Темы статей
Выбрать темы

Продление договора аренды без аукциона: варианты от ФГИУ

Матвеева Виктория, эксперт журнала «Бюджетная бухгалтерия»
Продление действующих договоров аренды — один из болезненных вопросов для арендаторов и арендодателей государственного и коммунального имущества. Каковы правила и условия продления таких договоров?

Эти вопросы урегулированы в ст. 18 Закона1.

1 Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 03.10.2019 г. № 157-IX.

Так, по общему правилу продление договоров аренды осуществляют по результатам аукциона и без проведения аукциона. Отметим, что подробно процедура продления договоров аренды по результатам аукциона определена в пп. 143 — 151 Порядка № 4832.

2 Порядок передачи в аренду государственного и коммунального имущества, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2020 г. № 483.

Но арендаторов больше интересует то, на каких условиях можно продлить действующие договоры аренды без проведения аукциона. Поэтому вопрос, на который отвечает Фонд госимущества в письме от 20.08.2020 г. № 10-16-16695, касается именно продления договора аренды коммунального имущества без проведения аукциона. Давайте рассмотрим подробно, какие требования предусмотрены Законом для продления договоров аренды на таких условиях.

Так, в соответствии со ст. 18 Закона без проведения аукциона могут быть продлены договоры, соответствующие следующим требованиям:

1) заключены и продлеваются впервые при условии, если срок аренды по таким договорам составляет 5 лет или меньше.

Получается, что продлить без проведения аукциона можно только такой договор аренды, который будет продлен впервые. При этом срок аренды по такому договору должен составлять 5 лет и меньше.

А потому если необходимо продлить договор аренды, который ранее уже был продлен хотя бы однажды, арендатор не может воспользоваться этой нормой Закона. Таким образом, такой договор аренды придется продлить только через аукцион;

2) заключены без проведения аукциона с учреждениями, организациями, предусмотренными ч. 1 ст. 15 Закона.

К таким учреждениям и организациям отнесены:

• органы государственной власти и органы местного самоуправления, другие учреждения и организации, деятельность которых финансируется за счет государственного или местных бюджетов;

• религиозные организации для обеспечения проведения религиозных обрядов и церемоний;

• Пенсионный фонд Украины и его органы;

• дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, представительства международных межправительственных организаций в Украине для исполнения функций дипломатического представительства, консульских и уставных функций международных межправительственных организаций.

С учетом этого, можно продлить договор аренды, который был заключен с указанными учреждениями и организациями, но при условии, что такой договор ранее был заключен без проведения аукциона. То есть это означает, что на договоры аренды, которые были заключены до момента введения в действие Закона с указанными учреждениями и организациями, правила ст. 18 Закона не распространяются.

И фактически продлить договор аренды без проведения аукциона на условиях, определенных абз. 3 ч.2 ст. 18 Закона, имеют возможность уже «будущие» арендаторы, которые первоначальный договор аренды заключат по правилам Закона без проведения аукциона;

3) заключены без проведения аукциона с предприятиями, учреждениями, организациями, предусмотренными ч. 2 ст. 15 Закона в соответствии с требованиями ст. 15 этого Закона, кроме случаев, предусмотренных абз. 11 и 12 ч. 2 ст. 15 этого Закона.

Так, к перечню таких предприятий, учреждений и организаций отнесены:

• музеи;

• государственные и коммунальные предприятия, учреждения, организации в сфере культуры и искусств или общественные организации в сфере культуры и искусств (в том числе национальные творческие союзы или их члены под творческие мастерские);

заведения образования всех форм собственности, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности;

• общественные организации ветеранов для размещения реабилитационных учреждений для ветеранов;

• реабилитационные учреждения для лиц с инвалидностью и детей с инвалидностью для размещения таких реабилитационных учреждений;

• государственные и коммунальные специализированные предприятия, учреждения и заведения социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в соответствии с Законом Украины «О социальных услугах» от 17.01.2019 г. № 2671-VIII;

• государственные издательства и предприятия книгораспространения;

• отечественные издательства и предприятия книгораспространения, обеспечивающие подготовку, выпуск и (или) распространение не менее 50 % книжной продукции на государственном языке (за исключением изданий рекламного и эротического характера);

• народные депутаты Украины и депутаты местных советов для размещения общественной приемной.

Аналогично с предыдущим требованием продлить договор аренды без проведения аукциона должны те арендаторы, которые попали в указанный перечень, но при условии, что первоначальный договор аренды был заключен без проведения аукциона. То есть на договоры аренды, которые были заключены до момента введения в действие Закона с упомянутыми предприятиями, учреждениями и организациями, нормы абз. 4 ч.2 ст. 18 Закона не распространяются. Это означает, что продлевать договор аренды таким арендаторам (в частности, и заведениям образования) придется через аукцион;

4) заключены с предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими социально важные услуги населению, перечень которых определяется Кабмином, дополнительный перечень которых может быть определен представительскими органами местного самоуправления согласно законодательству.

Во исполнение этого требования Закона перечень предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют социально важные услуги населению, приведен в приложении 4 к Порядку № 483 (ср. ).

К таким предприятиям, учреждениям и организациям отнесены:

• акционерное общество «Государственный сберегательный банк Украины» (АО «ОЩАДБАНК»), являющееся банковским учреждением государственной собственности;

• акционерное общество «УКРПОЧТА» (АО «УКРПОЧТА»), являющееся предприятием, предоставляющим универсальные услуги почтовой связи в населенных пунктах на всей территории Украины;

• НБУ и уполномоченные им в установленном законодательством порядке банки, в которых государство владеет долей уставного капитала в размере свыше 75 %, арендующие имущество, которое было закреплено на праве хозяйственного ведения за НБУ и передано в сферу управления других государственных органов или в коммунальную собственность или закреплено на праве хозяйственного ведения за НБУ, с целевым функциональным назначением для хранения запасов наличных денег НБУ и проведения технологических процессов относительно обеспечения наличного обращения.

К тому же, как предусмотрено в абз. 5 ч. 2 ст. 18 Закона, дополнительный перечень таких предприятий, учреждений и организаций, которые предоставляют социально важные услуги населению, может быть определен представительскими органами местного самоуправления.

Однако со своей стороны добавим, что вряд ли в «местные» перечни попадет такая категория арендаторов, как заведения образования. А потому не стоит надеяться, что на местном уровне у таких заведений появится возможность воспользоваться этой нормой Закона и продлить договор аренды без аукциона.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше