Темы статей
Выбрать темы

Предварительная оплата — 2020: осуществляем по-новому

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Помните, еще в конце прошлого года Минфин сообщил о том, что Кабмин принял новый документ об осуществлении предварительной оплаты распорядителями и получателями бюджетных средств. И вот наконец имеем постановление № 1070.
Действительно, появление нового постановления Кабмина о предоплате товаров, работ и услуг за бюджетные средства стало неожиданностью для всех распорядителей. Ведь хорошо знакомое всем постановление № 117 содержало перечень товаров, работ и услуг, для которых предусматривалась возможность осуществления предоплаты, условия и сроки ее перечисления. И вроде бы не было никаких предпосылок для отмены этого документа.
Но Кабмин решил существенно изменить подход к предварительной оплате. В своем новом постановлении он предусмотрел не только новые правила и требования для осуществления предоплаты, но и предоставил указания для главных распорядителей и рекомендации для обычных распорядителей бюджетных средств. Что же именно изменилось? Обо всех подробностях расскажем в статье.

Мы с вами хорошо знаем, что ограничение по осуществлению предварительной оплаты для распорядителей и получателей бюджетных средств существует уже не один год. В первую очередь такое ограничение предусмотрено в ч. 1 ст. 49 БКУ: распорядитель бюджетных средств после получения товаров, работ и услуг принимает решение об их оплате и дает поручение на осуществление платежа органу Казначейства.

К тому же орган Казначейства осуществляет платежи по поручению распорядителя бюджетных средств при наличии условий для оплаты, определенных в ч. 2 ст. 49 БКУ, а именно при:

1) наличии соответствующего бюджетного обязательства для платежа в бухгалтерском учете выполнения бюджета;

2) наличии утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы;

3) наличии у распорядителя средств соответствующих бюджетных ассигнований.

Но, как всегда, из любых правил есть исключения. Существуют они и в отношении правил, указанных в ч. 1 ст. 49 БКУ. В частности, в этой самой норме предусмотрено, что распорядители платят за товары, работы и услуги после их получения, если иное не предусмотрено бюджетным законодательством, определенным п. 5 ч. 1 ст. 4 БКУ, а именно нормативно-правовыми актами КМУ, принятыми на основании и во исполнение БКУ и других законов Украины.

Так, в течение последних лет порядок осуществления предварительной оплаты за товары, работы и услуги для бюджетных учреждений был определен постановлением № 117. В этом документе были предусмотрены не только условия осуществления предоплаты, но и был приведен огромный перечень товаров, работ и услуг, за которые распорядители могли перечислять предоплату. При этом такой перечень был сгруппирован по срокам и размерам оплаты. Учитывая указанные ограничения, для бюджетных учреждений всегда было нелегкой задачей найти более-менее достойного поставщика, который согласится работать в условиях действия постановления № 117. Также запрет предварительной оплаты создавал определенные трудности для бюджетных учреждений при выполнении договоров закупки товаров, работ и услуг, ведь часто учреждения сталкивались со случаями, когда между действующими нормативно-правовыми актами, требования которых распространялись на распорядителей, существовала несогласованность с нормами постановления № 117.

С учетом этого, Кабмин был нацелен на решительные изменения для решения этого вопроса, а потому и было принято постановление № 1070. Этот документ вступил в силу с 01.01.2020 г. и пришел на смену постановлению № 117. Добавим, что требования нового постановления распространяются как на распорядителей, так и на получателей средств государственного и местного бюджетов.

Постановление № 1070 существенно отличается от своего предшественника в первую очередь тем, что не содержит огромного перечня товаров, работ и услуг, по которым разрешена предварительная оплата. Хорошо это или нет? Выясним далее.

Также в этом постановлении заложен новый подход к разграничению сроков предварительной оплаты за товары, работы и услуги. Собственно об особенностях применения сроков поговорим далее, а сначала рассмотрим основные моменты.

Итак, общий подход к осуществлению предоплаты за товары, работы и услуги выглядит так:

Перечень товаров, работ и услуг и сроки осуществления предварительной оплаты

Срок предоплаты

Перечень товаров, работ и услуг, для которых предусмотрена возможность осуществления предоплаты

не более 3 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по текущим расходам

не более 12 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по капитальным расходам. Закупка товаров, работ и услуг по государственным контрактам (договорам)

Закупка периодических изданий

на срок не более 24 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения национальной безопасности и обороны государства

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях

Внимание!

Эти правила не касаются распорядителей бюджетных средств — заграничных дипломатических учреждений. Для них условия предоплаты определяют в соответствии с решением Министерства иностранных дел.

Теперь разъясним каждое требование новых правил предоплаты, приведенных в постановлении № 1070.

1. Сокращены сроки предоплаты

Существенно изменен подход к срокам осуществления предварительной оплаты за товары, работы и услуги.

В первую очередь сокращен перечень таких сроков. Так, постановлением № 117 было определено, что условие об осуществлении предоплаты распорядители могли предусматривать начиная от срока не более 1 месяца и заканчивая сроком не более 50 месяцев. Теперь действующее постановление № 1070 разрешает распорядителям предусматривать в договорах о закупке товаров, работ и услуг только такие предельные сроки для предварительной оплаты, как 3, 12 и 24 месяца.

Сроки осуществления предоплаты за товары, работы и услуги

Стало с 01.01.2020 г.

Было до 01.01.2020 г.

Распорядители в договорах о закупке товаров, работ и услуг за бюджетные средства могут предусматривать предоплату на срок:

• не более 3 месяцев;

• не более 12 месяцев;

• не более 24 месяцев

• не более 1 месяца;

• не более 2 месяцев;

• не более 3 месяцев,

• не более 5 месяцев;

• не более 6 месяцев;

• не более 8 месяцев;

• не более 9 месяцев;

• не более 10 месяцев;

• не более 1 года;

• не более 18 месяцев;

• не более 24 месяцев;

• не более 36, 39, 40 и 50 месяцев

Учитывая это, уже сейчас распорядителям следует взять на заметку, что начиная с 01.01.2020 г. расчеты по предоплате не должны осуществляться, в частности:

• в месячный срок относительно оплаты:

– услуг почты и связи;

– других товаров, стоимость которых не превышает 100 тыс. грн.;

– других работ и услуг, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости;

• в трехмесячный срок относительно оплаты:

– работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капремонту и техпереоснащению, приобретению основных средств и жилья;

– программного обеспечения (программных продуктов, в частности лицензионных экземпляров компьютерных программ, информационных продуктов, информационных систем и комплексов, баз данных) и работ по его созданию;

• в шестимесячный срок относительно оплаты:

– лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

– услуг по энергоснабжению в пределах бюджетного года.

Такая оговорка действует потому, что авансовую оплату за упомянутые товары, работы и услуги с 01.01.2020 г. необходимо осуществлять с учетом новых предельных сроков, определенных в постановлении № 1070.

2. Сроки предоплаты разграничены по расходам

Одной из новаций постановления № 1070 является то, что сроки авансирования преимущественно установлены в зависимости от того, к какой категории расходов отнесена закупка товаров, работ или услуг — текущим или капитальным.

А значит, при решении этого вопроса главным помощником для бухгалтера является Инструкция № 333.

Для правильного определения срока предварительной оплаты предлагаем воспользоваться такой таблицей-подсказкой:

Срок предоплаты

Товары, работы и услуги, для которых предусмотрена возможность осуществления предоплаты

не более 3 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по текущим расходам.

Распорядители осуществляют закупку таких товаров, работ и услуг по следующим кодам текущих расходов:

КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь»;

КЭКР 2220 «Медикаменты и перевязочные материалы»;

КЭКР 2230 «Продукты питания»;

КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»;

КЭКР 2250 «Расходы на командировку»;

КЭКР 2260 «Расходы и мероприятия специального назначения»;

КЭКР 2270 «Оплата коммунальных услуг и энергоносителей» (2271, 2272, 2273, 2274, 2275, 2276);

КЭКР 2280 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ» (2281, 2282);

КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы».

Получатели осуществляют закупку товаров, работ и услуг по следующим кодам текущих расходов:

КЭКР 2281 «Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ»;

КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития»;

КЭКР 2620 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

не более 12 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по капитальным расходам и государственным контрактам (договорам).

Распорядители осуществляют закупку по следующим кодам капитальных расходов:

КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования»;

КЭКР 3120 «Капитальное строительство (приобретение)» (3121, 3122);

КЭКР 3130 «Капитальный ремонт» (3131, 3132);

КЭКР 3140 «Реконструкция и реставрация» (3141, 3142, 3143);

КЭКР 3160 «Приобретение земли и нематериальных активов».

Получатели осуществляют закупку по коду капитальных расходов КЭКР 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)»

Расходы на подписку периодических изданий распорядители осуществляют по следующим кодам:

КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» — приобретение или подписка на периодические, справочные, информационные издания, в том числе электронные, приобретение и изготовление учебников и книг. Расходы на пополнение библиотечных фондов по этому коду не осуществляют;

КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» — расходы на пополнение библиотечных фондов.

Но обратите внимание! Если подписка на электронное издание оформлена как услуга по доступу к электронному кабинету, то в таком случае учреждение должно применять КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Поэтому при определении срока предоплаты за такие услуги устанавливаем срок не более 3 месяцев, поскольку КЭКР 2240 является разновидностью текущих расходов

не более 24 месяцев

Закупка товаров, работ и услуг по внешнеэкономическим контрактам (договорам), заключенным во исполнение международных обязательств

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения национальной безопасности и обороны государства

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения участия Украины в международных, национальных и всемирных выставочных мероприятиях

Итак, при определении сроков предоплаты знайте: сроки, предусмотренные в постановлении № 1070, — это предельные сроки (т. е. граница, которую не разрешено пересекать). Это значит, что не позднее указанного срока товары, работы и услуги учреждение должно получить согласно условиям договора.

Но имейте в виду: такие сроки могут быть изменены (однако только в меньшую сторону) главным распорядителем. Именно такие полномочия на установление другого срока в пределах вышеуказанных сроков предусмотрены абз. 5 п. 1. постановления № 1070 (ср. ). Как же тогда действовать? Каким документом руководствоваться распорядителю? В таком случае учреждение должно будет руководствоваться предельным сроком для осуществления предоплаты, определенным главным распорядителем.

3. Размеров предоплаты нет

Обратите внимание: в постановлении № 1070 отсутствует упоминание о любых суммах или же процентах (части) от суммы договора, которые учреждение может перечислить авансом. Это связано с тем, что полномочия на установление таких размеров Кабмин передал главным распорядителям. То есть размеры предоплаты не отменены в принципе, но их может установить лишь главный распорядитель.

4. Полномочия главных распорядителей расширены

Как мы уже отметили, благодаря постановлению № 1070 с 01.01.2020 г. некоторые вопросы по предварительной оплате решают исключительно главные распорядители.

Поэтому далее определим, какие правила и условия относительно предоплаты за товары, работы и услуги может установить главный распорядитель для своих подведомственных учреждений:

1) размер предоплаты.

Размер аванса может быть установлен как в процентах от общей суммы договора, так и в фиксированной сумме. Кстати, ограничение размера предоплаты может применяться как ко всем товарам, работам и услугам, так и только к некоторым видам закупок;

2) срок предоплаты.

Распорядитель имеет право установить другие сроки для предоплаты, но они не должны превышать сроки, определенные в постановлении № 1070;

3) количество платежей.

Распорядитель имеет право определить количество платежей по предоплате. В первую очередь это касается капитальных расходов, связанных со строительством, капитальным ремонтом. При заключении договоров на выполнение таких работ стороны предусматривают перечисление оплаты частями после выполнения определенных работ. А потому именно относительно таких расходов главный распорядитель имеет право определить количество платежей. Но знайте, что количество платежей никоим образом не продлевает предельный срок для осуществления предварительной оплаты.

Из норм постановления № 1070 следует, что главному распорядителю разрешено определять, по каким закупкам учреждения могут осуществлять предоплату в текущем бюджетном периоде, а по каким закупкам разрешено перечислять аванс в текущем бюджетном периоде, а выполнять договор — в следующем периоде. Однако не слишком ли много полномочий получили главные распорядители относительно установления условий и правил осуществления предоплаты? Вероятно, нет. Ведь благодаря постановлению № 1070 Кабмин решил отойти от существовавшей ранее практики управления бюджетным процессом в части предоплаты в ручном режиме и отдал решение этих вопросов на откуп главным распорядителям.

Но при этом не забыл указать в абз. 6 п. 1 постановления № 1070, что главные распорядители бюджетных средств отвечают за принятое решение. К тому же отметим, что ключевые задачи таких решений — обеспечение эффективного, результативного и целевого использования бюджетных средств в соответствии с требованиями БКУ. Поэтому надеемся, что главные распорядители проанализируют существующие проблемы подведомственных учреждений и оперативно примут необходимые решения.

Каким образом главным распорядителям оформить принятые правила и условия относительно предоплаты за товары, работы и услуги для своих подведомственных учреждений?

Нет ничего сложного.

Для этого достаточно оформить соответствующий распорядительный документ (приказ или распоряжение), требования которого распространить на подведомственные учреждения. Этим документом следует утвердить Положение об осуществлении в текущем бюджетном периоде предварительной оплаты за товары, работы и услуги, которые согласно договорам о закупке предусматривается поставить, выполнить и предоставить в течение текущего или следующего бюджетного периода.

Отметим, что при разработке такого документа главный распорядитель должен исходить из необходимости, которая обосновывается, в частности, реальным состоянием поставки товара, выполнения работ, предоставления услуг, помесячным распределением бюджетных ассигнований, сезонностью работ, циклом производства (абз. 5 п. 1. постановления № 1070).

Понимаем, что для принятия таких решений главным распорядителям необходимо некоторое время. А что же делать до этого времени подведомственным учреждениям? Каким образом осуществлять предоплату за товары, работы и услуги уже сегодня? Главное — не паниковать. В первую очередь следует внимательно ознакомиться с новыми правилами осуществления предоплаты, определенными в постановлении № 1070, и руководствоваться его общими требованиями.

Но главное — помните о том, что именно распорядители несут ответственность за нарушение порядка авансирования за бюджетные средства.

В частности, за нарушение требований законодательства относительно осуществления предоплаты за товары, работы и услуги за счет бюджетных средств, а также нарушение порядка и сроков осуществления такой оплаты п. 22 ст. 116 БКУ предусматривает применение к распорядителю таких мер воздействия, как остановка операций с бюджетными средствами или приостановление бюджетных ассигнований. Также напомним о полномочиях Казначейства относительно распорядителей, которые нарушают требования бюджетного законодательства. В частности, в Казначействе не регистрируют обязательства и финансовые обязательства в случае несоблюдения распорядителями бюджетных средств бюджетных полномочий и ограничений, которые вводятся законодательными и другими нормативно-правовыми актами. Об этом указано в п. 2.10 Порядка № 309.

5. Правила авансирования капитальных расходов

Знайте, что в постановлении № 1070 (абз. 2 п. 2) остались требования относительно правил осуществления предоплаты по капитальным расходам и государственным контрактам. А потому, как и раньше, в таких случаях распорядитель (получатель) средств перечисляет предоплату поставщику (подрядчику), независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности, на небюджетные счета в Казначействе.

Общий порядок действий учреждения при осуществлении предоплаты по капрасходам такой:

1) заключение договора о закупке;

2) открытие небюджетного счета на имя поставщика (подрядчика) в Казначействе;

3) перечисление бюджетным учреждением предоплаты на небюджетный счет поставщика (подрядчика);

4) выполнение договорных обязательств поставщиком (подрядчиком).

Поскольку на этом этапе как раз и происходит использование аванса, полученного от бюджетного учреждения, в постановлении № 1070 добавлено новое требование для исполнителей работ, поставщиков товаров и предоставителей услуг. Так, указанные лица должны предоставлять в Казначейство подтверждающие документы для осуществления соответствующих платежей с таких небюджетных счетов;

5) окончательный расчет бюджетного учреждения с исполнителем работ, поставщиком товаров и предоставителем услуг.

Подробно об особенностях авансирования капрасходов мы рассказывали в материале «Авансируем капитальные расходы по-новому: Казначейство разъяснило, что и к чему» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2019, № 7).

6. Усилен контроль за условиями договоров

Особое внимание Кабмин акцентировал в «предоплатном» постановлении № 1070 на вопросе контроля за осуществлением платежей на условиях предоплаты.

При этом в документе задача поставлена не только перед обычными распорядителями средств и их главными распорядителями, но и перед органами контроля.

Обобщим поставленные задачи перед всеми участниками в таблице.

Контроль за условиями договоров по предоплате

Кто осуществляет контроль

Каким образом осуществляет контроль

Главный распорядитель бюджетных средств

Обеспечивает мероприятия по выявлению исполнителей работ, поставщиков товаров и предоставителей услуг, которыми нарушены условия договоров, заключенных с распорядителями (получателями) бюджетных средств, деятельность которых координируется через них и которые получают бюджетные средства во исполнение бюджетных программ, относительно предоплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства

Распорядитель (получатель) бюджетных средств

Не осуществлять платежи по предоплате исполнителям работ, поставщикам товаров и предоставителям услуг, которыми нарушены условия договоров относительно предоплаты.

Фактически это означает, что поставщик-нарушитель попадает в «черный список» и больше не сможет рассчитывать на получение предоплаты по другим договорам.

К тому же такой нарушитель не получит аванс не только от обиженного распорядителя, с которым раньше нарушил условия договора, но и от других распорядителей (получателей) бюджетных средств, включенных в соответствующую сеть главного распорядителя

Государственная аудиторская служба

При осуществлении мероприятий государственного финансового контроля проверяет соблюдение распорядителями (получателями) бюджетных средств законодательства относительно предоплаты товаров, работ и услуг за бюджетные средства

Но и это еще не все поручения от Кабмина. Учитывая задачи, поставленные перед распорядителями (получателями) средств, также Кабмин в п. 6 постановления № 1070 рекомендует распорядителям (получателям) бюджетных средств заключать договоры о закупке товаров, работ и услуг в соответствии с законодательством с учетом следующих условий:

1) не осуществлять предоплату исполнителям работ, поставщикам товаров и предоставителям услуг, которыми нарушены условия договоров относительно предоплаты товаров, работ и услуг. При этом такое правило также касается договоров, заключенных с распорядителями (получателями) бюджетных средств в сети непосредственного главного распорядителя бюджетных средств;

2) возврат после окончания срока, определенного в договоре о закупке товаров, работ и услуг, исполнителями работ, поставщиками товаров и предоставителями услуг неиспользованных сумм предварительной оплаты. В случае несвоевременного возврата таких средств применять штрафные санкции к нарушителям;

3) суммы предоплаты по капитальным расходам и государственным контрактам исполнителям работ, поставщикам товаров и предоставителям услуг (кроме нерезидентов) направлять на небюджетные счета, открытые на их имя в Казначействе. Дальнейшее использование указанных средств исполнители работ, поставщики товаров и предоставители услуг осуществляют исключительно с таких счетов на цели, определенные договорами о закупке товаров, работ и услуг. При этом для осуществления платежей с таких счетов они должны предоставить в Казначейство подтверждающие документы.

7. Что делать с прошлогодними невыполненными договорами

Как быть с договорами, заключенными на основании требований постановления № 117? В первую очередь это касается договоров, которые продолжают действовать в 2020 году.

Относительно таких договоров в абз. 4 п. 2 постановления № 1070 указано следующее: расчеты по предварительной оплате по договорам о закупке товаров, работ и услуг, закупаемым за бюджетные средства, бюджетные обязательства по которым взяты на учет в Государственной казначейской службе до вступления в силу этого постановления, могут осуществляться до полного выполнения таких договоров.

То есть если в учреждении есть договоры, обязательства по которым были взяты на учет в Казначействе в 2019 году, и при определенных условиях оплата по которым не была осуществлена, то их можно продолжать выполнять и в 2020 году на тех же условиях, на которых они были заключены.

Но обратите внимание: это не касается договоров, действие которых было продлено на 2020 год, но бюджетные обязательства в Казначействе не взяты на учет в 2019 году. Почему?

Дело в том, что в конце бюджетного периода распорядители бюджетных средств должны привести зарегистрированные бюджетные обязательства по специальному фонду в соответствие с фактическими поступлениями в этот фонд. Такое требование предусмотрено п. 2.13 Порядка № 309.

Также не оплаченные в конце бюджетного периода бюджетные финансовые обязательства распорядителей средств, которые были зарегистрированы для осуществления предоплаты (выплаты аванса), другие бюджетные финансовые обязательства, не являющиеся кредиторской задолженностью, бюджетные обязательства и бюджетные финансовые обязательства получателей снимаются с учета органами Казначейства.

О снятых с учета бюджетных обязательствах и бюджетных финансовых обязательствах органы Казначейства сообщают распорядителям бюджетных средств (п. 2.14 Порядка № 309).

С учетом этого, именно сейчас бухгалтеру необходимо внимательно пересмотреть все действующие договоры, уже заключенные в этом году, а также прошлогодние договоры, которые продолжают действовать в 2020 году, а именно определить, взяты ли они на учет в Казначействе и соответствуют ли они требованиям постановления № 1070. А при необходимости как можно скорее следует внести необходимые изменения в такие договоры, определив условия и сроки предварительной оплаты по правилам, установленным этим постановлением.

Нормативные документы

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Постановление № 1070постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления распорядителями (получателями) бюджетных средств предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 04.12.2019 г. № 1070.

Постановление № 117постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117.

Инструкция № 333Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок № 309Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше