ЕСЛИ БАНК НЕСВОЕВРЕМЕННО
исполнил поручение клиента по переводу денежных средств — разъясняет Нацбанк
Письмо Национального банка Украины от 17.11.2008 г. № 25-112/2515-15950
«Об обеспечении своевременного исполнения расчетных документов»
В комментируемом
письме Нацбанк проанализировал работу банков по выполнению ими мероприятий, связанных с обеспечением стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов и пришел к выводу, что некоторые банки:—
не выполняют поданные клиентами поручения на перечисление средств и не предоставляют информацию о состоянии выполнения этих поручений;—
не обеспечивают своевременного выполнения расчетных документов клиентов, нарушая сроки выполнения межбанковского перевода, в том числе в результате задержки их на транзитных счетах банка.Напомним, что банк обязан по распоряжению клиента выдать или перечислить с его счета денежные средства в день поступления в банк соответствующего расчетного документа,
если иной срок не предусмотрен договором банковского счета или законом (ст. 1068 ГКУ*). Согласно п. 8.4 Закона о платежных системах** межбанковский перевод денежных средств получателю осуществляется банками в срок до трех операционных дней. Внутрибанковский перевод — в срок, установленный внутренними нормативными актами банка, но не более двух операционных дней. Аналогичные сроки приведены и в п. 2.3 постановления № 319***. Получается, что и эти максимально возможные сроки банки нарушают. В результате страдает клиент банка.* Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
** Закон Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-III.
*** Постановление Правления НБУ «О дополнительных мерах относительно деятельности банков» от 11.10.2008 г. № 319 (см. приложение «Документы» // «БН», 2008, № 46).
Учитывая это,
НБУ обязал банки:1)
обеспечить своевременное исполнение расчетных документов клиентов и завершать межбанковские переводы с учетом указанных выше сроков;2)
если у банка нет возможности выполнить расчетный документ клиента на перечисление средств в установленный законодательством срок, из-за отсутствия/недостаточности средств на своем корреспондентском счете, то банк обязан:— на всех принятых экземплярах расчетных документов заполнять реквизит «
Дата поступления»* и удостоверять его подписью ответственного исполнителя и штампом банка;* Напомним, что именно от «Даты поступления» и следует начинать отсчет операционных дней, установленных Законом о платежных системах или договором для выполнения банком своих обязательств по переводу денежных средств клиента на счета получателя.
— направить письменное уведомление плательщику о невыполнении его расчетного документа с указанием причины: «
Немає/недостатньо коштів на кореспондентському рахунку банку»;— принять меры по возобновлению платежеспособности;
3)
осуществлять отдельный учет невыполненных расчетных документов на перевод в разрезе юридических и физических лиц;4)
доработать внутренние правила ведения учета расчетных документов клиентов, не выполненных в срок по вине банка.Какой из этого можно сделать вывод и что можно порекомендовать в этой ситуации? Рекомендуем платежные поручения предоставлять в банк заранее, учитывая сроки выполнения банком обязательств по переводу денежных средств, указанных в
п. 8.4 Закона о платежных системах и, соответственно, в п. 2.3 постановления № 319. При этом следует знать: если банк нарушил законодательно установленные сроки по выполнению своих обязательств по переводу денежных средств, то он будет нести ответственность согласно ст. 1073 ГКУ. Подробнее о проблеме невыполнения банком своих обязательств и действий клиента банка в таких ситуациях можно узнать из статьи «Несвоевременное поступление налогов в бюджет: кто виноват и что делать» //«БН», 2008, № 46, с. 15.