществлены такие выбросы.

Вопрос-ответ размещен в ЗІР (категория 120.05)

14

Предусмотрена ли ответственность за неподачу отдельного приложения 1 к Декларации в части обязательств за выбросы двуокиси углерода в атмосферный воздух и неуплаты такого налога по коду бюджетной классификации — 19011000?

Отметим, что с целью обеспечения эффективного контроля за распределением средств экологического налога за выбросы загрязняющих веществ (двуокиси углерода) субъекты хозяйствования составляют отдельное приложение 1 к Декларации в части обязательств за выбросы двуокиси углерода в атмосферу. Об этом сообщалось в письме ГФС от 16.01.2019 г. № 1422/7/99-99-12-03-04-17 (ср. ).

Напомним, что ответственность за неподачу или несвоевременную подачу налоговой отчетности предусмотрена п. 120.1 НКУ. В частности, за неподачу (кроме случаев, если налоговая декларация не подается в соответствии с п. 49.2 НКУ) или несвоевременную подачу налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги и сборы, налоговых деклараций (расчетов), а также другой отчетности, обязанность подачи которой в контролирующие органы предусмотрена НКУ, — влекут за собой наложение штрафа в размере 170 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, — влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

Пунктом 126.1 НКУ определены размеры штрафов, в случае если налогоплательщик не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ.

Правила начисления пени установлены ст. 129 НКУ.

Таким образом, за неподачу или несвоевременную подачу Декларации, которая содержит несколько приложений к ней, контролирующим органом применяется штрафная санкция в размере 170 грн. за каждую неподачу или несвоевременную подачу в соответствующий контролирующий орган независимо от количества приложений, подаюваемых вместе с Декларацией. В случае повторной в течение года неподачи или несвоевременной подачи Декларации контролирующим органом налагается штраф в размере 1020 грн. за каждую такую неподачу или несвоевременную подачу.

При этом применение штрафных санкций в соответствии со ст. 120 НКУ за неподачу некоторых приложений к поданной своевременно Декларации (в том числе отдельного приложения 1 к Декларации в части обязательств по выбросам двуокиси углерода в атмосферный воздух) НКУ не предусмотрено

В случае подачи отдельного приложения 1 к Декларации в части обязательств по выбросам двуокиси углерода в атмосферный воздух и неуплаты согласованной суммы денежного обязательства по экологическому налогу в течение сроков, определенных НКУ, по коду бюджетной классификации — 19011000 к налогоплательщику применяется штрафная санкция, предусмотренная п. 126.1 НКУ, и пеня в соответствии со ст. 129 НКУ.

Следует отметить, что в случае неподачи плательщиком экологического налога отдельного приложения 1 к Декларации в части обязательств по выбросам двуокиси углерода, такой плательщик имеет право до наступления предельного срока подачи такой отчетности подать новую отчетную Декларацию вместе с таким приложением 1 или уточняющую Декларацию с приложением 1 после наступления предельного срока ее подачи с указанием суммы штрафной санкции в размере, определенном п. 50.1 НКУ, и пени в соответствии со ст. 129 НКУ, уплатив задекларированную сумму экологического налога за выбросы двуокиси углерода стационарными источниками загрязнения, штраф и пеню по коду бюджетной классификации — 19011000

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 187Закон Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР.

Порядок № 1216Порядок ведения реестра мест удаления отходов, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1216.

Декларация — Налоговая декларация по экологическому налогу, утвержденная приказом Минфина от 17.08.2015 г. № 715.

Приложение 1 — приложение 1 «Расчет за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения» к Налоговой декларации экологического налога.

ЗІР — Общедоступный ресурс информационного справочника ГФС (zir.sfs.gov.ua).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше