Темы статей
Выбрать темы

О решении проблемных вопросов наполняемости классов и процедуре формирования сети классов

30 августа директору школы сообщили в телефонном режиме о переводе 8 класса и 9 класса, где обучаются 6 и 5 детей соответственно, в опорное заведение. Директор школы вечером собрала родителей и, не предоставив ни единого документа, объяснила, что дети должны уже 2 сентября ехать в другое заведение для обучения. На родительском собрании обвиняют родителей 10 класса, которые накануне поехали к председателю сельского совета узнать, могут ли их дети остаться в школе, потому что в классе 6 учащихся, а это не противоречит Закону Украины «Об общем среднем образовании», где сказано, что в классе должно быть не менее 5 учащихся. Родители возмущены, что их не предупредили заблаговременно и никто с ними не встретился: ни начальник отдела образования, ни сельский голова. Уже за эти дни из Интернета узнаем о какой-то наполняемости класса, которая рассчитана согласно индексу фактической наполняемости классов, письме Министерства финансов о недостаточном финансировании образовательной субвенции и других нормативных документах.
Правомерны ли действия отдела образования о переводе классов из ЗОШ І — ІІI ступеней в опорное заведение, которое должно пройти юридическую процедуру, чтобы соблюдать подзаконные акты, о которых нам не рассказывают? За один день решили судьбу всех детей без всяких объяснений, а только обвиняя родителей 10 класса, которым тоже не безразлична судьба своих детей. И еще родители должны приехать в другое заведение и написать заявление, тогда их зачислят в другое учебное заведение, и таким образом родители сами своими руками сделают оптимизацию учебных заведений. Дайте, пожалуйста, ответ срочно. Очень ждем!

О расчетной наполняемости классов

В соответствии со ст. 1032 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI образовательная субвенция направляется из Государственного бюджета Украины в местные бюджеты (в вашем случае — в бюджет сельского совета) на выплату заработной платы исключительно педагогическим работникам заведения общего среднего образования.

Каждой громаде объем этой субвенции рассчитывается исключительно по формуле распределения образовательной субвенции из государственного бюджета местным бюджетам (далее — Формула), утвержденной постановлением КМУ «Об утверждении формулы распределения образовательной субвенции между местными бюджетами» от 27.12.2017 г. № 1088 (с изменениями, внесенными постановлением КМУ от 06.02.2019 г. № 65).

Согласно этой Формуле при определении объема средств учитывается расчетная наполняемость классов для заведений образования, расположенных в сельской местности, согласно соответствующей таблице. В частности, для районных бюджетов и бюджетов объединенных территориальных громад с учетом плотности учащихся заведений общего среднего образования и процента населения, которое проживает в сельской местности, — согласно следующей таблице:

Плотность учащихся

Процент населения, которое проживает в сельской местности

от 0 до 25

от 25 до 46

от 46 до 57

от 57 до 64

от 64 до 67

от 67 до 75

от 75 до 89

от 89 до 100

100

От 0 до 1,3

13,5

11,5

11,5

11,5

11

10,5

10

10

10

От 1,3 до 1,5

13,5

13,5

13,5

13

12

11,5

11,5

11

11

От 1,5 до 2,2

15

15

14

13

13

12,5

12

11,5

11

От 2,2 до 2,6

15

15

14

14

13,5

12,5

12

11,5

11,5

От 2,6 до 3,6

17

16

15

14

13,5

13

12,5

12,5

12

От 3,6 до 3,7

19

16

15,5

14

13,5

13

12,5

12,5

12

От 3,7 до 9,4

19

17

16,5

15

14

14

14

14

13

9,4 и больше

20,5

18

18

17,5

15

15

15

15

14,5

Таким образом, если реальная наполняемость классов совпадает с расчетной или же превышает ее — средств достаточно для выплаты заработной платы учителям.

В то же время если реальная наполняемость классов меньше, а кое-где и значительно меньше, возникает дефицит средств, т. е. ситуация, когда учителя останутся без заработной платы.

Чтобы не допустить такого, орган местного самоуправления (сельский совет) принимает решение об оптимизации сети. При принятии такого решения сельский совет, как учредитель заведения образования, пользуется рекомендациями центральных органов исполнительной власти.

Ситуация с дефицитом средств значительно усложнилась в связи со вступлением в силу постановления КМУ «Об оплате труда педагогических, научно-педагогических и научных работников заведений и учреждений образования и науки» от 10.07.2019 г. № 822, которым предусматривается поэтапное увеличение оплаты труда педагогическим, научно-педагогическим и научным работникам заведений и учреждений образования и науки до 2023 года, в то же время соответствующий ресурс в Государственном бюджете Украины не предусмотрен.

Также информируем, что Кабинет Министров Украины поручил центральным органам исполнительной власти рассмотреть предложения Министерства финансов Украины, направленные письмом № 07010-04-3/19654 от 31.07.2019 г. Кроме предложений в сферах высшего образования и науки, этот документ содержит алгоритм действий, направленных на значительную экономию средств в сфере общего среднего образования, вызванную в том числе решением Правительства о повышении заработных плат учителей.

Так, Минфин предлагает:

• повышение заработной платы учителей осуществлять лишь с одновременным сокращением их численности;

• МОН совместно с облгосадминистрациями разработать планы-графики оптимизации малокомплектных школ в разрезе каждого региона;

• прекращение с 01.01.2020 г. финансирования из образовательной субвенции школ (кроме начальных) с количеством учащихся менее 40 и финансирования образовательного процесса в 10 — 11 (12)-х классах, где менее 20 учащихся;

• повышение учебной нагрузки на учителя с 18 до 20 часов;

• повышение расчетной наполняемости классов при расчете образовательной субвенции для районов и ОТГ на 2 пункта;

• пересмотр действующих условий оплаты труда педагогических работников с целью оптимизации повышений должностных окладов, надбавок и доплат;

• пересмотр подходов к созданию сети опорных школ, развитие сети опорных школ путем финансовых стимулов, в частности направление капитальных расходов, в первую очередь, на эти школы, и при условии выполнения процесса оптимизации;

• обязательный выход учителей на пенсию после достижения пенсионного возраста или заключения контрактов.

О возможной наполняемости классов и процедуре формирования сети классов

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV, действительно, в заведениях общего среднего образования, расположенных в селах и поселках, количество учащихся в классах определяется демографической ситуацией, но должно составлять не менее пяти человек. В случае меньшего количества учащихся в классе занятия проводятся по индивидуальной или другим формам обучения.

В то же время обращаем внимание, что согласно ч. 1 ст. 14 указанного Закона наполняемость классов заведений общего среднего образования не может превышать 30 учащихся.

В соответствии с п.п. 2 п. «а» ст. 32 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР к собственным (самоуправляемым) полномочиям исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится, в частности, управление заведениями образования.

Учитывая критическую ситуацию, вызванную решением Правительства и недостаточным объемом выделенных государством средств, сельский совет в вашем случае был вынужден оперативно и срочно принимать решение об оптимизации сети с 02.09.2019 г. (обычно о намерениях оптимизации сообщают в конце мая, это связано, в частности, с трудовым законодательством) и создании условий для получения образования вашими детьми.

Таким образом, предупреждена ситуация с невыплатами заработных плат учителям в ноябре-декабре 2019 года и в I полугодии 2020 года.

Поскольку ваши дети обучаются в 8 и 9 классах, согласно законодательству они могут получать образование в опорном заведении образования.

Учитывая действующее законодательство, в опорной школе учредителем создаются лучшие условия для обучения детей.

Также обращаем внимание, что получение образования в опорном заведении имеет ряд преимуществ:

1. Обучение в опорной школе позволяет развивать коммуникационные навыки у детей, получать знания от учителей-предметников.

2. Ресурсы общества в первую очередь направлены на оснащение образовательного пространства опорной школы, а значит, такое заведение имеет лучшую материально-техническую базу.

3. Государство при направлении средств на развитие материальной базы предоставляет преимущества в первую очередь опорным заведениям образования.

4. Выпускник опорной школы является более конкурентоспособным при сдаче ЗНО, а значит, при поступлении в заведение высшего образования.

Надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к решению учредителя заведения образования, поскольку оно направлено в первую очередь на обеспечение качественного образования для ваших детей.

Аналитический центр АМУ (www.auc.org.ua)

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше