Темы статей
Выбрать темы

Бюджетные новации — 2020: изучаем вместе

Пеклуха Юлия, главный редактор журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Для кого-то начало нового календарного года — это повод начать все с чистого листа. Тогда как другие не придают особого значения приходу нового года, а просто продолжают свой путь к намеченным целям. Но в любом случае жизнь требует перемен и постоянного движения вперед. И это справедливо как для каждого отдельного человека, так и для целого государства.
Так, и в нашей стране уже не первый год подряд длится масштабное реформирование в сфере образования, науки, здравоохранения, социальной защиты и не только. Однако реализация любых реформ и новаций невозможна без надлежащего финансового обеспечения. Причем для этого недостаточно только выделить средства из бюджета. Денежные вливания работают, если они направлены в правильное русло. Поэтому время от времени возникает потребность пересмотреть сам принцип, подход к финансированию соответствующих мероприятий. И как раз по этой причине законодатели в очередной раз внесли ряд изменений в бюджетное законодательство.
Традиционно, эти нововведения вступили в силу с 1 января текущего года. Хотя и не все и не в полной мере... Что же конкретно изменилось в сфере нормативного регулирования бюджетного процесса и как эти изменения отразятся на обычных распорядителях бюджетных средств, выясним вместе.

Основанием для внесения изменений в БКУ стал Закон № 293. Датой вступления в силу непосредственно этого Закона является 1 января 2020 года. Однако не все изменения, предусмотренные им, начинают действовать с первого дня нового года. Внедрение некоторых новаций немного отсрочено. Но давайте обо всем по порядку. И начнем с простого.

Изменения в бюджетной терминологии

Так, терминологический аппарат БКУ был дополнен двумя новыми определениями:

1) имущество бюджетного учреждения — имущество (в значении, приведенном в ГКУ) государственной или коммунальной собственности, закрепленное за бюджетным учреждением в соответствии с законодательством (п.п. 311 ч. 1 ст. 2 БКУ). Внедрение этого нового определения стало попыткой законотворцев заполнить пробел в вопросе регулирования правового режима имущественных прав бюджетных учреждений. Кстати, имуществом в соответствии с ч. 1 ст. 190 ГКУ считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. В то же время ГКУ оперирует только понятиями «имущество, которое есть в государственной собственности» и «имущество, которое есть в коммунальной собственности» (ст. 326 и 327 ГКУ). Также напомним, что имущество за бюджетными учреждениями закрепляется именно на праве оперативного управления. Указание на это содержит ч. 1 ст. 137 ХКУ;

2) среднесрочное обязательство по типовым договорам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог — это обязательство в соответствии с заключенными договорами (контрактами), платежи по которому осуществляются в течение текущего бюджетного периода и/или среднесрочного периода в пределах соответствующих бюджетных назначений и объема средств государственного дорожного фонда (п.п. 471 ч. 1 ст. 2 БКУ).

Здесь идет речь об обязательствах по направлениям использования средств, определенным пп. 1 и 2 ч. 3 ст. 242 БКУ. При этом такие бюджетные назначения устанавливаются законом о госбюджете на соответствующий год. В свою очередь, конкретные суммы средств, выделенных по таким направлениям, определяет Бюджетная декларация и/или программные документы экономического и социального развития.

И сразу добавим несколько слов о порядке взятия распорядителями бюджетных средств среднесрочных обязательств по типовым договорам на содержание и развитие дорог. В частности, отныне беря бюджетные обязательства и осуществляя платежи, распорядители должны учитывать еще и такие среднесрочные обязательства (ч. 1 ст. 48 БКУ). Более того, законодатель дал распорядителям право брать упомянутые обязательства сверх фактических поступлений специального фонда.

Но имейте в виду: на конец текущего бюджетного периода кредиторская задолженность по таким обязательствам не может превышать остатка средств спецфонда госбюджета по поступлениям — источникам формирования государственного дорожного фонда. Это новое требование продиктовано абз. 2 ч. 2 ст. 48 БКУ.

Также отметим: на сегодняшний день объемы и источники финансирования работ по строительству, реконструкции, капитальному и текущему среднему ремонту дорог государственного значения определены Государственной целевой программой. Вместе с тем Кабмин должен ежегодно утверждать конкретный перечень объектов строительства, реконструкции и ремонта дорог государственного значения. В этом перечне также должны быть определены суммы бюджетных средств, предусмотренные на финансирование таких объектов. Тогда как перечень объектов дорог местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах утверждают соответствующие облгосадминистрации по согласованию с Укравтодором. Такой порядок финансирования работ по строительству и содержанию дорог установлен ч. 7 и 8 ст. 3 Закона № 1562.

Собственные поступления бюджетных учреждений: что изменилось

Изменения, предусмотренные Законом № 293, не обошли и собственных поступлений бюджетных учреждений. Хотя эти изменения настолько незначительны, что их лучше назвать небольшими коррективами. Но с учетом того, что эти вопросы касаются абсолютно всех бюджетных учреждений, остановимся на них подробнее.

И прежде всего законодатель решил подкорректировать трактовку самого понятия собственных поступлений. А конкретно, слово «средства» заменили на более широкое и объемное по своему значению «поступления».

Итак, под собственными поступлениями следует понимать поступления, полученные в установленном порядке бюджетными учреждениями как плата за предоставление услуг, выполнение работ и целевых мероприятий, гранты, подарки и благотворительные взносы. Также сюда относятся поступления от реализации в установленном порядке продукции или имущества и другой деятельности (п.п. 15 ч. 1 ст. 2 БКУ). Очевидно, тем самым законотворцы хотели подчеркнуть природу этих поступлений и возможность их получения как в денежной, так и в натуральной формах.

Соответственно, такая «словозамена» нашла свое отражение и в ч. 4 ст. 13 БКУ. В частности, названия собственных поступлений подгрупп 2 и 3 второй группы тоже подправили аналогичным образом. Кроте того, парламентарии решили уточнить название подгруппы 3 первой группы собственных поступлений. Отныне это не любая плата за аренду имущества бюджетных учреждений, а только та, которая осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества». Хотя другой бюджетные учреждения, собственно, никогда и не получали.

Также собственные поступления бюджетных учреждений теперь официально относятся к неналоговым поступлениям в составе доходов бюджета. Законом № 293 была дополнена ч. 3 ст. 9 БКУ новым п.п. 21.

И еще одно небольшое уточнение о сверхплановых собственных поступлениях. Так, ими считаются собственные поступления бюджетных учреждений, фактические объемы которых с учетом остатков таких средств на начало года превышают соответствующие расходы, утвержденные законом о госбюджете (решением о местном бюджете). Такая формулировка приведена в обновленной версии ч. 9 ст. 51 БКУ. Но что это значит для обычного бюджетного учреждения? На самом деле ничего не изменилось. Фактически любые полученные учреждением собственные поступления, не запланированные в его смете, и будут сверхплановыми. Главное — помнить о порядке использования таких поступлений. А он остался неизменным.

Как и раньше, за счет этих средств в первую очередь следует погасить задолженность по оплате труда, начислениям на заработную плату, по выплате стипендий, за коммунуслуги и энергоносители (ч. 9 ст. 51 БКУ). Если же такой задолженности нет, тогда направляем:

• 50 % этих поступлений на мероприятия, которые осуществляются за счет соответствующих поступлений (в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ);

• 50 % — на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций учреждения, но не обеспеченные средствами общего фонда. В таком случае необходимо провести перераспределение взятых бюджетных обязательств по общему фонду для проведения расходов по этим обязательствам из спецфонда.

Но имейте в виду: восстановление кассовых расходов общего фонда за счет средств специального фонда и наоборот бюджетным законодательством не предусмотрено. На это в свое время указала Госказначейская служба в письме от 29.07.2016 г. № 14-08/912-13135.

Кстати, в случае фактического получения сверхплановых поступлений не забудьте внести изменения в специальный фонд сметы (п. 49 Порядка № 228). В таком случае необходимо подготовить и подать в Госказначейскую службу справку об изменениях в смету и свод показателей специального фонда сметы.

Уточнение ПКРКБ

Не секрет, что ПКРКБ формирует Минфин на основании предложений главных распорядителей при составлении проекта закона о госбюджете (проекта решения о местном бюджете) на соответствующий год (ч. 2 ст. 10 БКУ). В то же время обновленная редакция этой нормы содержит уточнение об определении ПКРКБ именно путем распределения расходов и кредитования бюджета по бюджетным программам в законе о госбюджете (решении о местном бюджете).

Кроме того, теперь появилась возможность подкорректировать ПКРКБ непосредственно во время выполнения соответствующего бюджета. И для этого существуют всего три основания. Первое и наиболее очевидное — внесение изменений в закон о госбюджете (решение о местном бюджете). Еще одним основанием для уточнения ПКРКБ может служить передача бюджетных назначений от одного главного распорядителя к другому по решению КМУ (местной госадминистрации, исполкома местного совета). Такая возможность перераспределения бюджетных средств и порядок ее осуществления регламентированы ч. 6 ст. 23 БКУ. И последняя из возможных предпосылок уточнения ПКРКБ — это выделение средств из резервного фонда бюджета. Опять же основанием для выделения «резервных» средств будет распоряжение Кабмина, соответствующей госадминистрации или исполкома местного совета (ч. 2 ст. 24 БКУ).

Но, откровенно говоря, изменение относительно уточнения ПКРКБ является сугубо формальным. Ведь фактически такая возможность существовала и раньше и успешно реализовалась на практике. Поэтому в действительности состоялось лишь упорядочение норм бюджетного законодательства относительно порядка использования классификации расходов и кредитования бюджета.

Напомним, что ПКРКБ местного бюджета формируется с учетом типовой программной классификации расходов и кредитования местного бюджета. Последняя утверждена приказом № 793. Кстати, в связи с принятием Закона о госбюджете ТПКРКМБ также недавно подверглась изменениям (согласно приказу № 539). Эти новации связаны в первую очередь с изменением порядка финансирования заведений образования и здравоохранения из местных бюджетов. Подробнее об этом расскажем немного позже. Обновленная ТПКРКМБ действует уже с 1 января этого года.

Изменения в составе доходов

Рассмотрим нововведения в перечне доходов по видам бюджетов.

Государственный бюджет

С 1 января 2020 года плата за сертификацию операторов систем передачи электрической энергии и газотранспортной систем зачисляется полностью в состав доходов общего фонда госбюджета. На это указывает новый п.п. 252 ч. 2 ст. 29 БКУ. Такое дополнение перечня доходов обусловлено прежде всего внедрением с 1 июля прошлого года рынка электроэнергии.

Местные бюджеты

Перечень доходов общего фонда бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, а также бюджетов ОТГ дополнен новой позицией (п.п. 44 ч. 1 ст. 64 БКУ). Отныне копилку этих бюджетов будет пополнять рентная плата за добычу янтаря. Однако в указанные местные бюджеты попадет лишь 30 % от общей суммы рентной платы, уплаченной по местонахождению (месту добычи) янтаря. А вот остальные — 70 % этой платы, как и раньше, подлежит зачислению в общий фонд госбюджета (п.п. 5 ч. 2 ст. 29 БКУ).

Что касается порядка распределения поступлений от рентной платы за пользование другими природными ресурсами, то здесь все без изменений.

Еще одним источником поступлений общего фонда местных бюджетов в 2020 году станет плата за лицензии на производство, хранение, оптовую и розничную торговлю горючим. Но обратите внимание: такая плата зачисляется лицензиатами в соответствующие областные бюджеты и городской бюджет города Киева по месту осуществления ими деятельности. Это следует из п.п. 281 ч. 1 ст. 64 и п.п. 251 ч. 1 ст. 66 БКУ.

И еще одна хорошая новость для городков, сел и поселков, на территории которых расположены АЗС. Средства от уплаты акциза за горючее пополнят их местные бюджеты. Так, в этом году 13,44 % акцизного налога с произведенного в Украине и ввезенного на таможенную территорию Украины горючего подлежит зачислению в местные бюджеты. Зачисление этих сумм в общий фонд бюджетов местного самоуправления предусмотрено автоматически в таком порядке (п. 432 Заключительных и переходных положений БКУ):

в первом полугодии 2020 года — пропорционально объему реализованного субъектами хозяйствования розничной торговли горючего на соответствующей территории за второе полугодие 2019 года в общем объеме такого реализованного горючего по Украине за второе полугодие 2019 года;

во втором полугодии 2020 года — пропорционально объему реализованного субъектами хозяйствования розничной торговли горючего на соответствующей территории за первое полугодие 2020 года в общем объеме такого реализованного горючего по Украине за первое полугодие 2020 года.

Собственно эта норма абсолютно не новая. В рамках бюджетной децентрализации 13,44 % акциза с горючего зачисляли в местные бюджеты громад, начиная с 2017 года. Действительно именно местный акциз с горючего является одним из важных и мощных финансовых источников для реализации социальных проектов громад.

Далее поговорим об изменениях, которым подверглись направления использования бюджетных средств.

Изменения в составе и порядке разграничения расходов

Предлагаем посмотреть на новации в порядке осуществления расходов бюджетных средств по их функциональному назначению, т. е. в разрезе сфер деятельности (образование, здравоохранение, соцзащита и т. п.).

Но сначала несколько слов об общих изменениях в порядке использования средств местных бюджетов. Так, Законом № 293 подкорректированы принципы распределения средств бюджета развития. Отныне такие средства можно смело направлять не только на строительство, реконструкцию и реставрацию объектов производственной, коммуникационной и социальной инфраструктуры, а еще и на их капремонт.

И несмотря на то, что указание на это и раньше содержала ч. 3 ст. 71 БКУ, законодатель решил конкретизировать этот момент еще и в ч. 5 ст. 71 БКУ.

Порядок распределения средств бюджета развития на осуществление таких мероприятий между конкретными объектами прописывают в решении соответствующего местного совета при утверждении местного бюджета (при внесении изменений в него).

Образование

Последние изменения, внесенные в БКУ, призваны привести терминологию типов заведений образования к действующему законодательству об образовании, а также урегулировать порядок их финансирования. С этой целью немного подкорректировали ст. 1032 БКУ.

В частности, в 2020 году образовательная субвенция направляется на оплату труда с начислениями педработников в таких типах заведений образования:

1) начальные школы, гимназии, лицеи (кроме дошкольных подразделений (отделений, групп));

2) специальные школы, санаторные школы;

3) специализированные художественные школы (школы-интернаты), школы-интернаты (лицеи-интернаты) спортивного профиля, военные (военно-морские) лицеи, лицеи с усиленной военно-физической подготовкой, научные лицеи, научные лицеи-интернаты, гимназии и лицеи, в составе которых есть интернаты с частичным или полным содержанием учащихся;

4) детские дома, учебно-реабилитационные центры, инклюзивно-ресурсные центры;

5) заведения профессионального (профессионально-технического) образования государственной и коммунальной собственности в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования;

6) заведения профессионального предвысшего образования и колледжи государственной и коммунальной собственности в части обеспечения расходов на получение полного общего среднего образования.

Как видим, в указанной норме приведены типы заведений образования, которые полностью соответствуют Закону об образовании.

В то же время возникает вопрос: как же быть тем заведениям, которые не успели переоформить свои учредительные документы в соответствии с требованиями этого Закона?

Важно!

До приведения учредительных документов заведений образования в соответствие с нормами Закона об образовании их финансовое обеспечение осуществляется в порядке, который действовал в 2019 году (п. 50 Заключительных и переходных положений БКУ).

Итак, в 2020 году педработники этих заведений образования точно не останутся без зарплаты. К тому же последние изменения бюджетного законодательства фактически не отразились на направлении образовательной субвенции.

Также напомним, что перечень должностей педработников определен Перечнем № 963. Соответственно, расходы на оплату труда работников, должности которых не входят в указанный Перечень, образовательная субвенция не покрывает.

Следует также добавить несколько слов о порядке распределения образовательной субвенции.

Как и раньше, средства образовательной субвенции распределяются между соответствующими бюджетами на основе формулы, утвержденной постановлением № 1088 (ср. ). Кстати, в этом году вопросами перераспределения образовательной субвенции между местными бюджетами занимается непосредственно Кабмин (ст. 18 Закона о госбюджете). Параметрами для распределения этой субвенции являются (ч. 3 ст. 1032 БКУ):

1) количество учащихся заведений ЗСО, учащихся, получающих полное ОСО в заведениях профессионального (профессионально-технического) образования государственной и коммунальной собственности, студентов, получающих полное ОСО в заведениях профессионального предвысшего образования и колледжах государственной и коммунальной собственности, в городской и сельской местности, горных населенных пунктах;

2) расчетная наполняемость классов;

3) учебные планы.

Вместе с тем Кабмину поручено оценить возможность увеличения образовательной субвенции путем ее распределения между местными бюджетами с учетом уточненного количества учащихся всех типов заведений ОСО по состоянию на 5 сентября 2019 года.

При необходимости Правительство должно подкорректировать и формулу распределения образовательной субвенции между местными бюджетами. Для этого отведено время до 1 февраля 2020 года (п. 10 Заключительных положений Закона о госбюджете). Как ожидается, это позволит распределить средства в соответствии с реальным количеством учащихся и увеличить объем образовательной субвенции для отдельных громад.

Еще одним интересным нововведением 2020 года в сфере образования стала возможность размещать госзаказ на подготовку кадров в частных заведениях высшего образования. Это прописано в обновленном п.п. «в» п. 7 ч. 1 ст. 87 БКУ. Причем этой нормой предусмотрено определение стоимости образовательных услуг упомянутых заведений с учетом законодательства об индикативной себестоимости. Но фактически этот вопрос пока еще не урегулирован на законодательном уровне. Сейчас существует лишь проект постановления КМУ «О некоторых вопросах внедрения индикативной себестоимости».

А вот региональный заказ на подготовку кадров может размещаться лишь в коммунальных заведениях предвысшего профессионального образования и высшего образования, основателем которых является городской, районный, сельский или поселковый совет.

Это следует из пп. «в» и «г» п. 2 ч. 1 ст. 89 БКУ.

Что касается последипломного образования, то тут не все так просто. Никакой конкретизации по поводу формы собственности заведений образования, где может размещаться государственный и региональный заказы на повышение квалификации и переподготовку кадров, нет.

Здравоохранение

Именно с 2020 года должна была стартовать программа медицинских гарантий на полную. Предполагалось, что НСЗУ будет закупать медицинские услуги в ЗЗО всех уровней, организационно-правовых форм (кроме бюджетных учреждений) и форм собственности.

Однако с 1 января этого года новые правила финансирования ЗЗО через НСЗУ заработали не для всех. Некоторые виды ЗЗО приобщатся к программе медицинских гарантий с 1 апреля 2020 года. На это указывает п. 11 Заключительных положений БКУ и п. 1 постановления № 1119.

Конечно, ни одно ЗЗО не останется без финансового обеспечения. До 01.04.2020 г. заведениям, которые не перешли на финансирование через НСЗУ, будут выделяться средства медицинской субвенции из госбюджета. К тому же остатки медицинской субвенции на 01.04.2020 г. будут храниться на счетах соответствующих местных бюджетов. А вот направление использования этих средств предопределено. Так, за счет остатков субвенции коммунальные ЗЗО смогут обновить материально-техническую базу, провести компьютеризацию и информатизацию.

Но это касается лишь тех заведений, которые будут иметь статус предоставителей медицинских услуг (кроме первичной медицинской помощи) по программе медицинских гарантий. Такой порядок прописан в ст. 19 Закона о госбюджете.

Из каких именно бюджетов и в течение какого срока будет осуществляться финансирование различных видов УЗ, показано в таблице.

Порядок финансирования ЗЗО в 2020 году

Расходы

Сроки финансирования

Бюджеты городов областного значения, районные бюджеты, бюджеты ОТГ

амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь (больницы широкого профиля, специализированные медико-санитарные части, роддома, поликлиники и амбулатории, общие стоматологические поликлиники, участковые больницы) (п.п. «а» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

До 01.04.2020 г.

программа медико-санитарного образования (городские и районные центры здоровья и мероприятия по санитарному образованию) (п.п. «б» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (территориальные медицинские объединения, центры медицинской статистики, автопредприятия санитарного транспорта, другие программы и мероприятия) (п.п. «в» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

оплата коммунальных услуг и энергоносителей коммунальными ЗЗО, предоставляющими первичную медицинскую помощь, местные программы развития и поддержки коммунальных ЗЗО, предоставляющих первичную медицинскую помощь, и местные программы предоставления населению медицинских услуг по первичной медицинской помощи населению (п.п. «г» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

софинансирование оплаты медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, для покрытия стоимости коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных ЗЗО, которые принадлежат соответствующим территориальным громадам или являются объектами права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных советов (п.п. «ґ» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

С 01.04.2020 г.

местные программы развития и поддержки коммунальных ЗЗО, которые принадлежат соответствующим территориальным громадам или являются объектами права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных советов, и местные программы предоставления населению медицинских услуг сверх объема, предусмотренного программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения (п.п. «д» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

местные программы общественного здоровья (п.п. «е» п. 3 ч. 1 ст. 89 БКУ)

С 01.01.2020 г.

Областные бюджеты

консультативная амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь (больницы республиканского Автономной Республики Крым и областного значения, центры экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, станции экстренной (скорой) медицинской помощи) (п.п. «а» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

До 01.04.2020 г.

специализированная амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь (специализированные больницы, поликлиники, включая стоматологические, центры, диспансеры, госпитали для ветеранов войны, дома ребенка, станции переливания крови) (п.п. «б» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

санаторно-курортная помощь (санатории для больных туберкулезом, санатории для детей и подростков, санатории медицинской реабилитации) (п.п. «в» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

другие государственные программы медицинской и санитарной помощи (медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, центры медицинской статистики, территориальные медицинские объединения, автопредприятия санитарного транспорта, базы спецмедснабжения, центры здоровья и мероприятия санитарного образования, региональные мероприятия по реализации государственных программ, другие программы и мероприятия) (п.п. «г» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

софинансирование оплаты медицинских услуг, предоставляемых в рамках программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения, для покрытия стоимости коммунальных услуг и энергоносителей коммунальных ЗЗО, являющихся объектами права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении областных советов (п.п. «ґ» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

С 01.04.2020 г.

региональные программы развития и поддержки коммунальных ЗЗО, которые являются объектами права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении областных советов, и региональные программы предоставления населению медицинских услуг сверх объема, предусмотренного программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения (п.п. «д» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

другие заведения и мероприятия в системе здравоохранения (дома ребенка, заведения службы крови, медико-социальные экспертные комиссии, бюро судмедэкспертизы, базы спецмедснабжения) (п.п. «є» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

региональные программы общественного здоровья (п.п. «е» п. 3 ч. 1 ст. 90 БКУ)

С 01.01.2020 г.

Соцзащита

В сфере социальной защиты населения состоялись действительно ощутимые изменения. И прежде всего это касается усовершенствования управления расходами социального направления. Так, начиная с 1 января 2020 года непосредственно из госбюджета, а не из местных бюджетов за счет соответствующих субвенций из государственного бюджета, будут осуществляться расходы на:

предоставление помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям и некоторым другим категориям граждан (с расширением видов помощи);

предоставление льгот и жилищных субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение твердого топлива и сжиженного газа. Такие изменения связаны с переходом к денежной форме предоставления льгот и жилищных субсидий населению.

С учетом этого был расширен перечень расходов госбюджета в сфере социальной защиты и социального обеспечения, а п. 9 ч. 1 ст. 87 БКУ дополнен новыми пп. «и» и «і». В свою очередь, из перечня расходов местных бюджетов изъяты соответствующие позиции (исключен п.п. «б» п. 4 ч.1 ст. 89 БКУ). И конечно же, отменена норма о предоставлении субвенции из госбюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ соцзащиты (исключена ст. 102 БКУ).

Соответствующие изменения внесены и в ст. 11 Закона № 1768, ст. 16 Закона № 2109, ст. 4 Закона № 2811 и ст. 13 Закона № 1727.

Отныне этими нормативно-правовыми актами четко определено, что выплата государственной социальной помощи осуществляется именно за счет средств госбюджета.

Бесспорно, мы рассказали не обо всех изменениях и новациях, которым подверглось бюджетное законодательство с 1 января 2020 года, а только о самых интересных. Следите за нашими публикациями постоянно, чтобы не пропустить полезную и актуальную информацию.

Нормативные документы

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУГражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУХозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 293Закон Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 14.11.2019 г. № 293-IX.

Закон № 1562Закон Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XII.

Закон о госбюджетеЗакон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год» от 14.11.2019 г. № 294-IX.

Закон об образованииЗакон Украины «Об образовании» от 05.09.2017 г. № 2145-VIII.

Закон № 1768Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон № 2109Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью» от 16.11.2000 г. № 2109-IIІ.

Закон № 2811Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Закон № 1727Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и лицам с инвалидностью» от 18.05.2004 г. № 1727-IV.

Государственная целевая программаГосударственная целевая экономическая программа развития автомобильных дорог общего пользования государственного значения на 2018 — 2022 годы, утвержденная постановлением КМУ от 21.03.2018 г. № 382.

Порядок № 228Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Постановление № 1088постановление КМУ «Об утверждении формулы распределения образовательной субвенции между местными бюджетами» от 27.12.2017 г. № 1088.

Постановление № 1119постановление КМУ «Некоторые вопросы реализации государственных финансовых гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий на 2020 год» от 27.11.2019 г. № 1119.

Перечень № 963Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963.

Приказ № 793приказ Минфина «Об утверждении составляющих Программной классификации расходов и кредитования местного бюджета» от 20.09.2017 г. № 793.

Приказ № 539приказ Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 20 сентября 2017 года № 793» от 16.12.2019 г. № 539.

ПКРКБ — Программная классификация расходов и кредитования бюджета.

ОТГ — объединенные территориальные громады.

ОСО — общее среднее образование.

НСЗУ — Национальная служба здоровья Украины.

ЗЗО — заведение здравоохранения.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше