Темы статей
Выбрать темы

Автомобильные аккумуляторы: учитываем, списываем, утилизируем

Вежичанина Светлана, эксперт по финансовым вопросам
Аккумулятор служебного «железного коня» исчерпал свой ресурс. Его надо заменить на новый. Но как правильно это оформить и отразить в учете? Что делать со старым, отработанным аккумулятором? А еще интереснее: как правильно в дальнейшем учитывать новый? Об этом и не только — в нашей статье.

АБ1, или просто аккумулятор, проходит несколько этапов учета.

1 АБ — аккумуляторная свинцовая стартерная батарея.

Сначала учреждение получает аккумулятор вместе со служебным транспортом. В составе авто введенный в эксплуатацию аккумулятор как отдельный объект не учитывается. Его стоимость входит в состав первоначальной стоимости соответствующего авто.

Впоследствии рабочая АБ достигает своего предельного технического состояния. Взамен отработанной учреждение покупает новую и зачисляет ее в состав запасов как запасную часть.

В свою очередь, отработанный аккумулятор подлежит списанию. Но что делать с ним далее, после списания?

Старую АБ необходимо обязательно утилизировать. Ведь в ее составе — свинец или его соединения. Так, отработанные батареи свинцовых аккумуляторов отнесены к опасным отходам. Прямое указание на это содержит п. 32 раздела А Желтого перечня отходов2.

2 Желтый перечень отходов, утвержденный постановлением КМУ «Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов» от 13.07.2000 г. № 1120.

Следовательно, сдавать такие отходы нужно в четко установленные сроки и только специализированным предприятиям, имеющим лицензию на их утилизацию.

Кстати, поставщики АБ часто практикуют сбор старых аккумуляторов для последующей передачи перерабатывающим предприятиям на утилизацию. Однако для этого им лицензия не нужна. Главное, чтобы в течение года со дня образования соответствующих отходов они были переданы спецпредприятиям, имеющим лицензию на обращение с опасными отходами. Этого требует п. 14 ч. 1 ст. 7 Закона № 2223. Поэтому можно спокойно сдать отработанную АБ поставщику автозапчастей (конечно, если он предлагает такую услугу).

3 Закон Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности» от 02.03.2015 г. № 222-VIII.

В таком случае учреждение реализует старый аккумулятор как лом за денежные средства.

Поэтому, как видите, автомобильный аккумулятор — не совсем обычная запчасть. Существует целый ряд тонкостей и нюансов учета их оборота на разных этапах «жизнедеятельности».

Рассмотрим каждый из этих этапов. И начнем со срока службы аккумуляторов.

Ресурс эксплуатации

Каждый аккумулятор имеет свой ресурс эксплуатации. И для безопасного и рационального использования служебного авто, конечно, его надо учитывать.

Поэтому чтобы знать, когда пришло время заменить старую «батарейку» на новую, прежде всего следует руководствоваться Нормами № 4894. Этот документ содержит эксплуатационные нормы среднего ресурса эксплуатации АБ. А такая информация крайне важна для планирования и своевременного осуществления расходов на соответствующие цели.

4 Приказ Минтранса и связи «Об утверждении Эксплуатационных норм среднего ресурса аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси» от 20.05.2006 г. № 489.

В то же время производители АБ тоже устанавливают в эксплуатационной документации (в договоре купли-продажи) гарантийный ресурс своей продукции или нормы среднего ресурса.

Поэтому учтите: если нормы производителя превышают средние, предусмотренные в Нормах № 489, последние утрачивают силу. То есть гарантийные обязательства производителя АБ имеют приоритетное значение (п. 3.9 приказа № 489).

В любом случае вышеуказанные нормы установлены для нормальных условий эксплуатации автотранспорта (абз. 46 разд. 2 Норм № 489). А вот особые условия требуют осуществления корректировок в соответствии с предписаниями разд. 6 Норм № 489.

Безусловно, ресурс эксплуатации рабочего аккумулятора зависит от исправности автотранспорта. Поэтому своевременность ТО5 и ремонта транспортных средств играет особо важную роль.

5 ТО — техническое обслуживание.

К тому же тип аккумулятора должен соответствовать требованиям производителя автомобиля по величине номинальной емкости АБ.

Кроме того, для нормальной эксплуатации авто установлена их средняя интенсивность эксплуатации в зависимости от назначения (не более соответствующего количества км в месяц). А конкретно — для легковушек общего назначения средняя интенсивность эксплуатации составляет 4000 км в месяц.

Соответственно средний эксплуатационный ресурс АБ таких авто будет составлять 30, 42 или 54 месяца, в зависимости от типа АБ (приложения 1 — 3 к Нормам № 489).

Придерживаясь установленных правил нормальной эксплуатации ТС6, учреждение избежит сокращения срока службы аккумулятора.

6 ТС — транспортное средство.

Оформляем движение

Аккумулятор является запчастью, которая может находиться на разных этапах оборота, в частности:

• хранение на складе;

• пребывание в эксплуатации;

• ремонт или ТО;

• списание;

• утилизация.

Конечно, каждый из этих этапов требует документального оформления. Поэтому руководитель учреждения должен назначить лицо, ответственное за учет и контроль оборота АБ в учреждении (п. 8.4 Правил № 7957).

7 Правила эксплуатирования аккумуляторных свинцовых стартерных батарей колесных транспортных средств и специальных машин, выполненных на колесных шасси, утвержденные приказом Минтранса и связи от 02.07.2008 г. № 795.

Рассмотрим документальное оформление такого движения.

Храним

Без эксплуатации аккумулятор может храниться в составе авто или вне его.

Хранение АБ в составе неэксплуатируемого авто допускается не более 30 суток. Да и то, если климатические условия позволяют (абз. 2 п. 6.1 Правил № 795).

Если же использование ТС временно приостановлено на срок свыше 30 суток, уже введенный в рабочее состояние аккумулятор нужно хранить вне КТС. Также вне автомобиля следует хранить АБ после приобретения, если ее ввод в эксплуатацию перенесен на более поздний срок (абз. 1 п. 6.1 Правил № 795).

В целом хранение новой АБ или временно выведенной из рабочего состояния, в зависимости от ее типа, требует соответствующих условий хранения и ТО (разд. VI Правил № 795).

Факт проведения соответствующего обслуживания ответственное лицо должно фиксировать в Журнале учета операций по техническому обслуживанию АБ во время хранения (приложение 11 к Правилам № 795). В этом Журнале отражают напряжение АБ, уровень, плотность и температуру электролита в ней во время хранения.

Эксплуатируем

Во время эксплуатации аккумуляторов необходимо контролировать продолжительность или объем их работы. Такую наработку измеряют в календарных месяцах и километрах пробега авто (абз. 18 п.п. 1.2.3 п. 1.2 Правил № 795). Указанные данные обязательно должны найти свое отражение в Карточке учета наработки и отслеживания оборота (приложение 12 к Правилам № 795). Эти данные необходимо заносить в Карточку ежеквартально, а также в целом за год.

Если АБ переставляют из одного авто на другое, в Карточке нужно указать соответствующие дату и наработку АБ, а также дату установления в другое ТС (п. 8.3 Правил № 795).

Также в Карточке следует приводить информацию о выполнении сезонного обслуживания авто, постановке АБ на хранение и факте списания (абз. 2 п. 8.2 Правил № 795).

Учет и оборот капитально отремонтированных АБ ведут в отдельной Карточке учета.

Обслуживаем и ремонтируем

Техобслуживание АБ, как правило, выполняют по регламенту производителя (п. 5.1 Правил № 795).

Такое обслуживание включает в себя разные этапы. Есть операции, которые должен выполнять водитель, с периодичностью не более 15 суток. Это так называемое ежесменное ТО. Последнее предусматривает осуществление проверки надежности крепления АБ, уровня электролита в обслуживаемых АБ, степени заряженности аккумулятора по плотности электролита, внешний осмотр чистоты поверхностей АБ и т. п. (п. 5.2 Правил № 795).

Дополнительно проводят ТО АБ со снятием ее с авто. Неисправные АБ восстанавливают путем текущего или капитального ремонта (п. 5.16 Правил № 795).

Ответственное лицо должно контролировать систематичность и соответствие ведения учета использования ресурса и выполнения операций по ТО и ремонту АБ (абз. 2 п. 5.15 разд. V Правил № 795).

Результаты контроля нужно отражать в Журнале учета операций по техническому обслуживанию и ремонту АБ (приложение 10 к Правилам № 795). Здесь фиксируют напряжение аккумулятора, уровень и плотность электролита в нем до и после ТО (ремонта), а также перед выдачей АБ.

Если попытки «реанимировать» АБ исчерпаны, необходимо принять решение о ее дальнейшей судьбе.

Признаем пригодность или непригодность

Руководитель учреждения своим приказом образует комиссию, уполномоченную определять техническое состояние аккумуляторов (п. 8.4 Правил № 795).

После установления фактического состояния комиссия может принять решение о:

• выполнении ремонта;

• оформлении претензии к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ или авто);

• списании;

• подготовке и передаче на утилизацию (реализацию).

Принятое решение комиссия фиксирует в Карточке учета, с приведением причины снятия аккумулятора с эксплуатации.

Если ремонт является экономически нецелесообразным, а гарантийные обязательства уже не действуют, комиссия принимает решение о списании соответствующей АБ.

Списываем?

В первую очередь комиссия анализирует суммарную наработку от начала эксплуатации АБ или ее восстановления после ремонта до перехода в предельное состояние. То есть определяет, исчерпал аккумулятор свой установленный ресурс эксплуатации или нет (абз. 28 п.п. 1.2.3 п. 1.2 Правил № 795).

Этот показатель необходимо учитывать при списании. Впрочем, он не может быть единственным основанием для списания.

Внимание!

Достижение наработки среднего ресурса АБ установленной нормы — это обязательное, но недостаточное условие для списания АБ (п. 3.12 приказа № 489).

Решающим основанием для списания АБ являются признаки ее предельного состояния.

Достижение предельного состояния АБ происходит при уменьшении ее емкости ниже 40-процентной величины номинальной емкости, и восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно (абз. 13 разд. 2 Норм № 489).

Как определить предельное состояние АБ, подробно описано в приложении 13 к Правилам № 795 (ср. ).

Но мы советуем для этого обратиться в автосервис. Специалисты проведут полную диагностику АБ. Таким образом, учреждение получит информацию о состоянии аккумулятора, его реальной емкости и сведения о шансах на восстановление АБ.

Итак, аккумулятор подлежит списанию, если он:

достиг предельного технического состояния, исчерпал установленный ресурс и является непригодным для использования по назначению;

достиг предельного технического состояния, не исчерпал установленный ресурс, но фактически является непригодным для выполнения своих функций.

Важно: АБ можно списывать на основании акта, в случае выявления ее производственных или эксплуатационных дефектов, которые невозможно устранить с помощью ремонта или его осуществление является экономически нецелесообразным (п. 3.13 Норм № 489).

Обязательно подкрепите такой случай заключением автосервиса.

Кстати, оформленная карточка учета с заключением о списании АБ считается актом на ее списание (п. 8.4 Правил № 795).

Конечно, такой порядок оформления списания автомобильных аккумуляторов (на основании Карточки учета) не помешает зафиксировать в приказе об организации бухучета.

Учет после списания

До момента передачи АБ учреждение осуществляет экологически безопасное обращение с ней с целью предупреждения вредного влияния на окружающую природную среду и здоровье человека (разд. IX Правил № 795).

Руководитель учреждения отдельным распорядительным документом должен назначить ответственное за учет и утилизацию отработанных аккумуляторов лицо (п. 9.2 Правил № 795). Самый лучший вариант — возложить эту функцию на ответственного за учет и оборот АБ в учреждении. Тем более, что это прямо предусмотрено абз. 3 п. 9.2 Правил № 795.

К обязанностям такого ответственного лица относятся:

• обеспечение учета отработанных АБ каждого сорта по ДСТУ 3211:2009/ ГОСТ 1639:20098 с отражением данных в Журнале учета и оборота отработанных АБ (приложение 14 к Правилам № 795);

8 ДСТУ 3211:2009 / ГОСТ 1639:2009 — Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия .

• ежемесячное информирование руководителя о накопленных объемах старых АБ;

• своевременная сдача АБ на спецпредприятия по утилизации или предприятия, которые их транспортируют на спецпредприятия по утилизации;

• контроль возврата специализированной тары;

• учет и хранение документов, подтверждающих факт сдачи старой АБ на утилизацию.

Учтите: накопление отработанных АБ и их хранение не могут быть бессрочными. Существуют четко определенные сроки сдачи таких объектов на утилизацию. В частности, это нужно сделать не позднее трех месяцев после списания соответствующих АБ. Этого требует п. 9.9 Правил № 795. А контролировать соблюдение этих сроков должно именно ответственное лицо, назначенное руководителем учреждения.

И еще один момент на заметку: из-за низкого содержания драгметаллов в своем составе, в частности серебра, отработанные аккумуляторы не подлежат утилизации как драгоценный металл (абз. 2 п. 9.1 Правил № 795).

Лом и его реализация

Мы уже определились, что старая АБ обязательно подлежит утилизации. В то же время ее можно реализовать как вторсырье, например поставщикам АБ, и получить на спецсчет денежные средства. В свою очередь, последние вполне возможно использовать на приобретение запчастей или комплектующих для служебного авто.

Для этого АБ после списания оприходуем как лом свинца, который удерживается для дальнейшей реализации. Оценку лома осуществляем по чистой стоимости реализации или исходя из стоимости подобных запасов. Отражаем ее в Акте оценки (п. 15 разд. ІІ Методрекомендаций № 119).

9 Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

С поставщиком АБ подписываем договор на покупку лома. Передачу которого осуществляем на основании акта приема-передачи (в произвольной форме). Получение новой АБ оформляется накладной.

Подробнее об оприходовании металлолома, его реализации и порядке использования полученных средств читайте в статье «Металлические сейфы: списываем и реализуем лом» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2021, № 10, с. 17).

Бухучет

Новый аккумулятор зачисляем на субсчет 1515 «Запасные части». При этом стоимость приобретенной АБ значения не имеет.

А вот как учитывать АБ после установления на служебное авто, решать вам. Так, в вашем арсенале есть два варианта:

• либо списать стоимость аккумулятора на расходы отчетного периода сразу после установки;

• либо продолжать учитывать аккумулятор в составе запасов до момента списания (выхода из строя).

Конечно, первый вариант значительно проще. Списали и забыли. Но именно в этом и его главный минус. Контролировать движение и использование АБ после ввода в эксплуатацию позволяет только второй вариант. Именно его мы советуем применять.

Для удобства детализируйте операции по учету аккумуляторов с помощью аналитических счетов. Например, предлагаем такие счета:

субсчет 1515/1 «Аккумулятор новый» для учета новых АБ;

субсчет 1515/2 «Аккумулятор введен в эксплуатацию» для учета АБ, введенных в эксплуатацию;

субсчет 1515/3 «Аккумулятор на временном хранении» для учета временно выведенных из рабочего состояния АБ;

субсчет 1515/4 «Аккумулятор в ремонте или на ТО» для учета АБ, находящихся в ремонте или на ТО.

Для оприходования лома свинца после списания старой АБ применяем субсчет 1518 «Прочие производственные запасы».

Отражать доход на субсчете 7211 «Доходы от реализации активов» будем дважды: при оприходовании лома и после его реализации.

Как отразить такие операции в бухучете, покажем на условном примере.

Пример. По решению комиссии отработанная АБ, достигшая своего предельного состояния, была списана на основании Карточки учета. После списания она оприходована как лом свинца для дальнейшей реализации.

Стоимость лома определена комиссией в акте оценки — 210,00 грн (средняя цена реализации в регионе — 3,50 грн за 1 А/ч). На основании акта приема лом был реализован поставщику АБ. Общая стоимость договора купли составляет 240,00 грн (цена реализации лома — 4 грн за 1 А/ч, сила тока списанной АБ — 60 Ah). Денежные средства за реализованный лом поступили на специальный регистрационный счет учреждения. Позднее у этого же поставщика была приобретена новая АБ стоимостью 2600,00 грн.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн

№ м/о

дебет

кредит

1

Списан отработанный аккумулятор

8013

1515/2

1500,00

13

2

Оприходован лом, полученный после списания АБ, который планируется реализовать

1518

7211*

210,00

14

Отражены собственные поступления от оприходования лома

2313

2117

210,00

3, 4

Отражены кассовые расходы от операции в натуральной форме

2117

2313

210,00

3, 4

3

Списана себестоимость реализованного лома

8211

1518

210,00

13

4

Начислен доход от реализации лома

2117

7211

240,00

4, 14

5

Поступили средства от реализации лома на спецсчет учреждения

2313

2117

240,00

3, 4

6

Оприходована АБ

1515/1

6211

2600,00

6

7

Получены ассигнования на приобретение АБ

2313

7011

2600,00

2

8

Перечислены средства поставщику АБ

6211

2313

2600,00

2, 6

* На сумму оприходованного лома необходимо подать в органы Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня месяца и внести изменения в смету по спецфонду.

Выводы

Эксплуатационные нормы среднего ресурса АБ определяют в зависимости от интенсивности эксплуатации ТС.

• Списать старую АБ можно по решению комиссии при достижении ею предельного состояния и исчерпанном ресурсе эксплуатации.

• Отработанные АБ относятся к опасным отходам и подлежат обязательной утилизации спецпредприятиями или реализуются как лом свинца.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше