Департамент жилищной политики и благоустройства Министерства развития громад и территорий Украины обработал обращение <…> о предоставлении разъяснения о бухгалтерском учете объектов благоустройства и в пределах компетенции сообщает.
В соответствии с Законом Украины «О благоустройстве населенных пунктов» (далее — Закон) организацию благоустройства населенных пунктов обеспечивают местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными законом.
Благоустройство осуществляется в обязательном порядке на всей территории населенного пункта (села, поселка, города).
Законом предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать предприятия для содержания объектов благоустройства государственной и коммунальной собственности.
В случае отсутствия таких предприятий органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий определяют на конкурсных принципах в соответствии с законом балансодержателей таких объектов.
Систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правовой статус и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления определяют Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» и Конституция Украины.
Согласно статье 2 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» местное самоуправление — это гарантированное государством право и реальная способность территориальной громады — жителей села или добровольного объединения в сельскую громаду жителей нескольких сел, поселка, города — самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины, что полностью корреспондируется со статьей 140 Конституции Украины.
В соответствии с частью первой статьи 71 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» территориальные громады, органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия.
В то же время Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине», устанавливая гарантии местного самоуправления, его органов и должностных лиц, предусмотрел норму, согласно которой органы исполнительной власти, их должностные лица не имеют права вмешиваться в законную деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, а также решать вопросы, отнесенные Конституцией Украины, этим и другими законами к полномочиям органов и должностных лиц местного самоуправления, кроме случаев выполнения делегированных им советами полномочий, и в иных случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, статьей 144 Конституции определено, что органы местного самоуправления в пределах полномочий, определенных законом, принимают решения, которые являются обязательными к выполнению на соответствующей территории.
Решения органов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливаются в установленном законом порядке с одновременным обращением в суд.
Вместе с тем методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы (далее — основные средства), а также раскрытие информации о них в финансовой отчетности утверждены приказом Министерства финансов Украины от 27.04.2000 г. № 92, зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 18.05.2000 г. под № 288/4509 «О Положении (стандарте) бухгалтерского учета 7 «Основные средства». Нормы Положения (стандарта) 7 применяются предприятиями, организациями и другими юридическими лицами всех форм собственности (кроме бюджетных учреждений и предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности).
В то же время согласно статье 20 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» государственный контроль за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, и не должен приводить к вмешательству органов государственной власти или их должностных лиц в осуществление органами местного самоуправления предоставленных им собственных полномочий.
Также информируем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, не устанавливают правовых норм и не являются официальным толкованием положений законов, а имеют исключительно информационно-справочный характер и не могут быть использованы в любых спорных правоотношениях с другими лицами как доказательства в понимании административного, хозяйственного, гражданского и уголовного судопроизводства.
Заместитель директора Департамента — начальник отдела формирования и реализации политики по жилищным вопросам С. Старцева