Темы статей
Выбрать темы

Безвозмездно полученные МНМА: зачисляем на баланс и списываем

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
На основании решения главного распорядителя бюджетное учреждение в феврале 2020 года передало другому учреждению объекты, которые учитывались на субсчете 1113. Передача осуществлена между учреждениями, которые подведомственны разным главным распорядителям. Поскольку недавно Минфин внес изменения в Типовую корреспонденцию, возникли некоторые вопросы.
Как показать в бухучете такие операции учреждению, которое передает имущество, и учреждению, которое получает его на баланс? По какой стоимости осуществлять передачу-получение таких активов и какую сумму износа указать в документах? Как правильно показать в учете их дальнейшее списание?

Действительно, недавно Минфин приказом «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету в государственном секторе» от 09.12.2019 г. № 514 внес изменения в Типовую корреспонденцию. В частности, уточнены операции, касающиеся безвозмездного получения основных средств и нематериальных активов (кроме внутреннего перемещения в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной и коммунальной собственности). Так, пп. 1.11 и 2.6 Типовой корреспонденции изложены в новой редакции. Отметим, что корреспонденции субсчетов, которые приведены в п. 1.11 Типовой корреспонденции, содержат общий подход к учету операций по безвозмездной передаче-получению активов между бюджетными учреждениями, которые не подведомственны одному субъекту управления, уполномоченному управлять объектами государственной (коммунальной) собственности. При этом указанные операции по безвозмездной передаче- получению осуществляются на основании разных законодательных и нормативно-правовых актов.

Так, для каждой из таких операций, как:

• операции по безвозмездной передаче-получению имущества между бюджетными учреждениями, подведомственными разным субъектам управления;

• операции по безвозмездной передаче-получению имущества между бюджетными учреждениями, которые финансируются из разных бюджетов;

• операции по безвозмездному получению имущества от физических и юридических лиц (то есть в виде благотворительной или гуманитарной помощи), характерны свои особенности и требования к документальному оформлению.

Некоторые ситуации, касающиеся безвозмездной передачи-получения имущества, мы уже рассматривали на страницах журнала «Бюджетная бухгалтерия». Вот эти материалы:

• «Безвозмездно получены ПМНА: как показать поступление и списание» (2019, № 45);

• «Передача переоцененного имущества: как показать в учете» (2019, № 46);

• «Изменения в Типовую корреспонденцию: как применять» (2020, № 4).

Но не удивительно, что бухгалтеров по-прежнему интересуют вопросы по безвозмездной передаче-получению имущества между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям. В этот раз на очереди — операции по безвозмездной передаче-получению МНМА, то есть активов, которые учитываются на субсчете 1113.

Поэтому напомним основные правила, которые необходимо знать каждому бухгалтеру о таких операциях. Также отдельно поговорим об особенностях отражения в учете операций по списанию с баланса (выбытию) таких активов в связи с непригодностью для дальнейшего использования.

Передача МНМА

Сначала поговорим об учете операций учреждением, передающим активы, учитываемые на субсчете 1113.

1. При выбытии ОС (а именно при передаче объекта) нужно начислить амортизацию в месяце его выбытия. Амортизацию начисляют за полное количество календарных месяцев пребывания актива в эксплуатации в течение отчетного периода (квартала). Но если речь идет о передаче МНМА, помните о таком моменте: в месяце передачи (списания с баланса) таких активов начисляют оставшуюся амортизацию — 50 % его первоначальной стоимости. Выполняют запись: Дт 8014, 8114 — Кт 1412.

2. Учреждение, передающее МНМА другому субъекту госсектора, то есть другому бюджетному учреждению, списывает с баланса его первоначальную (переоцененную) стоимость, балансовую стоимость и сумму накопленного износа.

Внимание!

При списании (выбытии) МНМА с баланса делаем такие записи:

• на сумму начисленной амортизации (остальные 50 %): Дт 8014, 8114 — Кт 1412;

• на стоимость объекта: Дт 1412 — Кт 1113.

При этом согласно п. 1.29 Типовой корреспонденции при выбытии (списании) МНМА в бухучете одной записью списывают с баланса сумму амортизации, начисленной за весь период эксплуатации такого объекта, и его первоначальную стоимость: Дт 1412 — Кт 1113.

3. Также при списании МНМА, которые были приобретены за счет общего или специального фондов или безвозмездно получены по операциям по внутреннему перемещению в пределах органа, уполномоченного управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, составляют еще одну запись. Она предусмотрена п. 1.31 Типовой корреспонденции: Дт 5111 — Кт 5512.

Какую стоимость списать с субсчета 5111: первоначальную или остаточную? Преимущественно на субсчете 5111 учитывают первоначальную стоимость МНМА. А потому списываем первоначальную стоимость выбывающих объектов.

Как видим, для учреждения, передающего активы, учитываемые на субсчете 1113, все просто. Немного сложнее будет выглядеть бухучет операций по безвозмездному получению МНМА.

Получение МНМА

Каковы же особенности учета операций учреждением, получающим имущество?

1. В п. 8 разд. ІІ НП(С)БУ 121 установлены единые правила оценки имущества, которое бюджетное учреждение безвозмездно получает от другого бюджетного учреждения. Итак: первоначальная стоимость МНМА, полученного безвозмездно от субъекта госсектора, равняется первоначальной (переоцененной) стоимости такого объекта субъекта госсектора, который его передал, с учетом расходов, предусмотренных п. 5 разд. ІІ этого Стандарта, с указанием начисленной суммы износа.

Важно!

Зачисление на баланс безвозмездно полученных МНМА осуществляют по первоначальной стоимости объекта с указанием начисленной суммы износа.

Такую стоимость определяют на основании первичных документов (Актов приема-передачи), учетных регистров или других документов, в которых указана стоимость приобретения (создания) активов. Это значит, что информацию о первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества (в нашем случае — МНМА) и сумме начисленного износа учреждение узнает из документов, которые передает соответствующее учреждение. А значит, именно такие показатели, указанные в Акте приема-передачи, являются основанием для отражения стоимости полученного объекта в бухучете.

Напомним: оценить полученное имущество по справедливой стоимости учреждению придется только в случае, если отсутствует достоверная информация о первоначальной оценке такого имущества (то есть в случае отсутствия первичных документов от учреждения, которое передает имущество). В таких случаях вопросом оценки имущества занимается комиссия учреждения.

2. Далее при безвозмездном получении имущества учреждение одновременно признает доходы от безвозмездно полученных объектов МНМА как доходы от необменных операций. Это подтвердил и Минфин в письме от 05.01.2018 г. № 35200-02-2/609. А потому при получении имущества от бюджетных учреждений, подведомственных другим субъектам управления, операции осуществляют в порядке обычного безвозмездного получения имущества.

С учетом этого, согласно п. 1.11 Типовой корреспонденции, при получении МНМА учреждения применяют субсчет 7511.

Внимание!

При безвозмездном получении имущества нужно подать в орган Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме.

3. Также при признании доходов от безвозмездно полученных МНМА бюджетные учреждения одновременно увеличивают внесенный капитал по кредиту субсчета 5111 и отражают кассовые расходы по дебету субсчета 2313. При этом такие записи осуществляют на стоимость безвозмездно полученного объекта, то есть исходя из первоначальной стоимости, указанной в Акте приема-передачи.

4. Обычно, учреждение, передающее имущество, списывает с учета не только первоначальную стоимость, но и сумму начисленного износа. В свою очередь, учреждение, которое получит такое имущество, должно показать в учете сумму износа, ранее начисленного на такой объект.

Как указано в п. 1.11 Типовой корреспонденции, в который как раз недавно были внесены изменения приказом № 514, сумму износа, начисленного на объекты, находившиеся в эксплуатации, отражают так: Дт 5111 — Кт 1411, 1412.

Как правило, сумму начисленного износа необходимо показать в учете именно такой записью.

Для безвозмездно полученных ОС указанная корреспонденция субсчетов имеет свои нюансы, о которых мы упоминали в материале «Изменения в Типовую корреспонденцию: как применять» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 4). А вот для ситуации с безвозмездно полученными МНМА — возникают другие учетные вопросы.

Дело в том, что при отражении суммы начисленного износа на безвозмездно полученный МНМА в размере 100 % бухгалтер получит следующее: размер внесенного капитала (Кт 5111) будет равняться сумме начисленного износа на безвозмездно полученный объект (Дт 5111).

5. И последний момент, наверное, — наиболее интересный.

После того как полученный МНМА будет зачислен на баланс с учетом указанных особенностей, получим следующее: алгебраической разницы (то есть сальдо в бухучете) между такими показателями, как Дт и Кт субсчета 5111, не будет. Так выходит потому, что в этой ситуации Кт 5111 = Дт 5111.

Возникает вопрос: какую же стоимость будем амортизировать в дальнейшем, ведь остаточная стоимость безвозмездно полученного МНМА равняется нулю?

Именно на этом этапе бухгалтеры задумываются о дальнейшей судьбе безвозмездно полученного объекта. Как здесь быть? Не волнуйтесь — выход из этой ситуации есть.

Нормы НП(С)БУ 121 подсказывают два варианта.

Первый вариант — провести переоценку объектов МНМА.

Напомним: основание для переоценки МНМА — существенное отклонение их остаточной стоимости от справедливой стоимости на годовую дату баланса (п. 3 разд. ІІІ НП(С)БУ 121). При этом порогом существенности считается разница между балансовой и справедливой стоимостью соответствующего объекта на уровне 10 %.

Но вряд ли в этой ситуации руководитель учреждения примет решение о проведении переоценки. В первую очередь руководствуясь тем, что действующее законодательство не требует проводить переоценку объектов МНМА в обязательном порядке даже при наличии для этого оснований. Это подчеркнул и Минфин в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (ср. ). Ведь фактически это только право бюджетного учреждения.

Второй вариант — определить ликвидационную стоимость.

Для принятия такого решения есть требования, закрепленные в п. 5 разд. III НП(С)БУ 121. А потому учреждения должны для объектов МНМА с нулевой остаточной стоимостью, которые продолжают использоваться, определить ликвидационную стоимость. О том, как справиться с этим заданием, вы можете узнать из материала «Балансовая стоимость = 0: обязательно ли проводить переоценку» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 45). В результате в таком случае на сумму установленной ликвидационной стоимости учреждение увеличит первоначальную стоимость МНМА и внесенный капитал. Запись в бухучете будет такой: Дт 1113 — Кт 5111.

Внимание!

На ликвидационную стоимость начислять амортизацию не нужно.

6. Еще один важный нюанс. По общему правилу безвозмездно полученные объекты как ОС, так и МНМА, подлежат амортизации в общем порядке, ведь в НП(С)БУ 121 для них не предусмотрено никаких исключений.

Но в ситуации, которую мы рассматриваем, выполнить это требование Стандарта невозможно.

Дело в том, что даже после установления ликвидационной стоимости для объектов с нулевой остаточной стоимостью, которые продолжают использоваться, амортизируемая стоимость равна нулю. Рассмотрим на примере отражение в учете операций по безвозмездной передаче-получению МНМА и определению его ликвидационной стоимости.

Пример 1. На основании решения главного распорядителя бюджетное учреждение в феврале 2020 года передает бесплатно другому учреждению спортивное оборудование (теннисный стол), которое учитывало на субсчете 1113. Передача осуществлена между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям. Оформлен Акт приема-передачи.

На основании данных бухучета первоначальная стоимость объекта и сумма начисленного износа указаны в Акте и составляют:

первоначальная стоимость — 3600 грн.;

начисленный износ — 3600 грн.

Учреждение, передающее МНМА, в феврале 2020 года начислило вторую часть амортизации в сумме 1800 грн. При этом оно на момент передачи на субсчете 5111 учитывает первоначальную стоимость МНМА в сумме 3600 грн.

Поскольку оборудование пригодно к дальнейшему использованию, комиссия получившего его учреждения приняла решение об установлении ликвидационной стоимости такого имущества. Был составлен Акт об установлении ликвидационной стоимости, согласно которому ликвидационная стоимость спортоборудования (теннисного стола) — 150 грн.

Также учреждение, безвозмездно получившее и зачислившее на баланс спортоборудование, присвоило ему новый номенклатурный номер и открыло Инвентарную карточку учета объекта ОС. Информация о первоначальной стоимости, сумме начисленного износа и установленной ликвидационной стоимости внесена в Инвентарную карточку.

В бухучете эти операции отражены такими записями:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ м/о

дебет

кредит

Учреждение, безвозмездно передающее МНМА

1

Начислена амортизация в месяце списания МНМА с баланса

8014

1412

1800

17

2

Списаны стоимость МНМА и сумма начисленной амортизации

1412

1113

3600

9

3

При списании отнесена к накопленным финрезультатам первоначальная стоимость МНМА

5111

5512

3600

17

4

Отнесена на финрезультат отчетного периода начисленная амортизация

5511

8014

1800

17

Учреждение, безвозмездно получившее МНМА

1

Отражена стоимость безвозмездно полученного МНМА

1113

2117

3600

4

2

Одновременно отражены:

• доход от безвозмездно полученного МНМА

2313

7511

3600

3, 14

• увеличение внесенного капитала на стоимость безвозмездно полученного МНМА

7511

5111

3600

17

• кассовые расходы

2117

2313

3600

3, 4

В орган Казначейства учреждение подает Справку о поступлениях в натуральной форме.

3

Отражен начисленный износ на безвозмездно полученный МНМА (на основании полученных документов)

5111

1412

3600

17

4

Увеличена первоначальная стоимость спортоборудования на сумму ликвидационной стоимости

1113

5111

150

17

Списание МНМА

Теперь рассмотрим особенности списания МНМА, на который установлена ликвидационная стоимость.

Отметим, что общие правила выбытия МНМА, о которых мы упоминали в начале этого материала, в этом случае, к сожалению, не работают. Поскольку первоначальная стоимость МНМА равняется сумме начисленного на него износа. А как мы упоминали, на ликвидационную стоимость начислять амортизацию не нужно вообще. Поэтому в этом случае в первую очередь учреждение согласно п. 1.29 Типовой корреспонденции при выбытии (списании с баланса) МНМА списывает первоначальную стоимость такого объекта и сумму начисленного износа: Дт 1412 — Кт 1113.

Также при списании МНМА придется составить еще одну корреспонденцию, предусмотренную п. 1.31 Типовой корреспонденции, а именно: Дт 5111 — Кт 5512.

А какую же сумму необходимо списать с субсчета 5111? Не удивляйтесь, но придется списать ликвидационную стоимость МНМА.

Рассмотрим нашу ситуацию по списанию МНМА с ликвидационной стоимостью на примере.

Пример 2. В октябре 2020 года спортоборудование вышло из строя. Учитывая экономическую нецелесообразность проведения ремонта, комиссия по списанию приняла решение о списании такого оборудования с баланса. Комиссией оформлен Акт списания ОС по типовой форме.

На дату списания с баланса учреждение имеет такие остатки по субсчетам:

Дт 1113 (первоначальная стоимость) — 3750 грн.;

Кт 1412 (износ) — 3600 грн.;

Кт 5111 (ликвидационная стоимость) — 150 грн.

В бухучете операция по списанию МНМА отражена так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

№ м/о

дебет

кредит

1

Списано спортоборудование, непригодное для дальнейшего использования

1412

1113

3600

9

2

Списана ликвидационная стоимость

5511

1113

150

9

3

Отнесена к накопленным финрезультатам ликвидационная стоимость списанного оборудования

5111

5512

150

17

Нормативные документы и сокращения

Приказ № 514приказ Минфина «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету в государственном секторе» от 09.12.2019 г. № 514.

НП(С)БУ 121Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Типовая корреспонденцияТиповая корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами распорядителями бюджетных средств и государственными целевыми фондами, утвержденная приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

ОС — основные средства.

МНМА — малоценные необоротные материальные активы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше