Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Примерного порядка проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль

Редакция БН
Приказ от 05.12.2008 г. № 761

«КАМЕРАЛКА» ДЛЯ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ПРИБЫЛИ —

новый порядок

 

Приказ Государственной налоговой администрации Украины от 05.12.2008 г. № 761

«Об утверждении Примерного порядка проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

Комментируемым

приказом ГНАУ в очередной раз подкорректировала порядок проведения камеральных проверок декларации по налогу на прибыль. Методические рекомендации, утвержденные приказом от 11.12.2006 г. № 766, которыми налоговики руководствовались до этого, отменены, а в место них утвержден Примерный порядок проведения камеральной проверки и осуществления контроля за взиманием налога на прибыль (далее — Порядок).

Поскольку форма декларации по налогу на прибыль последнее время (с 2005 года) существенно не изменялась, то внесенные коррективы касаются в основном организации работы подразделений, администрирующих налог на прибыль на местах.

На наш взгляд, самыми важными изменениями, на которые следует обратить внимание наших читателей, являются следующие новации.

1.

Исходя из требований п. 2.13 Порядка принятые декларации будут разделяться на три категории:

— отчетность, которая

не прошла арифметического контроля (п.п. 2.13.1);

— отчетность плательщиков, которые декларировали в соответствующем периоде прошлого года наибольшие суммы налога, а в текущем году

уменьшили начисления (п.п. 2.13.2);

— отчетность,

заслуживающая тщательного анализа (в которой возможны методологические ошибки) (п.п. 2.13.3).

Хочется надеяться, что образцово-показательная отчетность (без явных арифметических и методологических ошибок, с возросшими по сравнению с прошлым годом начислениями) не будет зачисляться ни в одну из указанных категорий, хотя прямо об этом в

Порядке не сказано.

Перечень упомянутых выше методологических ошибок (для отнесения отчетности в категорию заслуживающей тщательного анализа) приведен в

приложении 4 к Порядку. Мы рекомендуем обратить внимание на два наиболее существенных пункта.

Во-первых, амортизационные отчисления в первой декларации вновь созданного плательщика могут быть начислены только в том случае, если они были приобретены (внесены в уставный фонд) в неполном квартале регистрации и числились на балансе на начало полного квартала, который входит в первый отчетный налоговый период (см.

письмо ГНАУ от 04.07.2008 г. № 13412/7/15-0217 // «БН», 2008, № 28, с. 11).

Во-вторых, при переходе с единого налога на общую систему налогообложения следует учитывать, что остатки товаров, приобретенных во время пребывания на едином налоге, не включаются в учет прироста-убыли, а балансовая стоимость основных фондов (кроме бесплатно полученных) определяется на уровне остаточной стоимости по данным бухучета (подробнее см. в

статье «Переход с единого налога на общую систему налогообложения: вопросы и ответы» // «БН», 2008, № 49, с. 28).

2.

Пункт 2.3 Порядка предусматривает возможность не признать предоставленную отчетность как налоговую декларацию. Как основание для этого названо нарушение порядка ее заполнения, хотя п.п. 4.1.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000, № 2181-III дает такое право контролирующему органу только в том случае, если в отчетности отсутствуют обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами или не скреплена печатью. Будем надеяться, что налоговики, ссылаясь на п. 2.3 Порядка, не будут признавать декларации, заполненные с незначительными нарушениями, как неподанные. На всякий случай напомним, что, получив уведомление о непризнании поданной отчетности налоговой декларацией по основаниям, не предусмотренным в Законе, такое решение плательщик может обжаловать в порядке апелляционного согласования.

3.

Камеральные проверки деклараций, в которых уменьшились начисления (п.п. 2.13.2 Порядка), и деклараций, заслуживающих тщательного анализа (п.п. 2.13.3 Порядка), должны быть проведены в течение месяца (очевидно, после окончания предельного срока предоставления отчетности). А отчетность остальных плательщиков должна быть проверена до наступления сроков предоставления следующей отчетности (на наш взгляд, это первый день следующего после предоставления отчетности квартала).

4.

Алгоритмы проверки правильности заполнения декларации и сопоставления их с данными приложений приведены в приложении 1 к Порядку, кроме того, в нем конкретизирован порядок заполнения отдельных строк декларации.

Так, ГНАУ подтвердила свою позицию в отношении отражения

возвращенных авансов в строке 02.1 или 05.1 декларации по прибыли, ранее высказанную в письме от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214 // «БН», 2008, № 34, с. 4.

Ошибки, связанные с начислением

амортизации, отражаются в строке 05.2 декларации.

В случае отражения в декларации ошибок предыдущих периодов (положительного значения строки 02 либо отрицательного значения строки 05) будет проверяться заполнение строки 22, в которой,

при наличии оснований для этого, должна быть отражена сумма самоштрафа.

Особое внимание рекомендовано обращать на данные строки 04.13 «прочие расходы», если указанная в ней сумма значительно превышает данные строки 01.6 «прочие доходы» либо если она имеет значительный удельный вес в составе валовых расходов.

Если плательщиком НДС заполнена графа 4 таблицы 1 приложения К1/1 (запасы, использованные не в хозяйственной деятельности), налоговикам рекомендовано проверить, была ли проведена соответствующая корректировка налогового кредита. Хотя заметим, что такая корректировка будет необходима не всегда: например, использованные запасы могли быть приобретены у неплательщика НДС.

5.

В ходе камеральной проверки обязательно выясняются причины расхождений между данными декларации по прибыли и данными деклараций по НДС за соответствующий период (п. 6 приложения 1 к Порядку). Поскольку такие расхождения скорее правило, чем исключение, было бы разумным установить минимальный предел* расхождений, при котором у плательщика не будут требовать письменных объяснений.

* Аналогичный допустимый предел расхождений предусмотрен п. 2.15 Примерного порядка взаимодействия органов государственной налоговой службы при проработке расшифровок налоговых обязательств и налогового кредита по налогу на добавленную стоимость в разрезе контрагентов, утвержденного приказом ГНАУ от 18.04.2008 г. № 266.

Если в поданной отчетности есть такие расхождения, то плательщикам нужно быть готовыми объяснить их причины (в случае получения соответствующего письменного запроса), поскольку непредоставление ответа в установленный десятидневный срок является основанием для проведения

внеплановой выездной проверки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше