Темы статей
Выбрать темы

Кардинальные изменения в порядке расчета больничных: чего ожидать?

Кардинальные изменения в порядке расчета больничных: чего ожидать?

В этот раз руки законодателей дошли до порядка расчета больничных. Наверное, одной из причин этого стала дополнительная нагрузка на ФСС из-за пандемии. Ведь существенно выросли расходы по больничным. Как следствие — Фонд постоянно задерживал финансирование выплат по временной нетрудоспособности работников.

Безусловно, власть должна была отреагировать. Но реакция оказалась несколько неожиданной. Сейчас на официальном сайте Минсоцполитики появился проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оптимизации функций Фонда социального страхования Украины».

Этим законопроектом планируется внести изменения в ряд нормативно-правовых актов и, в частности, в Закон о соцстраховании1.

1 Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Что же планируется изменить?

Во-первых, изменится п. 2 ст. 22 Закона о соцстраховании. Именно эта норма устанавливает порядок оплаты больничных в соотношении работодатель/Фонд. Планируется, что ФСС будет оплачивать больничный с 11-го дня нетрудоспособности. Тогда как в настоящее время первые 5 дней болезни оплачивает работодатель, а с 6-го дня — ФСС. Соответственно, если проект Закона будет принят, оплата первых 10 дней временной нетрудоспособности ляжет на плечи работодателей.

Во-вторых, изменения коснутся ст. 24 Закона о соцстраховании. Эта норма определяет размеры пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа. Такое пособие будут выплачивать застрахованным лицам в следующих размерах:

50 % средней зарплаты — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж до 5 лет;

60 % средней зарплаты — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж от 5 до 10 лет;

70 % средней зарплаты — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж от 10 до 15 лет;

80 % средней зарплаты — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж от 15 до 20 лет;

100 % средней зарплаты — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж более 20 лет.

Как видим, такие нововведения серьезно ударят по кошельку работника ☹. Ведь раньше, чтобы получить больничные в 100-процентном размере «средней», достаточно было отработать 8 лет. А вот после изменений на выплату больничных в таком размере смогут рассчитывать только те, чей страховой стаж составляет аж 20 лет. Пострадают и другие работники, страховой стаж которых составляет от 5 до 20 лет.

В-третьих, претерпит изменения ст. 23 Закона о соцстраховании. Здесь приведены основания для отказа в предоставлении пособия по временной нетрудоспособности. К ним планируют добавить:

• период простоя, кроме случаев, когда временная нетрудоспособность наступила до простоя;

• период временной нетрудоспособности, указанный в медицинском заключении по временной потере трудоспособности, признанном необоснованным.

Среди других запланированных изменений, на которые стоит обратить внимание, — это выплата помощи на погребение в двукратном размере ПМТЛ, установленного на дату смерти. Сейчас размер такой помощи установлен отдельным постановлением № 172 и составляет 4100 грн.

2 Постановление Правления ФСС «Об установлении размера помощи на погребение» от 08.02.2017 г. № 17.

Ну что же, если проект Закона будет принят, то и работодателей, и работников ожидают, без преувеличения, революционные изменения. И, к сожалению, они никоим образом не в лучшую сторону.

Кстати, Закон предлагают ввести в действие с 01.08.2021 г. Исключение — изменения относительно порядка расчета больничных за средства ФСС. Они должны вступить в силу с 01.01.2022 г.

Договор займа продлить нельзя, заключить договор аренды…

Знаки препинания в этом предложении не так давно расставил ФГИУ. Окончательно и бесповоротно. Так, в своем письме от 11.03.2021 г. № 10-16-5353 специалисты ФГИУ ответили на вопрос по поводу пролонгации договоров займа государственного и коммунального имущества.

Не секрет, что с 1 февраля 2020 года на передачу госкомимущества в бесплатное пользование или заем наложено табу. Прямое указание на запрет содержит ч. 2 ст. 9 Закона № 1571.

3 Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 03.10.2019 г. № 157-IX.

Но как быть с договорами займа, заключенными на основании «предшественника» этого Закона? Конкретные действия относительно таких договоров не определены ни самим Законом № 157, ни Порядком № 4832.

4 Порядок передачи в аренду государственного и коммунального имущества, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2020 г. № 483.

Конечно, договоры займа, подписанные до введения Закона № 157, являются действующими и продолжают действовать до окончания срока, на который были заключены. Ведь в течение срока действия договора существуют хозяйственные обязательства сторон, возникшие на основании этого договора (ч. 7 ст. 180 ХКУ, ч. 1 ст. 631 ГКУ). Более того, обязательность для выполнения подписанного договора никто не отменял (ст. 629 ГКУ).

А вот продлить такие договора не получится. Если существует потребность в использовании такого имущества, придется заключать другое соглашение — договор аренды. То есть о бесплатном использовании государственного и коммунального имущества можно забыть. И никаких тебе поблажек или привилегий для бывших пользователей (по договорам займа) при оформлении арендных отношений. Все на общих основаниях.

Но есть другой вариант — передача имущества на праве хозяйственного ведения (оперативного управления). Как передать транспортное средство коммунальному предприятию в хозяйственное ведение, читайте в статье «Транспорт от ОМС в КП: передача, ремонт, использование» этого номера.

Ответственность за нарушение требований техногенной и пожарной безопасности — усилена

30 марта парламентарии приняли Закон «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины об усилении уровня ответственности за нарушение требований техногенной и пожарной безопасности» (законопроект № 4157).

Этим Законом предусмотрены изменения в ст. 270 УКУ3. Таким образом, будет введена уголовная ответственность за нарушение требований техногенной и пожарной безопасности. Это касается случаев, когда следствием такого правонарушения стал пожар или авария с нанесением вреда здоровью людей или имуществу в большом размере.

5 Уголовный кодекс Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI.

Также Закон усиливает админответственность за несоблюдение требований техногенной и пожарной безопасности. В частности, возрастет размер штрафов за:

невыполнение предписаний, распоряжений или постановлений должностных лиц ГСЧС (ст. 1888 КУоАП). За такие действия на должностных лиц будет наложен штраф от 100 до 200 нмдг4 (от 1700 до 3400 грн).

6 нмдг — необлагаемый минимум доходов граждан (17 грн).

Если же нарушители не усвоят урок и совершат те же действия во второй раз в течение года, штраф будет значительно выше — от 200 до 300 нмдг (от 3400 до 5100 грн);

заведомо ложный вызов спасателей, полицейских или «скорой» (ст. 183 КУоАП). Админштраф за такие выходки будет составлять от 50 до 200 нмдг (от 850 до 3400 грн).

Редакция

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше