Темы статей
Выбрать темы

Неиспользованный отпуск: отпускные и компенсация

Жиленко Екатерина, эксперт по оплате труда и трудовым отношениям
Должностное лицо ОМС уходит в ежегодный основной отпуск с 02.09.2019 г. по 09.09.2019 г. — на 8 к. дн. (18 к. дн. уже использовано в июне 2019 года с выплатой помощи на оздоровление). За 4 к. дн. ежегодного основного отпуска работник попросил выплатить ему компенсацию (без увольнения) одновременно с выплатой отпускных. Распоряжение о предоставлении ежегодного отпуска, выплате отпускных и компенсации издано 20.08.2019 г.
1. Правомерно ли было предоставлять работнику компенсацию без увольнения и выплачивать ее до фактического использования отпуска?
2. Каков расчетный период для определения суммы отпускных и компенсации?

Сначала напомним, что должностным лицам местного самоуправления предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней (ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III). Поэтому понятно, что отпуск за отработанный год разбит на части: 18 календарных дней в июне + 8 календарных дней в сентябре + 4 календарных дня компенсации за неиспользованный отпуск = 30 календарных дней.

Теперь давайте разбираться с вопросами. И начнем с выплаты компенсации.

«Отпускная» компенсация без увольнения

Можно ли предоставлять компенсацию за неиспользованный отпуск без увольнения?

Да, можно. Но при определенных условиях. Согласно ч. 4 ст. 24 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) по желанию работника часть ежегодного отпуска заменяется денежной компенсацией. При этом продолжительность предоставленных работнику ежегодного и дополнительных отпусков не должна быть меньше 24 календарных дней.

Позиция Минсоцполитики по этому вопросу неизменна вот уже много лет. В своих письмах (см., в частности, письма от 21.06.2012 г. № 207/13/116-12, от 24.06.2011 г. № 208/13/116-11) специалисты «трудооплатного» ведомства при трактовке нормы ч. 4 ст. 24 Закона об отпусках используют такой подход: «По желанию работника после использования им за рабочий год, за который предоставляется отпуск, 24 календарных дней ежегодного отпуска за остальные дни неиспользованного ежегодного отпуска, за этот же рабочий год должна быть выплачена денежная компенсация». То есть, по разъяснениям Минсоцполитики, денежную компенсацию за неиспользованные дни ежегодного отпуска можно выплатить только после того, как работник «отгуляет» 24 календарных дня ежегодного отпуска за отработанный год. В нашем случае так и есть: работник использовал 18 календарных дней отпуска в июне и использует 8 дней в сентябре. Вместе это 26 календарных дней (26 > 24), поэтому за остальные дни (4 дня) он может получить компенсацию.

Компенсация вместе с отпускными

Можно ли выплатить компенсацию одновременно с суммой отпускных, т. е. до фактического использования отпуска?

Минсоцполитики в письме от 07.12.2016 г. № 731/13/116-16 отмечает, что компенсацию за неиспользованные дни ежегодного отпуска можно выплатить после использования работником 24 календарных дней ежегодного отпуска или одновременно с выплатой отпускных за 24 календарных дня ежегодного отпуска, которая осуществляется до его ухода в отпуск.

Следовательно, в описанном случае работник имеет полное право попросить, а работодатель — выплатить компенсацию за неиспользованный отпуск одновременно с выплатой отпускных до фактического использования дней отпуска.

Расчетный период

А теперь разберемся с расчетным периодом. Определенная сложность заключается в том, что распоряжение о выплате отпускных и компенсации датируется августом, а отпуск начинается в сентябре. При этом отпускные и компенсация выплачены в августе, ведь согласно ч. 4 ст. 115 КЗоТ и ч. 1 ст. 21 Закона об отпусках зарплата за все время ежегодного отпуска выплачивается работникам не позднее чем за три дня до начала отпуска. Обратите внимание: в этой норме имеются в виду 3 календарных дня (см. письмо Минтруда от 26.06.2009 г. № 155/13/116-09). Какой же расчетный период выбрать?

Отпускные. В соответствии с п. 2 Порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100 (далее — Порядок № 100), исчисление средней зарплаты для оплаты ежегодного отпуска, дополнительных отпусков в связи с обучением, творческого отпуска, дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, или для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск производится исходя из выплат за последние 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу предоставления отпуска или выплаты компенсации за неиспользованные отпуска. Это значит, что для определения расчетного периода для отпускных важным является месяц начала отпуска. При этом дата утверждения распоряжения руководителя органа, учреждения, организации не имеет значения. На это обращали внимание специалисты Минсоцполитики в письме от 01.12.2016 г. № 1623/13/84-16 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 3, с. 3).

В рассматриваемом случае месяцем начала отпуска является сентябрь 2019 года. Поэтому расчетным периодом для определения суммы отпускных является сентябрь 2018 года — август 2019 года.

Компенсация за неиспользованный отпуск. Для определения расчетного периода с целью расчета суммы компенсации за неиспользованный отпуск обратимся к тому же п. 2 Порядка № 100. Расчетный период для определения суммы компенсации — те же 12 календарных месяцев работы, предшествующих месяцу выплаты компенсации.

При этом событием для определения расчетного периода является выплата/начисление компенсации за неиспользованный отпуск. В общем случае (и в описанном в вопросе корреспондента) она начисляется и выплачивается в месяце утверждения приказа/распоряжения руководителя органа.

Поскольку компенсация выплачивается в августе 2019 года, то расчетным периодом для определения ее суммы является август 2018 года — июль 2019 года.

Корректировка среднего заработка. Также следует обратить внимание на абз. 7 Порядка № 100, согласно которому в случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и ОМС в соответствии с актами законодательства период до изменения структуры заработной платы исключается из расчетного периода.

Напомним, что с 25.06.2019 г. согласно постановлению КМУ «О внесении изменений в приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 9 марта 2006 г. № 268» от 19.06.2019 г. № 525 были повышены оклады и надбавки за ранг должностных лиц и служащих ОМС. При этом такое повышение не является изменением структуры зарплаты в понимании абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100, ведь одно только повышение окладов и надбавок за ранг без изменения условий оплаты труда не приводит к такому изменению. Поэтому исключать месяцы из расчетного периода не нужно, однако следует провести корректировку среднего заработка:

• зарплату за период по 24 июня 2019 года (включительно) — откорректировать на коэффициент повышения окладов в июне 2019 года;

• зарплату с 25.06.2019 г. — не корректировать (учитывать в фактически начисленном размере).

Подробнее об этом см. в статье «Июньское повышение окладов в ОМС: изучаем и применяем» («Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 25, с. 11).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше